Здоровье как результат ФГОС НОО
статья по зож на тему
Доклад Здоровье школьников как результат реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_kak_rezultat_fgos.docx | 23.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье школьников как результат реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
В постоянно изменяющихся условиях школа требует от педагога решать регулярно возникающие, новые нестандартные проблемы. Признаком современного учителя стала повышенная профессиональная мобильность.
ФГОС - это новое испытание, которое выбрала для нас современность. Если время предъявляет нам новые требования, то значит и работать нужно по новому.
С внедрением ФГОС мы осознаем всю ответственность, лежащую на педагоге за судьбы "современных" детей. Все мы когда-то были детьми. Ходили в школу и радовались каждому новому дню, который дарил нам массу открытий и встречу с друзьями. Мы порой безоговорочно верили родителям и учителям: ведь именно они знают, как правильно поступить и где истина. Отличаются ли современные дети от нас? Конечно, отличаются. Чем же? Информированностью. Значит, нельзя их учить так, как учили нас. Раскованностью. Большинство из них чувствуют себя свободно и непринуждённо в обращении с людьми, в поведении. И вот уже нельзя преподавать, так как раньше, необходимо дать детям возможность высказаться, проявить себя. И, наконец, самое печальное - слабым здоровьем.
Состояние здоровья школьников России внушает вполне обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения. По результатам исследований, в России очевиден рост школьно-обусловленных нарушений здоровья, среди которых самыми распространенными являются такие, как:
- нервно-психические и вегетативные расстройства,
- нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения,
- функциональные отклонения и хронические заболевания желудочно-кишечного тракта.
По результатам исследования жизненных ценностей, проведенных среди учащихся и их родителей, на первое место по России (и по классу - анкеты проведённые в школе) вышли ценности здоровья, опередив материальное благополучие и профессиональную карьеру. Во всех образовательных учреждениях реализуются различные программы и проекты, направленные на сохранение и созидание здоровья обучающихся.
Я работаю, используя методические рекомендации, разработанные Владимиром Филипповичем Базарновым. Им разработана методика по охране и укреплению здоровья.
Многие позиции методики, совпадают с разработанной системой требований к условиям реализации общеобразовательных стандартов второго поколения, где одной из задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей.
ФГОС определяет эту задачу как одну из приоритетных.
Результатом реализации указанных условий, в соответствии с ФГОС должно стать - создание комфортной развивающей образовательной среды. Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство:
- обеспечивающее высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
- гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся. Именно такое образовательное пространство является комфортным по отношению к обучающимся.
Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых:
- физическое,
- психическое,
- духовное,
- социальное здоровье.
Поэтому в примерной образовательной программе четко обозначены цели и задачи деятельности общеобразовательного учреждения по данному направлению.
Решение данных задач направлено на формирование у детей:
- знаний,
- установок,
- личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья.
Другими словами – направлено на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
Вместе с тем, обязательной является и определенная в Примерной образовательной программе структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования.
Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в стандарте в виде пяти взаимосвязанных блоков: (направлений)
- создание здоровьесберегающей инфраструктуры,
- рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,
- эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,
- реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями.
Каждое направление - это определенный перечень видов деятельности по выполнению поставленных задач.
Выполнять поставленные задачи новых стандартов очень легко, работая по системе Базарного.
- В основе методики лежит принцип организации учебного процесса согласно подвижной природе ребёнка.
- Уроки проводятся в режиме смены динамических поз - часть урока ученик сидит за партой, другую - стоит за конторкой - это стол-трибуна, высоту которого ученик легко может изменять, может также менять положение столешницы. Конторка снабжена массажным ковриком.
•Учебные материалы развешаны по всем четырем стенам и потолку, поэтому головы у детей подняты, да и вертеться не возбраняется — это просто необходимо.
•Вся информация подается учителями в контексте чувств и эмоций.
•Физкультура почти каждый день. - Установка специальных стендов — офтальмотренажеров и панно, применение карточек с заданиями, держалок для чтения текста.
- Использования волнового тренажера Агашина– как основы зрительного восприятия.
- Сенсоных крестов – предназначенных для зрительно-двигательного поиска демонстрационного материала.
- Использование мигающих ламп по углам класса, окрашенные в различные цвета; включаются через каждые 20 минут для тренировки координации тела, зрительно-моторной реакции и внимания учащихся;
- Использование дыхательных упражнений
- Пение
- Динамические игры, физминутки. танцы с напевами.
- Всё это нисколько не отвлекает детей от деятельностного метода, а наоборот помогает формировать УУД. Коммуникативные, личностные Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.
Здоровьесберегающая система 100% подходит под новые образовательные стандарты, где приоритетная цель - сохранить и укрепить здоровье детей.
У детей не развиваются глазные болезни, укрепляется весь опорно-двигательный аппарат, нет искривления позвоночника и болей в спине, повышаются психическая устойчивость, внимание, творческие способности, снижается утомляемость. Дети растут равномерно в течение всего года, а не только в период летних каникул.
А главное, улучшается умственная деятельность детей. Они растут стойкими, способными преодолевать жизненные испытания. И я уверена, такие люди выстоят. А это, согласитесь, немаловажно. Затраты минимальны, а здоровье - максимально!!
Ещё Жан Жак Руссо говорил: “ Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценка достижений планируемых результатов. ФГОС.
Новые стандарты устанавливают общее описание ожидаемых индивидуальных достижений школьников. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение "обязательного минимума содержания образовани...
Система оценки планируемых результатов ФГОС
Начинающим учителям....
Статья на тему: Роль информационно-коммуникационных технологий в достижении планируемых результатов ФГОС НОО на уроках математики.
В статье я делюсь опытом применения ИКТ на уроках математики....
Критериальность оценки — важный принцип оценивания образовательных результатов ФГОС
Тема по самообразованию...
Использование инновационных образовательных технологий в достижении планируемых результатов ФГОС НОО.
Автор останавливается на возможностях современных образовательных технологий в формировании базовых компетентностей современного человека. Даётся понятие "инновационные образовательные технологии". Ук...
Использование способов психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра в целях достижения личностных результатов ФГОС
Ключевые слова: аутизм, личностные результаты, терапия средой, терапевтический коллектив, котерапевт....
Статья на тему: "Роль информационно-коммуникационных технологий в достижении планируемых результатов ФГОС НОО на уроках в начальной школе".
Как современные компьютерные технологии помогают решать в условиях ФГОС такую важную задачу, как формирование Универсальных Учебных Деействий на уроках в начальной школе....