Экологические тропинки. Три стихии Земли. Форма проведения: квест
методическая разработка по зож (4 класс) на тему
Квест «Экологические тропинки. Три стихии Земли» проводится в рамках реализации направления «За здоровый образ жизни», который наряду со здоровьесбережением включает в себя и экологическое воспитание.
Данное внеклассное мероприятие способствует формированию у обучающихся бережного отношения к природе и ее богатствам, умение определять и находить экологические проблемы. Совершенствуются такие навыки как: взаимодействиев группе, работа с интерактивной доской. В ходе мероприятия развиваются интеллектуальные и творческие способности обучающихся. Данный квест предназначен для детей 9 - 10 лет.
При определении содержания данного мероприятия я исхожу из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами, которые решает страна, область, район; связь с программным материалом по предмету, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, ведущего вида деятельности.
На занятии используется наглядный материал, что даёт более прочное усвоение материала и вызывает интерес ребят.
Содержание, методы и приёмы были выбраны всоответствии с возрастными особенностями класса, его интересов. На занятии используются словесные методы – рассказ, беседа; наглядные методы – демонстрация наглядных пособий, презентаций, видеофильмов; практические методы – составление пословиц, разгадывание ребусов, составление пазлов; мастер – классы по изготовлению оригами.
На некоторых этапах игры я применяю работу с интерактивной доской. Данная работа делает занятиеболее интересным и развивает мотивациюобучающихся. Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 35.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя школа»
Муниципальный конкурс профессионального мастерства
«Современный классный руководитель - 2017»
Экологические тропинки.
Три стихии Земли.
Форма проведения: квест
Автор:
Фияшкина Марина Александровна,
учитель начальных классов
г. Первомайск
2017 год.
Пояснительная записка
Цель:
- создание условий для воспитания экологической культуры, бережного отношения к окружающему миру через развитие фантазии и творческой деятельности.
Задачи:
- Сформировать представление об экологических проблемах человечества.
- Развивать умение рассуждать, анализировать, обобщать полученные знания.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Сформировать мотивацию на бережное отношение к природе, ее богатствам.
- Формировать у детей коммуникативные навыки.
Планируемые результаты:
- Сформированность представлений об экологических проблемах человечества.
- Приобретение опыта в учебно – познавательной и мыслительной деятельности.
- Проявление творческой активности обучающихся.
- Сформированность ценностного отношения к окружающему миру.
- Сформированность навыка взаимодействия работы в группе.
Квест «Экологические тропинки. Три стихии Земли» проводится в рамках реализации направления «За здоровый образ жизни», который наряду со здоровьесбережением включает в себя и экологическое воспитание.
Данное внеклассное мероприятие способствует формированию у обучающихся бережного отношения к природе и ее богатствам, умение определять и находить экологические проблемы. Совершенствуются такие навыки как: взаимодействиев группе, работа с интерактивной доской. В ходе мероприятия развиваются интеллектуальные и творческие способности обучающихся. Данный квест предназначен для детей 9 - 10 лет.
При определении содержания данного мероприятия я исхожу из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами, которые решает страна, область, район; связь с программным материалом по предмету, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, ведущего вида деятельности.
На занятии используется наглядный материал, что даёт более прочное усвоение материала и вызывает интерес ребят.
Содержание, методы и приёмы были выбраны всоответствии с возрастными особенностями класса, его интересов. На занятии используются словесные методы – рассказ, беседа; наглядные методы – демонстрация наглядных пособий, презентаций, видеофильмов; практические методы – составление пословиц, разгадывание ребусов, составление пазлов; мастер – классы по изготовлению оригами.
На некоторых этапах игры я применяю работу с интерактивной доской. Данная работа делает занятиеболее интересным и развивает мотивациюобучающихся. Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Перечень оборудования и оформления
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска (Смарт – презентация)
- презентация;
-видеофильм «Земля – наш дом»;
- загадки и пословицы о природе,ребусы;
- эмблемы групп;
- пазл «Береги природу!»
