Календарно-тематическое планирование "Культура здоровья"
рабочая программа по зож (2 класс) на тему
Цель программы «Обучение культуре здоровья»
сформировать у учащихся знания, умения и навыки (компетентности), которые помогут им осуществлять ответственное поведение в отношении собственного здоровья и личного благополучия в течение всей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_zdorovya_poyasnit.docx | 11.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа факультативного курса «Культура здоровья» разработана на основе образовательной программы «Культура здоровья» для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений Ульяновской области и рекомендована Министерством образования Ульяновской области в 2011 г.
Данная программа будет реализована в двух классах, 1 час в неделю, 35 часов в год.
Цель программы «Обучение культуре здоровья»:
сформировать у учащихся знания, умения и навыки (компетентности), которые помогут им осуществлять ответственное поведение в отношении собственного здоровья и личного благополучия в течение всей жизни.
Задачи, обеспечивающие достижение цели:
- формирование знаний о физическом, психическом, социальном благополучии человека;
- обучение ребенка самопознанию;
- обучение безопасности и профилактике несчастных случаев;
- обучение гигиеническим правилам и предупреждению инфекционных заболеваний;
- обучение здоровому питанию;
- формирование физической культуры личности;
- обучение навыкам семейной жизни, половое воспитание.
Рабочая программа состоит из пяти разделов:
Здоровье, здоровый образ жизни; обучение самопознанию; межличностное общение; обучение безопасности и профилактика несчастных случаев; обучение навыкам семейной жизни, половое воспитание.
Данные разделы раскрывают три взаимосвязанных компонента здоровья: физическое, психоэмоциональное и социальное здоровье.
Программа основана на овладении учащимися жизненными умениями и навыками по сохранению и укреплению собственного здоровья.
Важным компонентом реализации программы является использование интерактивных методов обучения, которые позволяют создать положительную мотивацию и вызвать интерес к изучаемым материалам.
К основным методам активного вовлечения учащихся в процесс формирования умений и навыков относятся: дискуссия, «мозговой штурм», демонстрации и практические действия под руководством учителя, ролевые игры, работа в малых группах, образовательные игры и моделирование ситуаций, изучение отдельных случаев, рассказывание историй, дебаты, проектный метод, аудио - визуальные методы подачи материала.
Принципы реализации программы:
Наряду с общедидактическими принципами обучения при реализации программы, необходимо следовать также следующим принципам: превентивности (обучение той или иной теме проводится раньше того возраста, на который приходятся риски, способные оказать негативное воздействие на личность); принцип спиралевидного учебного плана (темы программы рассматриваются, постепенно разворачиваясь и усложняясь); принцип гендерного подхода (работа в группах, состоящих из лиц разного пола); принцип системности (необходимо рассматривать вопросы здоровья с биологической, психической и социальной точек зрения).
Оценка достижений учащихся может быть осуществлена: в начале процесса обучения (предварительная оценка); во время учебного процесса (текущая оценка); по окончании изучения определенного раздела программы (этапная оценка); в конце процесса обучения (итоговая оценка). Для 1 класса недопустимо выставление отметок, поэтому оценка носит словесный характер. Оценивать достижения учащихся могут: сам ученик (самооценка); товарищи в классе; учитель.
Тематический план.
№ | Раздел программы | Количество часов |
1 | Здоровье, здоровый образ жизни | 7 |
2 | Обучение самопознанию | 7 |
3 | Межличностное общение | 7 |
4 | Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев | 9 |
5 | Обучение навыкам семейной жизни. Половое воспитание. | 5 |
Итого: | 35 |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Здоровье, здоровый образ жизни
Знать:
Что такое здоровье, факторы, негативно влияющие на здоровье человека. Способы сохранения и укрепления собственного здоровья. Значение хорошего здоровья для общества и личного благополучия, ответственность за собственное здоровье.
Об основных пищевых веществах, значение для здоровья полноценного питания.
Двигательный режим как фактор здорового образа жизни. Значение движений для организма. Самоконтроль во время занятий физическими упражнениями. Утомление и переутомление.
Основные гигиенические правила.
Уметь:
Соблюдать правила режима питания. Иметь навык обработки продуктов перед употреблением, хранения продуктов питания. Организовывать питание в течение дня. Пользоваться столовыми приборами.
Быть опрятно одетым. Регулярно выполнять гигиенические процедуры. Поддерживать в чистоте предметы своего ежедневного обихода. Подобрать гигиенические средства ухода за телом полостью рта.
