Статья "Здоровье современного школьника"
статья по зож на тему
Статья "Здоровь современного школьника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_sovremennogo_shkolnika.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Набережных Е.А., учитель начальных классов,
Черникова О.В., учитель начальных классов,
МБОУ «ООШ № 8» г. Старый Оскол
ЗДОРОВЬЕ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА –
ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего.
Федеральные государственные образовательные стандарты НОО предъявляют большие требования к сохранению психического, нравственного, физического и духовного здоровья младших школьников.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения к своему здоровью, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
С каждым годом растет заболеваемость среди обучающихся, особенно начальных классов. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, изменение опорно-двигательного аппарата, позвоночника, заболеваний желудочно-кишечного тракта, нарушения со стороны центральной нервной системы.
Важную роль в сохранении здоровья имеет здоровый образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек.
Дети младшего возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей основам здорового образа жизни.
Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого учителя. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Отсюда возникают основные задачи, которые стоят перед учителем на первом месте:
- обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
- сохранение работоспособности на уроках;
- снижение уровня заболеваемости учащихся;
- формирование знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
- формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
Сохранение здоровья начинается с организации всего учебно-образовательного процесса в начальной школе.
Сохранению здоровья способствует применение игровых технологий и активных форм при проведении урока [1].
Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статистическом положении приводит к переутомлению учащихся. Полностью избежать утомления от учебных перегрузок не удастся, да и не нужно, так как только интенсивная деятельность служит залогом полноценного функционирования и развития растущего организма.
Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. Его признаки: потягивание, задержка ответа, остановившийся взгляд, подпирание головы руками, частая смена позы при сидении, встряхивание руками, перекладывание предметов на столе с места на место, разговоры с соседом, увеличение ошибок при ответе.
Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности. Необходимо такое дозирование деятельности, при котором возникающее утомление полностью исчезает в последующий за работой период отдыха.
На практике применяются следующие средства восстановления умственной работоспособности:
- физкультурные минутки,
- физкультурные паузы,
- динамические перемены,
- дни здоровья,
- внешкольные спортивные мероприятия [3].
Учителю необходимо использовать различные формы проведения оздоровительных мероприятий, среди которых можно выделить:
- общеразвивающие упражнения (упражнения для разных групп мышц);
- подвижные игры;
- танцевальные физкультурные минутки;
- ритмические физкультурные минутки (отличаются от танцевальных четким исполнением элементов);
- гимнастика для глаз (специальные упражнения для укрепления мышцы век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятия утомления глаз);
- физкультурно-спортивные мероприятия (традиционная гимнастика под счет, где каждое упражнение рассчитано для определенной группы мышц);
- двигательно-речевые упражнения (учащиеся коллективно читают небольшие веселые стихи и выполняют в соответствии с текстом движения);
- дидактические игры с движениями;
- развивающие игры («Запомни движение и повтори», «Испорченный телефон»);
- гимнастика для ума (с использованием «необычного» физкультурного инвентаря: мячом можно «рисовать», на нем можно качаться, как на качелях, ходить с мячом на голове; придумать, на что похожа кегля, скакалка);
- оригинальные движения (придумывание названия выполняемым движениям);
- сюжетно-ролевые игры (развитие воображения, творчества, выразительности в движениях);
- пантомимическая гимнастика.
Для создания здоровьесберегающей среды в школе проводятся нестандартные коллективные занятия, интегрированные уроки. Это снижает напряженность в классе, прямую зависимость усталости от времени проведения урока.
Педагоги устраняют перегрузку на уроке и строго дозируют домашние задания.
Большое значение в формировании культуры здоровья младших школьников имеет работа с родителями: беседы классного руководителя, медицинского работника школы; посещение семей обучающихся с целью выявления причин неблагополучия в состоянии здоровья, организации помощи [2].
На классных родительских собраниях значительное место отводится выступлениям самих родителей. Они делятся опытом медико-гигиенического воспитания детей в семье, намечают проведение в классе физкультурно-оздоровительных мероприятий совместно с родителями.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Список литературы
1. Жиренко О.Е. Здоровьесберегающее образование в современной начальной школе. – Воронеж, 2009. – С. 3-6.
2. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: методические рекомендации. – М.: Вентана Граф, 2008. – С. 5-17.
3. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии: методические рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2009. – С. 4-7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕДИА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
Тема актуальна в условиях внедрения стандартов второго поколения, идеологической основой которого является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения....
Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса как условие развития личности современного школьника
Актуальность использования индивидуально-дифференцированного обучения связана с тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаковый. Обучающиеся по-разно...
Проект "Экология питания современного школьника".
За последние 100 - 150 лет наш рацион изменился до неузнаваемости. Готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьём порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, готовим к...
исследовательская работа на тему "Отношение современных школьников к чтению"
Целью данной работы является исследование отношения современных школьников к чтению через изучение интересов и приоритетов ребенка.В результате исследования материалов по данной теме были ...
Особенности состояния здоровья современных школьников
Данная статья адресована родителям. В статье говорится об особенностях состояния здоровья школьников, о факторах отрицательно влияющих на здоровье детей....
"Наша жизнь в школе" Статья о проблемах воспитания современного школьника.
В данной статье я рассказала о методах работы в группе проденного дня нашей прогимназии. О преемственности сада и школы и о методах работы с родителями....
Читательская позиция современного школьника
Обучение чтению как восприятию и пониманию текста - одна из самых важных проблем школьного обучения. Но как научить ребенка осознанно и правильно читать, как сформировать навык работы с т...