Читательская позиция современного школьника
методическая разработка по чтению по теме

Балеевских Людмила Михайловна

Обучение чтению как восприятию и пониманию текста - одна из самых важных проблем школьного обучения. Но как  научить ребенка осо­знанно и правильно читать, как  сформировать навык работы с текстом большого объема, как определить уровень понимания прочитанного? Наконец , как сделать уроки чтения радостью для  учащихся? Каждый учи­тель задумывается над этими вопроса­ми и каждый старается по-своему на них ответить. Предлагаю вашему вниманию свои разработки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chitatelskaya_pozitsi1.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

I Читательская позиция

современного школьника

(Воспитывающий потенциал художественной литературы)

«Любить чтение - это обменивать часы скуки на восхитительные часы»

                                                                                     Шарль Луи Монтескье

Совершенно бесспорно, что художественные произведения оказывают на человека значительное влияние. Так же бесспорно, что на разных людей они влияют по-разному. Исследования, проведенные в разные годы, позволяют выделить среди читателей следующие группы (разумеется, условно):

1.  Люди, имеющие глубокие нравственные убеждения, способные не только понимать текст, но и полемизировать с автором.

2.  Люди, не имеющие собственной системы жизненных ценностей и безоговорочно принимающие читаемое.

3. Люди, имеющие собственную жизненную позицию, но не всегда умеющие критически оценить текст и принимающие его безоговорочно, порой в ущерб собственному духовному миру.

Однако мы имеем дело с детьми, еще не сформированными личностями. К какому же типу читателей мы отнесем их?

Если говорить о младшем  школьном возрасте, то, конечно, это не первый тип. Скорее - второй и третий. А первый тип - тот, который мы должны сформировать в процессе обучения.

Дети, неопытные и доверчивые, как правило, безоговорочно воспринимают текст. Однако умение отнестись к его содержанию критически, противопоставить ему свою позицию иногда встречается и у младших школьников, если в овладении одной из самых трудных наук - науке понимания текста им помогут взрослые. Каково же читательское восприятие читателя-взрослого? Насколько мы способны к выходу за рамки логики текста, к проявлению собственной позиции, не совпадающей с авторской? Способны ли мы к самостоятельному проявлению собственных нравственных убеждений?

II Работа по группам.

Сказка из фольклора охотников Мадагаскара.

                                   «Три охотника»

Три человека собрались на охоту. У одного был лук, у другого стрелы.

 У третьего не было ни лука, ни стрел. Зато он был ловким охотником,

не то, что его товарищи, которые не умели стрелять. Они пошли все вместе,

и ловкий охотник убил сто птиц. Они разделили их на три равные части,

 но осталась лишняя птица. Все трое заспорили, кому она должна принадлежать.

- Это моя птица, - сказал один, - потому что лук мой.

- Нет, это моя птица, - сказал другой, -потому что стрела, которая ее проколола, моя.

-  Птица моя, - сказал третий, - потому что я ее убил.

(По книге «Сказки Мадагаскара» М., 1965)

Письменный ответ на вопрос: «Как бы вы посоветовали трем охотникам разрешить их спор?

     III     Итоги проведённой беседы с родителями детей. Вывод.

     IV   Формирование читательских умений и развитие художественного вкуса младших школьников.

Образовательная система «Школа-2100».

Технология формирования у учащихся правильного типа читательской деятельности:

                                     1 этап. Работа с текстом до чтения.

                                     2 этап. Работа с текстом во время чтения.

                                     3 этап. Работа с текстом после чтения.

Обучение чтению как восприятию и пониманию текста - одна из самых важных проблем школьного обучения. Но как  научить ребенка осознанно и правильно читать, как  сформировать навык работы с текстом большого объема, как определить уровень понимания прочитанного? Наконец , как сделать уроки чтения радостью_для  учащихся? Каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему на них ответить.

В свое время К.Д. Ушинский говорил: «...еще недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его прочувствовали».

На примере рассказа Татьяны Петросян «Мама, будь мамой» рассмотрим один из приемов работы с текстом, как прогнозирование.

tp_rip.jpg (8087 bytes)

Ход урока.

I. Вызов (на пороге текста).

1. Работа  в  группах. Задание:

1-я группа: ответить на вопрос «Какая она - мама?»

2-я группа: отвечают на вопрос «Что она делает?».

2. Чтение ответов, обсуждение.

II. Чтение с остановками и прогнозирование.

(Во время чтения очень важно вызвать эмоциональную реакцию детей и строить работу с опорой на эту реакцию.)

1.  У Юрика hе  было папы. И однажды он сказал маме:

-  Вот был бы папа, он бы мне клюшку сделал.

-  Как вы думаете, какое может последовать за этим продолжение?

2.  Мама ничего не ответила. Но на следующий день на ее тумбочке появился набор «Юный столяр». Мама что-то пилила, строгала, клепала... И однажды вручила Юрику   замечательную  полированную клюшку.

- Хорошая клюшка, - вздохнул Юрик.

-Только папа со мной на футбол бы ходил.

На следующий день мама принесла два билета на матч в Лужниках.

-  Ну что я с тобой пойду, - вздохнул Юрик, - ты даже свистеть не умеешь.

Вопросы:

-  Как мама вышла из положения? (Интерпретация.)

- Что еще можно было сделать, как вы думаете?

