Выступление «Использование ИКТ в образовательном процессе – необходимое условие для повышения качества образования» Ткаченко О.В., учителя начальных классов, зам. директора по МР
учебно-методический материал по зож на тему
Выступление на педсовете "Использование ИКТ в образовательном процессе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystupenie_tkachenko.docx | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление «Использование ИКТ в образовательном процессе – необходимое условие для повышения качества образования» Ткаченко О.В., зам. директора по МР
Развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
Проблема использования технических средств обучения уже на протяжении многих лет поднимается и решается в сфере образования.
Информационно - коммуникационные технологии или ИКТ — технологии, связанные с созданием, сохранением, передачей, обработкой и управлением информацией
Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.
Одной из основных частей информатизации образования является использование ИКТ во всех образовательных дисциплинах. Следовательно, возникает значимость информационной компетентности учащихся и учителей школ, а она является одной из ключевых компетенций.
Использование в учебно-воспитательном процессе средств ИКТ направлено на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения учащимися знаний к овладению ими умениями самостоятельно приобретать новые знания.
Развитие личности – важнейшая задача современного образования.
Общество требует проявления у человека таких социально значимых качеств:
- как готовность к творческой деятельности,
- самостоятельность,
- ответственность,
- способность решать задачи в нестандартных ситуациях.
Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера сейчас необходимы каждому человеку независимо от профессии.
Все это предъявляет качественно новые требования к общему образованию, цель которого – заложить потенциал обогащенного развития личности через урочную и внеурочную деятельность.
Внедрение ИКТ во все сферы школьной жизни на данном этапе развития российского образования решает следующую задачу: создание системы организационно-педагогических условий, при которых изменяется характер традиционного информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса, и как следствие этого – повышение качества образования.
Достижение этой цели возможно при решении следующих задач:
1. автоматизация организационно-распорядительной деятельности школы;
2. использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов и оптимизации учебного процесса;
3.обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся;
4.создание условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство школы.
Варианты использования ИКТ на различных этапах уроках
Урок усвоения навыков и умений - компьютерная лабораторная работа | Вводная беседа: презентация или использование ЭОР (видеофрагменты) |
Урок усвоения навыков и умений – исследовательская работа | Практическая работа: компьютерный эксперимент, компьютерное моделирование, решение интерактивных задач, творческие задания, сбор информации |
Урок усвоения новых знаний (навыков и умений) – виртуальная экскурсия | Виртуальное путешествие по странам, музеям, заповедникам и т.д. |
Урок обобщения, систематизации | Электронная презентация; интерактивная дидактическая игра; разработка краткосрочного проекта в одной из программных сред (MS Power Point, MS Publisher, MS Word, Блокнот). |
Урок контроля и коррекции | Тестовые программы, электронные дидактические материалы. |
При большой наполняемости классов и недостаточном количестве компьютерной техники организация урока с использованием ИКТ может быть проблематичной. Исходя из технического обеспечения школы, организационной формой урока с использованием ИКТ может быть:
- фронтальная работа в учебном классе с использованием одного персонального компьютера и проектора (или интерактивной доски) для компьютерных демонстраций и иллюстраций изучаемого материала, представления результатов проектной деятельности;
- индивидуальная и групповая работа в компьютерном классе на 10-12 рабочих мест для организации лабораторных, творческих, контрольных и других самостоятельных работ.
Форма организации работы учащихся на конкретном уроке с использованием ИКТ определяется количеством рабочих мест в компьютерном классе, уровнем технологической подготовки учащихся, содержанием учебного материала, целями и задачами урока.
- Каждый учащийся за индивидуальным компьютером (возможно при малой наполняемости класса или делении класса на подгруппы) – оптимальный вариант.
- Индивидуальная домашняя работа учащегося с предоставлением отчёта в электронном виде (возможно при большой наполняемости класса, наличии домашних компьютеров и высокой учебной мотивации учащихся) – допустимый вариант.
- Парная работа за компьютерами с распределением обязанностей в паре (возможно при количестве учащихся, не более чем в два раза превышающем количество компьютеров и сформированных навыках самооценки) – допустимый вариант для слабого класса.
- Сменная работа за компьютером 2-3 групп учащихся (возможно при количестве учащихся, в 2-3 раза превышающем количество компьютеров и сформированных навыках самостоятельной работы у большей части учащихся) – оптимально при большой наполняемости класса.
