Как сберечь здоровье младшего школьника. Сборник упражнений для использования на уроках в начальных классах.
материал по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Мурастова Алина Владимировна

Сбережение здоровья детей – одна из острых проблем современной жизни. Задача современного учителя начальных классов - обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей, а также формировать умение учиться, заботясь о своем здоровье. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazheniya_dlya_zdorovya.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Как сберечь здоровье младшего школьника.

Сборник упражнений для использования на уроках в начальных классах.

Мурастова Алина Владимировна,

 учитель начальных классов

МБОУ СОШ №3 г.Ноябрьск

Приложение

Дыхательная гимнастика:

- дыхательная медитация (Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка…Старайтесь вдохнуть его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.)

- «Каша кипит» ( Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых»)

- «Ветерок» (Поднять голову вверх, вдох. Опустить и сдуть « ворсинку» (подул нежный ветерок.) Ветер сверху набежал, Ветку дерева сломал: «В-в-в-в!»

Дул он долго, зло ворчал И деревья все качал: «ф-ф-ф-ф» (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох.)

- «Гудок паровоза» (Через нос с шумом вдох, задержав дыхание на 1 -2 с, с шумом выдох через рот, губы сложены трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен).

Паровоз кричит: «Ду-ду-у-у!

Я иду, иду, иду!»

А колеса стучат,

А колеса говорят:

«Так-так, так-так.

Чуф-чуф, чуф-чуф.

Ш-ш-ш, у-у-у!

Приехали!»

- «Гуляем на полянке». (В ходьбе с активными махами руками; глубокие вдохи-выдохи через нос. Чередовать разновидности ходьбы (на носках, высоко поднимая колени, «с кочки на кочку», перешагивание через предметы).

- «Ныряние». (Нужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребенок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает).

- «Охота». (Дети закрывают глаза. Охотники по запаху должны определить, что за предмет перед ними (апельсин, духи, варенье и т. д.).

- «Душистая роза». Исходное положение – стоя, внимание сосредоточьте на ребрах. Положите ладони на ребра по обе стороны грудной клетки. Исполнение – представьте, что вы нюхаете душистую розу. Медленно вдохните через нос – заметим, как ребра грудной клетки раздвинулись. Вы это почувствовали ладонями, а теперь выдохните, ребра опустились и ладони тоже. Живот и плечи при этом остаются неподвижными. Помните, что все внимание – только на ребрах, так как вы хотите натренировать межреберные мышцы. Вдохи должны быть неглубокими, но полными. Повторите 3-4 раза.

- «Птица». Исходное положение, стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет раз поднять руки через стороны вверх – вдох, задержать дыхание на один счет, после этого медленно опустить руки через стороны – выдох на протяжном звуке п-ф-ф-ф, с-с-с-с. Повторение 2 раза.

-  «Веселые шаги». Ходьба по классу. Делаем на один шаг вдох, задержка на один счет, на 4 шага выдох. Через каждые 2-3 дня увеличивайте продолжительность выдоха на 1 счет. Чтобы через 1 месяц научиться делать выдох на 10-15 шагов

Комплекс дыхательных упражнений «Кто и как?»

1. Как пыхтит тесто? «Пых-пых-пых...»

2. Как паровоз выпускает пар? «Из-из-из...»

3. Как шипит гусь? «Ш-ш-ш...»

4. Как мы смеемся? «Ха-ха-ха...»

5. Как воздух выходит из шарика? «С-С-С...»

6. Подули на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони. «Ф-ф-ф...»

Дыхательная медитация:

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка... Нежный аромат цветка... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Вьщох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.

Массаж активных точек лица

Массаж точек на висках на линии от уголка глаза снаружи до козелка на ушной раковине. Особой точности при наложении больших пальцев на височную область не требуется, движения пальцами могут быть кругообразными или рисующими букву «с». Время - 15 сек. Затем выполняются потирание переносицы достаточно близко к уголкам глаз, потом под глазами на линии крыльев носа и надбровные дуги снизу ближе к переносице. Весь комплекс упражнений активизирует кровообращение и способствует активизации сетчатки глаза. Для детей все упражнения имеют название – «зайчики умываются».

Комплекс упражнений для глаз.

1.Взгляд направлять последовательно влево-вправо, вправо-прямо, вверх-прямо, вниз-прямо без задержек в отведенном положении. (Повторить 10 раз.)

2.Взгляд смещать по диагонали: влево-вниз-прямо, вправо-вверх-прямо, вправо-вниз-прямо, влево-вверх-прямо и постепенно увеличивать задержки в отведенном положении.

