Пальчиковая гимнастика в начальной школе
статья по зож (1 класс)

Селиверстова Татьяна Николаевна

Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются “по плану”, то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев “отстаёт”, то отстаёт и развитие речи.

       Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась постепенно.

       Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, т.е. сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika_v_nachalnoy_shkole.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика в начальной школе

     

Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются “по плану”, то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев “отстаёт”, то отстаёт и развитие речи.

       Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась постепенно.

       Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, т.е. сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи.

      Учителя в школах отмечают, что многие 7-летние дети с речевыми нарушениями плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук.

      К моменту поступления ребенка в школу еще не закончено окостенение пальцев кисти.

      В самом запястье ребенка только пять слабо развитых косточек (затем появится шестая),которые не прилегают друг к другу..

       Дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявленный им образец, недостаточно хорошо ориентируются во времени и пространстве. Изображение прямой линии, овала сопровождаются заметным дрожанием, в результате чего прямые линии получаются изогнутыми, овал -зигзагообразным и не всегда замкнутым.

.   Отмечается снижение темпа графической деятельности. Всё это в дальнейшем может привести к неуспеваемости в школе.

Многих сложностей можно избежать, проведя целенаправленную работу по развитию мелкой моторики пальцев рук.

        Перед непосредственными графическими упражнениями предлагается обязательная  пальчиковая гимнастика, которая связана и с речевым развитием первоклассников. Изображение руками мышек, зайчиков птичек и т. д. сопровождается разучиванием небольших стихотворений о них.

         Когда учащиеся научатся изображать достаточное количество фигур, можно предложить разыгрывание с помощью пальчиков небольших сценок и сказок.

          Эти  упражнения направлены на формирование технических и графических навыков письма.

Под техническими следует понимать навыки правильного пользования письменными принадлежностями, координацию движений руки, соблюдения гигиенических правил.

С первых уроков учитель должен приучать первоклассников правильно сидеть за партой, правильно класть тетрадь и держать ручку во время письма.

          Графические навыки - это правильное изображение букв, слогов, слов, написание букв с нужным наклоном, определенной высоты и ширины, расположение их на рабочей строке, правильное соединение букв.

Пальчиковая гимнастика – это физкультминутка с подбором специальных упражнений для рук, которые выполняются с проговариванием речитатива. Предлагаемые упражнения способствуют развитию мелкой моторики и синхронизации работы полушарий головного мозга. В некоторых упражнениях используется точечный массаж, позволяющий активизировать внимание и память.

Кисть в состоянии выполнять сложные и многообразные действия. Она обладает высокой чувствительностью и подвижностью. Высокий уровень развития мелкой моторики рук является необходимым условием успеха в учебной и трудовой деятельности. Необходимо постоянно тренировать мышцы рук, выполнять различные упражнения для кисти и пальцев во время утренней гимнастики, перед тем, как делать домашнее задание, на любом уроке в школе  на перемене. Если постоянно и систематически делать упражнения для рук, то это благоприятно отразится на умственных способностях, памяти, внимании. Упражнения для рук укрепят мышцы. Они будут меньше уставать вовремя письма; повысится их координация, сила и гибкость; легче будут даваться мелкие и точные движения, руки станут не только сильные, но и красивые.

Пальчиковая гимнастика, применяемая на уроке, снижает утомление и обеспечивает более длительное сохранение работоспособности младших школьников.

Ученику младшего школьного возраста необходим активный отдых на уроке и, прежде всего, различные виды физкультминуток (как в данном случае пальчиковая гимнастика). Они способствуют снижению утомления, вызванного учебной деятельностью, уменьшают влияние нагрузок на мышцы кисти, повышают положительные эмоции и, в целом, увеличивают работоспособность школьника.

Упражнение 1.

Соединяем поочерёдно подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать.

А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках.

Упражнение 2.

Кладём ладони на стол и барабаним пальчиками по столу.

Ребёнок представляет, что играет на пианино.

Далее нужно по 5 раз стукнуть каждым пальчиком по столу. Ребенок должен научиться управлять каждым пальчиком по отдельности.

