Доклад "От охраны здоровья - к успеху в школе"
материал по зож по теме

Прокопьева Дарима Бальжиновна

Семинар зам. директоров по воспитательной работе и социальных педагогов по теме "Предотвращение жестокости и насилия в молодежной среде" доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ot_ohrany_zdorovya_-_k_uspehu_v_shkole.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Новоселенгинская школа – интернат среднего общего образования»

Районный семинар заместителей директоров по ВР, социальных педагогов «Предотвращение жестокости и насилия в молодежной среде»

ДОКЛАД

От охраны здоровья – к успеху в школе

«Я не боюсь еще и еще раз повторить:

забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь,

мировоззрение,

умственное развитие,

  прочность знаний,

                                                                                      вера в свои силы».                                                                                                         

В.А. Сухомлинский

        Здоровье – самая большая ценность человека. Нередко случается так, что ребенок, который был отличником в школе, во взрослой жизни сталкивается с множеством проблем. Желая объять необъятное, он может переоценить свои возможности, и в результате – здоровье его окажется подорванным.

        Здоровьесберегающие технологии широко пропагандируются и внедряются в школе. Но часто целью их применения становится некий усредненный и обезличенный ученик. В нашей школе реализуется индивидуальный подход к здоровью каждого школьника. Мы убедились, что охрана здоровья требует творческого, личностного отношения к ученику.
        Мы тесного сотрудничаем с медицинскими работниками нашей врачебной амбулатории, расширенный спектр профилактических мероприятий и организация «Школы здоровья» для пропаганды среди родителей и учащихся здорового образа жизни.
        Тема работы со слабоуспевающими учащимися заслуживает отдельного серьезного разговора, но сегодня  хотелось бы обратить внимание на менее явную, но от этого не менее значимую проблему – сбережение здоровья детей, успешных в обучении. Этой темы крайне редко касаются.

        И действительно – ребенок выполняет все требования педагогов, отлично успевает по всем предметам. Он участвует во множестве олимпиад и конференций, безотказно делает стенгазеты, сидит на внеурочных занятиях, а еще – кружки, секции, и т. д., и т. п. За него незачем волноваться, он сам планирует свой день и делает это лучше взрослых. Он – палочка-выручалочка, и ему можно в любой момент поручить ответственное дело.
        В результате такого подхода возникает опасность развития скрытых проблем со здоровьем, которые могут проявиться в критических ситуациях в школе или привести к печальным последствиям уже после ее окончания. Со многими из них приходится сталкиваться преподавателям и кураторам высших учебных заведений, в которые наш успешный выпускник.

        Самым безобидным из них является «синдром свободы», присущий некоторым бывшим прилежным ученикам. Новоиспеченный студент вдруг открывает для себя все «радости жизни» (курение, пиво, бессонные ночи и т. п.) – «потому что больше никто не проверяет, учу я уроки или нет». Это приводит к гастритам, гайморитам, мигреням, т. е. известным «Болезням первокурсников».

        Тяжелее, иногда даже трагичнее, видеть бывшего «отличника», который перестает учиться и пополняет ряды «трудных» подростков. Конечно, это чаще всего последствия «гипердомашнего» воспитания, когда завышенные требования родителей не соответствуют возможностям ребенка. Но и школа, в которой оценка – основной стимул в учебе, где воспитанию и здоровьесбережению уделяется недостаточно внимания, вкладывает свою лепту в сложившуюся ситуацию. Ведь именно учитель, вооруженный методиками диагностики и коррекции, может вовремя заметить только намечающиеся последствия перегрузки.

        По нашим наблюдениям учителю следует насторожиться, если:

  • отличник перестает с энтузиазмом воспринимать новый материал на уроке;
  • чаще возникают трения между ним и другими учениками;
  • ученик постоянно обращается за помощью в медпункт;
  • внеклассная работа воспринимается им в штыки, как дополнительная нагрузка;
  • ребенок часто болеет простудными заболеваниями.

        При возникновении подобных проблем классный руководитель в первую очередь беседует с родителями, планирует вместе с ними меры по устранению перегрузок, советуется со школьным психологом. Когда мы осознали необходимость работы над проблемой здоровьесбережения «отличника» более углубленно, появилась идея проведения малых и больших педсоветов (а точнее – педагогических бесед), посвященных рассмотрению психологической обстановки в конкретном классе. Каждый ребенок (и успевающий, и неуспевающий) становится объектом внимания учителей. Педагоги класса обмениваются впечатлениями, размышлениями по поводу особенностей развития и обучения данного конкретного ученика. При необходимости привлекаем школьного психолога и медика, проводим беседы с родителями, с учеником. Индивидуальная траектория воспитательной работы с учащимся планируется по результатам таких бесед-размышлений.
        Каковы же, на наш взгляд, особенности здоровьесбережения учеников, успешных в обучении? Конечно, на первом плане – коррекция учебной нагрузки для предотвращения перегрузок. Например, ученик, отлично успевающий в течение всего года по предмету, освобождается от итогового зачета. Большое значение придается в школе проведению минут здоровья на уроках. Всех учащихся с первого класса мы обучаем умению снять напряжение, расслабить глазные мышцы, распрямить позвоночник. Большую помощь в поддержании здоровья учащихся оказывают медсестра, работающая в школе. Она помогает оперативно снимать недомогания, головную боль, колики и т. п. Регулярные медосмотры и медицинский мониторинг заболеваемости позволяют вовремя обнаружить, а иногда и предотвратить развитие заболеваний глаз, опорнодвигательного аппарата, нервной системы.

