ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ДНЯ В ГРУППЕ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ. (Методические рекомендации)
статья по зож на тему
Успешная работа группы продлённого дня зависит от того, насколько правильно организован в ней режим. От рационального построения режима зависит повышение успеваемости, сохранение достаточной работоспособности и предупреждение утомляемости учащихся. Выполняемый в течение длительного времени правильный режим способствует укреплению здоровья, создаёт бодрое жизнерадостное настроение и повышает работоспособность школьников.
В данных медодических рекомендациях указано, как правильно организовать режим дня младшего школьника в условиях группы продленного дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rezhim_v_gruppe_prodlennogo_dnya.docx | 26.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ДНЯ В ГРУППЕ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ.
(Методические рекомендации)
Автор:
воспитатель группы продленного дня
Козьменко В.А.
В последние годы группы продленного дня всё больше становятся одной из ведущих форм организации жизнедеятельности детей, их нравственного и интеллектуального развития. Большинство учащихся школ посещают группу продлённого дня, так как родители и бабушки значительную часть времени заняты на работе.
Группа продлённого дня обеспечивает единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственно – эстетическое развитие детей, способствует укреплению здоровья. Школа разрабатывает свой вариант режима дня группы продлённого дня, в котором обязательно должно быть чередование умственной, трудовой и досуговой деятельности, занятий физической культурой. Режим дня строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Он включает в себя самоподготовку, внеурочную деятельность, экскурсии и прогулки, занятия по интересам. Систематическое нарушение режима дня ведёт к снижению работоспособности.
Успешная работа группы продлённого дня зависит от того, насколько правильно организован в ней режим. От рационального построения режима зависит повышение успеваемости, сохранение достаточной работоспособности и предупреждение утомляемости учащихся. Выполняемый в течение длительного времени правильный режим способствует укреплению здоровья, создаёт бодрое жизнерадостное настроение и повышает работоспособность школьников. Неуклонное следование предписаниям режима воспитывает у человека дисциплинированность, аккуратность, организованность.
Известно, что систематическое нарушение режима дня и перегрузка учащихся занятиями ведут к снижению работоспособности. Наиболее типичными нарушениями режима являются недостаточное пребывание детей на свежем воздухе, слишком большие и нерациональные затраты времени на подготовку домашнего задания и т.д. Поэтому важно чётко спланировать время учащихся, необходимое на обучение, питание и отдых. Только рациональное чередование этих компонентов сможет положительно влиять на умственное и физическое развитие детей, их работоспособность, успеваемость, состояние здоровья.
При планировании режима необходимо учитывать следующие требования:
- соответствие режима возрастным особенностям младших школьников;
- обеспечение правильного чередования режимных моментов;
- рациональное распределение времени на обучение, питание, отдых, внеклассные мероприятия и т.д.; - максимальное пребывание детей на свежем воздухе,
- чёткая организация работы детского коллектива, единство предъявляемых к детям требований и контроль за их деятельностью.
Опыт показал, что чёткое выполнение режима дня, основанного на вышеперечисленных принципах, не только эффективно влияет на повышение работоспособности, успеваемости школьников, но и способствует их оздоровлению и сплочению детского коллектива, а также сохранению высокого функционального состояния организма ребёнка не только на протяжении дня, но и всего учебного года.
Примерный режим дня школьников, обучающихся в первую смену.
Виды занятий | 1-2 классы | 3-4 классы |
1 | 2 | 3 |
-Предобеденное пребывание на воздухе -Обед -Пребывание на воздухе: игры, прогулки, общественно-полезный труд и т.д. -Полдник -Самоподготовка -Свободное время: работа кружков, занятия по интересам и т.д. -Прогулка | 12-30-13-00 13-00-13-30 13-30-15-20 15-20-15-40 15-40-16-40 16-40-17-40 17-40-18-30 | 12-30-13-00 13-00-13-30 13-30-15-20 15-20-15-30 15-30-17-00 17-00-18-00 18-00-18-30 |
Примерный режим дня школьников, обучающихся во вторую смену.
Виды занятий | 3-4 классы |
1 | 2 |
-Прогулка, физическая подготовка -Самоподготовка -Завтрак -Свободное время: работа кружков, занятия по интересам и т.д. -Пребывание на воздухе: игры, прогулки и т.д. -Обед -Пребывание на свежем воздухе | 08-30-09-00 09-00-10-30 10-30-10-40 10-40-11-40 11-40-12-40 12-40-13-10 13-10-14-00 |
Цели и задачи
режимных моментов в группе продленного дня
№ п/п | Режимные моменты | Основные воспитательные задачи и направления деятельности | ||
Прием детей в группу |
| |||
Обед. Полдник. |
| |||
Отдых и деятельность на воздухе |
| |||
Самоподготовка |
| |||
Внеурочная деятельность (кружки, секции, клубные часы, занятия по интересам) | Развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов. Воспитание нравственных черт современного человека. | |||
Подведение итогов дня | Упражнения в умении аналитически мыслить, доброжелательно высказываться. | |||
Индивидуальная работа с дежурными | Развитие творческих возможностей, ответственности и самостоятельности. |
Формирование учебно-организационных умений:
- Организовывать своё рабочее место
- Планировать текущую работу;
- Понимать учебную задачу и нацеливать себя на её выполнение»
- Соблюдать последовательность выполнения домашней работы в определённых временных рамках;
- Осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
- (решения задачи).