Сменная работа является одной из самых эффективных и сложных, т.к. требует от учителя практических навыков одновременного сопровождения разных видов деятельности. Возможный вариант организации такой работы представлен в таблице:
«сильная» группа
«средняя» группа
«слабая» группа
1. Постановка цели урока - 2 минуты
2. Работа за компьютером - 10-12 минут
2. Работа с учебником - 10-12 минут
2. Работа с учителем - 10-12 минут
3. Работа с учебником - 10-12 минут
3. Работа с компьютером - 10-12 минут
3. Работа с учебником и тетрадью - 10-12 минут
4. Решение задач - 10 - 20 минут
4. Работа с компьютером - 10 - 20 минут
5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут
При такой форме организации работы урок состоит из пяти этапов, первый и пятый этап являются фронтальными, второй этап начинается для всех одновременно, на 2-4 этапах учащиеся имеют возможность продвигаться в индивидуальном темпе, учитель большее внимание уделяет «средним» и «слабым» учащимся, «сильные» работают самостоятельно. Состав групп может быть сменным, в «сильную» группу желательно включать учащихся с высоким уровнем технологической подготовки, тогда для учащихся из средней и слабой групп останется больше компьютерного времени, при этом учащиеся «слабой» группы могут работать за компьютером в паре. При правильной организации такой работы выигрывают все: «сильные» имеют возможность для дальнейшего продвижения, «средние» подтягиваются до уровня «сильных», «слабые» подтягиваются до уровня «средних».
В настоящее время невозможно представить и внеурочную деятельность без использования ИКТ.
Организация внеурочной работы по любому курсу занимает важное место в образовательном процессе современной школы и направлена на решение таких задач:
- как расширение и углубление знаний учеников по учебным дисциплинам;
- привитие интереса к изучаемым наукам;
- развитие творческих способностей учащихся.
Внеурочная работа в школе проводится в различных формах, среди которых важное место занимают факультативные занятия и кружки, призванные углублять информационные знания школьников, уже определивших основной круг своих учебных интересов.
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие, интересующие детей вопросы. И тогда на помощь приходят внеклассные занятия.
А если в них внедрить новые информационные технологии, то они в силу своей наглядности, красочности и простоты, принесут наибольший эффект и будут иметь еще большее значение в развитии и воспитании детей.
Связующим звеном между урочной и внеурочной деятельностью учащихся выступают различные факультативы, участие обучающихся в конкурсах, фестивалях, научных конференциях. Важно понимать, что именно информационно-коммуникационные технологии дают сегодня возможность, несмотря на территориальную удаленность, участвовать всем субъектам образовательного процесса не только в региональных или всероссийских, но и в международных конкурсах, расширяя тем самым пространство для их творческой самореализации, в том числе и во внеурочной деятельности. Огромное количество предложений, информация о различных конкурсах публикуется в школьном портале в разделе «моя школа – файлы – приглашение к участию»
Делая вывод из всего вышеперечисленного, можно сказать, что внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, делать их творческими. Изучение компьютерных технологий во внеурочное время позволяет развивать у учащихся желание самоутвердиться, получить конечный положительный результат.
Однако, применяя ИКТ в школьной деятельности, педагог не должен забывать о традиционных приёмах воспитания и конечной цели его. Говоря о положительных результатах применения информационных технологий в учебно-воспитательном процессе, не стоит все же преувеличивать возможности компьютеров, поскольку передача информации – это не передача знаний, культуры, и поэтому информационные технологии предоставляют педагогам хотя и очень эффективные, но вспомогательные средства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ вариативной формы предшкольного образования Лесиной Ольги Михайловны учителя начальных классов, заместителя директора МОУ ООШ №3 г. Камешково Владимирской области
ПРОЕКТ вариативной формы предшкольного образования (группа кратковременного пребывания "Росточек") Лесиной Ольги Михайловны,учителя начальных классов, заместителя директора МОУ ООШ №3 г. Ка...
Доклад по теме: «Современные образовательные технологии. Их роль в повышении качества образования» Игровые формы обучения в начальной школе.
В течение последних лет казахстанская школа готовится к переходу на 12-летнее обучение, и этот шаг является важным для вхождения в мировое образовательное пространство. Согласно Концепци...
«Использование современных образовательных технологий (СОТ) с целью повышения качества обучения учащихся на уроках в начальной школе»
Для подготовки учащихся педагогам необходимо использовать современные образовательные технологии (СОТ) в обучении в школе. Новые технологии дают новые возможности по формированию личностного потенц...
Обобщение из опыта работы по теме самообразования: «Реализация личностно - ориентированного образования в начальной школе как условие эффективности повышения качества образования». Автор: Тарасенко Т.С.
Обобщение из опыта работы по теме самообразования: « Реализация личностно - ориентированного образования в начальной школе как условие эффективности повышения качества образования» уч...
Создание инклюзивного образовательного пространства как необходимое условие достижения высокого качества образования
В статье дается понятие «Инклюзивное образование», идет ознакомление с нормативно-правовой базой введения федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с о...
Создание инклюзивного образовательного пространства как необходимое условие достижения высокого качества образования
Презентация к стаье "Создание инклюзивного образовательного пространства как необходимое условие достижения высокого качества образования"....
Использование ИКТ для повышения качества образования обучающихся с ОВЗ в начальных классах
Презентация для учителей начальной школы,работающих с детьми с ОВЗ....