Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии
методическая разработка по зож на тему

Страхова Галина Александровна

В статье приведены примеры применения нестандартных  методик   сохранения здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_metodsovete.docx33.86 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии

 Современное общество предъявляет высокие требования к работе общеобразовательных учреждений, и всестороннего развития личности ребёнка. Бесспорно, чем меньше ребёнок, тем больше он нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Тем не менее, с самого раннего возраста надо приучать ребёнка заботится о своём здоровье. Вот почему и в детском учреждении, и дома следует воспитывать у него привычку к чистоте, аккуратности, порядку, способствовать овладению основными культурно - гигиеническими навыками, знакомить с элементами самоконтроля  во время разнообразной двигательной деятельности, научить понимать, как влияют физические упражнения на организм человека, на его самочувствие. Здоровье детей – это будущее страны. А здоровье можно предопределить только движением.  Как говорил великий философ Аристотель: « Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие». Упражнения различного рода способствуют не только оптимальному физическому развитию, но и совершенствованию памяти.  

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.

Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей уже с  дошкольного возраста.

        На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%, с нарушением осанки 50-60%, с плоскостопием - 30%. За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Рождение здорового ребёнка стало редкостью, растёт число недоношенных детей, число врождённых аномалий, число детей с речевыми расстройствами. Более 15% детей старшего дошкольного возраста имеют 3-ю группу здоровья. А ведь именно эти дети придут учиться в школу.

Причин роста патологии множество. Это плохая экология и несбалансированное питание, снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические перегрузки. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной  массы не подкрепляется соответствующей тренировкой системы кровообращения и дыхания, являются одной из причин ухудшения их здоровья, снижение жизненного тонуса.

 Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребенка остается все меньше времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей школьников.

Существует множество нетрадиционных методов, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами. Один из них использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий.

Условно все здоровьесберегающие технологии можно разделить на традиционные и нетрадиционные. Первые из вышеописанных достаточно изучены и повсеместно используется в образовательном процессе. К ним относятся: упражнения на общую и мелкую моторику, артикуляционную мускулатуру; физкультминутки; уроки физкультуры и ритмики; зарядка и подвижные перемены; различные подвижные игры. Помимо традиционных здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе эффективно применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий. Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя становятся перспективным средством развивающей работы с детьми. Рассмотрим более подробно нетрадиционные здоровьесберегающие компоненты, применяемые в нашей педагогической деятельности.

1.Дыхательная и звуковая гимнастика. Цель - научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

2.Самомассаж. Массаж  повышают защитные средства слизистых и т.д. Массаж - это совокупность приемов механического дозированного воздействия на тело человека с помощью различных приёмов и манипуляций, проводимых руками или с помощью специальных аппаратов с лечебной или профилактической целью. Массаж становится неотъемлемой частью комплексной профилактики и лечения разных недугов. Утро лучше всего начинать с массажа «Ритуал каждого дня» жизненно активных точек нашего тела. Во время сна замедляются все процессы. Из состояния сна в положение бодрствующих надо выходить постепенно, плавно. Сначала следует обеспечить головной мозг кислородом. Этому способствует дыхательная гимнастика. Затем делаем гимнастику для пальцев, постепенно нагружать более крупные суставы опорно-двигательного аппарата. Приемы Су-Джок терапии активно используются в качестве массажа для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Во время массажа следует стимулировать активные точки, расположенные на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики), это позволяет повысить потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащает его знания о собственном теле, развивает тактильную чувствительность. Такую работу можно проводить перед выполнением заданий, которые связаны с рисованием и письмом. Упражнения выполняем в течение одной — двух минут.

Во время дыхательной гимнастики.

1). Дыхательная гимнастика.

Дыхание

Тихо-тихо мы подышим,

Сердце мы свое услышим.

И.п. – о.с.

1 – медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширятся – прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4 сек;

2 – плавный  выдох через нос.

2). Точечный массаж с дыхательной гимнастикой.

«Греем наши ручки»       

Соединить ладони и потереть ими до нагрева.         

«Проверяем носик»         

Нажимать указательным пальцем точку под носом.

«Лепим ушки»       

 Указательным и большим пальцем "лепим" ушки.

«Правая ноздря, левая ноздря»        

 Вдох через правую ноздрю, левая закрыта указательным пальцем, выдох через левую ноздрю, правая закрыта указательным пальцем .

«Сдуваем листик»         

Дуем на ладонь, вдох через нос, выдох через рот.

