Нейрогимнастика как один из компонентов здоровьесберегающих технологий
статья по зож

Ишкова Виктория Владимировна

Под здоровьесберегающими технологиями  подразумевается система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕЙРОГИМНАСТИКА КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Представление о здоровьесберегающих образовательных технологиях

Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Технология описывает систему работы ученика как деятельность к достижению поставленной образовательной цели, и рассматривает систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика.

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Под здоровьесберегающими технологиями  подразумевается система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.

Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляется при тесном контакте педагог - медицинский работник - ученик); физкультурно-оздоровительный (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы,

Цель педагогической (образовательной) технологии - достижение заданного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии.

Понятие "здоровьесберегающая" относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся.

Оздоровительные моменты во время рекреационной деятельности

Физкультминутки   - это физические упражнения для различных групп мышц, направленные на то, что бы снять утомление, повысить умственную работоспособность детей, эффективно влияющие на укрепление здоровья учащихся, способствующие быстрому усвоению знаний.

Пальчиковая гимнастика  — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики. Какое действие оказывает пальчиковая гимнастика:

Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.

Дыхательная гимнастика – это комплекс дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний. Она предназначена для профилактики и лечения заболеваний, связанных с органами дыхания, сердечнососудистых заболеваниях, вегето-сосудистой дистонии и т.д. Можно легко справиться с переутомлением и бессонницей.

Гимнастика для глаз — это комплекс специальных упражнений, направленных на сохранение зрения и снятие усталости. Подобная зарядка не только полезна при близорукости и людям со сниженным зрением, но и школьникам, которые большую часть времени проводят за партами.

Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др.

Релакса́ция - снижение тонуса скелетной мускулатуры. Считается, что релаксация способствует снятию психофизического напряжения.

Ароматерапия - это использование летучих растительных масел, в том числе и эфирных масел, для улучшения психического и физического состояния.

Танец - ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением.

Нейрогимнастика — «Гимнастика мозга». Это активация природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли.

Комплекс упражнений нейрогимнастики

Кулак - ребро - ладонь. 
         Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами   (кулак - ребро - ладонь), произнося их вслух или про себя.

Лезгинка. 
         Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Зеркальное рисование. 
         Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Ухо - нос. 
         Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук ,с точностью до наоборот.

Змейка. 
         Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепив пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Горизонтальная восьмерка. 
         Возьмите в руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь - левой. А теперь правой и левой одновременно.

Перекрестные движения. 
         Выполняйте перекрестные координированные движения одной правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

Горизонтальная восьмерка. 
         Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

Симметричные рисунки. 
         Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки.

Зеркальное рисование. 
         Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного как один из способов сохранения и укрепления здоровья младших школьников

Здоровье, особенно здоровье детей - это ценность, которая должна стоять в обществе на первом месте, если человечество «хочет процветать, а не кое-как выживать». К сожалению, современная организация у...

«Здоровьесберегающие технологии как обязательный компонент преподавания базовых предметов начальной школы»

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны зан...

Каша-пища наша (интегрированное занятие с элементами здоровьесберегающих технологий и региональным компонентом)

Данное занятие позволяет расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна. Сформулировать представление о многообразии продуктов, получаемых из зерна, необходимости их ежедневного вк...

Физминутка и её оздоровительные функции, как один из методов здоровьесберегающих технологий в начальных классах

В  статье  рассказывается  об  основных  вопросах  по  здоровьесберегающим  направлениям. Здесь  же  повествуется  о  роли  физминутки...

Правильное питание – один из факторов здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Педагоги пришли к выводу, здоровому образу культ здоровья, физически и психически здоровый образ жизни. В жизни надо учить, надо формировать процессе самостоятельной познавательной и практической деят...

Здоровьесберегающие технологии как один из важных факторов успешности обучения детей

Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии как один из важных факторов успешности обучения детей"...