Проект "Берегите зрение!"
проект по зож (2 класс)

Чернышкина Светлана Васильевна

Цель проекта "Берегите зрение!" изучение влияния различных факторов на снижение зрения и способов его сохранения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конкурс "Я познаю мир"1.81 МБ

Предварительный просмотр:

ХI Муниципальный конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников

«Я познаю мир»

Секция естественно-математических дисциплин (окружающий мир)

Название проекта: «Берегите зрение!»

Автор: Шустов Максим Сергеевич,

 обучающийся 2А класса

МБОУ «Лицей» р.п. Степное

 Советского района Саратовской области

Руководитель: Чернышкина Светлана Василевна

р.п.Степное

2019г.

Содержание.

  1. Введение .  _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _   стр. 3
  2. Содержательная часть.

Ход работы над проектом  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _стр.4

  1. Бесценный дар природы._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ стр.5 – 7
  2. Факторы, влияющие на ухудшение зрения.  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _    стр. 8
  3. Результаты  анкетирования  учащихся 2 класса. _ _ _ _ _ _ _ _   стр.9
  4. Профилактика зрения. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _стр. 10-11
  5. Лечебная гимнастика для глаз._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр. 12-14
  1.   Заключение. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр. 15    
  2.  Список использованной литературы. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ стр.16

Введение.

           С каждым годом всё больше детей, начиная с 1 класса, страдают от ухудшения зрения и различных заболеваний глаз. Меня эта проблема коснулась напрямую, я ношу очки, т.к. плохо вижу вдаль. Это связано с увеличением нагрузки на глаза и в школе, и дома. Для решения проблем со зрением, требуется владеть информацией о причинах ухудшения зрения и способах его восстановления. Некоторые причины ухудшения зрения являются общеизвестными, а о других люди и не подозревают. Меня заинтересовало, какие факторы влияют на зрение человека и как можно решить проблему снижения остроты зрения у детей младшего школьного возраста.

 Цель работы: 

 Изучение влияния различных факторов на снижение зрения и способов его сохранения.

Задачи:  

  1. Изучить и проанализировать информацию по теме исследования.
  2. Выявить   факторы, влияющие на снижение зрения.
  3. Изучить способы сохранения зрения.
  4. Изготовить памятки с правилами для профилактики зрения.

Проектный  продукт:  буклеты-памятки  с  правилами сохранения зрения для учащихся  2 класса.

Ход работы над проектом.

В ходе проекта были  намечены этапы реализации проекта:

  1. Сбор и обработка информации по данной теме.  
  2. Выявление  факторов, влияющих  на ухудшение зрения.
  3. Изучение  способов сохранения зрения.
  4. Анкетирование учащихся 4 класса.
  5. Проведение бесед с учащимися  1-2 классов о гигиене зрения. 
  6. Изготовление буклетов-памяток  с  правилами сохранения зрения для учащихся  младшего школьного возраста.        

Продолжительность работы над проектом: 13.02 – 22.03.  2019г.

  1. Бесценный дар природы.

           Глаза человека имеют большую силу. Глаза умеют говорить, глазами можно ободрить. По глазам видишь, злой человек или добрый, в них отражаются особенности характера, прошлый опыт и даже интеллектуальные возможности человека. По глазам всегда определяли внутренние переживания, тончайшие оттенки эмоциональных состояний и мимолетных настроений. Не случайно в народе родились такие пословицы: “Глаза – это зеркало души”, “Коль очи светятся, душа чиста”, “Свой глаз – алмаз”, “Чего нет в мыслях, того не будет и в глазах”, “Ум людей – в их глазах”, “На правду, что на солнце – во все глаза не взглянешь”, “В чужом глазу сучок видим, а в своём бревна не замечаем”, “Глаза боятся, а руки делают”, “У страха глаза велики”.

          Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что «глаза – более точные свидетели, чем уши». Действительно, 90 % всей информации люди получают через глаза. Долгое время считали, что глаза испускают особые лучи и таким образом человек видит. Развеял этот миф знаменитый Абу Али ибн Сина. Великий врач первым пришёл к выводу, что человеческий глаз всего лишь улавливает отражённые предметами лучи солнца или осветительных приборов. А немецкий физик Герман Гельмгольц (1821 - 1894) установил, что глаз подобен фотоаппарату: изображение на сетчатке получается перевёрнутым и уменьшенным. Рисунок3.jpg

           Наши глаза специально предназначены для того, чтобы снабжать нас информацией о глубине, расстоянии, величине, движении и цвете. К тому же они способны двигаться вверх, вниз и в обе стороны, давая нам максимально широкий обзор.  Человеческий глаз имеет форму шара, из–за этого его иногда называют глазным яблоком.  Диаметр глаза – 2,5 см, вес около 7 – 8 г.

         Глаза  бывают огромные и большие, маленькие и выпуклые, узкие и круглые, миндалевидные и глубоко посаженные. Они находятся в верхней части лица и расположены на расстоянии примерно 6 см друг от друга. Глаза бывают карие, голубые, зелёные, серые, синие. Цвет глаз зависит от пигмента, содержащегося в радужке. C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\pril1\img41.jpg

         Зачем человеку нужны два глаза? Два глаза нам нужны для того, чтобы определять удалённость предмета. Каждый глаз по-своему воспринимает изображение. Картинки, попадающие на сетчатку двух глаз, несколько различаются. В этом легко убедиться, если смотреть на палец, расположенный в 20 см от носа, и поочерёдно закрывать каждый глаз – положение пальца будет восприниматься по–разному. В головном мозге имеются специальные клетки, совмещающие воедино образы, поступающие от правого и левого глаза, в результате чего и формируется ощущение глубины пространства.

         Глаза – очень уязвимый орган человека, ткани глаза очень нежные и защищать их необходимо потому, что люди получают информацию об окружающем их мире, полагаясь на зрение больше, чем на другие органы чувств.

Это интересно:

  • Глаз способен различать 130-250 чистых цветовых тонов и 5-10 миллионов смешанных оттенков.
  • Человек тратит на мигание полчаса каждый день.
  • В течение жизни человек плачет 250 миллионов раз.
  • Женщины моргают примерно в 2 раза чаще, чем мужчины.
  • Ни мужчина, ни женщина не может чихнуть с открытыми глазами. Около 2% автомобильных аварий, происходящих в мире, вызвано чиханием за рулём.
  • Глаза человека, работающего за компьютером, за день перефокусируются с экрана на бумагу или клавиатуру около 20 тысяч раз.
  • Через минуту пребывания в темноте чувствительность глаз к свету возрастает в 10 раз, через 20 мин. – в 6 тыс. раз. Именно поэтому, выйдя на яркий свет после долгого пребывания в темноте, можно ослепнуть.

  1. Факторы, влияющие на ухудшение зрения.

          «Береги как зеницу ока…» Эти слова дошли до нас из глубокой древности. Уже тогда люди понимали, что глаза надо беречь. В наши дни мы порой очень беспечно относимся к своему зрению, что может привести к серьёзным проблемам.

         Многие полагают, что причины ухудшения зрения кроются только в возрастном критерии, что зрение портится только в старости. Однако это не так. Многие факторы могут повлиять на зрение отрицательно.

         Из специальной литературы мы узнали, что влияние на зрение оказывают различные факторы: 

  • наследственная предрасположенность;
  •  наличие болезней;
  •  характер питания;
  •  условия зрительной работы;
  •  окружающая  среда;
  • вредные привычки  и многое другое.    

          В наши дни дополнительную нагрузку на зрение школьника нередко даёт неправильная организация работы за компьютером. А основными причинами снижения зрения среди школьников являются значительные зрительные нагрузки во время учёбы и отсутствие гигиены зрения.

  1. Результаты  анкетирования  учащихся  2 класса.

         Основными причинами снижения зрения среди школьников являются значительные зрительные нагрузки во время учёбы и отсутствие гигиены зрения.

