Физкультминутки, пальчиковая и дыхательная гимнастики как фактор здоровьесбережения на уроках в начальной школе.
методическая разработка по зож по теме
Выступление на педогогическом совете по теме "Физкультминутки, пальчиковая и дыхательная гимнастики как фактор здоровьесбережения на уроках в начальной школе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 57.14 КБ |
pril1_2.pptx | 890.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Физкультминутки, пальчиковая и дыхательная гимнастики как фактор здоровьесбережения на уроках в начальной школе
Кочешкова Елена Александровна
учитель начальных классов
ГБОУ школа № 604
Пушкинского района
Санкт-Петербурга
Слайд 1. Приложение 1.
Слайд 2.
«Здоровье - это еще не всё, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.
В начале учебного года я провела опрос среди учащихся и родителей своего класса с целью выяснения значимости поддержания Здорового Образа Жизни.
Для этого всем было предложено ответить на один и тот же вопрос:
Слайд 3.
Как Вы считаете, что является наиболее значимым из предложенного списка?
Деньги
Здоровье
Знания и умения
И вот какие результаты были получены
Слайд 4
дети | родители | |
70 | 100 | |
знания | 23 | 0 |
деньги | 7 | 0 |
Полученные данные наглядно показывают, что здоровье является наиболее значимым приоритетом не только для родителей, но и учащихся. Необходимо обратить внимание на тот факт, что некоторые учащиеся считают приоритетным для себя получение знаний. И это можно объяснить только одним - стремлением нас учителей и родителей настойчиво доказать детям, что нет ничего важнее учебы! Хотя все прекрасно понимают, что здоровье всё же важнее.
По статистике 80 – 85% детей школьного возраста имеют плохое здоровье. Много первоклассников приходит в школу с различными заболеваниями. При поступлении в первый класс первая группа здоровья отмечается только у 12 – 15 процентов учащихся.
В результате изучения паспорта здоровья учащихся мною было выявлено, что в классе имеются дети с разной группой здоровья.
Первая основная группа здоровья отмечается только у 8 человек; 15 человек имеют II-ю основную группу здоровья. Это практически здоровые дети, имеющие незначительные заболевания. Например, нарушение осанки; учащиеся, подверженные частым острым респираторным заболеваниям. Два ребенка из класса имеют III-ю подготовительную группу здоровья. К этой группе относятся дети, которые состоят на диспансерном учёте и имеют хроническую патологию.
В процессе работы с учащимися было замечено, что у большинства из них слабо развита мелкая моторика.
Отсюда следует, что уже с детства нужно формировать у ребенка внутреннюю картину здоровья, что выражается в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенствованию.
Поскольку здоровье наших школьников находится в плачевном состоянии я решила, что искать пути выхода из сложившейся ситуации нужно всем вместе.
В чём же заключаются причины ухудшения здоровья учащихся?
Пытаясь ответить на этот вопрос, я пришла к выводу, что такими причинами являются:
Слайд 5.
1. Перегрузки в процессе обучения;
2. Нехватка двигательной активности;
3. Питание школьников.
Я считаю, что главная проблема сегодняшнего образования в том, что дети мало двигаются. Все школьные годы они большую часть дня сидят, хотя в этом возрасте движение необходимо им как воздух, это их физиологическая потребность, от недостатка движения они плохо развиваются. Именно поэтому уже в младших классах у детей катастрофически ухудшаются зрение и осанка.
Работая в школе больше 15 лет, проанализировав причины школьных болезней и болезней учеников данного класса, я пришла к выводу о необходимости решать эти проблемы в области здоровьесбережения, потому что ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагога.
Я решила, что для сохранения здоровья детей в школе необходимо использовать здоровьесберегающие технологии.
Слайд 6.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
В чем же состоит сущность здоровьесберегающего урока?
Слайд 7.
Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.
В свою очередь я выделяю принципы здоровьесберегающего урока. Они направлены на укрепление физиологического и психологического здоровья.
Слайд 8.
