Читательская позиция современного школьника
методическая разработка по чтению по теме
Обучение чтению как восприятию и пониманию текста - одна из самых важных проблем школьного обучения. Но как научить ребенка осознанно и правильно читать, как сформировать навык работы с текстом большого объема, как определить уровень понимания прочитанного? Наконец , как сделать уроки чтения радостью для учащихся? Каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему на них ответить. Предлагаю вашему вниманию свои разработки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitatelskaya_pozitsi1.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
I Читательская позиция
современного школьника
(Воспитывающий потенциал художественной литературы)
«Любить чтение - это обменивать часы скуки на восхитительные часы»
Шарль Луи Монтескье
Совершенно бесспорно, что художественные произведения оказывают на человека значительное влияние. Так же бесспорно, что на разных людей они влияют по-разному. Исследования, проведенные в разные годы, позволяют выделить среди читателей следующие группы (разумеется, условно):
1. Люди, имеющие глубокие нравственные убеждения, способные не только понимать текст, но и полемизировать с автором.
2. Люди, не имеющие собственной системы жизненных ценностей и безоговорочно принимающие читаемое.
3. Люди, имеющие собственную жизненную позицию, но не всегда умеющие критически оценить текст и принимающие его безоговорочно, порой в ущерб собственному духовному миру.
Однако мы имеем дело с детьми, еще не сформированными личностями. К какому же типу читателей мы отнесем их?
Если говорить о младшем школьном возрасте, то, конечно, это не первый тип. Скорее - второй и третий. А первый тип - тот, который мы должны сформировать в процессе обучения.
Дети, неопытные и доверчивые, как правило, безоговорочно воспринимают текст. Однако умение отнестись к его содержанию критически, противопоставить ему свою позицию иногда встречается и у младших школьников, если в овладении одной из самых трудных наук - науке понимания текста им помогут взрослые. Каково же читательское восприятие читателя-взрослого? Насколько мы способны к выходу за рамки логики текста, к проявлению собственной позиции, не совпадающей с авторской? Способны ли мы к самостоятельному проявлению собственных нравственных убеждений?
II Работа по группам.
Сказка из фольклора охотников Мадагаскара.
«Три охотника»
Три человека собрались на охоту. У одного был лук, у другого стрелы.
У третьего не было ни лука, ни стрел. Зато он был ловким охотником,
не то, что его товарищи, которые не умели стрелять. Они пошли все вместе,
и ловкий охотник убил сто птиц. Они разделили их на три равные части,
но осталась лишняя птица. Все трое заспорили, кому она должна принадлежать.
- Это моя птица, - сказал один, - потому что лук мой.
- Нет, это моя птица, - сказал другой, -потому что стрела, которая ее проколола, моя.
- Птица моя, - сказал третий, - потому что я ее убил.
(По книге «Сказки Мадагаскара» М., 1965)
Письменный ответ на вопрос: «Как бы вы посоветовали трем охотникам разрешить их спор?
III Итоги проведённой беседы с родителями детей. Вывод.
IV Формирование читательских умений и развитие художественного вкуса младших школьников.
Образовательная система «Школа-2100».
Технология формирования у учащихся правильного типа читательской деятельности:
1 этап. Работа с текстом до чтения.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
3 этап. Работа с текстом после чтения.
Обучение чтению как восприятию и пониманию текста - одна из самых важных проблем школьного обучения. Но как научить ребенка осознанно и правильно читать, как сформировать навык работы с текстом большого объема, как определить уровень понимания прочитанного? Наконец , как сделать уроки чтения радостью_для учащихся? Каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему на них ответить.
В свое время К.Д. Ушинский говорил: «...еще недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его прочувствовали».
На примере рассказа Татьяны Петросян «Мама, будь мамой» рассмотрим один из приемов работы с текстом, как прогнозирование.
Ход урока.
I. Вызов (на пороге текста).
1. Работа в группах. Задание:
1-я группа: ответить на вопрос «Какая она - мама?»
2-я группа: отвечают на вопрос «Что она делает?».
2. Чтение ответов, обсуждение.
II. Чтение с остановками и прогнозирование.
(Во время чтения очень важно вызвать эмоциональную реакцию детей и строить работу с опорой на эту реакцию.)
1. У Юрика hе было папы. И однажды он сказал маме:
- Вот был бы папа, он бы мне клюшку сделал.
- Как вы думаете, какое может последовать за этим продолжение?
2. Мама ничего не ответила. Но на следующий день на ее тумбочке появился набор «Юный столяр». Мама что-то пилила, строгала, клепала... И однажды вручила Юрику замечательную полированную клюшку.
- Хорошая клюшка, - вздохнул Юрик.
-Только папа со мной на футбол бы ходил.
На следующий день мама принесла два билета на матч в Лужниках.
- Ну что я с тобой пойду, - вздохнул Юрик, - ты даже свистеть не умеешь.
Вопросы:
- Как мама вышла из положения? (Интерпретация.)
- Что еще можно было сделать, как вы думаете?
3. Через неделю мама на всех матчах бешено свистела в два пальца и требовала отдать судью на мыло. Тогда как раз начинались трудности с мылом. Но Юрик вздохнул:
- Вот был бы папа, он бы меня одной левой поднимал и приемчикам бы учил...
(Вы уже можете предположить, что было дальше?)
