К вопросу о применении нетрадиционных здоровьесберегающих технологий .
статья по теме

Кузнецова Анна Вениаминовна

Данная статья посвещена проблемам использования нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе. Технологии описанные в статье ориентированы на сохранение здоровья учащихся, повышение иотивационной готовности детей, положительного эмоционального настроя, достижения положительных результатов в учебном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnye_zdorovesberegayushchie_tekhnologii.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

К вопросу о применении нетрадиционных

 здоровьесберегающих технологий.

Проблема сохранения здоровья детей и подростков является остроактуальной для современного социума. Однако в настоящее время проявляется стойкая тенденция ухудшения показателей здоровья наряду с увеличением количества детей, имеющих хронические заболевания. По данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков количество здоровых детей снизилось в три раза. Как свидетельствует статистика, распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно увеличивается на 4-5%.

Определяющим фактором в системе сохранения и укрепления здоровья школьников является образовательный процесс, построенный с учетом норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся и включение системы здоровьесберегающих технологий. Таким образом, коррекционно-образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей. В создавшейся ситуации целесообразно активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.

Помимо традиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогическом процессе эффективно применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий. Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Рассмотрим более подробно нетрадиционные здоровьесберегающие компоненты, применяемые в нашей педагогической деятельности:

1.Элементы Су-Джок терапии.

Су-Джок терапия – это воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма. В коррекционно–педагогической работе приемы Су-Джок терапии активно используются в качестве массажа для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Такую работу можно проводить перед выполнением заданий, которые связаны с рисованием и письмом. Упражнения выполняем в течение одной - двух минут.

Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук.

Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

2. Кинезотерапия.

В коррекционной работе можно использовать некоторые кинезиологические упражнения, направленные на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизацию работы двух полушарий коры головного мозга. 

Применяя кинезиологические упражнения, соблюдала следующие условия:

-систематичность выполнения;

-постепенное увеличение темпа и сложности;

-точность выполнения движений и приемов;

-чередование учебных действий с кинезиологическими упражнениями; но во время занятий продуктивной деятельностью  упражнения следует проводить до начала работы, не прерывая ее.

Целесообразно в структуру занятия включать несколько кинезиологических упражнений, связывая их  общей темой или сюжетом, обыгрывая и постепенно усложняя (увеличивая число повторений, темп).

Целесообразно применять кинезиологические упражнения, когда учащимся предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества. Комплекс кинезеологических упражнений рекомендуемый к применению перед началом работы: "Кулак-ребро-ладонь", "Колечко", "Ухо-нос", "Лягушка", "Замок", "Лезгинка". Так же эффективно в структуру коррекционных занятия включать несколько кинезиологических упражнений направленных на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

3. Биоэнергопластика.

Данная технология представляет собой соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Значимость биоэнергопластики в том, что развитие артикуляционной моторики у детей с нарушенными кинестетических ощущений ускоряется, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. В коррекционно-педагогическом процессе используется комплекс динамических упражнений, направленный на нормализацию мышечного тонуса, переключаемости движений: “Качели”, “Утюжок”, “Футбол”, “Часики” и комплекс статических упражнений, способствующий развитию мышечной силы, динамической организации движения: “Улыбка”, “Хоботок”, “Лопаточка”, “Чашечка”, “Горка”, “Парус”. Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение.

Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это cделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.

4. Музыкотерапия.

Данный метод предполагает использование музыки в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, нарушений поведения, а также для профилактики различных соматических и психосоматических заболеваний.

Примерный список произведений классической музыки, рекомендуемый для прослушивания детьми с ограниченными возможностями здоровья:

–– «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна (используется для уменьшения чувства тревоги и неуверенности).

–– «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетховена (используется для уменьшения раздражительности).

–– «Симфония №6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса,

«Аве Мария» Шуберта (используется для общего успокоения, расслабления).

–– «Шестая симфония», Чайковского, 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Бетховена (используется для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности).

–– «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси,

«Симфония № 5» Мендельсона (используется для повышения концентрации внимания, сосредоточенности).

5. Релаксация.

Наиболее эффективно использовать комплекс релаксационных упражнений, который предполагает расслабление мышц лица, плечевого пояса, мышц шеи, корпуса. Все релаксационные упражнения для детей выполняются в игровой форме.

