Группа продленного дня как модель организации внеурочной деятельности в условиях введения и реализации ФГОС
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Данная статья рассказывает о новых технологиях в работе группы продленного дня
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Группа продленного дня как модель организации внеурочной деятельности в условиях введения и реализации ФГОС»
Группа продлённого дня – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.
Воспитательные мероприятия направлены на развитие познавательной активности младших школьников; на организацию исследовательской деятельности во время экскурсий и прогулок; на создание комфортной, благоприятной и радостной обстановки в группах с использованием здоровьесберегающих технологий.
Внеурочная деятельность в начальной школе является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей детей в содержательном досуге, их участие в самоуправлении в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Группа продленного дня является моделью организации внеурочной деятельности, которая создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желание активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время.
Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.
Конечно, воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы,отводимые на внеурочную деятельность, используются на реализацию ее форм.
Посещая кружки, секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря работе воспитателя, глубже изучается материал, раскрываются у первоклассников такие способности, как творческие, организаторские, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей.
В настоящее время на сознание детей оказывают влияние различные средства массовой информации: телевидение, интернет, печать, и видео компьютерной индустрии.
Очень резко снижен уровень детей чтения художественной литературы. Ограничен круг общения со сверстниками, дети не хотят участвовать в детских общественных организациях. Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности.
Именно сейчас дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными, выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности.
Такая возможность представляется Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения.
Во внеурочную деятельность ГПД входит: - выполнение домашнего задания (организация, контроль, помощь); - индивидуальные занятия с детьми; - кружки; - организация питания; - организация прогулок; - организация занятий по интересам и досуговой деятельности учащихся.
ГПД - это активная коммуникативная среда, в которой проходит общение на разных уровнях. Дети общаются между собой не только во время досуговой деятельности, но и взаимодействуют на самоподготовке, во время обеда, прогулок и т. д. На занятиях в ГПД дети совместно играют, учатся, занимаются творческой деятельностью, что способствует развитию социального опыта общения. В процессе общения школьники познают друг друга, у них появляется возможность сравнивать себя с другими. Дети разных возрастов с удовольствием работают вместе.
В группе проводятся интеллектуально-познавательные беседы, игры, конкурсы, викторины на разную тематику: своя игра «Школа здоровья», математическая викторина, интеллектуально-познавательная игра «Что? Где? Когда?», познавательная новогодняя викторина, игра-викторина по ПДД «В гостях у Светофора», экологический марафон и т.п. Во время этих занятий дети играют, общаются, познают что-то новое. Все эти мероприятия способствуют развитию коммуникативных умений и навыков учащихся: высказывать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других, развивать речь, обогащать словарный запас.
Проводятся и индивидуальные беседы с детьми, при которых ребенок может поделиться своими проблемами. По мере возможностей стараюсь помочь ему в них разобраться. Обсудить причины плохого поведения и вместе сделать соответствующие выводы.
В группе продленного дня проводятся прогулки – это активный отдых на воздухе в тесном общении с природой, людьми на улице, друг с другом в более естественной обстановке, что помогает детям сбросить накопившуюся усталость и восстановить свои силы. Подвижные игры, которые организуются во время прогулки, способствуют развитию физической силы, ловкости, организованности, внимательности, умения договариваться и действовать в команде. Это такие игры, как: «Вышибала», «Цепи», «Салки», «Прятки», «Футбол» и другие. В процессе проведения игр, дети учатся отстаивать свое мнение, аргументировано убеждать другого человека, а также уметь соглашаться с другим мнением. Прогулка играет огромную роль в формировании умения вести себя в свободном общении, в играх.
Основным образовательным мероприятием в группе продленного дня является самостоятельная работа, то есть, время, выделенное для выполнения домашнего задания. Самоподготовка учит детей планировать свою деятельность, ответственно относиться к работе, помогать друг другу. Организация учебной деятельности во время самоподготовки предполагает общение между учениками и воспитателем, между самими учащимися с целью взаимопомощи. Во время самостоятельной работы у детей возникают различные трудности из-за пробелов в знаниях учащихся, на которые я обязательно обращаю внимание, стараюсь помочь их восполнить.
Большое внимание уделяю досуговой деятельности детей. В свободное время объединяются и чередуются различные виды деятельности: рисование, работа с раскрасками, работа с бумагой и другими материалами, а также настольные развивающие игры, направленные на формирование у детей интеллектуально-творческих способностей: наблюдательности, памяти, логического мышления, умения анализировать, сравнивать, находить ошибки и недостатки. Назову некоторые из этих развивающих игр: «Кто больше?», «Найди слово в слове», «Найди пару», «Допиши слово», «Запрещённая буква», «Исключение лишнего», «Найди отличия», разгадывание ребусов и кроссвордов и другие. В условиях занимательной развивающей игры дети получают навыки групповой работы, то есть происходит развитие коммуникативных способностей и создаётся радостное рабочее настроение, что немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.
Эти развлечения включают в себя творческую деятельность. На таких занятиях дети принимают активное и осознанное участие, используют свои знания и учат других – совместная работа выставляется на всеобщее обозрение. В связи с этим в ГПД раскрывается потенциал детей, создается благоприятный психологический климат, умение переключаться с одного вида деятельности на другой.
Стараюсь сделать пребывание ребенка в ГПД комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей.
Пребывание ребенка в группе продленного дня создает условия для посещения различных кружков и секций, что способствует самовыражению детей и улучшению их коммуникативных навыков. Детям предлагаются различные формы деятельности, из которых каждый ученик может выбрать то, что ему больше нравится и что лучше получается.
Обучающиеся развивают свои творческие способности в кружках дополнительного образования: «Мастерская Самоделкина», «Бумажная фантазия», «Ансамбль «Звёздный», «Юные художники», а также в спортивных секциях. Посещение всех форм дополнительного образования способствует формированию разновозрастного коллектива. Я стараюсь работать в тесном контакте с классными руководителями, педагогами дополнительного образования.
Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы сделать вывод о том, что деятельность группы продленного дня способствует обеспечению необходимыми условиями для реализации внеурочной деятельности.
Совместная учебная, игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная и любая другая досуговая деятельность школьников разного возраста в условиях ГПД – это получение позитивного социального опыта общения, взаимодействия и развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их де...
Современная модель организации исследовательской деятельности в условиях перехода к новым ФГОС
В работе представлена система работы по формированию исследовательской культуры с учащимися начальной школы с презентацией. В работе можно найти тренинговые занятия по приобретению учащимися специальн...
«Формы организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО»
Доклад перед коллегами на совещании...
Из опыта работы "Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО второго поколения".
Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание высоконравственного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. ...
Модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) внеурочная деятельн...
Формы организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО второго поколения.
Доклад из опыта работы...
Модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО
Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы предполагает, что в ее реализации принимают участие педагогические работники школы (учителя, педагог-организатор, со...