Различные формы организации труда младших школьников с применением технологий РКМ.
материал по теме

Струкова Анна Ивановна

 Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение верного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_kriticheskogo_myshleniya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

        

        В Российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:

 • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

 • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

 • освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ученика как субъекта разнообразных видов деятельности;

 • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

 • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

                 Умения 21-го века:

Ответственность и адаптивность – проявление персональной ответственности и гибкости в личных, служебных и общественных делах; формулировка и достижение высоких стандартов и целей для себя и других; толерантность.

 Коммуникативные умения – понимание другого, умение общаться и создание различных эффективных форм и контекстов устного, письменного, мультимедийного и сетевого общения. Креативность и любознательность – генерирование новых идей, применение их и обмен идеями с другими; открытость новым и разнообразным точкам зрения.

 Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение верного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах.

 Информационная и медиа грамотность – умение находить, анализировать, обрабатывать, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и на различных типах медиаоборудования.

Межличностное взаимодействие и сотрудничество – умение работать в команде, быть лидером; выполнять разные роли и обязанности; продуктивно взаимодействовать с другими; уметь сопереживать; уважать различные мнения.

 Постановка и решение проблем – способность формулировать, анализировать и решать проблемы.

Направленность на саморазвитие – мониторинг процесса освоения и своих потребностей в обучении; поиск соответствующих ресурсов; перемещение информации из одной области знаний в другую.

Социальная ответственность – умение действовать в интересах большого сообщества; демонстрация этичного поведения в личном, служебном и общественном контекстах.

   Критическим называют мышление, анализирующее, оценивающее, проблематизирующее.

Требования к содержанию обучения, формирующего критическое мышление:

           В этом учебном году я  работаю по УМК «Школа России», так как основная особенность этого комплекта заключается в его целостности: единстве сквозных линий типовых заданий; единстве подходов к организации учебной и внеурочной деятельности учащихся.

Структура организации материала даёт возможность осуществлять дифференцированный подход к учащимся класса  и помогает развивать у учащихся критическое и системное мышление.

     Специально подобранные задания дают возможность работы учащихся в парах. Это позволяет: привлечь максимальное количество учащихся к активному выполнению заданий; разнообразить формы выполнения заданий репродуктивного характера; ввести воспитательные моменты в учебную деятельность.

        Считаю, что элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы.

           Вот некоторые приёмы развития критического мышления, используемые мною в организации учебной деятельности.

1. Чтение с остановками.

Данная стратегия удачно вписывается в уроки чтения. Она также используется нами и на уроках внеклассного чтения.

      Материалом для её проведения служит повествовательный текст. В начале стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

       Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

2. Синквейны.

       В переводе с французского слово синквейн означает «пять». В данном случае речь идёт о работе, состоящей из пяти этапов. Опишу возможности использования данной стратегии на уроке чтения.

       При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаем определить значение слова сказка на основе составления синквейна.

 1. Имя существительное, выраженное одним словом.

 2. Описание темы именами прилагательными.

 3. Описание действия.

 4. Фраза, выражающая отношение автора к теме.

 5. Слово – синоним.                                            

                                             1. Сказка

                                             2. Волшебная, бытовая

                                             3. Читать, пересказывать, учить.

                                             4. Сказка – ложь, да в ней намёк.

                                             5. Фантазия, выдумка.

3. Приём «Верите ли вы, что…»

         Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.

4. Логическая цепочка. 

        После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

5. «Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Обобщая все выше указанное,  я считаю, что технология развития критического мышления и её основные стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования и конструирования собственного образовательного маршрута.

     «Шифровальщики».  Один – шифровальщик, другой – отгадчик. Первый задумывает слово и шифрует его. Возможно варианты шифровки: перестановка букв в слове, пропуск букв – гласных или согласных. Например, жыил – лыжи, ански – санки.

      « Угадай-ка». Дети рассказываю отрывки из сказок. Другие будут отгадывать. В этой игре дети постараются говорить больше, но есть правило. Если кто- нибудь отгадывает с двух предложений, то он будет водить.

     «Всё наоборот». На карточке написано слово–антоним: высокий – низкий, добро – зло, вежливость – грубость. и т.д.

      «Тоже же самое». Здесь ребенок  должен вспомнить и написать на обороте карточки то же самое – синоним: карлик – гном, светит – сияет, дитя – ребёнок.

       Все эти игры помогут младшим школьникам правильно писать слова, уверенно излагать свои мысли в устной и письменной речи. Используя слова антонимы и синонимы, изложение и сочинение у учащихся будет ярче и красочнее.

     Дети очень любят отгадывать загадки. Но в 3-4 классах с увлечением решают: шарады, метаграммы, анаграммы, логографы.

    Шарады слова загадки, в которых несколько букв, слогов и частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово:

                                      Мой первый слог – предлог,

                                      И во втором мы проживем все лето.

                                      А целое от нас и вас  

                                      Давно уж ждет ответа.

                                                               (За-дача)

Метаграммы – Загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово:

                                        С «ч» над морем я летаю,

                                         С «г» в машинах я бываю.

                                                       (Чайка – гайка).

Логографы – слова – загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв.

                     Пойди – ка в  сад и погляди:

                     Я там цвету, благоухая.

                         Но букву приставши впереди –

                          И в небе я загромыхаю.

                                    ( Роза – гроза).

