Статья "Организация сотрудничества младших школьников с разным уровнем мотивации учения
статья по теме
В этой статье я предлагаю опыт работы. который позволил сделать учебный процесс увлекательным, личностно значимым и эффективным, так как качество знаний в классе значительно повысился. Он может быть использован не только педагогами начальной школы, но и среднего, и старшего звена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Организация сотрудничества младших школьников с разным уровнем мотивации учения»
«Дать детям радость труда,
радость успеха в учении,
пробудить в их сердцах чувство гордости,
собственного достоинства –
это первая заповедь воспитания.
В наших школах не должно быть
несчастных детей,
душу которых гложет мысль,
что они ни на что не способны.
Успех в учении – единственный источник
внутренних сил ребёнка,
рождающий энергию для преодоления трудностей,
желание учиться»
В.А. Сухомлинский
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность школьников? Эта проблема волнует учёных, методистов, психологов, но в первую очередь каждого учителя, так как уровень мотивации влияет на качество знаний, а, следовательно, на результативность учебной деятельности.
В современных условиях отмечается снижение мотивации у младших школьников. По данным психологических исследований, 90 % детей приходят в школу с высоким уровнем мотивации к учебной деятельности, но уже к концу 1 класса мотивация у 60% снижается, а к 3 -4 классу только очень немногие из них с радостью спешат в школу, с интересом и увлечённо работают на уроках. У большинства учащихся начинает проявляться избирательное отношение к предметам, появляются любимые и нелюбимые уроки. Дети начинают тяготиться своими обязанностями, их старательность уменьшается, отметка утрачивает свою значимость. Возникает резкая дифференциация в характере и уровне мотивации младших школьников. Одни учащиеся настойчиво и увлечённо работают над решением любой учебной задачи, не считаясь с усталостью и временем, другие не проявляют никакого интереса, как в учебной, так и внеучебной деятельности.
Возникает проблема организации учебной деятельности у учащихся с разным уровнем мотивации учения.
Проблемой мотивации учения занимались многие ведущие психологи и педагоги. Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т.д.
Мотивационная сфера учения представляет собой у каждого конкретного ребёнка постоянно изменяющуюся, а иногда и противоречивую структуру, состоящую из разных побуждений, где место ведущего, доминирующего мотива занимает то одно, то другое побуждение – в зависимости от условий обучения, обстоятельств общения с окружающими и так далее.
Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная, специально организованная работа. Учебно-познавательные мотивы, связанные с внутренним содержанием и процессом учения, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности. Для этого необходимо включать детей в совместные формы работы.
Умение сопоставлять разные точки зрения в процессе выполнения учебных заданий, умение «встать на позицию другого человека», ведёт к возникновению важнейшего новообразования в мотивационной сфере – зарождению, развитию и становлению мотива сотрудничества.
При помощи специально организованного взаимодействия детей – сотрудничества, учитель может стимулировать формирование у них мотивации и последовательно переводить её на более высокий уровень.
Для создания мотивации взаимодействия надо показывать школьникам, что делать что-то вместе – это весело и интересно. Дети должны пережить радость сотрудничества. Например, работая индивидуально, на уроке технологии в 1 классе ученики изготовили оригами фигурки разных животных. В конце урока детям можно предложить составить композицию, которая украсит класс и станет первым общим делом. Дети приходят в восторг, когда видят превращение их фигурок в героев какого-либо сюжета. Они на деле понимают, вместе можно гораздо больше сделать, чем в одиночку, лучше реализовать задуманное, а сотрудничество создаёт для этого благоприятную атмосферу. Повышается интерес к знаниям и продуктивность процесса познания.
С целью обучения учащихся правилам эффективного взаимодействия необходимо с первого класса говорить о пользе обсуждения своих замыслов и планов, стараться понять точку зрения другого, решать вопросы с партнёром мирно. Учиться приходить к единому мнению в спорных вопросах, говорить партнеру о своих мыслях и чувствах в корректных формах. Правила эффективного взаимодействия формируются постепенно. Для начала можно предложить детям памятку:
- Выскажи своё мнение.
- Выслушай мнение партнёра.
- Придите к единому мнению.
- Действуйте!
Дети могут сами предложить правила сотрудничества и составить законы группы:
- Общайся, не мешая другим.
- Не перебивай, слушай партнёра до конца.
- Отстаивай свою точку зрения мирно.
- Задай вопрос, если сомневаешься в чём-то.
- Ясно выражай свои мысли и чувства.
- Поблагодари каждого за работу.
Приобретение школьниками опыта совместной деятельности проходит поэтапно.
