Проект "Берегите зрение!"
проект по зож (2 класс)
Цель проекта "Берегите зрение!" изучение влияния различных факторов на снижение зрения и способов его сохранения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конкурс "Я познаю мир" | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
ХI Муниципальный конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников
«Я познаю мир»
Секция естественно-математических дисциплин (окружающий мир)
Название проекта: «Берегите зрение!»
Автор: Шустов Максим Сергеевич,
обучающийся 2А класса
МБОУ «Лицей» р.п. Степное
Советского района Саратовской области
Руководитель: Чернышкина Светлана Василевна
р.п.Степное
2019г.
Содержание.
- Введение . _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр. 3
- Содержательная часть.
Ход работы над проектом _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _стр.4
- Бесценный дар природы._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр.5 – 7
- Факторы, влияющие на ухудшение зрения. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр. 8
- Результаты анкетирования учащихся 2 класса. _ _ _ _ _ _ _ _ стр.9
- Профилактика зрения. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _стр. 10-11
- Лечебная гимнастика для глаз._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр. 12-14
- Заключение. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр. 15
- Список использованной литературы. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ стр.16
Введение.
С каждым годом всё больше детей, начиная с 1 класса, страдают от ухудшения зрения и различных заболеваний глаз. Меня эта проблема коснулась напрямую, я ношу очки, т.к. плохо вижу вдаль. Это связано с увеличением нагрузки на глаза и в школе, и дома. Для решения проблем со зрением, требуется владеть информацией о причинах ухудшения зрения и способах его восстановления. Некоторые причины ухудшения зрения являются общеизвестными, а о других люди и не подозревают. Меня заинтересовало, какие факторы влияют на зрение человека и как можно решить проблему снижения остроты зрения у детей младшего школьного возраста.
Цель работы:
Изучение влияния различных факторов на снижение зрения и способов его сохранения.
Задачи:
- Изучить и проанализировать информацию по теме исследования.
- Выявить факторы, влияющие на снижение зрения.
- Изучить способы сохранения зрения.
- Изготовить памятки с правилами для профилактики зрения.
Проектный продукт: буклеты-памятки с правилами сохранения зрения для учащихся 2 класса.
Ход работы над проектом.
В ходе проекта были намечены этапы реализации проекта:
- Сбор и обработка информации по данной теме.
- Выявление факторов, влияющих на ухудшение зрения.
- Изучение способов сохранения зрения.
- Анкетирование учащихся 4 класса.
- Проведение бесед с учащимися 1-2 классов о гигиене зрения.
- Изготовление буклетов-памяток с правилами сохранения зрения для учащихся младшего школьного возраста.
Продолжительность работы над проектом: 13.02 – 22.03. 2019г.
- Бесценный дар природы.
Глаза человека имеют большую силу. Глаза умеют говорить, глазами можно ободрить. По глазам видишь, злой человек или добрый, в них отражаются особенности характера, прошлый опыт и даже интеллектуальные возможности человека. По глазам всегда определяли внутренние переживания, тончайшие оттенки эмоциональных состояний и мимолетных настроений. Не случайно в народе родились такие пословицы: “Глаза – это зеркало души”, “Коль очи светятся, душа чиста”, “Свой глаз – алмаз”, “Чего нет в мыслях, того не будет и в глазах”, “Ум людей – в их глазах”, “На правду, что на солнце – во все глаза не взглянешь”, “В чужом глазу сучок видим, а в своём бревна не замечаем”, “Глаза боятся, а руки делают”, “У страха глаза велики”.
Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что «глаза – более точные свидетели, чем уши». Действительно, 90 % всей информации люди получают через глаза. Долгое время считали, что глаза испускают особые лучи и таким образом человек видит. Развеял этот миф знаменитый Абу Али ибн Сина. Великий врач первым пришёл к выводу, что человеческий глаз всего лишь улавливает отражённые предметами лучи солнца или осветительных приборов. А немецкий физик Герман Гельмгольц (1821 - 1894) установил, что глаз подобен фотоаппарату: изображение на сетчатке получается перевёрнутым и уменьшенным.
Наши глаза специально предназначены для того, чтобы снабжать нас информацией о глубине, расстоянии, величине, движении и цвете. К тому же они способны двигаться вверх, вниз и в обе стороны, давая нам максимально широкий обзор. Человеческий глаз имеет форму шара, из–за этого его иногда называют глазным яблоком. Диаметр глаза – 2,5 см, вес около 7 – 8 г.
Глаза бывают огромные и большие, маленькие и выпуклые, узкие и круглые, миндалевидные и глубоко посаженные. Они находятся в верхней части лица и расположены на расстоянии примерно 6 см друг от друга. Глаза бывают карие, голубые, зелёные, серые, синие. Цвет глаз зависит от пигмента, содержащегося в радужке.
Зачем человеку нужны два глаза? Два глаза нам нужны для того, чтобы определять удалённость предмета. Каждый глаз по-своему воспринимает изображение. Картинки, попадающие на сетчатку двух глаз, несколько различаются. В этом легко убедиться, если смотреть на палец, расположенный в 20 см от носа, и поочерёдно закрывать каждый глаз – положение пальца будет восприниматься по–разному. В головном мозге имеются специальные клетки, совмещающие воедино образы, поступающие от правого и левого глаза, в результате чего и формируется ощущение глубины пространства.
