Здоровье как результат ФГОС НОО
статья по зож на тему

Наталья Николаевна Дыняк

Доклад Здоровье школьников как результат реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_kak_rezultat_fgos.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье школьников как результат реализации федеральных государственных образовательных стандартов  второго поколения.

В постоянно изменяющихся условиях школа  требует от педагога решать регулярно возникающие, новые нестандартные проблемы. Признаком современного учителя стала повышенная профессиональная мобильность.

ФГОС - это новое испытание, которое выбрала для нас современность. Если время предъявляет нам новые требования, то значит и работать нужно по новому.  

С внедрением ФГОС мы осознаем всю ответственность, лежащую на педагоге за судьбы "современных" детей. Все мы когда-то были детьми. Ходили в школу и радовались каждому новому дню, который дарил нам массу открытий и встречу с друзьями. Мы порой безоговорочно верили родителям и учителям: ведь именно они знают, как правильно поступить и где истина. Отличаются ли современные дети от нас? Конечно, отличаются. Чем же? Информированностью. Значит, нельзя их учить так, как учили нас. Раскованностью. Большинство из них чувствуют себя свободно и непринуждённо в обращении с людьми, в поведении. И вот уже нельзя преподавать, так как раньше, необходимо дать детям возможность высказаться, проявить себя. И, наконец, самое печальное -  слабым здоровьем.

Состояние здоровья школьников России внушает вполне обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения. По результатам исследований, в России очевиден рост школьно-обусловленных нарушений здоровья, среди которых самыми распространенными являются такие, как:

  • нервно-психические и вегетативные расстройства,
  • нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения,
  • функциональные отклонения и хронические заболевания желудочно-кишечного тракта.

По результатам исследования жизненных ценностей, проведенных среди учащихся и их родителей, на первое место по России (и по классу - анкеты проведённые в школе) вышли ценности здоровья, опередив материальное благополучие и профессиональную карьеру. Во всех образовательных учреждениях реализуются различные программы и проекты, направленные на сохранение и созидание здоровья обучающихся.

Я работаю, используя методические рекомендации, разработанные Владимиром Филипповичем Базарновым. Им разработана методика по охране и укреплению здоровья.

Многие позиции методики,  совпадают с разработанной системой требований к условиям реализации общеобразовательных стандартов второго поколения, где одной  из    задач  начального образования  является   сохранение и укрепление здоровья детей.

    ФГОС определяет эту задачу как одну из приоритетных.

     Результатом реализации указанных условий, в соответствии с ФГОС должно стать - создание комфортной развивающей образовательной среды. Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство:

  • обеспечивающее высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей  и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание  обучающихся;
  • гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся. Именно такое  образовательное пространство является  комфортным  по отношению к обучающимся.

    Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых:

  • физическое,
  • психическое,
  • духовное,
  • социальное здоровье.

      Поэтому в примерной образовательной программе четко обозначены цели и задачи  деятельности общеобразовательного учреждения  по данному направлению. 

      Решение данных задач направлено   на  формирование у детей:            

  • знаний,    
  • установок,                                                                                                                 
  • личностных ориентиров   и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья. 

      Другими словами – направлено на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов образования.

      Вместе с тем, обязательной  является  и определенная в Примерной  образовательной программе структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования.                                                 

      Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни  представлена в стандарте  в виде пяти взаимосвязанных блоков: (направлений)

  • создание здоровьесберегающей инфраструктуры,
  • рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,
  • эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,
  • реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями.

   Каждое направление - это определенный перечень видов деятельности по выполнению поставленных задач.

Выполнять поставленные задачи новых стандартов очень легко, работая по системе Базарного.

  • В основе методики лежит принцип организации учебного процесса согласно подвижной природе ребёнка.
  • Уроки проводятся в режиме смены динамических поз - часть урока ученик сидит за партой, другую - стоит за конторкой - это стол-трибуна, высоту которого ученик легко может изменять, может также менять положение столешницы. Конторка снабжена массажным ковриком.
    •Учебные материалы развешаны по всем четырем стенам и потолку, поэтому головы у детей подняты, да и вертеться не возбраняется — это просто необходимо.
    •Вся информация подается учителями в контексте чувств и эмоций.
    •Физкультура почти каждый день.
  • Установка специальных стендов — офтальмотренажеров и панно, применение карточек с заданиями, держалок для чтения текста.
  • Использования волнового  тренажера Агашина– как основы зрительного восприятия.
  •  Сенсоных крестов – предназначенных для зрительно-двигательного поиска демонстрационного материала.
  •  Использование мигающих ламп  по углам класса, окрашенные в различные цвета; включаются через каждые 20 минут для тренировки координации тела, зрительно-моторной реакции и внимания учащихся;
  • Использование дыхательных упражнений
  • Пение
  • Динамические игры, физминутки. танцы с напевами.
  • Всё это нисколько не отвлекает детей от деятельностного метода, а наоборот помогает формировать УУД. Коммуникативные, личностные Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.

Здоровьесберегающая система 100% подходит под  новые образовательные стандарты, где   приоритетная цель - сохранить и укрепить здоровье детей.

 

У детей не развиваются глазные болезни, укрепляется весь опорно-двигательный аппарат, нет искривления позвоночника и болей в спине, повышаются психическая устойчивость, внимание, творческие способности, снижается утомляемость. Дети растут равномерно в течение всего года, а не только в период летних каникул.

 А главное,  улучшается умственная деятельность детей. Они растут стойкими, способными преодолевать жизненные испытания. И я уверена, такие люди выстоят. А это, согласитесь, немаловажно. Затраты минимальны, а здоровье - максимально!!

Ещё Жан Жак Руссо говорил: “ Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка достижений планируемых результатов. ФГОС.

Новые стандарты устанавливают общее описание ожидаемых индивидуальных достижений школьников. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение "обязательного минимума содержания образовани...

Использование инновационных образовательных технологий в достижении планируемых результатов ФГОС НОО.

Автор останавливается на возможностях современных образовательных технологий в формировании базовых компетентностей современного человека. Даётся понятие "инновационные образовательные технологии". Ук...

Использование способов психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра в целях достижения личностных результатов ФГОС

Ключевые слова: аутизм, личностные результаты, терапия средой, терапевтический коллектив, котерапевт....

Статья на тему: "Роль информационно-коммуникационных технологий в достижении планируемых результатов ФГОС НОО на уроках в начальной школе".

Как современные компьютерные технологии помогают решать в условиях ФГОС такую важную задачу, как формирование Универсальных Учебных Деействий на уроках в начальной школе....