Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий.
статья по зож

Юрина Галина Николаевна

В статье излагаются основные принципы здоровьесбережения в процессе проведения коррекционных занятий со слабослышащими обучающимися. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий

Юрина Галина Николаевна, учитель-дефектолог

Здоровьесберегающее пространство школы - это совокупность условий, создаваемых с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников.

Слабослышащие дети, помимо нарушений, связанных с недостатком слуха,  имеют массу различных заболеваний и отклонений от нормы (нарушение зрения, осанки, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития на фоне органического поражения головного мозга и др.)

Поэтому реализация принципов здоровьесберегающей педагогики и внедрение соответствующих технологий - первоочередная задача каждого учителя наряду с применением специфических методов и приемов обучения.

Руководствуясь главным принципом - не нанесения вреда и заботы о здоровье, учитель - дефектолог на своем рабочем месте обязан обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в жизни, что и является целью здоровьесберегающих образовательных технологий.

В школе слабослышащих, наряду с общеобразовательными уроками, существуют такие специфические формы организации учебной деятельности, которые отсутствуют в массовых школах. Это - индивидуальные занятия по формированию произношения и развитию слухового восприятия. Данные занятия также требуют обеспечения условий для реализации принципов здоровьесберегающей педагогики. Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий начинается с оборудования слухового кабинета.

Требования к оборудованию слухового кабинета:

  1.Уровень посторонних шумов не должен превышать 30 дБ, что достигается     звукоизоляцией.

 2.  Размер помещения должен быть не менее 2 / 3 м.

 3.  Набор мебели: стол для учителя и ученика, стол для компьютера и другой аппаратуры, стулья-кресла с изменяющейся высотой, большое зеркало.

 4. Хорошее освещение и вентиляция.

 5. Наличие аппаратуры для индивидуальных и групповых занятий, инструментов (шпатели и зонды) для работы над произношением.

Сатапарно — гигиенические требования:

1. Занятия проводить в тщательно проветренном помещении.

2. Не допускать пересушивания воздуха в кабинете.

3. Следить за чистотой помещения.

4. Соблюдать правила личной гигиены и приучать к этому детей.

 6. Наушники, индивидуальные ушные вкладыши слуховых аппаратов обра  батывать спиртом или перекисью водорода. Логопедические шпатели и зонды - дезинфицировать.

7. Следить за санитарным состоянием ушей, глаз и ротовой полости учащихся.

Требования к работе со звукоусиливающей аппаратурой:

  1. Научить ребенка правильно надевать и снимать наушники, включать и выключать регулятор громкости, избегая «микрофонного эффекта», который выражается в появлении резкого свиста в телефонах наушников и может вызвать неприятные ощущения у детей.
  2. Контролировать и регулировать громкость и силу голоса, как учителя, так и детей. Не допускать усиления голоса выше 60 дб.
  3. Исключить стук, хлопки и другие резкие звуки, т. к. это может вызвать болевые ощущения и, как следствие, негативное отношение к работе с ЗУА со стороны детей.
  4. Помнить о том, любое усиление звука за пределами установленного порога может вызвать притупление слуховой чувствительности, т. е. нанести прямой вред здоровью ученика.
  5. Сильный шум увеличивает вероятность утомления, депрессии, хронической усталости, повышает уровень нервозности, агрессивности, конфликтности, оказывает неблагоприятное воздействие на умственную деятельность ребенка.
  6. Нельзя пользоваться ЗУА при обострении любых хронических заболеваниях уха, при появлении признаков утомления, болевых ощущениях. На коррекционных занятиях по формированию произношения и РСВ большое место отводится различным корригирующим видам гимнастики -(пальчиковая, дыхательная, для профилактики близорукости, массаж, самомассаж, психогимнастика, гимнастика мозга).

Пальчиковая гимнастика.

Формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. (Не случайно в обучении глухих речи применяется дактилология). Уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Кроме того, пальчиковая гимнастика развивает мыслительную деятельность, память и внимание ребенка. Благодаря ей укрепляются мышцы кистей рук, развивается координация движений, устанавливается взаимодействие между полушариями головного мозга.

