ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по зож на тему
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ | 25.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье — не всё, но всё без здоровья — ничто.
Сократ
Человек — высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию — быть здоровым.
В последние десятилетия значение физкультуры особенно возросло. Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Недостаток двигательной активности — одна из наиболее распространенных причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, занятия у компьютера, отдых у телевизора, чтение книг, поездки в транспорте — все эти виды деятельности сопровождаются ограничением в движениях.
Роль движений для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым способствуя ее развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений он достигает, тем успешнее идет процесс его психического развития. Двигательная активность ребенка не только способствует возрастанию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма.
Работа скелетной мускулатуры имеет огромное значение для развития физиологических систем ребенка. У растущего организма восстановление израсходованной энергии идет со значительным превышением, т. е. создается некоторый ее избыток. Именно поэтому прирост мышечной массы — это предпосылка (структурно-энергетическое обеспечение) к выполнению еще больших по объему и интенсивности нагрузок.
Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. При выполнении физических упражнений в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
В научной литературе существует понятие биологической достаточности движений. Условно говоря, это то количество движений, которое необходимо для нормального развития ребенка. Естественно, в зависимости от возраста это количество меняется: чем старше ребенок, тем больше движений он должен совершать для нормального дальнейшего формирования.
В санитарно-эпидемиологических правилах СанПиН 2.4.2 1178-02 в разделе «Требования к режиму общеобразовательного процесса» рекомендуется:
Примерный объем двигательной активности обучающихся
1 Классы | Ежедневный объем времени, ч | 1 Культурно оздоровительные мероприятия 1 | Уроки физкультуры в неделю | Внеклассныеформы занятий в неделю (спортсекции,кружки физкультуры, группы ОФП), ч | Общие мероприятия для обучающихся | Самостоятельные занятия физкультурой не менее (мин) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||
1 | 2 | 5-6 | 5 | 15-20 | 1 | 2 | 1,10 | 6-8 | Ежемесячно | 10-15 |
2 | 2 | 5-6 | 5 | 15-20 | 1 | 2 | 1,30 | 6-8 | 15-20 | |
3 | 2 | 5-6 | 5 | 15-20 | 1 | 2 | 1,30 | 6-8 | 15-20 | |
4 | 2 | 5-6 | 5 | 15-20 | 1 | 2 | 1,30 | 6-8 | 15-20 | |
5 | 2 | 5-7 | 5 | 35-45 | 1 | 2 | 1,30 | 8-9 | 20-25 | |
6 | 2 | 5-7 | 5 | 35-45 | 1 | 2 | 1,30 | 8-9 | 20-25 | |
1 7 | 2 | 6-8 | 5 | 35-45 | 1 | 2 | 2 | 8-9 | 20-25 4 | |
8 | 2 | 6-8 | 5 | 35-45 | 1 | 2 | 2 | 8-9 | 20-25 | |
9 | 2 | 6-8 | - | 35-45 | 1 | 2 | 2 | 8-9 | 25-30 | |
10 | 2 | 6-8 | - | 15-20 | - | 2 | 2 | 10 | 25-30 | |
11 | 2 | 6-8 | - | 15-20 | - | 2 | 2 | 10 | 30-35 |
Виды оздоровительных мероприятий:
1. Гимнастика до учебных занятий (мин).
2. Физкультминутки на уроках (мин).
3. Подвижные перемены (мин).
4. Спортивный час в группах продленного дня (ч).
5. Участие в соревнованиях в учебном году (раз).
6. Дни здоровья и спорта.
Пассивный образ жизни приводит к возникновению различных недугов у взрослых людей (нарушения деятельности опорнодвигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной системы и др.), а тем более у детей.
Возраст от 6 до 14 лет — период активного совершенствования мышечной и костной системы. Кости детей при длительных напряжениях и неправильном положении тела легко подвергаются деформации.
