Статья "Здоровье современного школьника"
статья по зож на тему

Черникова Ольга Владимировна

Статья "Здоровь современного школьника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_sovremennogo_shkolnika.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Набережных Е.А., учитель начальных классов,

Черникова О.В., учитель начальных классов,

МБОУ «ООШ № 8» г. Старый Оскол

ЗДОРОВЬЕ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА –

ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

   

Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего.

Федеральные государственные образовательные стандарты НОО предъявляют большие требования к сохранению психического, нравственного, физического и духовного здоровья младших школьников.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей.  Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения к своему здоровью, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

С каждым годом растет заболеваемость среди обучающихся, особенно начальных классов. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, изменение опорно-двигательного аппарата, позвоночника, заболеваний желудочно-кишечного тракта, нарушения со стороны центральной нервной системы.

Важную роль в сохранении здоровья имеет здоровый образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек.

Дети младшего возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей основам здорового образа жизни.

Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого учителя. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Отсюда возникают основные задачи, которые стоят перед учителем на первом месте:

- обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

- сохранение работоспособности на уроках;

- снижение уровня заболеваемости учащихся;

- формирование знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

- формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

Сохранение здоровья начинается с организации всего учебно-образовательного процесса в начальной школе.

Сохранению здоровья способствует применение игровых технологий и активных форм при проведении урока [1].

Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статистическом положении приводит к переутомлению учащихся. Полностью избежать утомления от учебных перегрузок не удастся, да и не нужно, так как только интенсивная деятельность служит залогом полноценного функционирования и развития растущего организма.

Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. Его признаки: потягивание, задержка ответа, остановившийся взгляд, подпирание головы руками, частая смена позы при сидении, встряхивание руками, перекладывание предметов на столе с места на место, разговоры с соседом, увеличение ошибок при ответе.

Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности. Необходимо такое дозирование деятельности, при котором возникающее утомление полностью исчезает в последующий за работой период отдыха.

На практике применяются следующие средства восстановления умственной работоспособности:

  • физкультурные минутки,
  • физкультурные паузы,
  • динамические перемены,
  • дни здоровья,
  • внешкольные спортивные мероприятия [3].

Учителю необходимо использовать различные формы проведения оздоровительных мероприятий, среди которых можно выделить:

  • общеразвивающие упражнения (упражнения для разных групп мышц);
  • подвижные игры;
  • танцевальные физкультурные минутки;
  • ритмические физкультурные минутки (отличаются от танцевальных четким исполнением элементов);
  • гимнастика для глаз (специальные упражнения для укрепления мышцы век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятия утомления глаз);
  • физкультурно-спортивные мероприятия (традиционная гимнастика под счет, где каждое упражнение рассчитано для определенной группы мышц);
  • двигательно-речевые упражнения (учащиеся коллективно читают небольшие веселые стихи и выполняют в соответствии с текстом движения);
  • дидактические игры с движениями;
  • развивающие игры («Запомни движение и повтори», «Испорченный телефон»);
  • гимнастика для ума (с использованием «необычного» физкультурного инвентаря: мячом можно «рисовать», на нем можно качаться, как на качелях, ходить с мячом на голове; придумать, на что похожа кегля, скакалка);
  • оригинальные движения (придумывание названия выполняемым движениям);
  • сюжетно-ролевые игры (развитие воображения, творчества, выразительности в движениях);
  • пантомимическая гимнастика.

Для создания здоровьесберегающей среды в школе проводятся нестандартные коллективные занятия, интегрированные уроки. Это снижает напряженность в классе, прямую зависимость усталости от времени проведения урока.

Педагоги устраняют перегрузку на уроке и строго дозируют домашние задания.

Большое значение в формировании культуры здоровья младших школьников имеет работа с родителями: беседы классного руководителя, медицинского работника школы;  посещение семей обучающихся с целью выявления причин неблагополучия в состоянии  здоровья, организации  помощи [2].

На классных родительских собраниях значительное место отводится выступлениям самих родителей. Они делятся опытом медико-гигиенического воспитания детей в семье, намечают проведение в классе физкультурно-оздоровительных мероприятий совместно с родителями.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Список литературы

1. Жиренко О.Е. Здоровьесберегающее образование в современной начальной школе. – Воронеж, 2009. – С. 3-6.

2. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: методические рекомендации. – М.: Вентана Граф, 2008. – С. 5-17.

3. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии: методические рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2009. – С. 4-7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕДИА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

Тема актуальна в условиях внедрения стандартов второго поколения, идеологической основой которого является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения....

Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса как условие развития личности современного школьника

Актуальность использования индивидуально-дифференцированного обучения  связана с тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаковый. Обучающиеся по-разно...

Проект "Экология питания современного школьника".

За последние 100 - 150 лет наш рацион изменился до неузнаваемости. Готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьём порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, готовим к...

исследовательская работа на тему "Отношение современных школьников к чтению"

Целью данной работы  является исследование отношения  современных школьников к чтению через изучение интересов и приоритетов ребенка.В результате исследования материалов по данной теме были ...

Особенности состояния здоровья современных школьников

Данная статья адресована родителям. В статье говорится об особенностях состояния здоровья школьников, о факторах отрицательно влияющих на здоровье детей....

"Наша жизнь в школе" Статья о проблемах воспитания современного школьника.

В данной статье я рассказала о методах работы в группе проденного дня нашей прогимназии. О преемственности сада и школы и о методах работы с родителями....

Читательская позиция современного школьника

Обучение чтению как восприятию и пониманию текста - одна из самых важных проблем школьного обучения. Но как  научить ребенка осо­знанно и правильно читать, как  сформировать навык работы с т...