Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии
статья по зож
Проблемы сохранения здоровья обучающихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического, очень актуальны сегодня. Многолетняя педагогическая практика показывает, что существующая традиционная методика проведения занятий не всегда приводит к успеху. Детям даётся много знаний, что приводит к утомлению, и, как результат, недостаточное осознание изученного, психическое возбуждение, нарушение внимания, памяти, двигательная расторможенность.
Работа педагога должна быть направлена на оздоровление ребенка с ограниченными возможностями здоровья, на повышение здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_tehnologii.docx | 43.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МИХАЙЛОВСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии
Петрова Олеся Виталиевна,
первая квалификационная категория,
учитель начальных классов.
Валиахметова Татьяна Георгиевна,
высшая квалификационная категория,
учитель начальных классов
с. Михайловка
2017 год
Содержание
1.Введение……………………………………………………………………….3
2. Нетрадиционные здоровьесберегающие методы…………………………...5
2.1. Арт-терапия…………………………………………………………….5
2.2. Аромотерапия………………………………………………………….9
2.3.Музыкотерапия………………………………………………………..10
3.Заключение…………………………………………………………………....11
4. Список литературы…………………………………………………………..12
- Введение
Проблемы сохранения здоровья обучающихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического, очень актуальны сегодня. Многолетняя педагогическая практика показывает, что существующая традиционная методика проведения занятий не всегда приводит к успеху. Детям даётся много знаний, что приводит к утомлению, и, как результат, недостаточное осознание изученного, психическое возбуждение, нарушение внимания, памяти, двигательная расторможенность.
Работа педагога должна быть направлена на оздоровление ребенка с ограниченными возможностями здоровья, на повышение здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образования.
Как показывает практика, развитие познавательной деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью обеспечивается лишь тогда, когда обучение на уроке идет на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Поэтому наряду с традиционными формами обучения мы используем и нетрадиционные.
Использование и внедрение в образовательный процесс нетрадиционных педагогических технологий дает возможность компенсировать нарушения речи, предупредить вторичные отклонения, позволяет развивать способности и личность ученика, формировать устойчивый интерес к учению, снимать напряжение, скованность.
Цель исследования: изучить значимость нетрадиционных здоровьесберегающих технологий для улучшения состояния здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть и проанализировать литературу по применению нетрадиционных здоровьесберегающих технологий.
2. Изучить особенности применения нетрадиционных здоровьесберегающих технологий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе учебной деятельности.
Проблема исследования: нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования: процесс использования нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционной школе.
Предмет: особенности использования нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методы исследования: обобщение педагогического опыта, наблюдение.
- Нетрадиционные здоровьесберегающие методы
Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя - становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Рассмотрим более подробно нетрадиционные здоровьесберегающие компоненты, применяемые в нашей педагогической деятельности:
Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. К арт - терапии относятся методы творческого самовыражения: рисование различными средствами художественного творчества, составление коллажей, оригами, объемные поделки из мятой бумаги и др.
Использование арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью позволяет глубже понять внутреннее состояние ребенка, помочь отреагировать на негативные переживания и снять психоэмоциональное напряжение (например, агрессию, тревожность, застенчивость). Практика показывает, что использование арт-терапии в различных её формах позволяет стабилизировать их эмоциональные состояния, развивает коммуникативные навыки.
Арт-терапия предполагает использование различных приёмов и техник в изобразительной деятельности с детьми, поэтому рисуночные сессии с детьми не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребёнок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык.
В качестве арт-техник применяются такие виды искусств:
- Рисование, живопись.
- Лепка, скульптура.
- Плетение, мандала.
- Коллажирование.
- Фотография.
- Моделирование.
- Шитье, вязание, рукоделие.
Подробнее остановимся на одном из наиболее распространенных видов арт-терапии. В данном случае воздействие на развитие ребёнка осуществляется посредством изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
Изотерапия - терапия изобразительным творчеством (лепка, коллаж и т.д.), в первую очередь рисованием.
Приемы изотерапии:
- Прием марания.
В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». Данный приём нетрадиционного рисования эффективен в работе по коррекции агрессивности и гиперактивности у детей. Композиция составляется из случайных мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоёв и смешивании цветов.
- «Кляксография» Лист сгибается пополам и снова раскладывается на столе. С одной стороны от сгиба наносятся пятна краски (хаотично или в виде конкретного изображения).
- Рисование пальцами, ладошками. Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытывает ребёнок, когда опускает палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешивает краску в баночке, подцепляет некоторое количество, переносит на бумагу и оставляет первый мазок. Рисовать можно и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
- Рисование по - мокрому листу. Данная техника способствует снятию напряжения, гармонизации эмоционального состояния, а также используется в работе с гиперактивными детьми.