Артикуляционная гимнастика - обязательный компонент в работе над произношением слабослышащих детей. Артикуляционные упражнения подготавливают речевой аппарат ребенка к постановке звуков. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики помогает укрепить мышечную систему языка, губ, щек; подготовить речевой аппарат к правильному произношению звуков.

Артикуляционный массаж - проводится в процессе коррекционной работы с детьми, страдающими нарушениями речи, наряду с артикуляционной гимнастикой. Используются в основном приемы поглаживания, точечной вибрации, иногда - разминание. Массируются мышцы шеи, затылка, плечевого пояса, груди, боковых мышц туловища. С помощью шпателя и логопедических зондов в школе для слабослышащих широко применяется массаж языка.

Работа над речевым дыханием,

Усвоение экономного, длительного выдоха, характерного для нормальной речи, представляет для слабослышащих детей огромную трудность. Это связано с неумением управлять дыхательными мышцами и движением голосовых связок. Постановка правильного речевого дыхания достигается в результате длительной кропотливой работы и специальных упражнений. Цель этих упражнений: научить детей делать умеренно глубокий вдох с последующим достаточно сильным и длительным, экономным выдохом; формировать умение слитно, на одном выдохе произносить слоги, слова предложения.

Фонетическая ритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). Фонетическая ритмика помогает: снять напряженность и монотонность речи; нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи; формировать умение изменять силу и высоту голоса; правильно воспроизводить звуки.

Профилактика близорукости.

 Учебный труд слабослышащих школьников связан с усиленной работой зрительного аппарата. Повышенная нагрузка на зрение ведет к его ослаблению, появлению признаков утомления. Поэтому специальные упражнения для профилактики близорукости проводятся на каждом занятии. Главная цель таких упражнений - снять утомление, расслабить мышцы глаз, дать отдых глазам, препятствовать развитию близорукости.

Создание благоприятного психологического климата.

Доброжелательная, спокойная обстановка, наличие эмоциональных разрядок,  похвала, поощрение - благотворно действует на учащихся, вызывает радость от полученных результатов, интерес к занятиям. Задача учителя - обеспечить охрану психологического здоровья детей на занятии, не допускать возникновения дезадаптационных состояний учеников. В качестве психогимнастики, как разновидности психотерапии и аутотренинга можно использовать упражнения на расслабление мышц, кратковременного отдыха, релаксации.

Таким образом, вся система вышеизложенных положений позволяет не только сохранить здоровье учащихся, но и эффективно реализовывать задачи урока.

Литература:

1. В.И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе», М.: «ВАКО», 2004, 290 с.

2. Назарова Л.П. «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха», М.: Изд-во  Владос, 2001, 288 с.

3. Поваляева М.А. «Справочник логопеда»,  Ростов-н/Д: Изд-во Феникс, 2010,446с.

4. Поваляева М.А. «Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике», Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ,1997, 113с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации здоровьесберегающего пространства школы.

Современные подходы к организации здоровьесберегающего пространства школы....

Здоровьесберегающее пространство в начальной школе

Презентация подготовлена для заседания ГМО учителей начальных классов ....

«Здоровьесберегающие технологии на коррекционных занятиях»

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания особое внимание уделяется воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровь...

Разработка коррекционного занятия "Ориентировка в пространстве"

Разработка коррекционного занятия "Ориентировка в микропространстве"...

Логопедическое сопровождение обучающихся с системным недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС (сборник "Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве" 27 - 29 апреля 2020г г.Магнитогорск)

В статье представлен материал по целенаправленному систематическому логопедическому сопровождению детей с речевыми нарушениями через призму реализации специфических задач , дана характеристика уровней...

Приемы коррекции ошибок звукового состава слов обучающихся с умственной отсталостью в начальной школе (сборник "Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве" 27-29 апреля 2020г город Магнитогорск)

Статья посвящена коррекционно-логопедической работе с обучающимися с умственной отсталостью в начальной школе. Анализируются ошибки звукового состава слов у умственно-отсталых детей, описаны этапы кор...