- Формирование коммуникативных умений: развивать умение слушать; понимать сказанное учебником, памятками
- Формирование учебно-информационных умений: пользоваться схемами однократно.
- Формирование учебно-интеллектуальных умений: учить анализировать учебный материал и выделять именно те знания, которые помогут выполнить то или иное задание.
- Прививать навык самостоятельности.
Учить рациональному использованию времени. - Учить соблюдению гигиенических требований.
Повышать положительную мотивацию к учению, создавая ситуацию успеха у каждого.
Начинать самоподготовку желательно в 15-16 ч, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности. Продолжительность самоподготовки: в 1-м классе со второго полугодия – до 1 ч,
во 2-м – до 1,5 ч, в 3-4-х – до 2 ч.
Во время самоподготовки детям предоставляется выбор очередности выполнения домашних заданий, рекомендуя начать с предмета средней трудности для данного ученика. Предоставляется возможность устраивать индивидуальные перерывы по завершении определенного этапа работы. Рекомендуется проводить физкультминутки длительностью 1–2 минуты. Дети, которые закончили работу раньше других, могут до окончания работы всей группы проводить время по интересам (в игровой, библиотеке).
Во время самоподготовки можно стимулировать творческую активность детей, так как воспитатель в это время побуждает детей к самостоятельному размышлению, всячески стимулирует его волевые усилия, Развивает мыслительные способности. Для этого перед самоподготовкой можно проводить игры на развитие творческого мышления (умственная разминка буквально на 5-10 минут)
Большое значение в развитии учащихся имеет посещение кружков, которые дети охотно выбирают в соответствии со своими интересами.
Режим дня в ГПД планируется так, чтобы ежедневно в течение 1–1,5 часа после окончания самоподготовки дети могли выбрать для себя занятия в соответствии со своими желаниями. Длительность таких занятий зависит от возраста учащихся и вида деятельности. В середине занятия организуется перерыв 5–10-минут.
Мероприятия, оказывающие большое эмоциональное и воспитательное воздействие на учащихся (утренники, концерты художественной самодеятельности, встречи и т.д.) лучше проводить в начале недели, когда у ребят ещё не наступило утомление и не притупилось до некоторой степени свежесть восприятия. Чем младше ребёнок, тем более возбудима у него нервная система, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, наблюдается неустойчивость активного внимания и сравнительно быстрая утомляемость. Поэтому важно продолжительность различных режимных моментов планировать с учётом возрастных особенностей детей. Многие виды деятельности, в том числе и общественно-полезный труд представляют для детей серьёзную нагрузку и нуждаются в ограничении продолжительности. На занятия общественно-полезным трудом учащимся 1-2 классов должно отводиться не более 30 минут, а для ребят 3-4 классов – не более 1 часа.
В группах продлённого дня должно уделяться большое внимание физическому воспитанию детей, которое является одной из форм активного отдыха и способствует укреплению здоровья и гармоничному развитию детей. Особенно эффективны для здоровья детей физические упражнения, проводимые на свежем воздухе. Кроме утренней гимнастики и физкультурных пауз рекомендуется в режим группы продлённого дня включать непродолжительные (20-25 минут) дополнительные занятия физическими упражнениями.
Питание детей в группе продлённого дня должно быть двухразовым. На него в общей сложности следует отводить 50 минут (20 минут на горячий завтрак (полдник) и 30 минут на обед). Длительные перерывы в приёме пищи отрицательно влияют на функциональное состояние центральной нервной системы и всего детского организма.
Разумное сочетание учебной и досуговой деятельности школьников в режиме работы ГПД, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, укрепляет нервную систему, повышает стрессоустойчивость, поднимает их жизненный тонус, что способствует укреплению здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1.Болотина Л.Р. Методика воспитательной работы
Латышина Д.И. в начальных классах. Москва – 1978 г.
2.Гордин А.Л. Короткие будни продлённого дня.
Москва – 1991 г.
3.Гурвич Л.Б. Работа воспитателя в группе продлённого дня.
Москва – 1982 г.
4.Заворотов В. Группа, где всем интересно. Москва – 1989 г.
5.Лосева О. Продлённый день в школе. Москва – 1991 г.
6.Огородников А. Учебно-воспитательная работа в ГПД.
Москва – 1989 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация досуга детей в группе продлённого дня
Организация досуга детей в группе продленного дня....
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ГРУППЕ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ
Данный материал поможет молодым специалистам в организации работы группы продлённого дня начальной школы....
"Организация самоподготовки учащихся в группе продлённого дня"
Выступление на ШМО...
Организация игровой деятельности в группе продлённого дня начальной школы
В группе продлённого дня детям хочется играть. Игра объединяет детей, учит общаться, находить решения, стимулирует к творчеству, создаёт условия для воспитания дружелюбия, взаимовыручки, честности при...
"Развитие творческих способностей ребенка в условиях группы продлённого дня" методические рекомендации в помощь воспитателю
Методические рекомендации включают игры, игровые упражнения, занятия, тренинги для развития интеллектуально-творческих способностей детей...
Организация режима дня в группе продленного дня
Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время - это воспитание здорового подрастающего поколения. Это многоплановая проблема. Воспитатель ГПД должен эффективно использовать средства, мет...