3.  Через неделю мама на всех матчах бешено свистела в два пальца и требовала отдать судью на мыло. Тогда как раз начинались трудности с мылом.  Но Юрик вздохнул:

-  Вот был бы папа, он бы меня одной левой поднимал и приемчикам бы учил...

(Вы уже можете предположить, что было дальше?)

На следующий день мама купила штангу и боксерскую грушу. Она добилась отличных спортивных результатов. По утрам поднимала штангу и Юрика одной левой, потом лупила грушу, потом бежала на работу, а вечером ее ждал полуфинал кубка мира. А когда футбола - хоккея не было, мама до глубокой ночи склонялась над радиосхемой с паяльником в руках.

(Вам уже понятно, для чего она все это делала?)

Наступило лето, и Юрик поехал в деревню к бабушке. А мама осталась. На прощанье Юрик вздохнул:

- Вот был бы папа, он говорил бы басом, носил тельняшку и трубку курил...

Когда Юрик вернулся от бабушки, на вокзале его встречала мама.

- Попробуйте рассказать о том, что было дальше.

(Слушаем несколько версий.)

4.  Только Юрик ее поначалу даже не узнал. Под тельняшкой у мамы вздувались бицепсы (т.е. накачанные мышцы рук), а затылок был коротко острижен. Мозолистой рукой мама вынула изо рта трубку и сказала нежным басом:

- Ну, здравствуй, сынок! Но Юрик только вздохнул:

- У папы была бы борода...

(Как вы думаете, что теперь сделает мама?)

Ночью Юрик проснулся. В маминой спальне горел свет. Он встал, подошел к двери и увидел маму с помазком в руке. Лицо у нее было усталое. Она мылила себе щеки. (Зачем? Вы можете предположить?) Потом взяла бритву и... увидела Юрика

- Я попробую, сынок, - тихо сказала мама. - Говорят, если каждый день бриться, борода вырастет.

Но Юрик кинулся к ней и заревел, уткнувшись в мамин жесткий пресс.

- Нет, нет... - всхлипывал он. - Не нужно. Стань обратно мамой. У тебя же... все равно не вырастет папина!.. У тебя вырастет мамина бородка!

- Как вы думаете, теперь что-нибудь изменится?

5. С той ночи мама забросила штангу. А через месяц пришла домой с каким-то худым дядей. Он не курил трубку. И не носил бороду. И уши у него были оттопыренные. Он расстегнул пальто, под которым   вместо   тельняшки   обнаружилась кошка. Он развязал кашне - это был маленький удав. (Кто этот худой дяденька, чем он увлекается - можно ли предположить?) Он снял шляпу - там копошилась белая мышь. Он вручил Юрику коробку из-под торта. В ней сидел цыпленок.

- Папа! - просиял Юрик.

И потащил папу в комнату - штангу показывать.

Вопросы:

- Как вы поняли финал рассказа?

- О чем заставляет задуматься этот рассказ?

- Кому бы вы его прочитали? Почему?

Рекомендации.

 Задача учителя в начале обучения диалогу с текстом - останавливать чтение тогда, когда в тексте есть прямой или скрытый вопрос, и организовывать вероятностное прогнозирование, а по ходу чтения - проверку прогнозов детей. Главное - научить видеть существенную информацию в тексте, не задавать поверхностных вопросов и делать остановку в чтении тогда, когда это оправдано выяснением текстовых смыслов. Здесь огромную роль играет внимание к значению слов: слов-незнакомцев и слов-ключиков.

Итак, на первых порах, когда идет диалог с текстом, чтение прерывается в наиболее важных для прогнозирования местах. Чем старше становятся дети, тем чаще можно обращаться к ним с просьбой сделать остановку при чтении тогда, когда возникает вопрос или появляется желание высказать свои размыпления. В дальнейшем обсуждение возникших вопросов и предположений можно проводить и во время, и после чтения. Можно предложить детям по ходу самостоятельного чтения карандашом отмечать места в тексте, где возник вопрос или появилась гипотеза. После чтения можно проанализировать, какие сигналы текста натолкнули читателя на те или иные размышления.

Постепенно такая беседа становится естественной для ребенка при самостоятельной работе с книгой.

Итоги. Рефлексия.

 Хорошая книга - и воспитатель, и учитель,   и  друг.  

«Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать».

                                        В.А. Сухомлинский

                                                 

                                            ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Уроки литературного чтения в 4 классе. – М., 2006.
  2. Гурович Л. М. Ребёнок и книга. – М.,1999.
  3. Татьяна Петросян «Мама, будь мамой»

 4.   Сказки Мадагаскара. - М., 1965.

         5.   Журнал «Начальная школа плюс ДО и После». – 2007, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии по формированию читательской компетенции у школьников.

Этой работой я хочу показать, что читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которо...

Современные подходы к формированию активной гражданской позиции младших школьников .

Работая классным руководителем  в детском коллективе, в каждом ребенке, прежде всего, пытаюсь увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливаю контакты с учениками, моя задача, чтобы ребенок...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий "Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения".

1.Особенности формирования читательской компетентности у учащихся младших классов.2.Современные образовательные технологии, способствующие формированию читательской компетентности младших школьников.3...

Конкурсное испытание "Я-учитель". Эссе "Гражданская позиция современного учителя".

Конкурсное испытание "Я-учитель". Эссе "Гражданская позиция современного учителя"....

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...

«Гражданская позиция современного учителя»

Эссе о гражданской позиции современного учителя....