Статья ,,Здоровьесберегающие технологии. Валеологическая организация учебной деятельности на уроке ( практические рекомендации)."
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс)
Из истинно человеческих ценностей здоровье – одна из главных. «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что воистину здоровый нищий счастливее больного короля», - писал Шопенгауэр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_seminar_.docx | 15.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии. Валеологическая организация учебной деятельности на уроке ( практические рекомендации).
Автор: Лисихина Марина Евгеньевна, учитель начальных классов
ГБОУ гимназия 157 им. принцессы Е.М.Ольденбургской,Санкт-Петербург, 2016
Из истинно человеческих ценностей здоровье – одна из главных. «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что воистину здоровый нищий счастливее больного короля», - писал Шопенгауэр.
В нашей стране, несмотря на наличие системы государственных и общественных мероприятий по охране здоровья, состояние здоровья населения и особенно подрастающего поколения вызывают тревогу. За последние годы почти втрое увеличилось количество детей с хронической патологией. Годы учебы в школе не только пополняют багаж знаний, умений, навыков, но и ухудшают состояние здоровья учащихся. Исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, среди выпускников школ уже более 80 % нельзя назвать абсолютно здоровыми.
Конечно, проблема охраны здоровья детей – проблема комплексная, и сводить все её аспекты только к школе было бы не правильно. Но в то же время анализ структуры заболеваемости школьников убедительно показывает, что по мере обучения детей в школе растёт частота таких заболеваний, как поражения дыхательных путей и сердечнососудистой системы, патология органов пищеварения, нарушения осанки, зрения. Большинство причин ухудшения здоровья детей в период их школьного обучения носит не объективный, а субъективный характер в отношении охраны здоровья.
Необходимо, чтобы девиз медиков –«Прежде всего не навреди!» - стал бы и девизом педагогов.
Основные рекомендации по преодолению механизмов утомления у детей:
1.Преодоление воздействия комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств: а) проведение уроков в режиме открытого пространства: на улице, у окна, на ковре, в других помещениях учреждения;
б) привлечение в учебный процесс наибольшего числа анализаторов: слуховых, зрительных, осязательных, обонятельных; работа в режиме дальнего и ближнего зрения;
в)включение в процесс познания эмоционально-чувственной сферы.
2.Преодоление воздействия информационно-психогенных факторов:
а) использование элементов релаксации; щадящий режим подачи информации;
б) упражнения для снятия напряжённости (минуты радости); музо- и цветотерапии;
3.Преодоление комплекса факторов доминантной моторно-закрепощённой и статической позы; а) работа в режиме использования динамических поз – стоя, сидя, в движении; проведение динамических физминуток;
б) использование речедвигательного компонента (скороговорки, попевки, стихи-миниатюры);
г) использование деятельностно-трудовых и конструктивно-рукотворческих принципов обучения (чертежи, рисунки, лабиринты, зарисовки мыслей)..
Валеологическая организация учебной деятельности на уроке.
Очень большое влияние на функциональное состояние организма школьников и , как следствие, на их работоспособность оказывает структура урока. Поэтому весьма важное значение имеет правильное построение урока, подразумевающее оптимальное чередование различных видов занятий, неодинаковых по продолжительности, трудности и утомляемости.
Упражнения, которые целесообразно проводить на разных этапах урока:
1.В начале урока выполняются следующие упражнения:
А) «Растирание ушных раковин и пальцев рук» , «Перекрёстные движения» - активизируют оба полушария головного мозга, готовят к усвоению знаний.
Б) «Качание головой», «Ленивые восьмёрки» - улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение, активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания. .
2. Снять напряжение во время урока помогут следующие упражнения:
А) «Медвежьи покачивания», «Поза дерева» - расслабляют позвоночник, мозг, мышцы шеи и глаз, снимает статическое напряжение позвоночника
Б) «Поза скручивания» - улучшает кровоснабжение в позвоночнике, снимает спазм сосудов, питающих позвоночник.
В) «Дыхательная гимнастика» - гармонизирует деятельность дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой систем. Трансформирует отрицательные эмоции в положительные. Ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.
Основной задачей здоровьесберегающей педагогики (по материалам ФГОС) является такая организация режима труда и отдыха школьников, которая обеспечила бы высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволила бы отодвинуть утомление и избежать переутомления за счет реализации деятельностного подхода и оптимистического начала в общении с учащимися.
Используемая литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в организации учебного процесса младших школьников
В статье рассматриваются вопросы здоровьесберегающей организации учебной деятельности младших школьников, рассмотрены основные гигиенические требования к уроку, приведены рекомендации по п...
Организация учебной деятельности на уроке с детьми с глубоким нарушением зрения
Одиннадцатый год работаю со слабовидящими детьми. Сейчас у меня 3-ий класс (третий выпуск таких ребят). В этом выпуске есть две тотально слепые девочки. При работе сталкиваюсь с некоторыми проблемами....
Формы и виды организации учебной деятельности на уроках ОРКСЭ
Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на сочетании различных методов обучения: С...
Групповая работа учащихся на уроке как эффективная форма организации учебной деятельности на уроке и формирование коммуникативных компетенций
В педагогической концепции представлены актуальность и теоретическое обоснование применения групповой работы учащихся, раскрыты особенности и методика организации такой работы на уроке, даны методичес...
Современные технологии организации учебной деятельности на уроках литературного чтения.
В данной презентации представлены технологии для уроков в начальной школе...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В данной статье рассматривается актуальность использования здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе, обобщение опыта по использованию технологий здоровьесбережения в организации...
Здоровьесберегающие технологии в организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС начального общего образования
В статье автор делится своими рассуждениями и опытом применения здоровьесберегающих технологий в организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС начального общего...