Физминутка и её оздоровительные функции, как один из методов здоровьесберегающих технологий в начальных классах
материал на тему
В статье рассказывается об основных вопросах по здоровьесберегающим направлениям. Здесь же повествуется о роли физминутки на уроках в начальных классах , об её оздоровительном направлении. В статье можно узнать как правильно и в какой форме нужно проводить физкультурную минутку. Приведены примеры физминуток.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizminutka_i_eyo_ozdorovitelnye_funktsii.docx | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Физминутка и её оздоровительные функции, как один из методов здоровьесберегающих технологий в начальных классах
«Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто», - говорил древнегреческий философ Сократ в далёком прошлом, но его слова очень актуальны и в XXI веке.
Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. И хотя приоритет здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования провозглашен в системе нормативных документов и с высоких трибун но, реально этот принцип, может быть, и будет воплощен только усилиями отдельных школ и учреждениями дополнительного образования.
Весь учебно-образовательный процесс в школе осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, при которых решаются задачи сохранения здоровья учащихся и педагогов.
Основные вопросы по здоровьесберегающим направлениям:
- организация урока в условиях здоровье сберегающей технологии
- игровые оздоровительные технологии
- работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках
- весёлые физминутки на уроках в начальных классах
- формирование навыков здорового образа жизни
Поддержание и укрепление физического здоровья учащихся напрямую связано с их двигательной активностью.В оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения естественной потребности в движении. С этой целью в учебном процессе широко используются на уроках и во внеурочное время малые формы активности учащихся: спортивные часы в ГПД; прогулки; зарядка до занятий; динамические паузы; физкультурные минутки.
Один из главных секретов хорошего физического самочувствия младших школьников и высокой активности в учебном процессе состоит в использовании рационально подобранных физминуток оздоровительной направленности.
При правильной педагогической инструментовке такие физминутки способны:
- действительно поддерживать у младших школьников должный запас «адаптационной энергии» (Г.Селье);
- стимулировать процессы роста и развитие основных физических качеств младшего школьника ( сила, быстрота, ловкость, выносливость);
- устранять недостатки в физическом развитии детей , что оказывает лечебно-оздоровительное влияние .
Основное назначение физкультурных минут и пауз — средства активного, деятельного отдыха предупредить переутомление, сохранить умственную и физическую работоспособность, рабочее настроение и самочувствие учащихся.
Возраст от 6 до 14 лет составляет период активного совершенствования мышечной и костной системы. Кости детей при длительных напряжениях и неправильных положениях тела легко подвергаются искривлению. Неуравновешенность возбудительно-тормозных процессов ЦНС обусловливает её быструю утомляемость, повышенную возбудимость, кратковременность активного внимания.
С учётом этих особенностей детского организма физиологи и гигиенисты для предупреждения утомления и повышения работоспособности школьников рекомендуют в обязательном порядке со второго(начальные классы) или третьего урока, когда появляются признаки утомления(рассеянность, вялость и т .п. )проводить физкультурные минутки в течении двух-трёх минут. Непонимание актуальности физкультурной минутки учителями, недопустимое игнорирование её или неправильная методика проведения заставляет прибегнуть к конспективной аргументации этой проблемы, анцектирующей внимание на обязательном соблюдении гигиенических требований учебного процесса. Учитель обязан помнить, что его первостепенная задача- воспитание гармонично развитого человека. Поэтому проведение физкультурной минутки – долг каждого учителя.
А как обстоит на практике? Часто учителя забывают и не проводят физкультурную минутку. Некоторые педагоги вспоминают о ней тогда, когда класс неуправляем.
Стараясь провести физкультминутку живо и увлекательно, учителя превращают её занимательную игру. Но не всегда выдумки учителей, с гигиенической точки зрения, разумны. Примером может стать широко распространённая в разных городах физкультурная минутка такого типа: учитель задаёт вопрос по изученной теме и бросает мяч стоявшему ученику. Ученик же должен ответить на вопрос в момент касания мяча его рук. Понятно, что никакой отдых такая физкультурная минутка не принесёт, ибо крайне напряжённо работает нервная система и в движении находятся только верхние конечности.
Для физкультминутки достаточно 3—4 упражнений, не требующих сложной координации движений и в то же время оказывающих влияние на основные группы мышц: ходьба на месте, потягивание с подниманием рук вверх, приседание, наклоны и повороты туловища, связанные с наклоном туловища назад с сильным напряжением мышц спины, каждое из которых повторяется 4-6 раз. Наклоны направо и налево проводятся для предупреждения искривления позвоночника. Ритмические сжимания и разжимания пальцев, потряхивание кистями снимают усталость мышц. В комплексе должно быть упражнение и для мышц нижних конечностей: приседания, переступания с ноги на ногу, прыжки и др. На уроках труда тоже проводится физкультурная пауза. Её длительность 5—7 мин. Вот пример проведения физкультурной минутки на уроках окружающего мира, сопровождаемой эмоциональным чтением стихотворных текстов, например:
Цапля весело гуляла,
Всех лягушек разогнала.
Покачалась, покачалась.
Тину с лапок обобрала, обобрала.
Шейкой длинной повертела,
Всю округу осмотрела.
К солнцу сладко потянулась, потянулась.
Вся встряхнулась, вся встряхнулась
И, укрывшись в камышах,
Затаилась, улыбнулась.
В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность детей повысилась в 2,7 раза.
На остальных уроках можно использовать такие физминутки:
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
***
Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперёд смотри – это «три».
Руки в стороны – пошире, развернули на «четыре».
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».
Учащиеся начальных классов с радостью откликаются на такие физкультурные минутки. В подобных случаях важно, чтобы содержание текстов увлекало детей своей образностью, переносило их в мир добра, красоты, спокойного юмора и , конечно не способствовало перевозбуждению нервной системы, давало возможность выполнить всю физическую нагрузку за две-три минуты.
Главное, чтобы физкультурная минутка выполняла свою оздоровительную функцию, укладывалась в нормативы, разработанные специалистами.
Список используемой литературы
1.Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе // Ростов-на Дону , 2006.
2. Малкова С.В. Использование эдоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе в сельской малочисленной школе // Приоритетные направления развития образования на селе. Углич. 2004.
3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование. 1998.
4.Янсон Ю.А. Физическая культура в школе , книга для педагога. 2009.
5. Журнал « Физическая культура в школе» №1,2,3-2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: "Внедрение здоровьесберегающих технологий в начальных классах"
В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических д...
Применение здоровьесберегающей технологии в начальных классах
Статья содержит рекомендации по применению здоровьесберегающей технологии в начальной школе. Будет полезна учителям начальных классов и родителям младших школьников....
Здоровьесберегающие технологии в начальных классах
Выступление на мастер-классе...
Здоровьесберегающие технологии в начальных классах
В работе представлены разнообразные здоровьесберегающие технологии,направленные на снятие усталости, напряженности....
Здоровьесберегающие технологии в начальных классах сельской школы
Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе...
Здоровьесберегающие технологии в начальных классах
Современные образовательные учреждения характеризуются повышенным объемом учебной нагрузки и интенсификацией учебного процесса в условиях дефицита учебного времени. В результате детский организм, наиб...
Правильное питание – один из факторов здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Педагоги пришли к выводу, здоровому образу культ здоровья, физически и психически здоровый образ жизни. В жизни надо учить, надо формировать процессе самостоятельной познавательной и практической деят...