Упражнение 3.

Левой рукой нужно взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо.

Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.

Упражнение 4.

Сомкнуть в кольцо большой, средний и безымянный пальчики. Остальные максимально вытянуть в стороны (сделать козу). После этого сомкнуть в кольцо большой, безымянный пальцы и мизинец (сделать "рожки"). Повторяем эти фигуры по 3 раза каждой рукой.

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки. 

 “Паучок”

Паучок ходил по ветке,   (Руки скрещены , пальцы каждой руки  “бегут”
А за ним ходили детки.         По предплечью, а затем по плечу др.руки)
Дождик с неба вдруг полил ,    (Кисти свободно опущены, выполняем                 стряхивающие 
Паучков на землю смыл. движения; хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать,  (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,
Паучок ползет опять,                  пальцы растопырены, качаем руками.) 
А за ним ползут все детки,       (Действия аналогичны первоначальным.)
Чтобы погулять по ветке.         (“Паучки” ползают по голове.)

 «Апельсин»

Мы делили апельсин. (Дети показывают апельсин — пальцы полусогнуты,

словно в руках мяч.)

Много нас, а он один. (Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются

в кулак, прямым остается только большой палец каждой руки.)

Эта долька - для ежа,

Эта долька — для стрижа,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра. (Ладони сжаты в кулак. Начиная с большого

пальца, дети начинают раскрывать кулаки, на каждую фразу по пальцу.)

А для волка... кожура.

Он сердит на нас — беда!

Разбегайтесь кто куда. (Дети раскрывают и закрывают ладонь, сжимая

пальцы в кулак на каждое слово последних двух фраз.)

«Бинокли»

Составление из пальцев овалов.

(Учитель говорит детям, что бинокли бывают разные. Поочередно каждый

палец на руке соприкасается подушечкой с большим пальцем —

получается овал. Дети смотрят в образовавшиеся бинокли.)

«Волны»

Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывая и закрывая ладонь, дети

имитируют движение волны.

«Волшебные пальчики»

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать расхотели. (Дети отдельно массируют каждый пальчик той

руки, которой пишут, приговаривая при этом слова.)

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик прыг в кровать.

Этот рядом прикорнул.

Этот пальчик уж уснул.

А другой давненько спит.

Кто у нас еще шумит? (Далее каждой строчке соответствует движение,  о котором в ней говорится.)

Тише, тише, не шумите.

Пальчики не разбудите.

Утро ясное придет,

Солнце красное взойдет.

Станут птички распевать,

Станут пальчики вставать.

Просыпайся детвора!

В школу пальчикам пора!

Вот все пальчики мои

Вот все пальчики мои, (Повороты кистей рук.)

Их, как хочешь, поверни — (Хлопок перед собой, легкий хлопок по

столу, повторить повороты кистей рук.)

И вот этак, и вот так, (Руки перед грудью, пальцы в «замок».)

Не обидятся никак. (Руки вперед, ладони вперед.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Круговые движения кистями, пальцы в

«замок» («моторчик»).)

Не сидится им опять. (Встряхивающее движение кистями рук.)

Постучали, (Постучать пальцами друг о друга.)

Повертели (Повороты кистей рук.)

И работать захотели. (Встряхивающее движение кистями рук.)

Дали ручкам отдохнуть, (Встряхивающие движения согнутыми

руками.)

А теперь обратно в путь. (Положить руки на стол.)

«Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять! (Хлопки на счет.)

Вышел дождик погулять. (Руки вверх-вниз.)

Шел неслышно, по привычке, (Движемся по кругу туда-обратно.)

А зачем ему спешить? (Кисти рук вверх.)

Вдруг читает на табличке: (Кисти скрещиваем — «ножницы».)

«По газонам не ходить!» (Руки плавно вытянуть вверх.)

Дождь вздохнул тихонько: «Ох!» (Плавно опустить.)

И ушел. Газон засох. (Присесть. Закрыть голову ладошками.)