Сначала необходимо смочить лист бумаги водой. Затем работать акварелью. Можно сделать фон – пусть это будет синее море, голубое небо или зеленый луг. Дать высохнуть, и уже затем нанести на полученный фон изображение.
Так же, можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д.
Песочная терапия
Одним из наиболее продуктивных и действенных методов обучения, развития и организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ, является – песочная терапия.
Игры с песком развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук, снимают мышечную напряжённость. На уроках можно использовать коробку от конфет, насыпав в нее манную крупу.
Приемы работы с песком:
· скользить по поверхности песка как змейка или как машина;
· пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
· создать узоры и рисунки- солнышко, бабочка, буква А;
· «пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
· просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка;
· разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни, природные материалы;
· провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам;
· просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.
На уроках можно использовать элементы цветотерапии. Цветотерапия – наука, изучающая свойства света и цвета.
Целью этой терапии являются нормализация мышечного тонуса и нейтрализация негативного состояния.
Рассмотрим некоторые приемы цветотерапии, способствующие укреплению психофизического здоровья детей.
Дидактическая игра «Цветные сны». В положении сидя, после напряженной работы учащиеся закрывают глаза, прикрывают их ладошками и опускают голову. Учитель называет цвета, а учащиеся стремятся с закрытыми глазами «увидеть» в чем- то заданный свет (синее небо, зеленая трава, желтое солнышко).
«Покрывала Феи» - цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Сквозь них дети рассматривают окружающее пространство. Это упражнение развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние малыша.
«Зажги радугу» - на полу расстилается белое полотно с размеченными тесьмой дугами. Детям предлагается «зажечь радугу», т.е. выложить дуги радуги, например, цветными крышками. В этой игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, общаться.
Сохранить здоровье ребёнка помогают цветовые круги, выставленные на классной доске (диаметр - 30 см). Каково же их назначение?
- Жёлтый круг уменьшает чувство страха у детей (можно использовать во время проведения диктантов по русскому языку).
- Синий круг - тонизирует умственную активность ( можно применять при проведении контрольных работ по математике).
- Красный круг - активизирует умственные способности детей.
- Зелёный круг - для успокоения, если дети расшумелись.
- Оранжевый круг - цвет творчества, будит фантазию.
На уроке можно использовать разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (зигзаги, спирали, овалы, восьмёрки), толщина линии 1см, чтобы заинтересовать детей на конец указки прикрепляю (облачко, листик, рыбку, которым помогаем пройти путь). Данное упражнение оказывает благоприятное влияние на развитие зрительномоторной реакции, скорость ориентации в пространстве.
Для релаксации можно использовать упражнение «Водопад». Предлагаю немного отдохнуть и выполнить данное упражнение.
- Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните…
Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.
Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно, и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами…
( пауза 15 секунд)
Сказкотерапия - это одна из методик, направленная на психологическое воздействие на человека. Данный метод позволяет стимулировать развитие личности или корректировать имеющиеся проблемы. В сказкотерапии основным инструментом выступает именно сказка, позволяющая смоделировать те или иные ситуации и взглянуть на них со стороны.
Формы работы над сказками:
- рассказывание сказок;
- сочинение сказок;
- постановка (разыгрывание) сказки;
- сказочное рисование;
- изготовление кукол.
Для детей нужно выбирать сказки, которые не избавлены от смыслового фона, например:
Бытовые сказки («Каша из топора», «Курочка ряба», «Колобок» и пр.);
Волшебные сказки («Кот в сапогах», «Морозко», и пр.);
Поучительные сказки («Золотая рыбка», «Лиса и Журавель» и пр.);
Рассказы, которые отбирают для сказкотерапии, должны четко разграничивать позитивных и негативных персонажей, главные герои обязательно сталкиваются с такими же проблемами, как и дети - тогда такая сказка будет ему понятна и близка.
Ароматерапия
Ароматерапия представляет собой лечение с использованием различных запахов. Эти запахи, или ароматы, в виде эфирных масел приходят к нам из растительного мира - от цветов, деревьев, кустарников и трав.
Дети больше всего любят теплые, сладковатые запахи. Однако в силу того, что их организм находится еще в состоянии развития, применять средства ароматерапии для них следует совсем в минимальных дозировках. Лучше всего, если масла будут наноситься на глиняные фигурки, подушечки. Хорошо удерживают запахи различные изделия из необработанного дерева, корки от апельсина или грейпфрута. Этот метод применяется для ароматизации воздуха в классе.
Эфирные масла для детей необходимо подбирать с осторожностью. Очень важно сразу же исключить аллергическую реакцию и может вызвать ожог.