Глаза – очень уязвимый орган человека, ткани глаза очень нежные и защищать их необходимо потому, что люди получают информацию об окружающем их мире, полагаясь на зрение больше, чем на другие органы чувств.
Это интересно:
- Глаз способен различать 130-250 чистых цветовых тонов и 5-10 миллионов смешанных оттенков.
- Человек тратит на мигание полчаса каждый день.
- В течение жизни человек плачет 250 миллионов раз.
- Женщины моргают примерно в 2 раза чаще, чем мужчины.
- Ни мужчина, ни женщина не может чихнуть с открытыми глазами. Около 2% автомобильных аварий, происходящих в мире, вызвано чиханием за рулём.
- Глаза человека, работающего за компьютером, за день перефокусируются с экрана на бумагу или клавиатуру около 20 тысяч раз.
- Через минуту пребывания в темноте чувствительность глаз к свету возрастает в 10 раз, через 20 мин. – в 6 тыс. раз. Именно поэтому, выйдя на яркий свет после долгого пребывания в темноте, можно ослепнуть.
- Факторы, влияющие на ухудшение зрения.
«Береги как зеницу ока…» Эти слова дошли до нас из глубокой древности. Уже тогда люди понимали, что глаза надо беречь. В наши дни мы порой очень беспечно относимся к своему зрению, что может привести к серьёзным проблемам.
Многие полагают, что причины ухудшения зрения кроются только в возрастном критерии, что зрение портится только в старости. Однако это не так. Многие факторы могут повлиять на зрение отрицательно.
Из специальной литературы мы узнали, что влияние на зрение оказывают различные факторы:
- наследственная предрасположенность;
- наличие болезней;
- характер питания;
- условия зрительной работы;
- окружающая среда;
- вредные привычки и многое другое.
В наши дни дополнительную нагрузку на зрение школьника нередко даёт неправильная организация работы за компьютером. А основными причинами снижения зрения среди школьников являются значительные зрительные нагрузки во время учёбы и отсутствие гигиены зрения.
- Результаты анкетирования учащихся 2 класса.
Основными причинами снижения зрения среди школьников являются значительные зрительные нагрузки во время учёбы и отсутствие гигиены зрения.
Я провел анкетирование среди учащихся нашего класса для определения:
- соблюдают ли учащиеся режим зрительных нагрузок при выполнении домашнего задания и работе за компьютером;
- делают ли ребята гимнастику для глаз;
- выполняют ли ребята элементарные требования правил гигиены зрения.
Результаты анкетирования показали:
- Не посещают врача офтальмолога каждый год 27%.
- Приобретённые проблемы со снижением остроты зрения у 11% опрошенных.
- Не соблюдение режима зрительных нагрузок при выполнении домашнего задания и работе за компьютером выявлено у 47% учащихся класса.
- Не выполняют гимнастику для глаз 47% опрошенных.
- Элементарные правила гигиены зрения выполняют 55% учащихся.
Не соблюдение правил гигиены зрения и режима зрительных нагрузок, может привести к снижению остроты зрения. Можно ли избежать проблем со зрением?
- Профилактика зрения.
Оказывается проблем, связанных со снижением остроты зрения можно избежать – достаточно соблюдать несколько несложных правил.
- Больше двигаться!
Главное правило профилактики – глаза должны отдыхать! А лучше всего они отдыхают, когда ребёнок двигается: гуляет, играет, занимается спортом. Поэтому даже в плотном "расписании" школьника родители должны предусмотреть время для прогулок.
- Телевизор - чем меньше, тем лучше.
Младшие школьники могут проводить перед телевизором максимум 30-40 минут в день, а за компьютером и того меньше - всего 20 минут. Для детей старше 10 лет время, проведённое у экрана, можно постепенно увеличивать и довести к подростковому возрасту до полутора часов в день, не забывая о регулярных перерывах.
- Чтение книг.
С книгами всё проще: достаточно не читать лёжа, впотьмах, не держать слишком близко к глазам. Расстояние от глаз до страницы должно составлять 40 см.
- Школьник должен как следует высыпаться.
Для детей до 9 лет норма – не меньше 10 часов сна в сутки.
- Помимо длительного отдыха глазам нужно давать короткую
"передышку" во время выполнения домашних заданий.
Десятиминутный "подвижный" перерыв через каждые 30-40 минут, проведённых за рабочим столом, - отличная разгрузка.
- Рабочее место ребёнка должно правильно освещаться.
Днём – ярким, по возможности естественным светом, а вечером – обычной лампой накаливания мощностью около 60 ватт. При этом у правши и окно, и настольная лампа должны быть слева, а у левши - справа, чтобы во время письма он не загораживал сам себе свет.
Значительное место во всём многообразии методов профилактики проблем зрения, по мнению специалистов, должна занимать витаминная диета.
