Инновационный проект "Проблемный метод для создания учебно-методических пособий в ЦДО с использованием компьютерных технологий"
проект по теме
В данном проекте раскрывается усовершенствование и внедрение проблемного метода, способствующего созданию учебно-методических пособий с использованием компьютерных технологий курса ПервоЛого силами детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_proekt.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный проект
Проблемный метод для создания учебно-методических пособий в ЦДО с использованием компьютерных технологий
МБОУ СОШ № 4, г. Кызыл, Тыва
Учитель начальных классов
Шурова Елена Анатольевна
2014 г
Тема. Проблемный метод для создания учебно-методических пособий в ЦДО с использованием компьютерных технологий
Тип проекта: практико-ориентированный, так как предусматривает усовершенствование и внедрение проблемного метода, способствующего созданию учебно-методических пособий с использованием компьютерных технологий курса ПервоЛого силами детей с ограниченными возможностями здоровья.
В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ОВЗ. Это подтверждается данными психологов, медиков, логопедов, педагогов. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.
Актуальность данного проекта заключается в том, что современная школа должна обучать не только преуспевающих школьников, но и дифференцированно подходить к категории детей с ОВЗ, определять и создавать не только условия для их обучения, но и обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение на всех возрастных этапах, в процессе воспитания и социализации. Инновационный проект по внедрению данного проблемного метода стал актуальным в связи с противоречием между психофизическими возможностями детей с ограниченными возможностями здоровья и отсутствием стратегии организации процесса обучения с использованием информационно-коммуникативных технологий для реализации индивидуально-дифференцированного подхода. Начальная школа – это фундамент образования, от того каким будет фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе.
Новизной данного проекта является усовершенствование и внедрение проблемного метода дистанционного учебно-воспитательного процесса, способствующего созданию учебно-методических пособий как результат проектной деятельности детей с ОВЗ с использованием компьютерных технологий по курсу ПервоЛого.
Цели и задачи проекта.
- усвоение детьми-инвалидами основных технологических приёмов работы в ПервоЛого;
- рост мотивации детей-инвалидов в сфере познавательной и развивающейся деятельности;
- готовность к саморазвитию;
- создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения.
- помощь в усвоении детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных и профессиональных знаний, умений и навыков, которые они смогут применить к условиям социальной среды, то есть социально адаптироваться.
В центре процесса дистанционного обучения находится самостоятельная познавательная деятельность ученика. Формирование и развитие учебной мотивации становится одной из важнейших психолого-педагогических задач, ученика с самого начала необходимо вовлечь в интерактивную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, а непременно предусматривающую их постоянное использование. Для этого эффективно использовать интерактивные формы работы. К таким формам относятся, например, интегративные проекты, в ходе которых происходит изучение и активное усвоение материалов курса ПервоЛого.
Пробуждая фантазию, воображение и креативный потенциал детского ума, курс обеспечивает направленное формирование мыслительных способностей с широким спектром потребностей дальнейшего учения и самообучения.
Результатом работы ученика в каждом уроке является создание файла в программе ПервоЛого 3.0 по проектной теме, изучаемой на уроках русского языка, математики, литературы, естествознания.
Я работаю в центре дистанционного обучения с 2009 года учителем начальных классов.
Методика дистанционного обучения предусматривает изначально работу с компьютером.
Дисциплина «Информационные Технологии» введена в учебную программу дистанционного обучения детей с ОВЗ с 1 класса.
Основные задачи курса:
- Научить использовать мультимедийные возможности ПервоЛого для оформления и презентации проектной деятельности.
- Познакомить с основными технологическими приёмами работы в Перволого.
- Познакомить с основами программирования в Перволого.
- Научить использовать Интернет-ресурсы в проектной деятельности.
- Сформировать общеучебные навыки.
За время работы я выпустила одного ученика, которого обучала 3 года. Оюн Алина поступила на обучение в ЦДО в 2009 году. Кроме проблем со здоровьем, у неё наблюдалось недоразвитие моторики, рассеянное внимание, малый объём памяти, быстрая утомляемость. В настоящее время у меня новый ученик, которого обучаю второй год. У детей с ОВЗ в процессе обучения наблюдается так же и снижение интереса к изучаемым предметам. Чтобы активизировать процесс познания, усилить интерес к новому предмету, усилить мотивацию в сфере развивающейся деятельности, я усовершенствовала и начала внедрять проблемный метод, способствующий созданию учебно-методических пособий с использованием компьютерных технологий курса ПервоЛого силами ребёнка-инвалида.
Поэтому моя проектная деятельность началась с ознакомления ребёнка с техническими характеристиками компьютера, с технологическими приёмами и компьютерными ресурсами.
