Опыт использования учебно-методического пособия пазла "От клетки к организму"
статья по зож (2 класс) на тему

Пазл создан для использования при реализации дополнительной общеразвивающей программы "Не болей-ка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_ispolzovaniya_uchebno.docx13.15 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт использования учебно-наглядного пособия пазла «От клетки к организму»

При изучении человеческого организма одной из основных задач является дать понимание того, что человеческий организм – это целостная, сложноорганизованная, саморегулирующаяся система, имеющая несколько уровней, каждый из которых, в свою очередь, тоже является сложной системой. Распутать этот «клубок» часто бывает очень сложно.

Данное пособие нацелено на облегчение понимания сложной системной организации человеческого организма, посредством наглядности. Детям дается возможность самим собрать эту систему, начиная с клетки и заканчивая целым организмом.

В настоящее время организм человека принято рассматривать не просто как многоклеточный организм, а как сложноорганизованную систему, имеющую несколько уровней организации.

1. Самый низкий - базовый уровень, это клеточный. Сначала мы берем одну деталь пазла (желательно с изображением клетки). Это самая элементарная, базовая единица – клетка. Собирается синяя область пазла. Здесь можно поговорить о клетке, как элементарной единице живого организма, строении клетки.

2. Совокупность клеток, сходных по строению и свойствам, образует более высокий уровень - тканевый. Берем несколько деталей из салатовой области и соединяем их между собой. Это ткань. Далее собирается вся салатовая область пазла. Здесь можно поговорить о типах тканей и их функциях.

3. Из совокупности тканей состоят органы, – это еще более высокий уровень организации. Собирается оранжевая область пазла путем соединения отдельных групп по нескольку деталей. Это орган. Здесь разговор идет о том, какие воспитанники знают органы человеческого организма, какие функции они выполняют.

4. Наконец, совокупность органов, выполняющих сходные функции, формирует системы органов. Собирается розовая область пазла (сначала собираются 3-4 группы, а потом соединяются вместе). Это система органов. Здесь говорится о том, какие системы органов образуют наши органы и какие функции выполняют, а также упоминается, что отдельный орган не может выполнить функцию целой системы органов.

5. Таким образом, организм - это совокупность систем органов.

Все четыре области соединяются, и получается единый, целостный организм. Здесь можно повторить всю цепочку в обратном порядке. Организм - это совокупность систем органов. Системы  органов – это совокупность органов. Органы – совокупность тканей. Ткани – совокупность клеток. Вот и получается, что организм человека – это сложноорганизованная система, в которой каждый её элемент сам представляет собой систему, т.е. многоклеточный организм - это система систем. Каждая система органов выполняет свою, конкретную функцию, но в целом организме она приобретает новое свойство – осуществлять связь с внешней средой для того, чтобы на любое изменение окружающей среды так изменить работу органов и систем органов, чтобы химический состав и физические свойства внутренней среды не изменились. Это необходимо для сохранения и поддержания постоянства внутренней среды.

Учебно-наглядное пособие пазл «От клетки к организму» эколого-биологической направленности адресовано детям 7 – 10 лет, но будет интересно и полезно также воспитанникам старшего возраста.

Данное пособие представляет собой картонный пазл из  24  деталей

Целевое назначение пособия облегчение объяснения и понимания сложной системной (уровневой) организации человеческого организма.

Пазл «От клетки к организму» может использоваться  как в дополнительном образовании в любом объединении, программа которого содержит тему «Человек, как система», так и в школьной программе при изучении системной организации человеческого организма. Данный пазл может быть использован как для объяснения воспитанникам нового материала по теме «Человек, как система», так и для закрепления или контроля уже изученного воспитанниками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...

Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”

В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....

Инновационный проект "Проблемный метод для создания учебно-методических пособий в ЦДО с использованием компьютерных технологий"

В данном проекте раскрывается усовершенствование и внедрение проблемного метода, способствующего созданию учебно-методических пособий с использованием компьютерных технологий курса  ПервоЛог...

Обучение программированию в начальной школе с использованием учебно-методического комплекса "Кодвардс"

В этом году наша школа приняла участие в апробации учебно-методического комплекса "Кодвардс" по обучению учащихся начальной школы основам программирования. В даном материале содержится моё в...

Мой опыт использования наглядно-дидактического пособия "Город Звуков"

Для того, чтобы учащиеся быстро и легко сформировали представления о звуках, могли распознавать гласные и согласные звуки по их существенным признакам, безошибочно могли проводить звуковой анализ слов...