               Я провел анкетирование среди учащихся нашего класса  для определения:

  • соблюдают ли учащиеся режим зрительных нагрузок при выполнении домашнего задания и работе за компьютером;
  • делают ли ребята гимнастику для глаз;
  • выполняют ли ребята элементарные требования правил гигиены зрения.

        Результаты  анкетирования  показали:        

  1. Не посещают врача офтальмолога каждый год 27%.
  2. Приобретённые проблемы со снижением остроты зрения у 11% опрошенных.
  3. Не соблюдение режима зрительных нагрузок при выполнении домашнего задания и работе за компьютером выявлено у  47% учащихся класса.
  4. Не выполняют гимнастику для глаз 47%  опрошенных.
  5. Элементарные правила гигиены зрения выполняют 55% учащихся.  

Не соблюдение правил гигиены зрения и режима зрительных нагрузок, может привести к снижению остроты зрения.        Можно ли избежать проблем со зрением?

  1. Профилактика зрения.

          Оказывается проблем, связанных со снижением остроты зрения можно избежать –  достаточно соблюдать несколько несложных правил.

  1. Больше двигаться!

Главное правило профилактики – глаза должны отдыхать! А лучше всего они отдыхают, когда ребёнок двигается: гуляет, играет, занимается спортом. Поэтому даже в плотном "расписании" школьника родители должны предусмотреть время для прогулок.

  1. Телевизор - чем меньше, тем лучше.

 Младшие школьники могут проводить перед телевизором максимум 30-40 минут в день, а за компьютером и того меньше - всего 20 минут. Для детей старше 10 лет время, проведённое у экрана, можно постепенно увеличивать и довести к подростковому возрасту до полутора часов в день, не забывая о регулярных перерывах.

  1. Чтение книг.

 С книгами всё проще: достаточно не читать лёжа, впотьмах, не держать  слишком близко к глазам.  Расстояние от глаз до страницы должно составлять 40 см.

  1. Школьник должен как следует высыпаться.

 Для детей до 9 лет норма –  не меньше 10 часов сна в сутки.

  1. Помимо длительного отдыха глазам нужно давать короткую

"передышку" во время выполнения домашних заданий.

Десятиминутный "подвижный" перерыв через каждые 30-40 минут, проведённых  за рабочим столом, - отличная разгрузка.

  1. Рабочее место ребёнка должно правильно освещаться.

Днём – ярким, по возможности естественным светом, а вечером – обычной лампой накаливания мощностью около 60 ватт. При этом у правши и окно, и настольная лампа должны быть слева, а у левши - справа, чтобы во время письма он не загораживал сам себе свет.

Значительное место во всём многообразии методов профилактики проблем зрения, по мнению специалистов, должна занимать витаминная диета. 

     Наличие в рационе достаточного количества витаминов является прекрасным профилактическим средством против близорукости и некоторых других нарушений зрения. В частности, для здоровья глаз очень полезны витамины группы А (морковь, томаты, листовые овощи, рыбий жир), группы В (орехи, большинство фруктов, зерновые, печень, почки,  рыба различных сортов)  и  С (плоды шиповника, цитрусовые, лук, помидоры, шпинат,  яблоки). Особо востребованные нашими глазами микроэлементы - это калий и цинк. Калий присутствует в мёде, бананах, печёном картофеле, а также в растительном масле. Цинк помогает глазам адаптироваться к яркому свету, поддерживает нормальный уровень витамина А. Высоким содержанием цинка могут гордиться:  креветки, устрицы, сельдь, печень, мясо, грибы.

          Главная рекомендация по сохранению зрения у детей – это регулярное посещение врача – офтальмолога (специалист в области глазных болезней).

  1. Лечебная гимнастика для глаз.

        Перечисленные ниже способы тренировки глазных мышц подойдут как детям, так и взрослым. Подобные занятия улучшают состояние зрения, помогают справиться с утомлением.