Неуравновешенность возбудительно-тормозных процессов ЦНС обуславливает быструю утомляемость, кратковременность активного внимания, что отражается на деятельности анализаторов, в том числе и органов зрения. Глаз как орган заканчивает свое сртруктурно-функциональное формирование лишь к 11-12 годам. В возрасте 6-7 лет, т. е. к моменту начала школьного обучения, Орган зрения ребенка находится в стадии интенсивного развития. С учетом этих особенностей детского организма физиологи и гигиенисты для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительной деятельности рекомендуют проводить физкультминутки, гимнастику для глаз и динамические паузы в середине урока (если тот длиться не менее 40 минут). На это следует обратить внимание при организации урока, т. к. от уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.
Внешними проявлениями утомления являются учащение отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка, снижение работоспособности.
Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток. Эта форма двигательной нагрузки может быть использована всеми учителями, особенно в младших классах. Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем. Физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки, является 15-я— 20-я минута урока. В первом классе рекомендуется проводить по две физкультминутки на каждом уроке. Во 2-м — 4-м классах рекомендуется проводить по одной физкультминутке, начиная со 2-го или 3-го урока в связи с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.
Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1— 5 мин. Каждая физкультминутка включает комплекс из трех-четырех правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
Требования к проведению физкультминуток
• Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а, следовательно, их результативность.
• Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
• Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
• Для каждого класса необходимо выработать 2-3 условных вербально-поведенческих знака («якоря» в терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников на другой режим деятельности.
Виды физкультминуток
• упражнения для снятия общего или локального утомления;
• упражнения для кистей рук;
• гимнастика для глаз;
• гимнастика для улучшения слуха;
• упражнения для профилактики плоскостопия;
• упражнения, корректирующие осанку;
• дыхательная гимнастика.
Возможные ошибки
• подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке;
• увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (без принятия во внимание степени утомления детей);
• выполнение движений с недостаточной амплитудой.
Введение в структуру урока физкультминуток, сочетающих различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей. При этом не следует пренебрегать проведением утренней гимнастики до занятий и организацией подвижных перемен.
И, хотя традиционно считается, что основная задача школы — дать необходимое образование, не менее важная задача — сохранить в процессе обучения здоровье детей. Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе не только врачей, но и педагогов.
Литература
1. Волина В. Праздник числа, Учимся играя. — М., Новая школа, 1994.
2. Сапожникова Р. Г. Гигиена обучения в школе. — Педагогика, 1989.
3. Физическая культура шестилеток // Под ред. профессора Н. Т. Лебедевой. — Минск, Народная АСВЕТА, 1987.
4. Афонин П., Травинка В. Как прекрасен этот мир, посмотри! — Санкт-Петербург, Изд. ПИТЕР, 1996.
5. Кальченко Е. И., Петров Н. М., Георгиев В. Г. Гигиеническое обучение и воспитание в школе. — Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1989.
6. Крипкова А. Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. — М., Просвещение, 1996 г.
7. Фомин Н. А. Возрастные основы физического воспитания. — М., Физкультура и спорт, 1972.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему "Научная организация труда младшего школьника"
Выступление на МО на тему "Научная организация труда младшего школьника"...
Различные формы организации труда младших школьников с применением технологий РКМ.
Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение верного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах....
Статья "Организация сотрудничества младших школьников с разным уровнем мотивации учения
В этой статье я предлагаю опыт работы. который позволил сделать учебный процесс увлекательным, личностно значимым и эффективным, так как качество знаний в классе значительно повысился. Он может быть и...
Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников
В статье раскрываются преимущества групповой формы работы, принципы формирования групп, численный состав группы, организация групповой работы, поведение учителя во время групповой работы. Описывается ...
Организация игр младших школьников на переменах и прогулках.
Очень важно, чтобы младший школьник мог полноценно отдохнуть в отведенное для него время на перемене или во время прогулки. Предлагаю использовать несколько достаточно простых, но интересных для детей...
Организация обучения младших школьников по психолого-педагогической системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова в современном начальном образовании
Статья об организации обучения по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова...
Методический ринг "Организация работы младшего школьника на уроке в соответствии с требованиями ФГОС"
Материал поможет руководителю методического объединения организовать нестандартное заседание методического объединения....