Педагогика здоровья
методическая разработка по зож (1, 2, 3, 4 класс)
Аннотация на программу " Педагогика здоровья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogika_zdorovya-_harebovoy_t.g.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПЕДАГОГИКА ЗДОРОВЬЯ»
учителя начальных классов
МБОУ гимназия №14
Харебовой Татьяны Геннадьевны
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Строго объективных критериев, дифференцирующих понятия «болезнь» и «здоровье», пока нет. Существует более 300 определений здоровья. Остановимся на определении, где здоровье определяется как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.
Существует и определение здоровья по Брехману.
- Соматическое здоровье - удел биологии и медицины.
- Физическое здоровье - сфера физической культуры и спорта.
- Психическое здоровье - область применения психологических наук.
- Нравственное здоровье отражает социальную ценность человека, формирует нравственность и духовность.
Представление о здоровье как о триединстве здоровья физического (соматического), психического и духовно-нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом или только о духовном благополучии, необходимость комплексного подхода. «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия - постоянные, и значит заменить их ничем нельзя». (Н. Амосов.)
Человек должен овладеть искусством здоровой жизни, уметь вести здоровый образ жизни. «Педагогика здоровья» как раз разработана и направлена на это.
Программа по «Педагогике здоровья» ориентированы на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
В ней решаются следующие задачи:
- образовательные (приобретение учащимися знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни);
- развивающие (формирование мировоззренческих идей и убеждений о ценности здоровья)
- воспитательные (развитие у учащихся стремления организовать здоровый быт, противостоящий неблагополучной социальной и природной среде)
- практические (привитие умений и навыков в области охраны своего здоровья, содействие социальной адаптации учащихся, укрепление их духовно-социального здоровья)
- пропаганда здорового образа жизни, формирование знаний в области психологии, физиологии, гигиены и медицины путем проведения всеобуча для учащихся и их родителей;
Понятие здоровый образ жизни включает в себя следующие блоки:
- Режим труда и отдыха.
- Физическая активность и закаливание.
- Рациональное питание.
- Психогигиена и психопрофилактика.
- Создание благоприятной для человека окружающей среды.
- Отказ от курения и алкоголя.
- Половое воспитание и сексуальное здоровье.
- Нетрадиционные методы оздоровления.
Здоровый образ жизни - это форма и способы повседневной жизни человека, которые приводят к совершенствованию резервных возможностей организма, успешному выполнению сознательной и профессиональной функции, способности к профилактике наиболее распространенных заболеваний.
Мы должны понимать, что если общество действительно заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, а в принципе одно без другого просто невозможно, оно должно решать эту проблему на всех уровнях, а также всем миром. Ведь совершенно очевидно, что без создания определенных социальных условий, без повышения статуса Матери, без здоровой семьи, без высокого образовательного и культурного уровня всех членов общества, в первую очередь, женщины, без ее высокого духовного потенциала, без изменения отношения к личности, без самоуважения, а следовательно, без ее уважения к другим, без любви к ближнему решить эту проблему сегодня невозможно. Ответственность за то, что менее 10 % школьников можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, приняла на себя российская школа. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.
Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников и младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей.
Цель занятий «Педагогики здоровья»: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.
Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Используются другие специфические для младших школьников виды деятельности (изобразительная, театрализованная и др.) при обучении.
Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и кушать здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Занятия строятся так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретали навыки самосовершенствования.
После проведения систематических занятий по данной программе, прослеживаются тенденции улучшения здоровья учащихся, развитие и расширение их знаний о сохранении и укреплении здоровья.
Учет учащихся перенесших заболевания
2015-2016 учебный год.
Класс | 2 | «А» | 2 | «Б» | 2 | «В» | |||
Месяц/заболеваемость | ОРВИ | ОРЗ | итого | ОРЗ | ОРВИ | итого | ОРВИ | ОРЗ | итого |
сентябрь | 3 | 3 | 1 | 1 | 2 | - | - | - | |
октябрь | 4 | 4 | 4 | 1 | 5 | - | 3 | 3 | |
ноябрь | 3 | 3 | 3 | 2 | 5 | - | - | - | |
декабрь | 2 | 2 | 1 | - | 1 | - | 1 | 1 | |
январь | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | - | - | - | |
февраль | 6 | 6 | 4 | 8 | 12 | 5 | - | 5 | |
март | 7 | 7 | 2 | 2 | 4 | 3 | - | 3 | |
апрель | 1 | 1 | 1 | - | 1 | - | - | - | |
май | 2 | 2 | 2 | - | 2 | 1 | - | - |
Диаграмма заболеваемости
На этих уроках оценок нет. И на поставленный вопрос ребенок может дать любой ответ. Для того чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов, нельзя реагировать отрицательно на их ответы. Чувство страха всегда вызывает скованность, неуверенность, в себе, рождает неискренность. Поэтому, обязательным условием проведения занятий по «Педагогике здоровья» является создание атмосферы максимальной психологической комфортности и доброжелательности. Занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, легкости и радости и желание прийти на занятие снова и снова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Педагогика здоровья"
Курс «Педагогика здоровья» можно использовать для 3-его часа физической культуры, предлагаемого базисным планом, в 4...
"Педагогика здоровья"-рабочая программа для 2 класса
Курс «Педагогика здоровья» можно использовать для 3-его часа физической культуры, предлагаемого базисным планом, во 2 классе. Данный курс позволяет формировать у детей представление о здоровом об...
Здоровые зубы – здоровый организм.Занятие по «Педагогике здоровья» во 2 классе.
Занятие по «Педагогике здоровья» во 2 классе. Здоровые зубы – здоровый организм....
Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)
Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...
Программа по внеурочной деятельности "Педагогика здоровья".
Рабочая программа попедагогике здоровья. Разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Предназначена для проведения внеурочной деятельности....
Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".
Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий, определены условия, при которых технологии являются здоров...
Педагогика здоровья
Чтобы хорошо работать, нужно учметь и хорошо отдыхать....