Наличие в рационе достаточного количества витаминов является прекрасным профилактическим средством против близорукости и некоторых других нарушений зрения. В частности, для здоровья глаз очень полезны витамины группы А (морковь, томаты, листовые овощи, рыбий жир), группы В (орехи, большинство фруктов, зерновые, печень, почки, рыба различных сортов) и С (плоды шиповника, цитрусовые, лук, помидоры, шпинат, яблоки). Особо востребованные нашими глазами микроэлементы - это калий и цинк. Калий присутствует в мёде, бананах, печёном картофеле, а также в растительном масле. Цинк помогает глазам адаптироваться к яркому свету, поддерживает нормальный уровень витамина А. Высоким содержанием цинка могут гордиться: креветки, устрицы, сельдь, печень, мясо, грибы.
Главная рекомендация по сохранению зрения у детей – это регулярное посещение врача – офтальмолога (специалист в области глазных болезней).
- Лечебная гимнастика для глаз.
Перечисленные ниже способы тренировки глазных мышц подойдут как детям, так и взрослым. Подобные занятия улучшают состояние зрения, помогают справиться с утомлением.
- Быстро и легко моргайте 2 минуты. Способствует улучшению кровообращения.
- Крепко зажмурьте на 3-5 секунд, а затем откройте глаза на 3-5 секунд. Повторите 7 раз. Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.
- Перемещайте взгляд в разных направлениях (по кругу — по часовой стрелке и против, вправо-влево, вверх вниз восьмёркой). Глаза при этом могут быть открыты или закрыты, по желанию. Если глаза открыты, то при движении взгляда обращайте внимание на окружающие предметы. Укрепляет мышцы глаза.
- Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век. Повторите 3 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
- Стоя возле окна, сосредоточьтесь на предмете, находящемся близко от глаз (это может быть точка на стекле), а затем переводите взгляд на удалённый объект. Повторите 10 раз. Снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
(Упражнения разработаны сотрудниками МНИИ глазных болезней
им. Гельмгольца).
А эту гимнастику для глаз можно использовать на физкультминутках в школе :
"Весёлая неделька”
Всю неделю по – порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна.
Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна.
В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки.
По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку.
В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх.
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый.
В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот.
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
Заключение.
Работая над проектом, я узнал, какие факторы вызывают ухудшение зрения и правила, благодаря которым можно его сохранить. Развиваясь на протяжении тысячелетий, глаз приобрёл ряд защитных приспособлений, и, всё-таки он остаётся весьма чувствительным и ранимым органом, который надо тщательно оберегать. В наш век научно-технического прогресса избежать нагрузки на зрение невозможно, но необходимо бережно относиться к нашим глазам, к своему здоровью.
Результаты исследования и информацию, полученную из различных источников, мне бы хотелось донести до ребят 1-2 классов. Для этого я проводил классный час по теме: «Береги зрение!», изготовил буклеты-памятки для одноклассников с правилами сохранения зрения, а на уроках проводил гимнастику для глаз.
Список использованной литературы.
- Аветисов Э.С., монография «Близорукость». – изд.: «Медицина». 1999.
- Глушкова Е. К., “Береги зрение”, Медицина, 1987.
- Лечебный справочник «Домашний доктор» - изд.: «ЭКСМО», М. 2002.
- «Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов» . – изд.: «ЭКСМО», М. 2009.
- http://www.poznovatelno.ru/child/man/senses/11867.html
- http://www.poznovatelno.ru/child/man/senses/11864.html
- http://www.poznovatelno.ru/child/man/senses/11865.html
- http://zreni.ru/856-prichiny-uhudsheniya-zreniya.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения "Точка зрения. Смотрим в лужу, в окно, в бинокль"
Урок чтения для 2 класса "Точка зрения. Смотрим в лужу, в окно, в бинокль" (УМК "Перспективная начальная школа")...
Таблица "Ухудшение зрения и заболевания органа зрения"
С чем связано ухудшение зрения и заболевания органа зрения...
Разработка праздника " Бережем свое зрение" приуроченного к Всемирному дню зрения 11 октября.
Актуальной проблемой современных детей является нагрузка на глаза. Наша современность диктует свои правила и нам следует знать, как обезопасить себя и как беречь свое зрение. В данной разр...
Классный час на тему: «Здоровый образ жизни. Причины нарушения зрения у школьников. Профилактические меры по сбережению зрения у обучающихся».
Пояснительная записка. По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно фиксируется потеря зрения у более, чем двух миллиардов людей. Все чаще, диагностирование показывает снижение зрени...
Классный час на тему «Здоровый образ жизни. Причины нарушения зрения у школьников. Профилактические меры по сбережению зрения у обучающихся».
Авторы: Полищук О.К., учитель МБОУ "Баскаковская средняя школа", Липко К.А., учитель МБОУ "Серго-Ивановская основная школа", Гагаринского района Смоленской области.Классный час на ...
Органы чувств: зрение. Гигиена зрения.
Сценарий, представленный в данной работе можно использовать при проведении классного часа, а так же на уроке окружающего мира. Целевая аудитория 1-4 класс. Большое значение в работе уделяется игровым ...