Современный урок как элемент формирования здорового и безопасного образа жизни
учебно-методический материал по зож (3 класс)
Современный урок как элемент формирования здорового и безопасного образа жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_zdorovesberezheniyu.docx | 42.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Каменская НОШ-д/сад
Урок
с позиции здоровьесбережения.
(Современный урок как элемент формирования здорового и безопасного образа жизни)
Составитель: Ляшко Е.М.-
учитель начальных классов .
2015 г
От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддержи вать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать прежде временное утомление.
Требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:
- Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учётом вопросов здоровьесбережения.
- Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов .
- Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
- Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществ ление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
- Активизация развития всех сфер личности учащихся.
- Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
- Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физминуток, подвижных игр).
- Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
- Формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье.
- Тщательная диагностика, прогнозирование. проектирование и контроль каждого урока с учётом особенностей развития учащихся.
Один из наиболее эффективных методов активизации детей – периодическая смена поз, в частности перевод их из позы сидя в позу стоя. Целесообразно использовать ряд упражнений лечебной физкультуры. (См. приложение 1)
Необходимо использовать зрительно-пространственную активность в режиме школьно го урока. Достигается это за счёт максимального удаления от глаз ребёнка учебного дидак тического материала. Предъявляемый дидактический материал может быть маленьких размеров. Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц.
Способствует расширению зрительно-двигательной активности и проведение физминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. (См. приложение2)
Обязательно использовать на уроках упражнения для тренировки мышц глаз. По словам психоаналитиков. Если эту гимнастику проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается. (См. приложение 2, 3, комплекс упражнений)
Правильное дыхание – одно из необходимых условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья младших школьников. Дыхательные упражнения особенно необходимы для учащихся с ослабленным здоровьем. Прежде всего детей следует научить глубокому вдоху для хорошей очистки лёгких и улучшения их снабжения кислородом. Важно научить носовому дыханию. Это будет способствовать профилактике насморка и острых респиратор ных заболеваний. (См. приложение 4, 5)
На уроках дети быстро утомляются. Отвлекаются, внимание их рассеивается. Занимательная игра акти визирует внимание детей, снимает напряжение. Облегчает восприятие нового материала. В значительной мере этому способствуют физминутки. (См. приложение 6)
Огромная нагрузка ложится на работу мелких мышц кисти и пальцев рук. У детей с общим недоразвитием речи часто наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Обращают на себя внимание и особенности мелкой моторики пальцев рук. Проведённые исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребёнка. Развитие мелкой моторики пальцев подготавливает почву для последующего формирования речи. На каждом уроке ежедневно следует уделять время на развитие мелкой моторики ( обязательно с сопровождением речи). (См. приложение 7)
Работа с семьёй ведётся по следующим направлениям:
- Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни (проведение тематических родительских собраний «Как учить детей беречь здоровье», «Дети и телевидение», «Вредные привычки», индивидуальные беседы, инструктажи по закаливанию в семье, приглашение на открытые уроки и классные часы и т.д.).
- Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья детей.
- Приучение ребят (сначала с помощью родителей, а затем самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем
- Привлечение родителей к участию в проектной деятельности ( «Мой паспорт здоровья», «Режим дня первоклассника» и т.д.).
- Участие в конкурсах и выставках (поделок, фотографий, плакатов «Я здоровье берегу»).
- Организация досуга учащихся и собственного ребёнка (дни здоровья, экскурсии, соревнования)
- Проведение совместных праздников.
- Психологический комфорт урока (учебного процесса), здоровье всех его участников – залог успеха и творческих свершений!
Приложение 1
Закрепление стереотипа правильной осанки, тренировка зрительного аппарата
Игра «Радуга»
Дети вместе с учителем произносят:
Радуга – дуга – дуга,
Унеси меня в луга,
На травушку шелковую,
На речку бирюзовую,
На жёлтенький песок!
Одновременно дети закрывают глаза и, представляя летний пейзаж, покачиваются, подняв руки вверх. Затем глаза открывают и снова закрывают. Садятся за парты и расслабляются и стремятся с закрытыми глазами увидеть, заданный учителем, цвет: синий – положительное влияние на зрение и слух; жёлтый – на желудочно-кишечный тракт, кровяное давление; зелёный – на сердечнососудистую систему; красный (не злоупотреблять!) возбуждает нервную систему.
Игра «Солнечный зайчик»
Исходное положение: стойка – прямо, руки на пояс (за голову, локти в стороны).
Хором произносим:
Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату,
Мы захлопаем в ладошки –
Очень рады солнышку.
Одновременно хлопки в ладоши над головой. Затем учитель зеркальцем пускает «зайчика» и говорит:
Скачут побегайчики,
Солнечные зайчики.
Мы зовём их – не идут,
Были тут и нет их тут.
Дети следят глазами за лучиком, а на вопрос «Где зайчик?» говорят и показывают рукой.
Игра «Утята»
Возле речки пять утят
В ряд на камешке сидят,
В воду пять утят глядят,
А купаться не хотят.
1. Исходное положение: стойка – ноги вместе, руки перед грудью, согнутые в локтях. Имитация плавания стилем брасс на груди, затем на спине (20сек, темп медленный).
2. Исходное положение: основная стойка. Имитация ныряния «солдатиком» присед, руки через стороны вверх (20сек, темп средний).
3. Исходное положение: сидя на краю стула, лицом к проходу, руки в упоре, держаться за сиденье стула. Имитация плавания стилем брасс ногами, 20 сек, темп средний. Выполняется рядами поочерёдно; хорошо подтянуть колени к животу, стопы на себя, выталкивание их по полукругу вперёд).
Игра «Гости»
Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, «косой»,
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
1. Исходное положение: основная стойка. Ходьба на месте на внешнем своде стопы. Руки за спину, пальцы переплетены (20сек, темп средний).