  Следующий прием – это кластер («гроздь»), смысл которого в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде грозди. Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

        «Грозди» - графический прием систематизации материала. Наши мысли располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе. Ученики легко используют этот прием. Организуя работу с младшими школьниками, я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры. Ниже приведён пример кластера, используемый при изучении темы

Советы по работе с «гроздьями»:

1. Оцените текст, с которым будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?

2. Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить эти смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова или фразы.

3. Озвучьте «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.

 4. Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи .

 5. Если вы хотите остановиться на каком-либо смысловом блоке, попросите сделать эту «веточку» ярче.

Еще один прием - «бортовой журнал». 

        Чтобы сделать урок интересным не только по содержанию, но и по методам подачи информации и организации деятельности учащихся, я делю урок на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле: вызов – осмысление содержания - рефлексия. Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:

 1.Что я знаю по данной теме?                            2. Что я узнал нового из текста по данной теме?

         Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку бортового журнала, исходя из полученной информации и своих знаний, опыта. При изучении новой темы, я организую работу в группах: один из партнеров работает со списком в графе «Предположения», ставит знаки «+» и «-», в зависимости от правильности предположений, другой записывает только новую информацию. Результат работы группы зависит от индивидуальной работы каждого участника. На стадии рефлексии (размышления) идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей бортового журнала, суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в классе. Организация записей может носить индивидуальный характер, т.е. каждый партнер ведет записи в обеих частях таблицы самостоятельно, результаты обсуждаются в паре. Затем следует новый цикл работы с другой частью текста. Очень важной является итоговая рефлексия (окончательное подведение итогов), так как она может стать выходом на новое задание: исследование, эссе и т.д. Этот прием успешно применяется мной при изучении большинства тем в курсе Истории, Окружающего мира, например, «От Древней Руси к единой России», «Москва Златоглавая» - на уроках Истории, «Жизнь экосистемы», «Экосистема озера» - на уроках Окружающего мира.

        Большое значение в технологии развития критического мышления я придаю приемам, формирующим умение работать с вопросами. Технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

         Один из простых приемов – таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если я пользуюсь этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые мои учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа. Например, «тонкие» и «толстые» вопросы по теме: «Смутное время».

- С каких событий началось Смутное время?

- Почему Минин и Пожарский стали народными героями?

- В результате, каких событий в России закончилось Смутное время XVII в?

- Как ты думаешь, почему люди охотно принимали Григория Отрепьева за «Царевича Дмитрия»?

         Нет смысла приводить подробно перечень всех вопросов для каждой фазы урока. У каждого учителя они свои. Главное – эти приемы действенны. Они помогают ученику конструировать учебный процесс, отслеживать направления своего развития, самому определять конечный результат. Становится очевидным, что применение даже некоторых приёмов технологии РКМ даёт возможность развить и совершенствовать творческий потенциал учащихся. Однако, не только учащиеся могут достигать высоких результатов в своём развитии, РКМ – это прекрасная возможность для каждого учителя совершенствоваться и расти профессионально.

        Следующий приём - заполнение таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал». Такой приём развивает умение собирать воедино знания и строить новые. Заполняя таблицу, учащиеся отбирают ту информацию, которая соответствует их познавательным запросам, и приобретают новые знания осознанно. Первые люди жили стаей, затем общинами.

        Результаты использования РКМ на уроках показали, что использование технологии развития критического мышления:

• развивает мыслительную деятельность учащихся начальной школы;

• формирует умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения.

 Методы и приёмы технологии способствуют:

• лучшему запоминанию изученного материала;

• активизируют деятельность учащихся на уроке;

• формулирование вопросов развивает познавательную деятельность.

Различные формы рефлексии развивают:

• способность формулировать мысли;

• помогают лучше понять причины явлений.

         Используя некоторые методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, я смогла добиться следующих результатов:

1)   изменила отношение детей к урокам русского языка и литературы.

2)  изменила у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы над художественным текстом.

3)  усилила мотивацию учащихся к дальнейшей деятельности.

4)   создаю атмосферу доверия, сотрудничества в системе „учитель - ученик - класс".

5) вырабатываю    осознанное    отношение    к    индивидуальной,    групповой    и коллективной деятельности.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему "Научная организация труда младшего школьника"

Выступление на МО на тему "Научная организация труда младшего школьника"...

Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников

В статье раскрываются преимущества групповой формы работы, принципы формирования групп, численный состав группы, организация групповой работы, поведение учителя во время групповой работы. Описывается ...

«Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников»

«Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников»До того как ребенок приходит в школу, ведущей деятельностью является игровая деятельность. Дошкольники практически всегда имеют ...

Групповая форма организации сотрудничества младших школьников

Работа представлена в виде презентации и знакомит с основными формами групповой работы на уроке. Рассматриваваются способы формирования групп, плюсы и минусы групповой работы, "нужно" и &quo...

Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников

В статье раскрывается актуальность групповой работы младших школьников, определяются принципы формирования групп, описывается технология организации групповой работы....

Мастер-класс для педагогов по ПДД "Формы организации обучения младших школьников ПДД"

Чтобы научить детей азбуке безопасности и Правилам дорожного движения, педагог должен сам быть хорошо осведомлен в этом вопросе и заинтересован в решении такой проблемы, как профилактика детского доро...