На следующий день мама купила штангу и боксерскую грушу. Она добилась отличных спортивных результатов. По утрам поднимала штангу и Юрика одной левой, потом лупила грушу, потом бежала на работу, а вечером ее ждал полуфинал кубка мира. А когда футбола - хоккея не было, мама до глубокой ночи склонялась над радиосхемой с паяльником в руках.
(Вам уже понятно, для чего она все это делала?)
Наступило лето, и Юрик поехал в деревню к бабушке. А мама осталась. На прощанье Юрик вздохнул:
- Вот был бы папа, он говорил бы басом, носил тельняшку и трубку курил...
Когда Юрик вернулся от бабушки, на вокзале его встречала мама.
- Попробуйте рассказать о том, что было дальше.
(Слушаем несколько версий.)
4. Только Юрик ее поначалу даже не узнал. Под тельняшкой у мамы вздувались бицепсы (т.е. накачанные мышцы рук), а затылок был коротко острижен. Мозолистой рукой мама вынула изо рта трубку и сказала нежным басом:
- Ну, здравствуй, сынок! Но Юрик только вздохнул:
- У папы была бы борода...
(Как вы думаете, что теперь сделает мама?)
Ночью Юрик проснулся. В маминой спальне горел свет. Он встал, подошел к двери и увидел маму с помазком в руке. Лицо у нее было усталое. Она мылила себе щеки. (Зачем? Вы можете предположить?) Потом взяла бритву и... увидела Юрика
- Я попробую, сынок, - тихо сказала мама. - Говорят, если каждый день бриться, борода вырастет.
Но Юрик кинулся к ней и заревел, уткнувшись в мамин жесткий пресс.
- Нет, нет... - всхлипывал он. - Не нужно. Стань обратно мамой. У тебя же... все равно не вырастет папина!.. У тебя вырастет мамина бородка!
- Как вы думаете, теперь что-нибудь изменится?
5. С той ночи мама забросила штангу. А через месяц пришла домой с каким-то худым дядей. Он не курил трубку. И не носил бороду. И уши у него были оттопыренные. Он расстегнул пальто, под которым вместо тельняшки обнаружилась кошка. Он развязал кашне - это был маленький удав. (Кто этот худой дяденька, чем он увлекается - можно ли предположить?) Он снял шляпу - там копошилась белая мышь. Он вручил Юрику коробку из-под торта. В ней сидел цыпленок.
- Папа! - просиял Юрик.
И потащил папу в комнату - штангу показывать.
Вопросы:
- Как вы поняли финал рассказа?
- О чем заставляет задуматься этот рассказ?
- Кому бы вы его прочитали? Почему?
Рекомендации.
Задача учителя в начале обучения диалогу с текстом - останавливать чтение тогда, когда в тексте есть прямой или скрытый вопрос, и организовывать вероятностное прогнозирование, а по ходу чтения - проверку прогнозов детей. Главное - научить видеть существенную информацию в тексте, не задавать поверхностных вопросов и делать остановку в чтении тогда, когда это оправдано выяснением текстовых смыслов. Здесь огромную роль играет внимание к значению слов: слов-незнакомцев и слов-ключиков.
Итак, на первых порах, когда идет диалог с текстом, чтение прерывается в наиболее важных для прогнозирования местах. Чем старше становятся дети, тем чаще можно обращаться к ним с просьбой сделать остановку при чтении тогда, когда возникает вопрос или появляется желание высказать свои размыпления. В дальнейшем обсуждение возникших вопросов и предположений можно проводить и во время, и после чтения. Можно предложить детям по ходу самостоятельного чтения карандашом отмечать места в тексте, где возник вопрос или появилась гипотеза. После чтения можно проанализировать, какие сигналы текста натолкнули читателя на те или иные размышления.
Постепенно такая беседа становится естественной для ребенка при самостоятельной работе с книгой.
Итоги. Рефлексия.
Хорошая книга - и воспитатель, и учитель, и друг.
«Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать».
В.А. Сухомлинский
ЛИТЕРАТУРА:
- Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Уроки литературного чтения в 4 классе. – М., 2006.
- Гурович Л. М. Ребёнок и книга. – М.,1999.
- Татьяна Петросян «Мама, будь мамой»
4. Сказки Мадагаскара. - М., 1965.
5. Журнал «Начальная школа плюс ДО и После». – 2007, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии по формированию читательской компетенции у школьников.
Этой работой я хочу показать, что читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которо...
Современные подходы к формированию активной гражданской позиции младших школьников .
Работая классным руководителем в детском коллективе, в каждом ребенке, прежде всего, пытаюсь увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливаю контакты с учениками, моя задача, чтобы ребенок...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий "Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения".
1.Особенности формирования читательской компетентности у учащихся младших классов.2.Современные образовательные технологии, способствующие формированию читательской компетентности младших школьников.3...
Конкурсное испытание "Я-учитель". Эссе "Гражданская позиция современного учителя".
Конкурсное испытание "Я-учитель". Эссе "Гражданская позиция современного учителя"....
Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»
Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...
«Гражданская позиция современного учителя»
Эссе о гражданской позиции современного учителя....
Конкурсное испытание "Я-учитель" Эссе на тему: "Гражданская позиция современного учителя"
Работа на конкурс "Учитель года 2021" 1 этап...