Комплекс релаксационных упражнений состоит из трех блоков:

1) Релаксационный настрой. Добиваемся с помощью упражнений:  “Воздушные шарики”, “Облака”, “Лентяи”, “Водопад”.

2) Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног. Можно использовать следующие упражнения: “Спящий котёнок”, “Шишки”, “Холодно – жарко”, “Солнышко и тучка”.

3) Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица. Применяются следующие упражнения: “Улыбка”, “Солнечный зайчик”, “Пчелка”, “Бабочка”.

Для достижения нужного эффекта достаточно по 1-2 упражнению из каждого блока, все упражнения выполняется 2-3 раза.

6. Игровой стретчинг.

Стретчинг — комплекс упражнений направленный на снижение мышечного напряжения, повышения эластичности мышц. Методика игрового стретчинга состоит из целого ряда несложных упражнений. Каждое упражнение носит вполне законченную смысловую нагрузку, называется именем животного и выполняется согласно написанному сценарию.

Целесообразно ежедневное проведение утренней гимнастики с элементами игрового стретчинга. Предлагаются некоторые упражнения: «Кошка», «Змея», «Рыбка», «Бабочка», «Птичка», «Носорог», «Зайчик». Каждое упражнение повторяется 3-4 раза.

Вашему вниманию предлагается несколько упражнений игрового стретчинга,:

«Тянемся к солнцу» — поставить ноги чуть шире плеч, соединить руки в замке, потянуться вверх ладонями, приподнимаясь на носки. Удерживайте положение 10 — 60 секунд. При этом упражнении растягиваются мышцы спины, вытягивается позвоночник.

«Велосипед» —лечь на спину, руки положить на голову. Поднять ноги, носки оттянуть. Попеременно выпрямлять и сгибать ноги, не касаясь при этом пола.

Оказывает большое воздействие на поджелудочную железу, что предохраняет от диабета. Восстанавливает и отчищает органы пищеварения.

«Ходьба» —сеть в позу прямого угла, ноги вместе, носки вытянуты, руки в упоре сзади — высокий упор. Попеременно тянуть носки на себя.

Предупреждает развитие плоскостопия, способствует развитию подвижности суставов ног, улучшению осанки.

«Кошка» —встать на четвереньки, спина прямая. На раз! — поднять голову, максимально прогнуть спину. На два! — опустить голову, максимально выгнуть спину.

Избавляет от скованности позвоночника и его деформации. Помогает детям разработать мимические мышцы и выражение эмоций.

В результате занятий гимнастикой с элементами игрового стретчинга происходит оздоровление организма ребенка в целом. Регулярные занятия стретчингом воспитывают у детей волю и уверенность в себе.

Эффективность использования нетрадиционных здоровьесберегающих технологий состоит в том, что они:

- благотворно влияют на состояние физического и психического здоровья, на психику ребенка,

- активизируют познавательный интерес и обеспечивают положительные результаты в процессе обучения,

- повышают работоспособность и мотивационную готовность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного в работе учителя начальных классов

Здоровье человека, как известно, закладывается еще  в детстве, поэтому очень важно формировать потребность в  здоровом образе жизни с самого юного возраста. Организм  ребенка ...

Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии

В статье приведены примеры применения нестандартных  методик   сохранения здоровья детей....

Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии

Проблемы сохранения здоровья обучающихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического, очень актуальны сегодня. Многоле...

Уроки литературного краеведения по разделу «Храните Землю со всем на ней живущим!» с применением элементов здоровьесберегающих технологий.

 Если  на уроках литературного краеведения  учителями начальных классов будут подниматься и затрагиваться  экологические проблемы, это будет формировать у учащихся экологиче...

Кинезиология, как нетрадиционная здоровьесберегающая технология, применяемая в логопедии как средство коррекции речи.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих а...

Применение образовательных здоровьесберегающих технологий как условие сохранения здоровья учащихся начальных классов

Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образо...

Реализация традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе

Здоровьесберегающие технологии в деятельности логопеда являются неотъемлемым инструментом коррекционно-развивающего процесса. Они принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достичь м...