2. Исходное положение: стойка – ноги врозь. 1) наклон туловища вперёд, руки на затылок, локти в стороны; 2) исходное положение. Повторить 4 – 6 раз, темп средний.
3. Исходное положение: сидя на стуле, руки в упоре. Имитация движения велосипеда (30сек, темп средний).
4. Исходное положение: стойка – ноги врозь, повороты туловища, гоова прямо, руки на поясе.
Приложение 2
Дети «бегают» глазами по различным линиям, толщина линии 1 см.
Приложение 3
Элементы гимнастики для глаз:
1. сидя за столом, расслабиться и медленно поводить зрачками слева направо, наоборот (3 раза в каждую сторону)
2. медленно переводить взгляд вверх-вниз и наоборот (повторить 3 раза)
3. представить обод велосипедного колеса и, наметив на нём точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну, потом в другую сторону (повторить 3 раза)
4. положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той же последовательности. Глаза под ладонями открыты, но ладони, неплотно лежащие на глазах, не должны пропускать свет.
Приложение 4 – 5
(выборочные упражнения)
1. «Вырастем большими». Исходное положение: основная стойка, подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями внутрь, потянуться – глубокий вдох через нос; руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперёд – усиленный выдох через рот (повторить в медленном темпе 5-6 раз).
2. «Дровосек». Исходное положение: широкая стойка, кисти рук в замок. Поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице – глубокий вдох через нос, наклоняясь вперёд, руки опустить вниз (имитация рубки дров) – усиленный форсированный выдох через рот (повторить 7-8 раз в медленном темпе).
3. «Гуси шипят». Исходное положение: стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклониться вперёд и, вытягивая шею, произнести на удлинённом выдохе «ш – ш – ш – ш» (повторить 4 – 5 раз в медленном темпе).
4. «Косарь». Исходное положение: стойка ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты вперёд, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками и произносить на выдохе: «Ж – у – х!» (повторить 7 – 8 раз в среднем темпе).
5. «Сдуй одуванчик», сидя, держа в руке воображаемый одуванчик – глубокий вдох через нос и рот; усиленный выдох через рот, имитируя сдувание одуванчика (повторить 5 – 6 раз в медленном темпе).
6. «Надуй шар». Исходное положение: стоя ноги врозь, держа в руках воображаемый шар; глубокий вдох через нос, усиленный выдох через рот; имитируя движениями рук увеличивающийся шар (повторить в медленном темпе 3 – 4 раза).
7. «Спускай воздух» Исходное положение: стоя ноги врозь, держа в руках воображаемую накаченную воздухом резиновую камеру; глубокий вдох через нос, спустить воздух из камеры с произношением звука «С – с – с – с!» (повторить в медленном темпе 3 – 4 раза).
Приложение 6
1. Вдох и выдох!
Раз – присели!
Два – привстали,
Чтоб задержки никакой!
Три – нагнулись
И достали до носка одной рукой.
2. – Вы, наверное, устали?
- Да!
- И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи
И, как гуси. Зашипели «Ш – ш – ш!»
Пошипели, помолчали
И. как зайки, поскакали.
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали.
3. Топай, мишка, хлопай, мишка,
Приседай со мной, братишка,
Руки вверх, вперёд и вниз,
Улыбайся и садись!
4. «Великаны и карлики»
- Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами все стали.
«Великаны» - я – руки вверх, дети – встают; «карлики» - я – руки вниз, дети – приседают. Я движения рук путаю, а дети должны следить за словами.
5. «Вот так!» Учитель задаёт вопрос, а дети жестом показывают нужное движение.
- Как живёшь?
- Вот так!
- Как идёшь?
- Вот так!
- А бежишь?
- Вот так!
- Ночью спишь?
- Вот так!
- Как берёшь?
- Вот так!
- А даёшь?
- Вот так!
- Как шалишь?
- Вот так!
- А грозишь?
- Вот так!
- В тишине стоишь?
Приложение 7
1. Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы считать:
Это котик – вытриротик.
Это носик – хитроносик.
Это ёжик – ворчунишка.
Это мышка – топотышка.
Это зайка – убегайка.
Кто последний? Догоняй-ка! (дети быстро и тихо садятся за парты)
2. «Дружные пальчики»
Этот пальчик маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный - кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну, а этот – средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец хоть не длинный,
Среди братьев самый сильный.
Пальчики не ссорятся,
Вместе дело спорится.
3. Гусь
- Где ладошки? Тут? (Руки спрятаны за спиной)
- Тут! (Руки поднимаем вверх и приветствуем)
- На ладошке пруд?
- Пруд! (Руки – ладошками вверх)
- Палец большой – гусь молодой! (Палец вверх)
- Указательный поймал. (Загибаем два пальца)
- Средний – гуся ощипал. (Загибаем)
- Этот палец печь топил. (Загибаем безымянный)
- Этот палец суп варил. (Загибаем мизинец)
- Полезай, гусь, в рот,
А оттуда и в живот! (Круговые движения кулачками)
- Вот! (Поглаживание живота)
4. Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим…
Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (ФГОС второго поколения)
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих с...
Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Программа направлена на формирование у учащихся представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье; учит беречь и укреплять здоровье, выполнять правила личной гигиены....
Программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни....
Урок с позиции здоровьесбережения. Современный урок как элемент формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать у...
«Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни на уроках по физической культуре как средство достижения личностных результатов, реализующая интеграцию начальной и основной ступени образования в условиях внедрения ФГОС»
Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех ...
Программа дистанционного курса внеурочной деятельности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » для младших школьников.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » (далее Программа) представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров ...
"Школа безопасности» как форма деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях, а тема "Риск, наука, обучение на школьном уровне" Сов...
- Мне нравится (1)