- маршрутные листы – карты;
- цветная бумага, альбомный лист;
- клей,ножницы.
Сценарный план
Ход мероприятия
Ведущий:Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мне на электронную почту пришло видеописьмо и какое –то таинственное послание - пазл. Что самое интересное, письмо это без подписи. Давайте посмотрим его, может быть вы догадаетесь, кто автор этого письма.
(Просмотр видеофильма)
- Догадались, кто прислал нам это письмо? Правильно! Это письмо прислала нам матушка Природа. Как вы думаете, о чем она хотела рассказать нам в этом письме?(Ответы детей)
- Правильно, ребята. Природа просит нас о помощи. Давайте подумаем, сможем ли мы ей помочь? В наших ли это силах?
О каких трех стихиях идет речь в письме? (О воде, о воздухе, о лесе).
- Давайте все таки постараемся помочь матушке Природе и разгадать таинственный пазл. Но вот проблема. Собрать его мы сможем тогда, когда соберем вместе все его части, пройдя различные испытания. Вы согласны их пройти?
Тогда мы с вами будем не просто учениками 4 класса, а экологическим десантом, а этот кабинет нашим штабом. Вспомним, что в письме говориться о трех стихиях: воде, воздухе, лесе. Значит наш десант мы разделим на три отряда: водный десант, воздушный десант и лесной десант. Каждый участник получит соответствующую эмблему.
Чтобы определить каким десантом вы являетесь, нужно отгадать загадки. Отгадки вам помогут выбрать нужную группу.
(Дети отгадывают загадки и делятся на группы)
Итак, у нас получилось три отряда. Вы знаете, что в каждом отряде есть командир. Сейчас вы, посовещавшись, выберите командира вашего отряда.
Теперь прошу подойти командиров и взять маршрутные листы. На них указан маршрут, по которому вы должны пройти.
(Командирам выдаются маршрутные листы)
Сейчас вы все отправляетесь в путь по экологическим тропинкам. Я желаю вам пройти все испытания, которые встретятся на вашем пути. Помните, вместе вы – сила! После прохождения всех испытаний вы должны вернуться в штаб и тогда мы сможем собрать тот таинственный пазл, который прислала нам матушка Природа. В добрый путь!
(Учащиеся расходятся по пунктам назначения, где проходят различные испытания)
Комната 1. Стихия воды.
Ведущий: Здравствуйте ребята! Вы попали в водную стихию. Как вы думаете, что представляет собой данная стихия? (Ответы детей)
- Какие экологические проблемы существуют в этой стихии? (Ответы детей)
-Как вы думаете, сможем ли мы как – то исправить эти проблемы? (Ответы детей)
- Правильно. Все проблемы водной стихии, к сожалению, мы с вами исправить не сможем, но что в наших силах, мы постараемся исправить. Вы готовы к испытаниям?
Тогда начинаем.
Задание 1.
- Перед вами первый слайд. Посмотрите внимательно и скажите, какие экологические проблемы вы здесь видите? (Ответы детей)
- Если бы вы были мэром этого города, то как бы вы вышли из данной ситуации? (Предложения детей)
- А как вы, экологический десант, можете помочь водоемам? Придумайте и нарисуйте экологический знак. Где лучше его поставить?
(Ребята рисуют знак и выдвигают идеи)
- Молодцы! Справились с этим испытанием. За это вы получаете частичку пазла.
Задание 2.
- Здесь зашифровано послание. Вам необходимо его расшифровать.
(Ребята работают над ребусом)
- Молодцы! Справились и с этим испытанием. Получите втору частичку пазла.
Задание 3.
- Слайд 2. Вам предлагается собрать рассыпавшиеся пословицы. Как вы понимаете смысл этих пословиц? (Дети на интерактивной доске собирают пословицы и поясняют их)
Лес да вода поле красит.
С берега море красиво, ас моря - берег красив.
Где вода, там и жизнь
- Молодцы! Правильно собрали все пословицы. За это вы получаете еще одну частичку пазла.
Задание 4.