1этап. На данном этапе работы по курсу ПервоЛого , ученица 2 класса, Оюн Алина, под моим руководством освоила составление простых проектов, предусмотренных курсом Перволого.
2 этап.
На этом этапе, в 3 классе, я поставила перед ребёнком конкретные цели: создать учебно-методическое пособие по математике для 1 класса по теме «Простые задачи на сложение и вычитание». (в сотрудничестве со мной).
3 этап.
Затем, в 4 классе, последовали такие проекты как (перечислить…
Алина настолько заинтересовалась этой работой, что с большим удовольствием начала создавать учебные пособия для младших школьников уже самостоятельно, как бы представляя себя учителем. Побуждающим мотивом здесь послужила пословица «Уча других, учишься сам». Сначала в сотрудничестве со мной, а затем самостоятельно, моя выпускница, ученица 4 класса Оюн Алина, создала несколько учебно-методических пособий по математике, окружающему миру, для применения на уроках в 1-2 классе, выйдя за рамки проектной деятельности, предусмотренной курсом ПервоЛого.
Таким образом, ставя конкретные цели перед ребёнком-инвалидом, я повысила уровень мотивации и активизировала его познавательную и творческую деятельность.
Результативность.
Моя ученица 4 класса, Оюн Алина, успешно закончила курс начальной школы в ЦДО, по результатам обученности и усвоения учебных навыков, грамотно построенной коррекционной работе, была переведена на обучение по программе общеобразовательной школы.
Ресурсное обеспечение.
Информационные технологии работы в ПервоЛого.
«ПервоЛого 2.1» справочное пособие, Институт Новых Технологий, под редакцией С.Ф.Сопрунова, А.С. Ушакова, Е.И. Яковлевой, 2004
Программа курса информатики для начальной школы по комплекту учебных пособий А.Л. Семёнов и др. «ИНФОРМАТИКА» с включением элементов информационных технологий, информационной культуры и социальной информатики.
http:// window.edu.ru/ window_catalog/ files/ r28014/ mto081,pdf
Материально-техническое оснащение курса.
Для работы в курсе требуется следующее программное обеспечение:
- ПервоЛого 3.0 (для платформ PC и Mac)
- Любой броузер (Explorer, Safari, Mozilla).
-QuickTime для просмотра видеоинструкций.
Система социального партнерства.
- центр дистанционного обучения (ЦДО);
- фельдшер МБОУ СОШ №4;
- родители.
Участники.
Учащиеся начальной школы центра дистанционного образования.
План реализации проекта.
- Подготовительный этап (сентябрь 2009-май 2010)
№ П№\п | Мероприятия | Задачи | Сроки | Ожидаемые результаты |
11. | Разработка проектного замысла. | Разработать шаблон проекта «Проблемный метод для создания учебно-методических пособий в ЦДО с использованием компьютерных технологий» | сентябрь 2009г.-декабрь 2009г. | Создание шаблона проекта. |
22. | Обсуждение проекта на школьном уровне, утверждение итогового варианта проекта на методическом совете школы. | Обсудить проект на педагогическом совете, скорректировать согласно внесенным предложениям и утвердить на методическом совете школы. | Апрель-май 2010г. | Окончательная корректировка и утверждение проекта. |
33. | Ознакомление с психофизическими особенностями конкретного участника проекта – ребёнка с ОВЗ. | Обсудить кандидатуру участника проекта на школьном ПМПК. | Апрель-май 2010г | Утвердить участником проекта. |
- Реализационный этап (июнь 2009-май 2012г.)
№ П№\п | Мероприятия | Задачи | Сроки | Ожидаемые результаты |
11. | Ознакомление ребёнка с техническими характеристиками компьютера, с технологическими приёмами и компьютерными ресурсами. | Ознакомить ребёнка с техническими характеристиками компьютера, с технологическими приёмами и компьютерными ресурсами. | Сентябрь 2009г.-май 2012г. | Наличие навыков работы с компьютером, владение технологическими приёмами и компьютерными ресурсами. |
22. | Создание простых проектов, предусмотренных курсом ПервоЛого. | Способствовать раскрытию креативного потенциала и формировать мыслительные операции. | Сентябрь 2009г.-май 2012г. | Активное участие ребёнка с ОВЗ в создании простых проектов. |
33. | Создание учебно-методического пособия для младших школьников по математике. (в сотрудничестве с учителем.) | Создать учебно-методические пособия для младших школьников по математике. (в сотрудничестве с учителем). | Сентябрь 2010г.-май 2012г. | Наличие учебно-методического пособия для младших школьников по математике. |
44. | Создание учебно-методического пособия для младших школьников по математике, окружающему миру. (самостоятельно.) | Создать учебно-методические пособия для младших школьников по математике, окружающему миру (самост-но). | Сентябрь 2010г.-май 2012г. | Наличие учебно-методического пособия для младших школьников по математике, окружающему миру, созданному самостоятельно. |
- Аналитический этап (май 2012- май 2013гг)
№ П№\п | Мероприятия | Задачи | Сроки | Ожидаемые результаты |
11. | Составление аналитических материалов об итогах работы по реализации проекта. | Подготовить аналитические материалы об итогах реализации проекта. | Сентябрь 2012г | Оформление аналитических материалов об итогах работы по реализации проекта |
22. | 1.Выступление на республиканском семинаре «Проблемный метод для создания учебно-методических пособий в ЦДО с использованием компьютерных технологий». 2.Проведение мастер-класса по данной теме. 3. Публикация материала на интернет-сайте. | Подготовить выступление на республиканском семинаре; обобщить и распространить имеющийся опыт. | Октябрь 2012г | Проведение республиканского семинара, открытых мероприятий по обобщению и распространению опыта. |
33. | Проектирование дальнейшей стратегии своей работы по данному направлению. | Спланировать дальнейшую стратегию своей работы по данному направлению. | Ноябрь 2012-май 2013г | Наличие плана дальнейшей стратегии своей работы по направлению. |
Воспроизводимость.