Иметь стереотип мытья рук перед приемом пищи. Использовать пассивную защиту при общении с больным человеком. Иметь навык регулярного прохождения медицинских осмотров.
Подбирать режим дня и следовать ему. Использовать разнообразные виды двигательной деятельности. Распознавать признаки утомления. Переключаться на разные виды деятельности во-избежании утомления. Противостоять физическим и эмоциональным перегрузкам.
Обучение самопознанию
Знать:
Информацию об органах и частях тела, их функциональное предназначение. Отличия состояния здоровья от состояния болезни. Индивидуальные особенности строения тела. Функции основных систем организма.
Эмоции, типы эмоций, выражение чувств. Сильные стороны самого себя. Ответственность за выражение эмоций. Унаследованные и приобретенные черты личности. Интересы и способности личности. Самоуважение и самооценка.
Уметь:
Осуществлять простейшие физиологические измерения. Соблюдать адекватный для своего организма физиологический режим труда и отдыха.
Рассказывать о своих телесных ощущениях. Распознавать основные эмоции у себя и других, объяснять их. Выражать готовность, обратиться за помощью в ситуациях страха и отчаяния. Имитировать различные эмоциональные проявления. Контролировать собственное эмоциональное поведение. Принимать различия между людьми, уважать особенности их поведения. Избегать рискованных для здоровья форм поведения.
Межличностное общение
Знать:
Общие правила коммуникации, применять их в соответствующих условиях. Ролевые позиции в группе, базовые компоненты общения. Конфликтные ситуации и способы выхода из них. Правила поведения на улице, общение с незнакомыми людьми. Семейное общение. Права ребенка в семье. Конфликты в семье. Отношения между людьми разного пола. Способы реагирования на критику. Поведенческие риски, опасные для здоровья.
Уметь:
Применять навыки межличностной коммуникации. Соблюдать правила поведения в общественных местах. Уметь корректно отказываться от нежелательного общения. Соблюдать социальные нормы поведения в группе. Различать признаки недружелюбной группы и уметь из нее выйти. Слушать критику, конструктивно критиковать.
Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев
Знать:
Основные ситуации, в которые обычно попадают дети на дорогах. Ситуации бытового и уличного травматизма, основные факторы, приводящие к травматизму на улице. Правила поведения в различных экстремальных ситуациях. Ответственность за нарушения правил дорожного движения. Правила поведения при возникновении конфликтных ситуаций в школе.
Уметь:
Прогнозировать развитие ситуации на дороге. Распознавать опасные зоны на улице. Ориентироваться в экстремальных ситуациях. Уметь объяснять младшим детям принципы безопасного поведения.
Обучение навыкам семейной жизни
Знать:
О поло – ролевых различиях между мужчинами и женщинами, о постоянстве пола. О равноправии между мужчинами и женщинами. Семья, ее структура, обязанности членов семьи. Ответственность родителей за воспитание детей.
Уметь:
Распознавать изменения, происходящие в организме в процессе взросления. Строить отношения с лицами противоположного пола. Объяснить роль семьи в жизни человека. Вести себя в различных семейных ситуациях.
Литература для учителя:
1. Программа «Обучение здоровью» для 1-11 классов / под общ. Ред. Л.Ф. Шатохиной. – Москва, 2005.
2. Обучение здоровью: Методические рекомендации по организации учебного процесса / Л.Ф. Шатохина. – 2005.
3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М.: АРКТИ, 2003.
4. Левушкин С.П., Жуков О.Ф., Блинков С.Н. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях: Методическое пособие.- Ульяновск, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование курса «Две недели в лагере здоровья»
Данная программа сформулирована и разработана в соответствии с принципами правильного питания....
Календарно-тематическое планирование по изобразительной деятельности 1 класс для детей с ограниченными возможностями здоровья
Календарно-тематическое планирование по изобразительной деятельности 1 дополнительный класс для детей с ограниченными возможностями здоровьяв соответствии с: Федеральным государственным образовательны...
Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме: Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление
Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Уроки здоровья"
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение ...
Календарно-тематическое планирование по здоровому образу жизни для детей 7 - 11 лет
Целью является знакомство детей с понятием здорового образа жизни,формирование у воспитанников устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом.План составлен на 2016 -...
Календарно-тематическое планирование "Азбука здоровья", 3 класс
Календарно-тематическое планирование "Азбука здоровья"...
Календарно-тематическое планирование "Культура здоровья"
Рабочая программа состоит из пяти разделов:Здоровье, здоровый образ жизни; обучение самопознанию; межличностное общение; обучение безопасности и профилактика несчастных случаев; обучение навыкам семей...