  • Быстро и легко моргайте 2 минуты. Способствует улучшению кровообращения.
  • Крепко зажмурьте на 3-5 секунд, а затем откройте глаза на 3-5 секунд. Повторите 7 раз. Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.
  • Перемещайте взгляд в разных направлениях (по кругу — по  часовой стрелке и против, вправо-влево, вверх вниз восьмёркой). Глаза при этом могут быть открыты или закрыты, по желанию. Если  глаза открыты, то при движении взгляда обращайте  внимание на окружающие предметы. Укрепляет мышцы глаза.
  • Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век. Повторите 3 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
  • Стоя возле окна, сосредоточьтесь на предмете, находящемся близко от глаз (это может быть точка на стекле), а затем переводите взгляд на удалённый объект. Повторите 10 раз. Снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

(Упражнения разработаны сотрудниками МНИИ глазных болезней

 им. Гельмгольца).

        А эту гимнастику для глаз можно использовать на физкультминутках  в школе :

"Весёлая неделька”

Всю неделю по – порядку,

Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

 Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна.

Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

 Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна.

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

 Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки. 

По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

 Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку.

 

В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

 Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх.

 

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

 Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый.

В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

 

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот.

 

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

Заключение.

        Работая над проектом, я узнал, какие факторы вызывают ухудшение зрения и правила, благодаря которым можно его сохранить. Развиваясь на протяжении тысячелетий, глаз приобрёл ряд защитных приспособлений, и, всё-таки он остаётся весьма чувствительным и ранимым органом, который надо тщательно оберегать. В наш век научно-технического прогресса избежать нагрузки на зрение невозможно, но необходимо бережно относиться к нашим глазам, к своему здоровью.

          Результаты исследования и информацию, полученную из различных источников, мне бы хотелось донести до ребят 1-2 классов. Для этого я проводил классный час по теме: «Береги зрение!», изготовил буклеты-памятки для одноклассников с правилами сохранения зрения, а на уроках проводил гимнастику для глаз.

        Список использованной литературы.        

  1. Аветисов Э.С., монография «Близорукость». – изд.: «Медицина». 1999.
  2.  Глушкова Е. К., “Береги зрение”, Медицина, 1987.
  3. Лечебный справочник «Домашний доктор» - изд.: «ЭКСМО»,  М. 2002.
  4. «Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов» . – изд.: «ЭКСМО», М. 2009.
  5.  http://www.poznovatelno.ru/child/man/senses/11867.html
  6. http://www.poznovatelno.ru/child/man/senses/11864.html
  7. http://www.poznovatelno.ru/child/man/senses/11865.html
  8. http://zreni.ru/856-prichiny-uhudsheniya-zreniya.html

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения "Точка зрения. Смотрим в лужу, в окно, в бинокль"

Урок чтения для 2 класса "Точка зрения. Смотрим в лужу, в окно, в бинокль" (УМК  "Перспективная начальная школа")...

Таблица "Ухудшение зрения и заболевания органа зрения"

С чем связано ухудшение зрения и заболевания органа зрения...

Разработка праздника " Бережем свое зрение" приуроченного к Всемирному дню зрения 11 октября.

Актуальной проблемой современных детей является нагрузка на глаза. Наша современность диктует  свои правила и нам следует знать, как обезопасить себя и  как беречь свое зрение. В данной разр...

Классный час на тему: «Здоровый образ жизни. Причины нарушения зрения у школьников. Профилактические меры по сбережению зрения у обучающихся».

Пояснительная записка.  По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно фиксируется потеря зрения у более, чем двух миллиардов людей. Все чаще, диагностирование показывает снижение зрени...

Классный час на тему «Здоровый образ жизни. Причины нарушения зрения у школьников. Профилактические меры по сбережению зрения у обучающихся».

Авторы: Полищук О.К., учитель МБОУ "Баскаковская средняя школа", Липко К.А., учитель МБОУ "Серго-Ивановская основная школа", Гагаринского района Смоленской области.Классный час на ...

Органы чувств: зрение. Гигиена зрения.

Сценарий, представленный в данной работе можно использовать при проведении классного часа, а так же на уроке окружающего мира. Целевая аудитория 1-4 класс. Большое значение в работе уделяется игровым ...