«Вышел пальчик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопки на счет.)

Вышел пальчик погулять. (Указательный палец правой руки движется

по кругу, по центру левой ладошки.)

Только вышел из ворот —

Глядь, другой к нему идет. (К указательному присоединяется средний.)

Вместе весело идти,

Ну-ка, третий, выходи. (Затем присоединяется безымянный.)

Вместе станем в хоровод — (Хлопок.)

Вот. (Затем руки меняются местами.)

«Вышли мышки как-то раз»

Вышли мышки как-то раз Поглядеть который час. (Дети при помощи

пальцев изображают, как выходят мыши.)

Раз, два, три, четыре. Мыши дернули за гири. (Пальцы сжаты в кулак.

Большой палец всегда прижат к ладони... Остальные пальцы поочередно

разгибаются на каждое слово. Затем снова возвращаются в исходное

положение. Имитируется движение «дернули».) Тут раздался страшный

звон. (Дети касаются руками головы, слегка покачивая ею.)

Разбегайтесь, мышки, вон. (Перемещая пальчики по парте, дети

изображают бег мышей.)

«Где же, где же наши руки»

Где же, где же наши руки,

Где же наши руки? (Спрятали руки за спину.)

Где же, где же наши руки?

Нету наших рук. (Повороты туловища влево-вправо.)

Вот, вот наши руки, (Показываем руки.)

Вот наши руки.

Пляшут, пляшут наши руки,

Пляшут наши руки. (Дети протягивают руки, показывая их, выполняют

различные движения руками.)

«Груздь»

Груздь на солнце греет бок.

В кузовок иди, грибок! (Указательный палец правой руки — «ножка»;

пальцы левой руки, сомкнутые вместе «шляпка». С одновременным

произнесением скороговорки — менять «шляпку» и «ножку». Кузовок —

переплетенные пальцы обеих рук плотно смыкаются, «забирая к себе

грибок».)

«Долго, долго мы лепили»

Долго, долго мы лепили, (Руки сцеплены в замок; круговые вращения

руками.)

Наши пальцы утомили. (Встряхивание кистями рук.)

Пусть немножко отдохнут (Поглаживание каждого пальчика по

очереди.)

И опять лепить начнут.

Дружно руки разведем (Развели руки в стороны )

И опять лепить начнем (Хлопаем в ладоши.)

 Выполняя каждое упражнение, учителю нужно озвучивать и объяснять каждое действие, а так же быть терпеливым и не рассчитывать на то, что ребенок с первого раза начнет все делать правильно.

Занятия пальчиковой гимнастикой для школьников должны быть ежедневными. Тренируйтесь сначала вместе с ребёнком, а затем научите выполнять его простые упражнения непосредственно на переменке в классе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки ритмической гимнастики в начальной школе

Цель и задачи уроков ритмики в начальной школе. Особенности уроков. методы преподавания....

Зрительная гимнастика в начальной школе.

Значение зрительной гимнастики на уроке. Примеры зрительных гимнастик....

Физкультминутки, пальчиковая и дыхательная гимнастики как фактор здоровьесбережения на уроках в начальной школе.

Выступление на педогогическом совете по теме "Физкультминутки, пальчиковая и дыхательная гимнастики как фактор здоровьесбережения на уроках в начальной школе"....

Пальчиковая гимнастика и её актуальность в режиме начальной школы.

Гимнастика для пальцев универсальна, её можно использовать как на занятиях с детьми основной медицинской группы, так и на занятиях со специальной медицинской группой, причем диагнозы детей не имеют зн...

Пальчиковая гимнастика на уроках в начальной школе.

Пальчиковая гимнастика на уроках в начальной школе....

Бармаҡтарға гимнастика-пальчиковая гимнастика

Бармаҡтарға гимнастика-пальчиковая гимнастика...

Круговая тренировка на уроках гимнастики в начальной школе(методический материал)

Использование круговой тренировки в качестве основного средства развития двигательных качеств позволяет повысить эффективность учебно-воспитательного процесса у учащихся начальных классов общеобразова...