- Как можно сделать, чтобы в наших водоемах водилось больше рыбы? (Ответы детей)- Правильно. Нужно ее выращивать на специальных рыбных фермах. Сейчас мы с вами постараемся вырастить этих рыбок своими руками.
(Мастер – класс оригами «Рыбка»)
- Молодцы, ребята! Давайте запустим этих рыбок в наш чистый водоем.
(Дети приклеивают рыбки на приготовленный заранее на доске водоем).
- Вы с большим достоинством прошли все испытания. Матушка Природа может быть спокойна. Будущее планеты в надежных руках. А теперь соберите получившийся пазл. С помощью этой частички пазла вы сможете собрать большой пазл – послание. До свидания, ребята.
Комната 2. Стихия воздуха.
Ведущий:Здравствуйте ребята! Вы попали в воздушную стихию. Как вы думаете, что представляет собой данная стихия? (Ответы детей)
- Какие экологические проблемы существуют в этой стихии? (Ответы детей)
-Как вы думаете, сможем ли мы как – то исправить эти проблемы? (Ответы детей)
- Правильно. Все проблемы водной стихии, к сожалению, мы с вами исправить не сможем, но что в наших силах, мы постараемся исправить. Вы готовы к испытаниям?
Тогда начинаем.
Задание 1.
- Перед вами первый слайд. Посмотрите внимательно и скажите, какие экологические проблемы вы здесь видите? (Ответы детей)
- Если бы вы были мэром этого города, то как бы вы вышли из данной ситуации? (Предложения детей)
- А как вы, экологический десант, можете помочь очистке воздуха от загрязнений? Придумайте и нарисуйте экологический знак. Где лучше его поставить?
(Ребята рисуют знак и выдвигают идеи)
- Молодцы! Справились с этим испытанием. За это вы получаете частичку пазла.
Задание 2.
- Перед вами две, на первый взгляд, одинаковые картинки. Но если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что на одной из этих картинок изображена экологически чистая комната, а на другой показаны источники загрязнения воздуха. Найдите их. Как можно попытаться их исправить? (Предположения детей)
- Молодцы! Справились и с этим испытанием. Получите втору частичку пазла.
Задание 3.
Слайд 2. Вам предлагается собрать рассыпавшиеся пословицы. Как вы понимаете их смысл? (Дети на интерактивной доске собирают пословицы и рассуждают)
Воздух –символ свободы.
Воздух, сколько ни глотай, сыт не будешь.
Лучше дышать свежим воздухом, чем пить лекарство.
- Молодцы! Правильно собрали все пословицы. За это вы получаете еще одну частичку пазла.
Задание 4.
- Ребята, если воздух чист, то все кругом оживает: и леса, и поля, и сады. А какое прекрасное пение птиц можно услышать в лесах, в садах, в скверах и парках. А как красиво они летают в небе! Сейчас каждый из вас сделает птичку.
(Мастер – класс оригами «Птица»)
- Молодцы, ребята! Давайте с вами попробуем запустить своих птиц в небо.
(Дети приклеивают птиц на приготовленный заранее на доске сад).
- Посмотрите на нашу работу. Все в наших силах. А теперь соберите получившийся пазл. С помощью этой частички пазла вы сможете собрать большой пазл – послание. Большое спасибо вам, ребята, за сотрудничество.
Комната 3. Стихия леса.
Ведущий:Здравствуйте ребята! Вы попали в лесную стихию. Как вы думаете, что представляет собой эта стихия? (Ответы детей)
- Какие экологические проблемы существуют в данной стихии? (Ответы детей)
-Как вы думаете, сможем ли мы как – то исправить эти проблемы? (Ответы детей)
- Правильно. Все проблемы лесной стихии, к сожалению, мы с вами исправить не сможем, но что в наших силах, мы постараемся исправить. Вы готовы к испытаниям?
Тогда начинаем.
Задание 1.