Это:
- принцип двигательной активности;
- принцип оздоровительного режима;
- принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания;
- принцип психологической комфортности;
- принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка;
Для реализации данных принципов я выбрала следующие педагогические современные здоровьесберегающие технологии.
Слайд 9.
- Физкультурные минутки
- Пальчиковая гимнастика
- Дыхательная гимнастика
В работе с детьми очень важно правильно сочетать умственную и физическую нагрузку.
Физкультурные минутки.
Слайд 10.
Замечено, что проводимые в течение урока физкультминутки, улучшают внимание учащихся, служат гимнастикой для улучшения мозгового кровообращения, снимают утомление и предупреждают заболевания опорно-двигательного аппарата.
Физкультминутки лучше проводить стоя, что способствует дополнительной разгрузке организма. Упражнения должны быть комплексными: движения головой, туловищем, руками, ногами в разных сочетаниях. Темп может быть разный, это зависит от вида упражнений.
С большим удовольствием дети выполняют физкультминутки в стихотворной форме, а также, когда их проводят сами дети.
Например:
Слайд 11.
«Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем-
Крылья сложили назад.»
Слайд 12.
- Вышли мышки как-то раз (ходьба на месте с взмахом рук)
- Посмотреть который час (ладонь приставить к глазам «козырьком» и поворачивать голову налево, направо)
- Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
- Мышки дернули за гири (имитировать дерганье за гари)
- Вдруг раздался страшный звон (приложить руки ладонями к ушам и качать головой)
- Разбежались мышки вон! (бег на месте)
Пальчиковая гимнастика.
На уроках математики, русского языка, технологии и изобразительно искусства полезно проводить пальчиковую гимнастику (слайд 13), которая служит массажем для кистей рук, снимает напряжение с мышц рук, укрепляет мелкую моторику.
Для этого я использую следующие упражнения.
«Капуста»
Слайд 14.
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём.
(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)
Слайд 15.
Этот пальчик- дедушка,
Этот пальчик- бабушка,
Этот пальчик- папочка,
Этот пальчик- мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)
Имитируя игру на клавишах, танец пальчиков, движения на координацию (когда руки лежат на столе ладонями вниз и по команде учителя дети одновременно или по очереди поднимают и опускают сначала большой палец на обеих руках, потом указательный и т.д.)
Дыхательная гимнастика.
Слайд 16.
Систематическое выполнение упражнений дыхательной гимнастики обеспечивает прекрасное лечебно-профилактическое действие, дыхательная мускулатура обретает силу и выносливость, в организме нормализуется кровообращение. Дыхательная гимнастика снимает усталость головного мозга, очищает лёгкие, в результате чего во все уголки организма поступает кислород. Дыхательная гимнастика помогает мне учить детей правильно дышать.
Во время дыхательной гимнастики мы учимся глубокому носовому вдоху, быстрому и бесшумному вдоху носом и ртом одновременно, следим за тем, чтобы дыхание было бесшумным, а плечи во время вдоха и выдоха должны быть свободно опущены.
Одно из таких упражнений, используемых мною на занятиях, называется «Свечка».
Слайд 17
- И.п. – стоя, руки перед грудью, ладонями кверху, на них как бы находится свеча, которую нужно «задуть».
- 1-2- глубокий вдох носом;
- 3-4- задержать дыхание;
- 5-6-7-8- выдохнуть медленно и ровно через рот, задувая воображаемое пламя свечи;
- Повторить 2 раза.
Слайд 18.
«Дровосек»
- И.п. - стоя, ноги шире плеч, пальцы рук сцеплены в замок
- 1-2-3-4- вдох носом (поднять руки вверх над головой)
- 5-6 - резкий выдох ртом (наклониться вперед и опустить руки, имитируя рубку дров)
- Повторять 3-4 раза.
Таким образом, как показывает моя практика, использование на уроках здоровьесберегающих технологий обучения позволяет мне без каких-либо дополнительных материальных затрат значительно улучшить здоровье детей, а значит, и поднять уровень обучения за счет снижения утомляемости; способствует развитию познавательных процессов, мелкой моторики у детей. Кроме того, у них улучшается умственная деятельность.
