Критериальность оценки — важный принцип оценивания образовательных результатов ФГОС
учебно-методический материал (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Критериальность оценки — важный принцип оценивания образовательных результатов ФГОС
Кабенкова Марина Валентиновна
Одним из основных принципов системы оценки достижений планируемых предметных результатов является ее критериальность. В оценочной деятельности в первом классе закладывается ретроспективная оценка, при которой самооценка ученика предшествует учительской оценке. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения, что порождает работу над критериями и позволяют оформить действия самоконтроля учащихся как особую задачу. На этом этапе школьники учатся разным формам фиксации оценки по выработанным критериям, проводятся специальные занятия по отработке способов контроля и оценки. Все проверочные работы имеют несколько этапов: выполнение самой работы, выработка критериев, оценка учащимися своей работы по заданным критериям, проверка учителем и его оценка по тем же критериям, сравнение оценки учителя и оценки учащихся, обнаружение расхождений в оценке. Критерии вырабатываются на уроке учителем совместно с учащимися при осуществлении учителем контроля знаний, умений и навыков учащихся. Действия контроля и оценки формируются поэтапно. Взрослая и детская оценка идут параллельно друг другу
Предваряющий контроль направлен на определение уровня знаний учащихся и фиксацию проблем при входе в новую тему ( стартовая работа в начале года и диагностические работы в течение всего года). Учащиеся оценивают свою работу на шкале, пользуясь выбранными критериями: правильность, трудно или нет, интересно или нет.
Пооперационный контроль направлен на проверку правильности выполне-
ния операций, входящих в состав нового действия. Работа может проводиться на проверку правильности выполнения новой операции. Осуществляется взаимный контроль учащихся. Критерием оценки является правильность выполнения операции. Например,
- все / не все твердые согласные звуки найдены,
- все / не все фигуры одинаковой формы ( цвета ) найдены.
также при взаимной проверке можно оценить аккуратность выполнения работы.
Другой вид работы предполагает проверку правильности выполнения всех операций,входящих в новое действие. Критериями являются правильность выполнения всех операций, входящих в действие и корректировка всех ошибок. Например, при составлении звуковой схемы можно определить следующие критерии оценки:
-все / не все согласные ( гласные звуки ) правильно обозначены в звуковой схеме,
- все / не все ударения правильно поставлены,
- все / не все слова правильно разделены на слоги;
На уроках письма можно определить следующие критерии:
- все / не все буквы правильно написаны,
- все / не все точки поставлены,
- все / не все слова разделены на слоги ,
- все / не все ударения правильно поставлены.
При оценивании чтения стихов совместно с учителем дети определяли несколько критериев:
- знание текста,
- умение передать настроение произведения,
- громкость и скорость чтения,
- названы / не названы автор и название стихотворения. При оценивании чтения « по - взрослому» круг критериев расширяется:
- делаю / не делаю паузы между синтагмами в высказываниях,
- соблюдение интонации конца высказывания,
- соблюдение интонации внутри высказывания,
- выделение голосом ключевых слов в синтагмах,
- передача настроения автора произведения.
На уроках русского языка разработаны следующие критерии:
- вижу ли изученные орфограммы,
- могу писать без ошибки или сомневаюсь,
- умею определить изменения одного и того же слова,
- умею отличить высказывания от набора не связанных по смыслу слов.
Критерии оценки контрольного списывания:
- умею / не умею составлять слоговую модель высказывания;
- умею / не умею подчеркивать в напечатанном высказфывнии орфограммы м читать его по слогам орфографически;
- умею повторить высказывание по слоговой модели орфографически;
- умею записать высказывание, диктуя себе по слогам орфографически;
- умею проверить высказывание, прочитав его по слогам;
- умею подчеркнуть в своей записи орфограммы и сравнить их с орфограммами в образце.
Критерии оценки на уроках математики:
Для темы « Числовая прямая»:
- умею находить направление числовой прямой;
- умею указывать начало;
- умею находить мерку — шаг;
- умею строить числовую прямую;
- умею находить числа на прямой;
- умею сравнивать числа.
Для темы « Введение числа »:
- умею строить величины по схеме;
- умею находить мерку по схеме;
- умею измерять величины с помощью мерки;
- умею записывать результат измерения величин;
- умею оценивать действия других детей;
- умею выполнять действия с числами на числовой прямой;
- умею находить рациональный способ сложения чисел;
- умею измерять величину меркой;
- умею записывать результат измерения формулой;
- умею строить величину при помощи мерки и формулы
Критериальность оценивания
- стимулирует ответственность учащихся за образовательные результаты
- помогает определять границу знания-незнания
- помогает определять направление коррекционной работы
- мотивирует учащихся к обучению
- помогает формировать действия контроля и оценки
Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих обучающихся. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки не только дают возможность учащимся освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию способности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
Ещё одна особенность предлагаемой системы оценки – уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения.
Среди отличительных особенностей предлагаемой системы оценки следует особо выделить:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценку успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
- оценку динамики образовательных достижений обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов,
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценивания образовательных результатов в первых классах
Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальней...
Интегрированная контрольная работа для оценивания образовательных результатов за 3 четверть во 2 классе.
Интегрированная контрольная работа для оценивания образовательных результатов за 3 четверть во 2 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/15/picture-788243-1465980605.jpg)
Технология оценивания образовательных результатов в условиях введения ФГОС как средство формирования осознанного отношения к образовательной деятельности учащихся
В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникла необходимость не только создания новой образовательной программы начальн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/02/picture-841972-1478101179.jpg)
Прогностическое и ретроспективное критериальное оценивание образовательных результатов
В статье указаны цели и задачи и функции критериального оценивания. Идёт сравнение пятибальной оценки в традиционной системе и безотметочной самооценки в современном обучении....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/06/picture-1063734-1538823740.jpg)
Технологии оценивания образовательных результатов в рамках ФГОС
Чтобы оценивание было эффективным, следует использовать различные стратегии и соответствующие инструменты, которые создадут прочный фундамент для дальнейшего обучения, будут способствовать успешности ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/04/picture-1184075-1572895762.jpg)
Статья на тему «Критериальное самооценивание как способ оценивания образовательных результатов младших школьников»
Статья учителя начальных классов на тему «Критериальное самооценивание как способ оценивания образовательных результатов младших школьников»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/26/picture-1323588-1616746285.jpg)
"ОЦЕНИВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС СОО"
Комплексный подход к системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы будет способствовать достижению целей, для реализации которых разрабон ФГОС общего об...