Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса как условие развития личности современного школьника
статья по теме
Актуальность использования индивидуально-дифференцированного обучения связана с тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаковый. Обучающиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.
Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность и осмысленность знаний, уровень развития ребенка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей детей, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, физическим развитием.
Отсюда следует, что перед каждым учителем постоянно стоит задача – нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка при классно-урочной форме обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса как условие развития личности современного школьника
Смирнова Е.В., учитель начальных классов
МБОУ Войновской СОШ № 9 им. В.И. Сагайды
Актуальность использования индивидуально-дифференцированного обучения связана с тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаковый. Обучающиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.
Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность и осмысленность знаний, уровень развития ребенка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей детей, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, физическим развитием.
Отсюда следует, что перед каждым учителем постоянно стоит задача – нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка при классно-урочной форме обучения.
Система дидактических принципов, разработанная в программе «Гармония», наиболее полно позволяет реализовать технологию дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам.
Индивидуализация и дифференциация обучения – работа сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учета результатов. Мною выделены 4 этапа работы над этой проблемой:
I этап. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.
II этап. Выделение различных групп обучающихся на основе полученных данных.
III этап. Подбор дифференцированных заданий для выделенных групп детей.
IV этап. Отслеживание динамики индивидуального развития
I этап работы по реализации дифференцированного и индивидуального подхода в обучении был начат с проведения различных диагностик.
В 2012 году в 1-ом классе мною проведена диагностика готовности к школьному обучению, которая помогла мне выявить уровень развития внимания, памяти, мышления каждого первоклассника. Диагностика позволила определить, в каком состоянии у каждого маленького ученика произношение звуков, речь, тонкая моторика и координация движений рук, выявлены особенности поведенческих реакций.
Были проведены следующие диагностики:
1.Исследование уровня готовности к школьному обучению. (Методика изучения словесно - логического мышления Э. Ф. Замбацявичене)
Гистограмма №1 .Уровень готовности обучающихся 1 класса
Выяснилось, что 4% учащихся имеют высокий уровень готовности к школьному обучению, 48% - средний уровень, у 28% - уровень ниже среднего и 20% учащихся - на низком уровне готовности к школьному обучению.
Как видно из таблицы, примерно половинаобучающихся имеют ниже среднего и низкий уровень готовности к обучению в школе. Исходя из этого, была спланирована помощь ученикам, соответствующая характеру отставания.
2.Таблица 1. Результаты исследования типов темперамента. Тест "Формула темперамента" (А.Белов)
Тип | Характеристика | Кол-во обучающихся |
холерик | сильный неуравновешенный подвижный |
(20%) |
сангвиник | сильный уравновешенный подвижный | (24%) |
флегматик | сильный уравновешенный инертный | (36%) |
меланхолик | слабый неуравновешенный инертный | (20%) |
20% - это холерики. Холерики отличаются вспыльчивостью, неуравновешенностью, импульсивностью характера.
24% - сангвиники. Сангвиники – способны к быстрому переключению внимания и деятельности.
36% - флегматики. Флегматики – трудно приспосабливаются к новой обстановке и испытывают определенные трудности в общении. Замкнуты, медлительны.
20% - меланхолики. Меланхолики – неуверенны в себе, чрезмерно обидчивы, отличаются низкой работоспособностью и быстрой утомляемостью.
3.Гистограмма №2 Определение репрезентативных систем (ведущий канал восприятия, переработки и хранения информации). Методика: тест Б.А. Левиса, Ф. Пукелика
В классе 48% учащихся – аудиалы.
Аудиалы воспринимают информацию на слух, у них быстрая реакция, необходима быстрая смена видов деятельности, задачи решают устно, закрепление нового для них с помощью учебника или дополнительной литературы.
32% - визуалы. Визуалы воспринимают информацию зрительно. Первоначальное знакомство с материалом по учебнику, в ходе объяснения рекомендуется использовать записи на доске большими печатными буквами. Этим учащимся требуется время на обдумывание полученной информации. Задачи решают письменно.
20% детей – кинестеты. Кинестеты воспринимают информацию деятельностно, для них на уроке должен быть раздаточный материал для практических действий.
4. Гистограмма № 3 Диагностика развития внимания: Субтест теста интеллекта Р.Амтхауэра "Кодирование”
5. Гистограмма № 4 .Диагностика развития памяти: Методика "10 слов" А.Р.Лурия
6.Гистограмма № 5. Диагностика развития мышления: Ахутина Т.В. Тест Исследование мышления.
II этап работы по проблеме. На основании результатов обследования обучающиеся были нами распределены в три группы:
1 группа обучающихся характеризуется слабой подготовленностью к школе, недостаточной сформированностью психических процессов или необходимых общеучебных умений. Они нуждаются в постоянном внимании со стороны учителя.
2 группа обучающихся характеризуется достаточной подготовленностью к школе, владением основным обязательным объемом знаний и умений. Этим учащимся требуется определенная помощь со стороны учителя при обобщении изученного.
3 группа обучающихся имеют высокую степень подготовки к школе, выраженную познавательную мотивацию, способность к творчеству при выполнении заданий.
III этап работы. Полученные результаты позволяют планировать работу с учетом индивидуальных особенностей учеников. Приведу примеры дифференцированного подхода на уроках обучения грамоте.