3.  Биоэнергопластика. Данная технология представляет собой соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Значимость биоэнергопластики в том, что развитие артикуляционной моторики у детей ускоряется, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. В коррекционно-педагогическом процессе используется комплекс динамических упражнений, направленный на нормализацию мышечного тонуса, переключаемости движений: “Качели”, “Утюжок”, “Футбол”, “Часики” и комплекс статических упражнений, способствующий развитию мышечной силы, динамической организации движения: “Улыбка”, “Хоботок”, “Лопаточка”, “Чашечка”, “Горка”, 
Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости.

4. Кинезотерапия. В работе можно использовать некоторые кинезиологические упражнения, направленные на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизацию работы двух полушарий коры        головного мозга. Целесообразно применять кинезиологические упражнения, когда учащимся предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества. Комплекс кинезеологических упражнений рекомендуемый к применению перед началом работы: «Кулак-ребро-ладонь», «Колечко», «Ухо-нос», «Лягушка», «Замок», «Лезгинка». Так же эффективно в структуру коррекционных занятия включать несколько кинезиологических упражнений направленных на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

 5.Психогимнастика очень полезна для всех детей, но особенно для тех, кто отличается чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, замкнутостью и т.д.

Такие реакции встречаются у детей с неврозами, легкими ЗПР, а также у детей практически здоровых. Основной акцент в психогимнастики сделан на обучение элементам техники выразительных движений, а также на приобретение навыков в расслаблении. Все это поможет сохранению психического здоровья и предупреждению эмоциональных расстройств.

С помощью предлагаемого материала по психогимнастике детей обучают азбуке передачи эмоций - выразительным и разнообразным движениями. В основном используется бессловесный материал, и очень важно педагогу уметь продемонстрировать выразительное и красивое выполнение движений. Психогимнастика - это специальные занятия (этюды, упражнения, игры) направления на развитие и коррекцию познавательной и эмоциональной сферы психики человека, его сознанием существуют сложные взаимосвязи. Учитывая это, физические упражнения можно использовать не только для физического совершенствования, но и для развития памяти, внимания, воли, воображения, творческих способностей.

6.Тренинг - элемент психической дисциплины, которому можно и нужно научить школьников, способность преувеличивать положительное и растворять, распылять отрицательное.

При выполнении тренингов важным является умении детей вообразить описываемую ситуацию, что в свою очередь дает им возможность успокоиться, снять излишнее напряжение и повысить своё настроение.

Аутотренинг - воздействовать на подсознание с помощью расслабления мышц, дыхания, учить расслабляться. После двигательной активности необходимо изолированно от посторонних шумов  расслабиться, отвлечься от тревожных мыслей; дышать глубоко и спокойно.

7.  Релаксация. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению. Обучая детей методом релаксации, мы помогаем им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояния покоя.  Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. В связи с вышесказанным детей целесообразно научить расслабляться, отдыхать с помощью релаксационных упражнения. Наиболее эффективно использовать комплекс релаксационных упражнений, который предполагает расслабление мышц лица, плечевого пояса, мышц шеи, корпуса. Все релаксационные упражнения для детей выполняются в игровой форме. Комплекс релаксационных упражнений состоит из трех блоков: 1)  Релаксационный настрой. Добиваемся с помощью упражнений: “Воздушные шарики”, “Облака”, “Лентяи”, “Водопад”. 2)    Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног. Можно использовать следующие упражнения: “Спящий котёнок”, “Шишки”, “Холодно — жарко”, “Солнышко и тучка”. 3) Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица. Применяются следующие упражнения: “Улыбка”, “Солнечный зайчик”, “Пчелка”, “Бабочка”. Для достижения нужного эффекта достаточно по 1–2 упражнению из каждого блока,

Для получения наибольшего оздоровительного эффекта необходимо соблюдать следующие правила при подборе упражнений и их выполнение.

Упражнения на релаксацию выполняются в тихой, спокойной обстановке.

Расслабляться лучше с закрытыми глазами.

В зависимости от условий применения данных упражнений используются различные позы.

Во время выполнения необходимо научить детей распознать ощущения напряженности и расслабленности.

Не спешить заканчивать релаксацию.

Выходить из этого состояния нужно медленно и спокойно: сначала потянуться, словно после пробуждения ото сна, затем открыть глаза. При использовании упражнений на релаксацию отдельных частей тела учитывается предыдущий вид деятельности детей (так, если было рисование или аппликация, то целесообразно выполнять упражнения на расслабление мышц рук, спины, шеи). Желательно при выполнении релаксации использовать спокойную музыку.

8. Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменять душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции, в других странах. В конце прошлого века русский физиолог И.Р. Тарханов своими оригинальными исследованиями доказал, что мелодии доставляющие человеку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления. Данный метод предполагает использование музыки в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, нарушений поведения, а также для профилактики различных соматических и психосоматических заболеваний. В образовательный процесс следует включать прослушивания музыкальных произведений, рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки. Было замечено, что музыка действует избирательно - в зависимости не только от характера, но и от инструмента, на котором исполняется.Игра на кларнете влияет на кровообращение. Скрипка и фортепиано лучше всего успокаивают. А самым расслабляющим действием обладает флейта.

 Примерный список произведений классической музыки, рекомендуемый для прослушивания детьми: -    «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна (используется для уменьшения чувства тревоги и неуверенности). -               «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетховена (используется для уменьшения раздражительности). -  «Симфония № 6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса, -               «Аве Мария» Шуберта (используется для общего успокоения, расслабления). «Увертюра Эдмонд» Бетховена (используется для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности). -               «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, -  «Симфония № 5» Мендельсона (используется для повышения концентрации внимания, сосредоточенности). Следует учесть, что музыкальная терапия противопоказана детям с предрасположенностью к судорогам, и повышенным внутричерепным давлением. Так же не стоит использовать для прослушивания музыки наушники.

9.Светотерапия. Помогает перенастроить биологические часы, лечит нарушение сна, связанное с депрессией, а также седативного аффективного расстройства - депрессии, вызываемой недостатком естественного освещения в зимний период.

10.Цветотерапия - это цвет врачующий. Цвету издавна придавалось мистическое значение и благотворное или отрицательное действие на человека. Один цвет ласкает взгляд, успокаивает, способствуют приливу внутренних сил, другие раздражают, вызывают отрицательные эмоции. Одни бодрят, другие угнетают. Причем на одних они действуют так, а на прочих иначе. Словом, влияние цвета носит избирательный характер.

Синий цвет оказывает особое успокаивающее воздействие. Люди умственного труда найдут, что им легче работать в комнате с синей лампой или синими шторами на окнах. Этот цвет также полезен для слабых глаз.

Зеленый цвет эффективен при лечении воспалений глаз. Оранжевый обостряет аппетит.

11.Эстетикотерапия - это целебность окружающего . 

Красивая и удобная одежда как раз и поднимает настроение, вызывает удовлетворение. Свободный покрой моделей одежды сохраняет естественное тепло. А пространство между тканью и теплом при движении производит воздушный массаж. Правильный выбор геометрических форм и цвета выполняет адаптационную (приспособительную) функцию в биоэнергетической структуре среды обитания, а разумная, отрегулированная биоэнергетика помещения,  одежды  уменьшает энергетические потери человека, способствуя сохранению психического и физического здоровья, увеличивая работоспособность, повышает устойчивость к стрессовым ситуациям.

12.Ароматерапия - это запах оздоровляющий.  Среди разнообразия растительного мира уже в древности человек обратил внимание на растения с приятным или острым ароматом, липкие на ощупь и широко использовал их для лечения недугов. Пользу приносят не только запахи, ласкающие органы обоняния, успокаивающие, но нередко и резкие (в малых дозах), способствующие активизации дыхательного процесса, а значит, и обеспечения организма кислородом. Младенцы узнают мать практически сразу же после рождения, еще не видят лица, не отличая голоса. Женщины, обоняние которых намного тоньше, чем у мужчины, особенно чувствительны.

Человек научился выделять отдельные ароматические вещества из растений - эфирные масла и ароматические смолы.

Ароматерапия - лечение эфирными маслами растений. Но надо помнить, что на разных людей запахи оказывают разное психологическое физиологическое воздействие. На разных людей один и тот же запах действует по-разному, часто он вызывает воспоминания и какие-то ассоциации. Поэтому подходить к этому методу надо с осторожностью.

13.Занятия по ритмике и танцу включают различные виды деятельности:

1. Упражнения, с помощью которых совершенствуются навыки основных движений (ходьба, бег, прыжки), происходит усвоение танцевальных элементов (упражнения для рук и верхнего плечевого пояса), упражнения без музыки и психогимнастика.

2. Упражнения с музыкально - ритмическими заданиями или музыкально - дидактическая игра.

3. Упражнения с предметами (если они не входят в упражнения по совершенствованию основных движений), подвижные игры, танцы.

Сюда же удобно включать и задания на игровое и танцевальное творчество.