В первом классе организация сотрудничества начинается с ознакомления с парной работой. Наиболее благоприятный период второй месяц обучения, так как дети уже познакомились друг с другом, усвоили основные правила общения на уроке с учителем. В этот период у детей огромное желание общаться друг с другом, но решать учебную задачу им пока трудно. Поэтому работа в парах строится по образцу учителя или по инструкции в виде памятки. Целесообразнее вводить на этапе проверки самостоятельной работы. Лучше начинать с проверки по образцу на уроке письма или математики. Дети пишут буквы или цифры, они хорошо воспринимают графический образ знака и в состоянии адекватно оценить правильность написания элемента. В нашем случае приём называется «зажги огонёк». Детям предлагается обменяться тетрадями и проверить работу соседа. В этом возрасте дети наиболее критичны в оценке действий друг друга, поэтому следует сделать установку на положительный результат, то есть найти правильное изображение буквы (цифры) и под ней нарисовать точку красным карандашом («зажечь огонёк»). Постепенно парную работу можно использовать на всех уроках и на разных этапах урока.
На этапе актуализации знаний можно использовать приём «гусеница»
Дети по-разному включаются в урок, и этот приём способствует повышению мотивации учения. Паре предлагается за определённое время как можно больше вспомнить о пройденном материале (о числе, букве…) и рассказать друг другу. Каждое высказывание сопровождается выкладыванием кружка, на столе появляется «гусеница».
На любом этапе урока можно организовать работу в паре на классификацию по разным основаниям. Чем больше оснований для классификации, тем лучше. За определённое время детям предлагается разделить на 2 группы предметы, явления или признаки предметов.
В жизни первоклассников большое значение имеет игра. Поэтому игры, организуемые в паре, повышают мотивацию учения даже у самых равнодушных учеников, а вместе с тем позволяют усвоить учебный материал.
На уроках обучения грамоте это языковые игры: «Наборщик»
(из предлагаемого слова или набора букв составить новые слова), «Конструктор» (из слов составить предложение )…
На уроке математики используются игры: «Покорите вершину» (Дети в паре находят значения выражений и записывают ответы), «Лабиринт», «Расшифруй слово», «Карлики и великаны»
На занятиях технологии можно использовать парную работу на протяжении всего урока. По инструкции учителя дети распределяют обязанности по изготовлению изделия и выполняют одну работу на двоих.
Когда дети научаться работать в паре постоянного состава, можно переходить к организации учебной деятельности в парах сменного состава. Для каждого класса этот переход будет индивидуален. Это может быть конец первого класса или начало второго.
Сначала работа в парах сменного состава используется на этапе проверки и оценки знаний. В любом классе дети имеют разный темп работы.
После выполнения задания дети с быстрым темпом вынуждены ждать остальных, либо приступать к другому заданию. А когда все дети закончат им приходиться отрываться от своей новой работы и включаться в проверку.
При этом уровень мотивации учения у них резко понижается и они без желания, формально проверяют свою работу, в результате часто допускают ошибки. А некоторые так увлекутся своим заданием, что совсем к проверке не приступают. Этих негативных ситуаций можно избежать за счёт проверки заданий в парах сменного состава.
Как только первые два ученика выполнили задание, они садятся за свободный стол и осуществляют проверку друг у друга. После проверки они получают другое задание. Остальные пары образуются постепенно из детей, которые одновременно выполнили задание.
Сотрудничество в паре сменного состава постепенно проводится и на других этапах урока по разным предметам. При этом меняется только цель взаимодействия, принцип организации остаётся прежним.
Парная работа на протяжении всей начальной школы занимает огромное место в обучении и является пропедевтикой для групповой работы.
Важно, что перед группой стоит двойственная задача: с одной стороны – достижение познавательной или творческой цели, с другой – реализация определённой культуры общения.
Сначала лучше организовывать обучение в сотрудничестве на основе малых групп.
Обучение в малых группах можно использовать на любом учебном предмете. Группа состоит из 4 человек разного уровня подготовленности и мотивации учения. Распределить детей по группам помогает приём «звездочка» Детям предлагаются три утверждения:
- «Я с желанием выполняю любое задание на уроке»
- «Я с желанием выполняю лёгкие задания на уроке»
- «Я без желания выполняю задания на уроке»
Каждому утверждению соответствует картинка. Если дети выбирают для себя первую установку, то берут звездочку, если вторую – солнце, третью – месяц. В каждой группе есть «звёздочки», «солнышки» и, как правило, не более одного «месяца». Затем предлагается одинаковое задание для всех групп и общее для каждой группы. (Например, текст с пропущенными буквами на одну или несколько орфограмм).Задание разбивается на части и выполняется по «вертушке» с комментированием.
(В группе 4 человека и на карточке 4 предложения. Каждый работает с одним предложением)
При такой работе поощряется максимальная помощь друг другу.
Проверку можно провести на основе теста, эталона, взаимопроверка групп. Оценивание идёт не каждого участника, а группы в целом.