1. Профилактика респираторных заболеваний. Для этой цели используйте эфирные масла ромашки, лимона, бергамота, эвкалипта. Они способствуют дезинфекции дыхательных путей, освобождают дыхание.
2. Повышение жизнерадостности, приветливости и хорошего самочувствия ребенка. Для этого отлично подойдут эфирные масла корицы, лимона, апельсина, мяты. Используйте их, если устраиваете праздники для детей.
3. Для сосредоточенности и работоспособности. Школьникам младших классов поможет корица, мята. Тонкий аромат этих эфиров поможет вашим детям лучше запоминать информацию и работать с ней, быстрее соображать и эффективнее переносить умственные нагрузки.
Также можно использовать фитонциды.
Фитонцидотерапия обеззараживание помещений фитонцидами.
Фитонциды (от греч. phiton - растение и лат. caedo - убиваю) – это образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие микроорганизмы или подавляющие их рост и развитие. Действие фитонцидов заключается в том, что под влиянием летучих веществ, исходящих из некоторых растений (лука, чеснока), погибают микроорганизмы.
Можно в классе размещать порезанный чеснок или лук на блюдце в различных местах класса, можно изготовить апельсиновый «ежик». Апельсин – богат эфирными маслами. Гвоздика – мощное антибактериальное и антивирусное средство. Апельсиновый ежик делается очень просто. В апельсин в произвольном порядке втыкать гвоздику. Можно такой «Апельсиновый ежик» обвязать ленточкой и повесить в классе, или просто поставить на блюдце.
Возле фитонцидов можно проводить дыхательную гимнастику.
Дети могут изготовить чесночные бусы, вдыхать аромат чесночного узелка.
Музыкотерапия
Данный метод предполагает использование музыки в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, нарушений поведения. В коррекционно-образовательный процесс следует включать прослушивания музыкальных произведений, рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, рисунков, рассказов после прослушивания музыки.
Успокаивающее действие на нервную систему оказывает музыка Чайковского «Времена года», Бетховена, фонограммы пения птиц, звуков природы. Для повышения работоспособности на уроках можно использовать музыку Вангера, Паганини.
Учителя начальных классов нашего учреждения активно внедряют нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в учебный процесс, что позволяет улучшить состояние здоровья обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
Воспитанниками начальных классов были проведены и представлены на зональном Фестивале исследовательских работ:
- «Удивительные рисунки» - в работе использованы приемы изотерапии;
- «Чудесный чеснок» - при выполнении работы применялась в выполнена в по темам, учителя делятся своими находками на семинарах, проводят мастер- классы.
Результаты применения сказкотерапии были представлены на зональном семинаре в 2015 году.
В старших классах наши педагоги применяют арт- терапию, кейс- технологии.
Заключение
Подводя итоги выше сказанного, можно подчеркнуть, что при правильном использовании нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с умственной отсталостью, можно развивать способности и личность ученика, формировать устойчивый интерес к учению, снимать напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, формировать навыки учебной работы, которые помогут дальнейшей успешной адаптации детей в современном обществе.
Список литературы
- Алексеева М.Ю. Практическое применение элементов арт- терапии в работе учителя. Учебно- методическое пособие для учителя иностранного языка.М.:АПК и ПРО, 2003;
- Буденная. Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. СПб.: «Детство-Пресс», 2001;
- Зинкевич-Евстигнеева Д. «Практикум по песочной терапии», СПб, «Речь».
- Коноваленко.С.В. Развитие познавательной деятельности у детей. М.,1999;
- Левченко И. Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс с применением здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик на логопедических занятиях
На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного и младшего школьного возраста имеется обширный практический материал, приме...
К вопросу о применении нетрадиционных здоровьесберегающих технологий .
Данная статья посвещена проблемам использования нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе. Технологии описанные в статье ориентированы на сохранение здоровь...
Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии
В статье приведены примеры применения нестандартных методик сохранения здоровья детей....
Мастер-класс «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях»
Цель: применение здоровьесбережения и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.Задачи: обучить аудиторию приёмам сохранения здоровья: восстановления сил, развития ...
Кинезиология, как нетрадиционная здоровьесберегающая технология, применяемая в логопедии как средство коррекции речи.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих а...
Мастер-класс" Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях
Цель: применение здоровьесбережения и нетрадиционных методик в коррекционно- образовательном процессе.Задачи: обучать детей приёмам сохранения здоровья: восстановлени сил, развитие переключаемости, сн...
Реализация традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе
Здоровьесберегающие технологии в деятельности логопеда являются неотъемлемым инструментом коррекционно-развивающего процесса. Они принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достичь м...