- Перед вами первый слайд. Посмотрите внимательно и скажите, какие экологические проблемы вы здесь видите? (Ответы детей)
- Чем ваш десант может здесь помочь? Как исправить ошибки, допущенные человеком? Какие экологические знаки нужно поставить в лесах? Давайте их придумаем и нарисуем.
(Дети рисуют экологические знаки).
- Молодцы! Справились с этим испытанием. За это вы получаете частичку пазла.
Задание 2.
- Здесь зашифровано послание. Вам необходимо его расшифровать.
(Ребята работают над ребусом)
- Молодцы! Справились и с этим испытанием. Получите втору частичку пазла.
Задание 3.
Вам предлагается собрать рассыпавшиеся пословицы. Как вы думаете, о чем говориться в этих пословицах? (Дети на интерактивной доске собирают пословицы и разбирают смысл пословиц)
Много леса — береги, мало леса — не руби, нет леса —посади.
Возле лесу жить — голодному не быть.
Вырублены леса — разлетелись птицы.
Задание 4.
- Ребята, давайте подумаем, о чем эти пословицы? (Ответы детей).
- Правильно. Без леса нет жизни ни человеку, ни зверю. Нужно оберегать наши леса. Что вы знаете о деревьях? Какую пользу они приносят всему живому? (Ответы детей)
- Молодцы. Чтобы наша земля была богата лесами, молодые деревья выращивают в специальных питомниках. После чего высаживают в лесах на месте вырубленных деревьев. Я предлагаю вам тоже присоединиться к этому полезному делу. Давайте с вами попробуем вырастить елочки.
(Мастер – класс оригами «Елка»)
- Молодцы, ребята! Посмотрите какой красивый у нас получился лес. А как здесь запахло хвоей!
- Возьмите частичку пазла. Благодаря общим усилиям, мы сможем сохранить наши леса зелеными. Ведь лес это не только чистый кислород, но еще и дом для птиц и зверей. Спасибо за активную работу.
После того, как пройдены все этапы, команды возвращаются в штаб, где подводятся итоги игры.
Штаб
Ведущий:Ребята! Вот и подошло к концу наше путешествием по экологическим тропинкам и стихиям природы. Вы, как экологический десант, со своей работой справились отлично. Давайте подведем итоги.
- О каких экологических опасностях говорила нам матушка Природа?
- Что мы можем сделать, чтобы сохранить природу в первозданной красоте?
-Настал решающий момент. Путешествуя по стихиям, за каждое правильно выполненное задание, вам давался кусочек пазла. Сейчас вы должны собрать свою часть от большого пазла – послания. Если вы соберете его верно, то сложив вместе три большие части пазла, мы получим послание, которое прислала нам матушка Природа.
(Дети собирают части пазла по группам, а потом общий пазл).
- Посмотрите, ребята! Работая все вместе мы собрали послание. Вот так и вжизни: вместе мы – сила! Только совместными усилиями мы можем сделать нашу Землю красивой и чистой! И как писал великий русский писатель Михаил Пришвин «Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину”. Спасибо вам за ваши старания. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая тропа-интерактивно-методическая форма экологической педагогики.
В условиях дефицита социально-ориентированных наглядных пособий и экскурсионных маршрутов по экологическому образованию идет разработка новых интерактивных художественно-психологических методиче...
«На экологической тропе» (экологический КВН)
Моя методическая разработка...
Экологическая игра "Путешествие по экологической тропе" . 1 класс
Экологическая игра"Путешествие по экологической тропе"(«Времена года» - внеурочная деятельность в 1 классе)...
Экологическая игра "Кто? Что? Где? на экологической тропе"
Данная игра проводится для первоклассников в целях экологического воспитания....
Открытое мероприятие по экологическому воспитанию "Путешествие по экологической тропе" во 2 классе
Данное мероприятие учит учащихся бережно относится к окружающему миру, ценить и любить природу....
Экологический практико-ориентированный проект «Экологическая тропа»
Проект "Экологическая тропа"...
Экологический практико-ориентированный проект «Экологическая тропа»
Презентация к проекту "Экологическая тропа"...