Работу в группах можно организовать на основе «турнира столов». За столами собираются по одному ученику от каждой группы. Важно, что за каждым столом сидят равносильные ученики. Подбираются дифференцированные задания разного уровня сложности: «сильному столу» предлагается задание повышенного уровня – творческого или проблемного характера, «среднему» - конструктивного, «слабому» - репродуктивного характера с памятками. Причём уровень сложности задания не влияют на балловую оценку. При правильном выполнении задания любая группа получает «отлично». Это позволяет каждому ребёнку пережить ситуацию успеха, а значит повысить мотивацию учения.
Групповая работа с ассистентом удачно используется на уроках математики в 3 – 4 классах. При организации групповой работы контроль над формированием знаний и умений, выполнением домашних и классных заданий ведут ассистенты (оценщики – консультанты). Они проверяют задания, не только указывают на ошибки, но и объясняют материал. При такой организации групповой работы активно развиваются не только коммуникативные навыки, но и усвоение материала поднимается на более высокий уровень. Кроме того, уровень мотивации тоже повышается, потому что в роли ассистента хотят быть многие, а могут только те, кто правильно сами выполняют задания учителя и умеют чётко и последовательно объяснять материал. Поэтому перед такими уроками проводятся консультации для ассистентов.
Ассистент даёт каждому члену группы качественную оценку, а они в свою очередь, дают оценку деятельности ассистента.
Когда учебный материал естественным образом можно разбить на фрагменты, то групповую работу можно построить по методу «пила».
Причём число таких фрагментов должно совпадать с числом участников группы. Оптимальный вариант – 5-6 человек. Тогда каждый участник назначается экспертом за свой фрагмент учебного материала. Его задача не просто изучить свой материал, но и добиться того, чтобы все члены группы усвоили его. После такой работы проходит встреча экспертов из разных групп. Они располагаются за одним столом, чтобы поделиться информацией друг с другом. Затем участники – эксперты возвращаются в свои группы, и начинается индивидуальная проверка знаний. Каждой группе предлагается продемонстрировать свои знания в разных формах. Одной можно предложить карточки, другой – вопросник, третьей - совместный доклад. Как обычно при обучении в сотрудничестве, группа получает одну отметку на всех.
Из опыта работы можно сказать, что этот метод удачно используется на уроках окружающего мира. Например, на уроке обобщающего повторения по теме «Природные зоны» группы получают задания: рассказать о животных, растениях, климате, труде и быте людей, географическом положении какой – либо природной зоны. В каждой группе есть зоолог, ботаник, социолог, метеоролог, геолог. Совместная работа экспертов приводит к целостному восприятию материала и повышает познавательную активность.
При групповой работе в сотрудничестве все ученики класса работают на уроке. Сама организация урока настолько захватывающая, что никто из них не может отсидеться, заняться не общим, посторонним делом.
Принцип личной ответственности каждого за успехи всех, правило распределения ролей и работы, а также принцип рефлексии приводят к тому, что ученики стремятся выбрать себе форму внутригруппового участия с учётом максимальной пользы для общего дела, это способствует повышению адекватной самооценки и самоопределению школьника, помогает его личностному росту.
Наблюдается положительная динамика в качестве знаний и уровне обучаемости. Обучение в сотрудничестве на основе парной и групповой работы помогает каждому ученику лучше усвоить учебный материал, глубоко вникнуть в его содержание, так как даёт возможность каждому ученику систематически проговаривать учебный материал, выражать свои мысли вслух. Это способствует осознанному обобщению знаний.
Организация сотрудничества в учебной деятельности через парную и групповую работу позволила не только повысить мотивацию учения, но и привела к качественным изменениям в развитии личности каждого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: "Дифференцированное обучение младших школьников как средство развитие мотивации учения"
Карпова М.А., учитель начальных классов ГОУ Лицей №344 Невского района Санкт - Петербурга Дифференцированное обучение младш...
Самооценка младших школьников с разным уровнем социальной компетенции
Самооценка, являясь системообразующим ядром индивидуальности личности, во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Именно поэтому одной из важнейш...
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗНЫХ СИСТЕМАХ ОБУЧЕНИЯ
Память человека многоаспектна. И с помощью одной или двух методических проб, одного или двух частных показателей удовлетворительно оценить ее практически невозможно.Цель исследования – определить особ...
Статья "Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем мотивации"
По мнению отечественных психологов, наиболее гармонично развивается личность детей с хорошей успеваемостью (Кулагина И.Ю., 2008; Липкина А.И., 1986)....
Статья «Организация сотрудничества младших школьников с разным уровнем мотивации учения»
Данная статья поможет вам учесть все стороны, которые влияют на формирование сплоченного ученического коллектива....
Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем успеваемости
Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем успеваемости...
Особенности социального интеллекта младших школьников с разным уровнем самооценки
В статье представлены результаты исследования социального интеллекта младших школьников с разным уровнем самооценки. Результаты работы могут быть использованы педагогами- психологами и педагогами при ...