Применение на уроках изложенных технологий способствует созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах. Я заметила, что дети активны до конца урока, им нравится узнавать все больше нового.
Слайд 19.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – ничто»
как вы считаете, что является наиболее значимым из предложенного списка? Здоровье Знания Д еньги
Результаты :
В чём причины? 1. Перегрузки в процессе обучения 2. Н ехватка двигательной активности 3. П итание школьников
Здоровьесберегающие технологии- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Сущность здоровьесберегающего урока О беспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока П озволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни
принципы здоровьесберегающего урока, направленные на укрепление физиологического и психологического здоровья П ринцип двигательной активности П ринцип оздоровительного режима П ринцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания П ринцип психологической комфортности П ринцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка
Современные здоровьесберегающие технологии Физкультурные минутки Пальчиковая гимнастика Дыхательная гимнастика
Физкультминутки- динамические паузы У лучшают внимание С лужат гимнастикой для улучшения мозгового кровообращения С нимают утомление С нятие напряжения с мышц туловища Предупреждают заболевания опорно-двигательного аппарата
Руки подняли и покачали - Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули - Ветер сбивает росу. В стороны руки , плавно помашем- Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся, покажем- Крылья сложили назад.
Вышли мышки как-то раз (ходьба на месте с взмахом рук) Посмотреть который час (ладонь приставить к глазам «козырьком» и поворачивать голову налево, направо) Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши) Мышки дернули за гири (имитировать дерганье за гири ) Вдруг раздался страшный звон (приложить руки ладонями к ушам и качать головой) Разбежались мышки вон! (бег на месте)
ПАЛЬЧИКОВАя ГИМНАСТИКА Массаж кистей рук Снимает напряжение с мышц рук Укрепляет мелкую моторику
«капуста» Мы капусту рубим-рубим, Мы капусту солим-солим, Мы капусту трём-трём, Мы капусту жмём-жмём. (Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)
«моя семья» Этот пальчик- дедушка, Этот пальчик- бабушка, Этот пальчик- папочка, Этот пальчик- мамочка, А вот этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)
дыхательная гимнастика О беспечивает лечебно-профилактическое действие В организме нормализуется кровообращение С нимает усталость головного мозга Очищает лёгкие Учит правильно дышать
«Свечка» И.п . – стоя, руки перед грудью, ладонями кверху, на них как бы находится свеча, которую нужно «задуть». 1-2- глубокий вдох носом; 3-4- задержать дыхание; 5-6-7-8- выдохнуть медленно и ровно через рот, задувая воображаемое пламя свечи; Повторить 2 раза.
«Дровосек» И.п . - стоя, ноги шире плеч, пальцы рук сцеплены в замок; 1-2-3-4- вдох носом (поднять руки вверх над головой); 5-6 - резкий выдох ртом (наклониться вперед и опустить руки, имитируя рубку дров); Повторять 3-4 раза .
будьте здоровы!!! Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Здоровьесбережение на уроках в начальной школе"
В презентации содержится материал по здоровосберегающим технологиям....
Здоровьесбережение на уроках в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии применяемые на уроках в начальной школе...
Реализация здоровьесбережения на уроках в начальной школе
Здоровье человека, как известно, закладывается еще в детстве, поэтому очень важно формировать потребность в здоровом образе жизни с самого юного возраста. Организм ребенка в начальной школе требует бо...
"Реализация здоровьесбережения на уроках в начальной школе"
В данной статье раскрывается суть здоровьесбережения и даются конкретные рекомендации по применению данного материала на уроках в начальной школе....
Здоровьесбережение на уроках в начальной школе
Методическая разработка...
Выступление на педагогическом совете: «Здоровьесбережение на уроках в начальной школе»
Выступление на педагогическом совете: «Здоровьесбережение на уроках в начальной школе»...