Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО
классный час по зож (3 класс)
Программа духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования ,направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО
Пояснительная записка.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Школа России» с учетом методических разработок издательства «Просвещение».
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся школы является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
- представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
- уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
- ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
- начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города;
- любовь к образовательному учреждению, народу, России;
- уважение к защитникам Родины;
- умение отвечать за свои поступки;
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
- различение хороших и плохих поступков;
- представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
- элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
- уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
- отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарные представления об основных профессиях;
- ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
- умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
4) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- элементарный опыт природоохранительной деятельности;
- бережное отношение к растениям и животным.
5) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- представления о душевной и физической красоте человека;
- формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
- интерес к занятиям художественным творчеством;
- стремление к опрятному внешнему виду;
- отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Портрет ученика МКОУ Ахтынская СОШ №1.
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы фиксируется в портрете ее выпускника:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, содержание, виды деятельности, формы работы.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:
Направления, ценности | Содержание | Формы работы |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человек Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
|
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
|
|
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие
|
|
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание
|
|
|
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) Ценности: красота, гармония, духовный мир человека. |
|
|
Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
Категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления.
Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
- в содержании и построении уроков;
- в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в урочной и внеурочной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
- в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
- в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
- в личном примере ученикам.
Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.
УМК «Школа России»
Ведущую роль в реализации программы играет образовательный процесс, реализуемый в ходе освоения основных предметных программ и программ формирования универсальных учебных действий. Принципами построения УМК «Школа России» являются: приоритет воспитания в образовательном процессе, личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения.
Все предметы, включая и предметы эстетического цикла, работают на общий результат, формируя у ребенка единую современную картину мира и развивая умение учиться.
Важное положение Стандарта — ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа.
Средовое проектирование
Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы. Именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.
В школе организованы подпространства, позволяющие учащимся:
- изучать символы российской государственности и символы родного края (уголок с флагами и символикой); общенациональные, муниципальные и школьные праздники (сайт); историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы (сайт); связи школы с социальными партнерами (сайт);
- демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (оборудованные залы для проведения школьных праздников, культурных событий, социальных проектов).
Календарь традиционных школьных дел, праздников, проектов, событий
Время проведения | Название |
Сентябрь | 1 сентября – День знаний; Спортивное шоу; День здоровья, Акция «Помоги пойти учиться» |
Октябрь | Ярмарка инициатив – День учителя, Праздник посвящения в первоклассники |
Ноябрь | День матери. |
Декабрь | Новогодние праздники |
Январь | Веселые старты |
Февраль | Праздник «Защитник отечества», Прощание с Азбукой |
Март | 8 марта |
Апрель | Праздник космонавтики; День здоровья «В здоровом теле здоровый дух», , благотворительная акция «Неделя добра», Вернисаж |
Май | Военно-исторический фестиваль, Последний звонок Подведение итогов рейтингового конкурса и награждение участников конкурса «Лица года», Экологическая акция «Зеленый кошелек», |
Июнь | Фестиваль «Фитнес-класс!» |
Ежемесячно | Торжественные линейки по итогам месяца |
В школе проводятся следующие проектные мероприятия, событтия:
№ | Проект | Содержание проекта |
1 | Спортивное шоу | Серия игр физкультурно-спортивной или краеведческо-туристической направленности, формирующая отношение к здоровью как к ценности. |
2 | Вернисаж | Выставки фотографий, картин, декоративно-прикладного творчества, формирующие отношения к прекрасному, представления об эстетических идеалах и ценностях. Экскурсии по выставкам. |
3 | Фитнес-класс | Соревнования, шоу физкультурно-спортивной направленности, формирующие отношение к здоровью как к ценности |
4 | Неделя добра | Акция милосердия и помощи, направленная на формирование нравственных чувств и этического сознания. |
5 | Ярмарка инициатив | Праздник, мероприятие направленное на воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. |
6 | Конкурс социальных проектов | Конкурс социальных проб, акции, мероприятий, событий, которые полезны окружающим |
Организация эффективного взаимодействия школы и семьи
по духовно-нравственному воспитанию и развитию.
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста ведется по следующим направлениям:
Направление работы | Содержание работы |
1.Совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения. |
|
2.Сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей). |
|
3.Поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей) |
|
4.Содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей |
|
5.Опора на положительный опыт семейного воспитания. |
|
Направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся | Планируемые результаты Школьник: |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни |
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) |
|
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) |
|
Действия педагога, направленные на достижения воспитательных результатов
Уровень | Особенности возрастной категории | Действия педагога |
1 уровень (1 класс) Приобретение школьником социальных знаний | Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять новую школьную реальность | Педагог должен поддержать стремление ребенка к новому социальному знанию, создать условия для самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по самовоспитанию. (самоизменению) |
2 уровень (2-3 класс) Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
| Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом
| Создание педагогом воспитательной среды, в которой ребенок способен осознать, что его поступки, во-первых, не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, коллектив, общество в целом), а во-вторых, не должны привести к исключению его из этой системы.
|
3 уровень ( 4 класс) Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. | Потребность в самореализации, в общественном признании, в желаниями проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности | Создание к четвертому классу для младшего школьника реальной возможности выхода в пространство общественного действия т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов.
Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены. |
Перечень рекомендуемых воспитательных форм и мероприятий
Уровни | Формы | Названия |
1 уровень (1 класс) | Беседы | «Давайте познакомимся!», «Чтобы глаза видели», «Уроки Мойдодыра», «Осень к нам пришла», «Учимся договариваться», «Воспоминания о лете», «Какие растения ты знаешь?» «Как называются цветы в классе?», «Физкультура и здоровье», «Что я знаю о правилах дорожного движения?», «Дети и огонь», «В зоопарке», «Зачем мы спим? Гигиена сна», «Почему мы обижаем близких нам людей?», «Лес – наше богатство!», |
Классные часы | «Безопасное поведение на перемене и во время прогулок», «Безопасный путь в школу. Игра «Пешеход», Культура рационального питания. Профилактика ОРВИ, «Давайте познакомимся», «Культура поведения в школе», «Обязанности пешехода», «Мои интересы и увлечения», «Опасности морозного дня. Правила поведения пешехода с приходом зимы», «Дружба и сотрудничество», Соблюдение техники безопасности и пожарной безопасности во время зимних каникул. Пиротехнические изделия» и др. | |
Участие в подготовке и проведении мероприятий, конкурсов | Школьные праздники и социально значимые мероприятия: «Новогодняя сказка», «Прощание с азбукой», конкурсы рисунков «Осторожно, дорога!» «Подснежник»; военно-исторический фестиваль», «Зеленый кошелек», День защитника Отечества, «Весёлые старты» | |
Проектирование | Спортивное шоу, Вернисажфестиваль «Фитнес-класс!», акция «Неделя добра», Ярмарка инициатив и т.д. | |
2 уровень (2-3 класс) | Беседы | «Здравствуй, школа», «Все мы-дружная семья», «Как появилась религия», «Что такое - Конституция ?» |
Классные часы | «Учись учиться», «Береги здоровье смолоду»; «Все мы разные, но все мы равные», «С детства дружбой дорожи», «Хочу и надо- трудный выбор», «Профессии моих родителей», «Моя родословная», «Я и мое имя», «Название моего поселка», «Моя любимая книга». | |
Участие в подготовке и проведении мероприятий, конкурсов | Школьные праздники и социально значимые мероприятия: «Новый год», военно-исторический фестиваль, «Зеленый кошелек», День матери, конкурсы рисунков, День защитника Отечества, Спортивные соревнования «Весёлые старты» | |
Исследовательская деятельность | Школьная и районная научно-исследовательская конференция | |
Проектирование | Спортивное шоу, Вернисаж, акция «Скажи фитнесу-Да!», акция «Неделя добра», Ярмарка инициатив и т.д. | |
3 уровень ( 4 класс) | Беседы | «Воспитай себя», «Добрым быть совсем не просто» «Мир человеческих чувств », «Для чего нужна религия», «Россия-Родина моя!», «Государственное устройство России», «Мир профессий» |
Классные часы | «А гражданином быть обязан», «Край любимый, край родной», «По страницам истории Отечества», «Мой любимый литературный герой», «Труд и воспитание характера», «Что значит быть полезным людям?». | |
Участие в подготовке и проведении мероприятий, конкурсов | Школьные праздники и социально значимые мероприятия: «Новогодняя сказка», «Прощание с азбукой», конкурсы рисунков «Осторожно, дорога!» «Подснежник»; военно-исторический фестиваль, «Зеленый кошелек», День защитника Отечества и т.д. | |
Исследовательская деятельность | Школьная и районная научно-исследовательская конференция | |
Проектирование | Спортивное шоу, Вернисаж, фестиваль «Фитнес-клас», акция «Неделя добра», Ярмарка инициатив и т.д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ и ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОУ СОШ №6
Выступление на РМО...
Статья "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"
Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание нравственных качеств личности. Поэтому на базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана и внедряется в ж...
Презентация "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального обшего образования"
Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание нравственных качеств личности. На базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана Программа духовно-нравственног...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования ,направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие с...
Статья "Подходы к реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"
Статья раскрывает основные подходы и способы разработки программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях введения ФГОС ...
Программа развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования "Моя школьная Страна".
Актуальность программы. Цель и задачи. Основные направления.Ожидаемые результаты. Реализация программы....
ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6 II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...