Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий.
статья по зож
В статье излагаются основные принципы здоровьесбережения в процессе проведения коррекционных занятий со слабослышащими обучающимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchee_prostranstvo_korrektsionnyh_zanyatiy.docx | 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий
Юрина Галина Николаевна, учитель-дефектолог
Здоровьесберегающее пространство школы - это совокупность условий, создаваемых с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников.
Слабослышащие дети, помимо нарушений, связанных с недостатком слуха, имеют массу различных заболеваний и отклонений от нормы (нарушение зрения, осанки, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития на фоне органического поражения головного мозга и др.)
Поэтому реализация принципов здоровьесберегающей педагогики и внедрение соответствующих технологий - первоочередная задача каждого учителя наряду с применением специфических методов и приемов обучения.
Руководствуясь главным принципом - не нанесения вреда и заботы о здоровье, учитель - дефектолог на своем рабочем месте обязан обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в жизни, что и является целью здоровьесберегающих образовательных технологий.
В школе слабослышащих, наряду с общеобразовательными уроками, существуют такие специфические формы организации учебной деятельности, которые отсутствуют в массовых школах. Это - индивидуальные занятия по формированию произношения и развитию слухового восприятия. Данные занятия также требуют обеспечения условий для реализации принципов здоровьесберегающей педагогики. Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий начинается с оборудования слухового кабинета.
Требования к оборудованию слухового кабинета:
1.Уровень посторонних шумов не должен превышать 30 дБ, что достигается звукоизоляцией.
2. Размер помещения должен быть не менее 2 / 3 м.
3. Набор мебели: стол для учителя и ученика, стол для компьютера и другой аппаратуры, стулья-кресла с изменяющейся высотой, большое зеркало.
4. Хорошее освещение и вентиляция.
5. Наличие аппаратуры для индивидуальных и групповых занятий, инструментов (шпатели и зонды) для работы над произношением.
Сатапарно — гигиенические требования:
1. Занятия проводить в тщательно проветренном помещении.
2. Не допускать пересушивания воздуха в кабинете.
3. Следить за чистотой помещения.
4. Соблюдать правила личной гигиены и приучать к этому детей.
6. Наушники, индивидуальные ушные вкладыши слуховых аппаратов обра батывать спиртом или перекисью водорода. Логопедические шпатели и зонды - дезинфицировать.
7. Следить за санитарным состоянием ушей, глаз и ротовой полости учащихся.
Требования к работе со звукоусиливающей аппаратурой:
- Научить ребенка правильно надевать и снимать наушники, включать и выключать регулятор громкости, избегая «микрофонного эффекта», который выражается в появлении резкого свиста в телефонах наушников и может вызвать неприятные ощущения у детей.
- Контролировать и регулировать громкость и силу голоса, как учителя, так и детей. Не допускать усиления голоса выше 60 дб.
- Исключить стук, хлопки и другие резкие звуки, т. к. это может вызвать болевые ощущения и, как следствие, негативное отношение к работе с ЗУА со стороны детей.
- Помнить о том, любое усиление звука за пределами установленного порога может вызвать притупление слуховой чувствительности, т. е. нанести прямой вред здоровью ученика.
- Сильный шум увеличивает вероятность утомления, депрессии, хронической усталости, повышает уровень нервозности, агрессивности, конфликтности, оказывает неблагоприятное воздействие на умственную деятельность ребенка.
- Нельзя пользоваться ЗУА при обострении любых хронических заболеваниях уха, при появлении признаков утомления, болевых ощущениях. На коррекционных занятиях по формированию произношения и РСВ большое место отводится различным корригирующим видам гимнастики -(пальчиковая, дыхательная, для профилактики близорукости, массаж, самомассаж, психогимнастика, гимнастика мозга).
Пальчиковая гимнастика.
Формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. (Не случайно в обучении глухих речи применяется дактилология). Уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Кроме того, пальчиковая гимнастика развивает мыслительную деятельность, память и внимание ребенка. Благодаря ей укрепляются мышцы кистей рук, развивается координация движений, устанавливается взаимодействие между полушариями головного мозга.