        Важнейший фактор здоровьесбережения в течение учебного дня – это возможность пообедать в уютной столовой. Ребят ждет полноценный сбалансированный обед в приятной обстановке из заботливых рук профессиональных поваров. А они стараются и учесть пожелания учеников при составлении меню, и витаминизировать пищу в зимний период, и баловать детей вкуснейшими булочками, коржиками, пирожками, фруктами, салатами и т.д.

        Многие наши отличники интересуются наукой и вне урока. В школе создано научное общество, в котором дети объединены не по успеваемости, а по общему интересу к науке. Здесь тоже важно проследить, чтобы тема, предмет, заинтересовавшие ученика, не заслоняли для него весь остальной мир.

         Для одаренного ребенка умение общаться со сверстниками часто – непростая задача, эту способность необходимо поддерживать и развивать. Одним из методов такой поддержки стали школьные конференции, в которых с докладами выступают ученики, начиная со второго класса.
       На школьные конференции исследовательских работ нет отбора по успеваемости. Любой ребенок, проявивший упорство в овладении знаниями за пределами учебника, сделавший маленькое, но оригинальное открытие, может выступить и будет внимательно выслушан и поддержан. Особое внимание уделяется культуре ведения дискуссии, этичному и искреннему общению между выступающими и залом, четкости организации конференции.
         Проведение соревнований в парах или в группах на уроке, когда во главе группы становится отличник, а ее успех зависит от работы каждого (и того, кто просто записывает мысли всех, и того, кто высказывает критические замечания), очень помогает сплотить ребят.
        Большое значение мы придаем организации начала учебного года. Первая неделя каждого года – это встреча всех жителей нашей школьной республики Гармония после лета. Старшеклассники проводят уроки в младших классах, помогают малышам в общешкольных соревнованиях. Успешные ученики с удовольствием исполняют роли учителей, вожатых, воспитателей, где они могут проявить свои способности, не опасаясь обидеть сверстника. Такие воспитательные мероприятия помогают одноклассникам узнать друг друга, создают основу дружбы вне урока, сглаживают барьеры зависти и недоброжелательства.
       Очень важно не создавать вокруг одаренных детей ауру исключительности. Дежурство класса по школе, организация школьных праздников и дискотек, выход всей школой в поход – эти и множество других мероприятий обязательно планируются так, чтобы одаренный ребенок теснее общался, соревновался в силе и выносливости с другими детьми.
        Конечно, внимательный педагогический коллектив, как наш, может сделать очень многое, но без равноправного контакта с ученическим коллективом очень легко скатиться к авторитаризму. Как это ни странно кому-то покажется, по нашему наблюдению именно одаренные дети раньше других и наиболее болезненно начинают чувствовать фальшь и неискренность взрослых. Поэтому в планировании и организации школьной жизни уже много лет участвует Совет школы (ученическое самоуправление). В его состав довольно часто сами ребята выбирают отличников и других одаренных детей. Здесь решаются не только вопросы организации школьных праздников, но и рассматриваются конфликтные ситуации. При необходимости ребята сначала без взрослых беседуют с участниками конфликта.
                Итак, работа в школе по организации здоровьесбережения учеников, успешных в обучении, ведется по следующим направлениям:

  • организация здоровой среды и правильного режима, индивидуально снижающего нагрузки для каждого ученика;
  • педагогический и медицинский мониторинг и своевременная коррекция возникающих проблем;
  • активное включение таких учеников в жизнь класса и школы без наделения из особым статусом;
  • организация работы научного общества учащихся, как содружества единомышленников;
  • развитие самоуправления школьного коллектива, организация взаимодействия с администрацией школы и Управляющим советом.

        Конечно, нам предстоит выполнить намного больше сделанного. Но зримые плоды индивидуального подхода к ученикам мы видим уже сейчас. Школа с радостью встречает своих успешных во взрослой жизни "оперившихся птенцов" на вечерах встречи выпускников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по Окружающему миру в 3 классе. Тема "Органы чувств. Охрана здоровья"

Методическая разработка урокаПредмет: Окружающий мирКласс: 3 классУМК: «Щкола России»Автор учебника: А.А. Плешаков.Учитель:Пылина Ирина Михайловна ГОУ СОШ №302 Санкт-Петербурга. Тема у...

Конференция "Охрана здоровья. Зима" 2 класс

Внеклассное занятие. В форме конференции, учащиеся делятся на группы врачей и детей. Дети задают вопросы по теме "Охрана здоровья", врачи после обсуждения отвечают на поставленные вопросы....

Изменение глаголов по временам. Укрепление и охрана здоровья

План-конспект интегрированного урока русского языка в 3классе КРО 7 вида на тему "Изменение глаголов по временам. Укрепление и охрана здоровья". Интеграция предметов русский язык и ОБЖ...

Классный час на тему «Охрана здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

Классный час посвящен актуальной теме: вред курения как активного так и пассивного...

Семинар - практикум от охраны здоровья к успеху в учёбе

Данное мероприятие было проведено на заседании МО с педагогами начальной школы. На семинаре были раскрыты вопросы по физическому и психическому здоровью младших школьников....

Охрана здоровья и безопасное поведение. Как быть здоровым.

Формирование у учащихся правильного представления о здоровье, здоровом образе жизни....