Так были созданы учеником пособия:
- 1 класс. Математика. Решение простых задач на сложение и вычитание.
- ИТД…
Этими пособиями я пользовалась и включаю в уроки в настоящее время при обучении ученика 2 класса дистанционного центра, Хойлаарак Саши.
Продолжение проекта планируется с учеником 2 класса Центра дистанционного обучения Хойлаарак Сашей.
Список литературы:
- Введение в информатику для дистанционного обучения. Учебное пособие, Кухаренко В. Н. Харьков, ХГПУ, 1997. - 74 с. С обучающими программами
- Волкова О. Г., Кухаренко В. Н., Рыбалко Е. В. О педагогических способностях преподавателей дистанционного обучения. Материалы Шестой международной конференции по дистанционному образованию (Россия, Москва, 25-27 ноября 1998
- Дистанционное обучение - шаг в будущее// Поиск. -1995. -1 -7 июля (№26). - С.7-8. Хранение: ЗП
- Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. - М. Наука, 1997. -223с.
- Кравец В. А. Кухаренко В. Н. Рыбалко Е. В. Критерии эффективности дистанционного образования при личностно-ориентированном подходе. Международная конференция "ИТО-2001" "Информационные технологии в образовании" Москва 2001
- Основы дистанционного обучения. Дистанционный курс. Учебное пособие. Кухаренко В. Н., Олейник Т. А., Рибалко Е. В., Савченко Н. В. Под редакцией Кухаренко В. Н. Харьков: ХГПУ. - 1999. - 182 с.
- Основы Интернет. Дистанционный курс. Учебное пособие. Кухаренко В. Н., Кудрявцева С. П., Колос В. В., Монако А. Ф., Цыбенко Ю. В. Под редакцией Кухаренко В. Н. Харьков, ХГПУ, 1998. - 88 с. С обучающими программами и дистанционным курсом на сервере Института кибернетики НАН Украины.
- Скибицкий Э. Г., Холина Л. И. Психолого-педагогические аспекты дистанционного обучения. - Новосибирск: НИПК иПРО, 1999. - 138с.
- Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учебное пособие для преподавателей./ Отв. ред. Ю. А. Кудрявцев. - М.: Российское педагогическое агенство, - 1998. -102с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”
В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....
Учебно-методическое пособие: Здоровьесберегающие технологии в школе
Состояние здоровья учащихся образовательных учреждений во многом зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья...
Учебно-методическое пособие «Дневник первоклассника» как способ создания образовательной среды для проявления детской самостоятельности
Пособие «Дневник первоклассника» является учебно-методическим результатом (продуктом) многолетней работы коллектива учителей ЧОУ-СОШ «Развитие» по созданию «помощника» для формирования у первокл...
Инновационная программа «Апробация в урочной и внеурочной деятельности авторского сборника «Доброслов» - учебно-методического пособия по формированию нравственных качеств личности младших школьников в рамках духовно-нравственного воспитания».
Муниципальная проблемная площадка...
Учебно – методический комплекс на базе средств информационных технологий
Реферат по теме "Учебно – методический комплекс на базе средств информационных технологий"...
Учебно - методическое пособие. Книга для логопеда "Логопедические занятия в школе" (методическое пособие)
Конспекты логопедических занятий. Рекомендуются учителям - логопедам общеобразовательных школ....
Учебно-методическое пособие "Методика создания и использования презентаций в работе с учащимися начальной школы"
Учебно-методическое пособие «Методика создания и использования презентаций в работе с учащимися начальной школы» обращена к школьным учителям. Её цель:акцентировать внимание на метод...