Артикуляционная гимнастика - обязательный компонент в работе над произношением слабослышащих детей. Артикуляционные упражнения подготавливают речевой аппарат ребенка к постановке звуков. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики помогает укрепить мышечную систему языка, губ, щек; подготовить речевой аппарат к правильному произношению звуков.
Артикуляционный массаж - проводится в процессе коррекционной работы с детьми, страдающими нарушениями речи, наряду с артикуляционной гимнастикой. Используются в основном приемы поглаживания, точечной вибрации, иногда - разминание. Массируются мышцы шеи, затылка, плечевого пояса, груди, боковых мышц туловища. С помощью шпателя и логопедических зондов в школе для слабослышащих широко применяется массаж языка.
Работа над речевым дыханием,
Усвоение экономного, длительного выдоха, характерного для нормальной речи, представляет для слабослышащих детей огромную трудность. Это связано с неумением управлять дыхательными мышцами и движением голосовых связок. Постановка правильного речевого дыхания достигается в результате длительной кропотливой работы и специальных упражнений. Цель этих упражнений: научить детей делать умеренно глубокий вдох с последующим достаточно сильным и длительным, экономным выдохом; формировать умение слитно, на одном выдохе произносить слоги, слова предложения.
Фонетическая ритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). Фонетическая ритмика помогает: снять напряженность и монотонность речи; нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи; формировать умение изменять силу и высоту голоса; правильно воспроизводить звуки.
Профилактика близорукости.
Учебный труд слабослышащих школьников связан с усиленной работой зрительного аппарата. Повышенная нагрузка на зрение ведет к его ослаблению, появлению признаков утомления. Поэтому специальные упражнения для профилактики близорукости проводятся на каждом занятии. Главная цель таких упражнений - снять утомление, расслабить мышцы глаз, дать отдых глазам, препятствовать развитию близорукости.
Создание благоприятного психологического климата.
Доброжелательная, спокойная обстановка, наличие эмоциональных разрядок, похвала, поощрение - благотворно действует на учащихся, вызывает радость от полученных результатов, интерес к занятиям. Задача учителя - обеспечить охрану психологического здоровья детей на занятии, не допускать возникновения дезадаптационных состояний учеников. В качестве психогимнастики, как разновидности психотерапии и аутотренинга можно использовать упражнения на расслабление мышц, кратковременного отдыха, релаксации.
Таким образом, вся система вышеизложенных положений позволяет не только сохранить здоровье учащихся, но и эффективно реализовывать задачи урока.
Литература:
1. В.И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе», М.: «ВАКО», 2004, 290 с.
2. Назарова Л.П. «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха», М.: Изд-во Владос, 2001, 288 с.
3. Поваляева М.А. «Справочник логопеда», Ростов-н/Д: Изд-во Феникс, 2010,446с.
4. Поваляева М.А. «Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике», Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ,1997, 113с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к организации здоровьесберегающего пространства школы.
Современные подходы к организации здоровьесберегающего пространства школы....
Здоровьесберегающее пространство в начальной школе
Презентация подготовлена для заседания ГМО учителей начальных классов ....
Динамическая пауза как элемент здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности. Стажировочная площадка по программе "Формирование здоровьесберегающего пространства в условиях современной школы".
Динамическая пауза как элемент здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности....
«Здоровьесберегающие технологии на коррекционных занятиях»
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания особое внимание уделяется воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровь...
Разработка коррекционного занятия "Ориентировка в пространстве"
Разработка коррекционного занятия "Ориентировка в микропространстве"...
Логопедическое сопровождение обучающихся с системным недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС (сборник "Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве" 27 - 29 апреля 2020г г.Магнитогорск)
В статье представлен материал по целенаправленному систематическому логопедическому сопровождению детей с речевыми нарушениями через призму реализации специфических задач , дана характеристика уровней...
Приемы коррекции ошибок звукового состава слов обучающихся с умственной отсталостью в начальной школе (сборник "Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве" 27-29 апреля 2020г город Магнитогорск)
Статья посвящена коррекционно-логопедической работе с обучающимися с умственной отсталостью в начальной школе. Анализируются ошибки звукового состава слов у умственно-отсталых детей, описаны этапы кор...