Большую помощь в работе с детьми могут оказать упражнения без музыки или так называемые подготовительные упражнения. Их задача - дать детям необходимые двигательные навыки. Внимание уделяется развитию мышечного чувства, сознательного отношения к качеству движений. Эти упражнения разучиваются под счет или в индивидуальном ритме. Упражнения без музыки:

- помогают принимать правильное исходное положение;

- способствуют осознанию работы двигательного старта;

- укрепляют отдельные группы мышц и увеличивают подвижность суставов;

- формируют навыки построения и перестроения.

Рекомендуются следующие группы упражнений без музыки.

Упражнения на развитие мышц плечевого пояса, расслабление и напряжение мышц корпуса. При этом дети должны уметь регулировать степень напряжения мышц, иногда совсем снимать его, чувствовать, где сильно напряжены мышцы, уметь их снять. Упражнения на развитие «мышечного чувства» помогают ощутить возможный размах движений в суставах, создать тяжесть тела и конечностей, учат сознательно переносить тяжесть тела вперёд (назад) перед началом ходьбы, бега.

Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов: мышц шеи; мышц плеча; кистей рук; мышц ног.

Эти упражнения помогают исправлять различные физические недостатки, тренируют мышцы, активируют их работу, четкость, размах движений.

Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительных движений приобретенные в упражнениях позволят детям полнее и качественнее проявить себя в танцах.

14.Игровой стретчинг. Стретчинг — комплекс упражнений направленный на снижение мышечного напряжения, повышения эластичности мышц. Методика игрового стретчинга состоит из целого ряда несложных упражнений. Каждое упражнение носит вполне законченную смысловую нагрузку, называется именем животного и выполняется согласно написанному сценарию. Целесообразно ежедневное проведение утренней гимнастики с элементами игрового стретчинга. Предлагаются некоторые упражнения: «Кошка», «Змея», «Рыбка», «Бабочка», «Птичка», «Носорог», «Зайчик». Каждое упражнение повторяется 3–4 раза. В результате занятий гимнастикой с элементами игрового стретчинга происходит оздоровление организма ребенка в целом. Регулярные занятия стретчингом воспитывают у детей волю и уверенность в себе.

15.ИгротерапияМетод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая социально значимых последствий.

Характерная особенность игры - её двуплановость. Отличительные признаки развёртывания игры - быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с этим, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.

Цель игровой терапии - утверждение уникального «Я» ребёнка, его самоценки; служить интересам детей.

16.СмехотерапияУскоряет выздоровление, помогает справляться с трудностями, сохранять душевное равновесие оптимизм. Их не заменяет лечение, но служит сильным и приятным дополнительным средством. Смех позволяет полностью расслабиться, вот почему от смеха иногда падают.

Таким образом, рассмотрев некоторые виды нетрадиционных здоровьесберегающих технологий, которые используются в нашей работе можно сделать вывод о том, что использование данных технологий целесообразно в достижении положительных результатов в учебном процессе. Эффективность использования нетрадиционных здоровьесберегающих технологий состоит в том, что они:

 - благотворно влияют на состояние физического и психического здоровья, на психику ребенка,

-  активизируют познавательный интерес и обеспечивают положительные результаты в процессе обучения,

 - повышают работоспособность и мотивационную готовность детей.

Здоровый ребенок – как правило, жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем физического и интеллектуального развития. Таким образом, можно сделать вывод: здоровье - это не только отсутствие каких-либо болезней, но и физическое, духовное благополучие человека. В заключении хотелось бы сказать, что применение в работе здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, формирует положительные мотивации у педагогов , родителей и детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с применением здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик на логопедических занятиях

        На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспита­нием и обучением детей дошкольного и младшего школьного возраста имеется обширный практический материал, приме...

К вопросу о применении нетрадиционных здоровьесберегающих технологий .

Данная статья посвещена проблемам использования нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе. Технологии описанные в статье ориентированы на сохранение здоровь...

Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии

Проблемы сохранения здоровья обучающихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического, очень актуальны сегодня. Многоле...

Мастер-класс «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях»

Цель: применение здоровьесбережения и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.Задачи: обучить аудиторию приёмам сохранения здоровья: восстановления сил, развития ...

Кинезиология, как нетрадиционная здоровьесберегающая технология, применяемая в логопедии как средство коррекции речи.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих а...

Мастер-класс" Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях

Цель: применение здоровьесбережения и нетрадиционных методик в коррекционно- образовательном процессе.Задачи: обучать детей приёмам сохранения здоровья: восстановлени сил, развитие переключаемости, сн...

Реализация традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе

Здоровьесберегающие технологии в деятельности логопеда являются неотъемлемым инструментом коррекционно-развивающего процесса. Они принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достичь м...