Наиболее остро вопрос индивидуальных различий школьников стоит на уроках обучения грамоте в 1-ом классе. Очень важно организовать работу детей таким образом, чтобы ни одна минута 35-минутного урока не пропала даром, чтобы не потерять ни самых читающих детей, ни тех, кто начал знакомиться с буквами только в школе. Это позволяет повышать учебную мотивацию всех обучающихся: умеющие читать дети не только переживают ситуацию успеха, но и совершенствуют умение читать, а дети ,только начавшие знакомство с буквами, осознают престижность получаемых знаний и умений, учатся слушать и отвечать на вопросы по услышанному.
Рассмотрим пример дифференцированного подхода на уроке обучения грамоте по «Букварю» (Соловейчик М.С., Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С.). Эту учебную книгу можно с успехом использовать и в классах, где все дети уже читают, и в классах с нечитающими детьми, и в смешанных классах.
Каждый разворот страниц данного учебника составляет один урок. Например, стр.44-45. Тема «Согласные звуки [м],[м] буква «M». Левая страница предназначена для нечитающих детей, а правая – для читающих.
После знакомства с новыми звуками и буквой М, заполнения звуковой схемы-человечка, читающим детям предлагается самостоятельно прочитать на доске ключевые слова, на правой странице учебника прочитать заглавие, рассмотреть иллюстрации к тексту, сделать предположение о содержании текста, а затем самостоятельно и про себя прочитать текст и проверить свои предположения. А в это время нечитающая группа детей работает под руководством учителя по левой странице, упражняясь в чтении столбиков слогов, слов и предложения. Когда данный этап работы закончен, обе группы детей работают по правой странице. Текст читается вслух по предложениям или по абзацам. Для нечитающих детей может быть дано задание: найти и прочитать знакомые слова, провести их звуко-буквенный анализ.
Такой подход к обучению чтению позволяет к концу букварного периода добиться хороших результатов в скорости чтения у всех обучающихся.
Сравним результаты. В первой таблице отражены данные в ходе опроса на начало 1-го класса:
7.Таблица 2. Проверка сформированности навыков чтения (октябрь 2012)
Способ чтения | Кол-во учащ-ся |
Знали частично буквы | (20%) |
Читали отдельные слоги | (28%) |
Читали по слогам | (48%) |
Читали целыми словами | (4%) |
На конец 1-го класса скорость чтения составляет 30-40 слов в минуту.
80% первоклассников имеют результат выше нормы.
5% первоклассников уложились в норму.
Ниже нормы результатов нет.
IV этап работы по проблеме : дифференциация и индивидуализация обучения - отслеживание динамики индивидуального развития.
Динамику развития (Методика изучения словесно - логического мышления Э. Ф. Замбацявичене) мы видим на гистограмме:
Гистограмма № 6.Уровень индивидуального развития обучающихся 1 класса (апрель 2013 г.)
Количество детей с высоким уровнем развития повысилось, а с низким уровнем значительно понизилось.
Таким образом, постоянный мониторинг успешности обучения, развития физиологических и интеллектуальных способностей обучающихся позволяет грамотно планировать учебно-воспитательный процесс, своевременно корректировать его и снимать образовательные трудности у каждого отдельно взятого ученика и класса в целом. Мониторинг результативности использования технологии индивидуально-дифференцированного обучения в начальной школе свидетельствует о высокой эффективности технологии, т.к. она позволяет каждому ученику переходить в зону ближайшего развития.
Литература
1. Акимова М.К. Психологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.-12-15с.
2.Аржанова Т. Н. «Дифференциация и индивидуализация обучения как условия саморазвития школьника»
3.Ахутина Т.В. Исследование мышления. Т.В.Ахутина, И.Н.Горелов, А.А.Завлевская. – М.: «Наука», 2005. – 239с.
4. Захарова Т.В., учитель начальных классов МОУ «СОШ №7 г. Кировска. Статья. Обеспечение дифференциации ииндивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника.
5.Газета «Портфолио»№ 6 (18) 23 марта 2012 опыт регионов.Организация урока по новым стандартам. Юрий Макаров, Хамидуллина Камария.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса как условие успешности обучения младших школьников.
Перед педагогической общественностью стоит глобальная проблема современности - проблема экологии детства. Уже при поступлении в школу дети характеризуются различны...
Психологическая безопасность образовательного процесса как условие обеспечения психологического здоровья школьников
Психологическая безопасность образовательного процессакак условие обеспечения психологического здоровья школьников...
Статья на тему: «Развитие личности младшего школьника в условиях перехода на ФГОС на современном этапе».
Тот знает достаточно, кто знает, как научиться.Генри Адамс, американский писатель и историк....
Презентация на тему «Развитие личности младшего школьника в условиях перехода на ФГОС на современном этапе».
Тот знает достаточно, кто знает, как научиться.Генри Адамс, американский писатель и историк....
Модель развития личности младших школьников в условиях социокультурной среды образовательной организации в рамках стратегии ФГОС НОО
Модель «Развитие личности младшего школьника в условиях организации социокультурной среды школы в рамках стратегии ФГОС НОО» определяется характеристикой современного социума, процессами формиро...
Информатизация учебного процесса как условие развития личности младшего школьника
В статье рассказывается о необходимости изучения информатики в начальной школе...
Приемы использования современных образовательных технологий, способствующих повышению эффективности образовательного процесса в условиях введения ФГОС второго поколения
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути, к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные з...