Нейрогимнастика как один из компонентов здоровьесберегающих технологий
статья по зож
Под здоровьесберегающими технологиями подразумевается система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyrogimnastika_kak_odin_iz_komponentov_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx | 17.66 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕЙРОГИМНАСТИКА КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Представление о здоровьесберегающих образовательных технологиях
Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Технология описывает систему работы ученика как деятельность к достижению поставленной образовательной цели, и рассматривает систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика.
Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Под здоровьесберегающими технологиями подразумевается система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.
Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляется при тесном контакте педагог - медицинский работник - ученик); физкультурно-оздоровительный (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы,
Цель педагогической (образовательной) технологии - достижение заданного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии.
Понятие "здоровьесберегающая" относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся.
Оздоровительные моменты во время рекреационной деятельности
Физкультминутки - это физические упражнения для различных групп мышц, направленные на то, что бы снять утомление, повысить умственную работоспособность детей, эффективно влияющие на укрепление здоровья учащихся, способствующие быстрому усвоению знаний.
Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики. Какое действие оказывает пальчиковая гимнастика:
Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.
Дыхательная гимнастика – это комплекс дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний. Она предназначена для профилактики и лечения заболеваний, связанных с органами дыхания, сердечнососудистых заболеваниях, вегето-сосудистой дистонии и т.д. Можно легко справиться с переутомлением и бессонницей.
Гимнастика для глаз — это комплекс специальных упражнений, направленных на сохранение зрения и снятие усталости. Подобная зарядка не только полезна при близорукости и людям со сниженным зрением, но и школьникам, которые большую часть времени проводят за партами.
Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др.
Релакса́ция - снижение тонуса скелетной мускулатуры. Считается, что релаксация способствует снятию психофизического напряжения.
Ароматерапия - это использование летучих растительных масел, в том числе и эфирных масел, для улучшения психического и физического состояния.
Танец - ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением.
Нейрогимнастика — «Гимнастика мозга». Это активация природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли.
Комплекс упражнений нейрогимнастики
Кулак - ребро - ладонь.
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (кулак - ребро - ладонь), произнося их вслух или про себя.
Лезгинка.
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
Зеркальное рисование.
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Ухо - нос.
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук ,с точностью до наоборот.
Змейка.
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепив пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
Горизонтальная восьмерка.
Возьмите в руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь - левой. А теперь правой и левой одновременно.
Перекрестные движения.
Выполняйте перекрестные координированные движения одной правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.
Горизонтальная восьмерка.
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.
Симметричные рисунки.
Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки.
Зеркальное рисование.
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного как один из способов сохранения и укрепления здоровья младших школьников
Здоровье, особенно здоровье детей - это ценность, которая должна стоять в обществе на первом месте, если человечество «хочет процветать, а не кое-как выживать». К сожалению, современная организация у...
ПРИМЕНИЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Данная статья раскрывает потенциал применения здоровьесберегающих технологий...
«Здоровьесберегающие технологии как обязательный компонент преподавания базовых предметов начальной школы»
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны зан...
Каша-пища наша (интегрированное занятие с элементами здоровьесберегающих технологий и региональным компонентом)
Данное занятие позволяет расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна. Сформулировать представление о многообразии продуктов, получаемых из зерна, необходимости их ежедневного вк...
Физминутка и её оздоровительные функции, как один из методов здоровьесберегающих технологий в начальных классах
В статье рассказывается об основных вопросах по здоровьесберегающим направлениям. Здесь же повествуется о роли физминутки...
Правильное питание – один из факторов здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Педагоги пришли к выводу, здоровому образу культ здоровья, физически и психически здоровый образ жизни. В жизни надо учить, надо формировать процессе самостоятельной познавательной и практической деят...
Здоровьесберегающие технологии как один из важных факторов успешности обучения детей
Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии как один из важных факторов успешности обучения детей"...