3.Круговые движения глаз: до 10 кругов влево, а затем вправо. Выполнять упражнение сначала быстро, а затем как можно медленнее.

4.Изменение фокусного расстояния: посмотреть на кончик носа, а затем вдаль. Упражнение повторить несколько раз.

5. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

6. Крепко зажмурить глаза(считать до3), открыть их и посмотреть вдаль(считать до 5). Повторить 4-5 раз.

7. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, поворачивая голову, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево, вправо, вверх, вниз. Повторить 4-5 раз.

8. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 10=-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз

9. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону.Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6.Повторить 1-2 раза.

10.Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.

11. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали — влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так — 8-10 раз.

12. В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз. и др.

13.        Ах. как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.(Поморгать глазами)

Посмотрите все в окно,(Посмотреть влево-вправо)

Ах, как солнце высоко!(Посмотреть вверх)

Мы глаза сейчас закроем,(Закрыть глаза руками)

В классе радугу построим.

Вверх по радуге пойдем,(Посмотреть по дуге вверх-вправо,вверх-влево)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,( Посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись.(Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

Упражнения для формирования правильной осанки.

  1. У меня спина прямая У меня спина прямая, (Ходьба на месте, руки за спину.)

Я наклонов не боюсь: (Наклон вперед.)

Выпрямляюсь, прогибаюсь, (Наклон назад, выпрямиться.)

Поворачиваюсь. (Повороты туловища.)

  1. Раз, два. три. четыре.

Три. четыре, раз. два. (Наклон вперед и выпрямиться.)

Я хожу с осанкой гордой. (Повороты туловища.)

Прямо голову держу, (Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу. (Ходьба на месте, руки за спину.)

  1. Раз. два. три. четыре, (Повороты туловища.)

Три. четыре, раз, два. (Ходьба на месте, руки за спину.)

Я могу и поклониться. (Поклон и выпрямиться.)

И присесть, и наклониться, (Присед, наклон вперед.)

Повернись туда - сюда!

(Повороты туловища направо -налево.)

Ох, прямешенька спина! (Наклон вперед и выпрямиться.)

Раз, два, три, четыре (Повороты туловища.)

Три, четыре, раз, два.

  1. Наклоняемся с хлопком.

И с хлопком потом встаем.

Вниз и вверх, вниз и вверх.

Ну-ка. хлопни громче всех! (Наклониться и хлопнуть в ладоши внизу, распрямиться - хлопнуть над головой.)

На одной ноге мы скачем.

Как упругий звонкий мячик.

На другой поскачем тоже.

Очень долго прыгать можем. (Прыжки на одной ножке.)

  1. Головой вращаем плавно.

Смотрим влево, смотрим вправо (Поворот головы вправо и влево.)

И пройдемся мы немного. {Ходьба на месте.)

И вернемся вновь к уроку. (Дети садятся за парты.)

  1. Мы старались, мы учились.

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины. (Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех'? (Дети имитируют движения крыльев.)

  1. Чтобы ноги не болели.

Раз - присели, два - присели.

Три. Четыре. Пять и шесть.

Семь и восемь. Девять, десять. (Приседания.)

Рядом с партою идем, (Ходьба на месте.)

И садимся мы потом. (Дети садятся за парты.)

  1. Все ребята дружно встали (Выпрямиться)

И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)

На носочках потянулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели (Присесть.)

И тихонько разом сели. (Выпрямиться и сесть.)

  1.  Для начала мы с тобой

Крутим только головой. (Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем.(Повороты вправо и влево.)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны.

Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.)

Литература

1.Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2007. -208 с. - (Мастерская учителя).

2.http://www.razumniki.ru/fizkultminutki_3_klass.html

3.   Смирнов Н. К. Здоровье сберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. -М.,2005.

4.  Галанов А. С. Оздоровительные игры дошкольников и младших школьников. - Санкт-Петербург,2007.

5.  Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. - М.,2004.

6.  Исаева С. А. Физкультурные минутки в начальной школе.-М.,2004.

7.Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Физкультурные минутки: (материал для проведения физкультурных пауз).- М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006.- 94,с:ил.

8.Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению пере¬грузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

9.Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

10.Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое использование развивающих упражнений на уроках в начальных классах

Использование  на  уроках  в начальных классах развивающих  упражнений  оказывает  своё  положительное  влияние  на  развитие  творческого...

Статья "Дыхательные упражнения на уроках в начальных классах"

Статья знакомит с разнообразными дыхательными упражнениями для детей....

Здровьесберегающие технологии и их использование на уроках в начальных классах

Данный материал был представлен на ШМО учителей начальных классов...

Использование на уроках в начальных классах разнообразных приёмов (этап актуализации, проблематизации и целеполагания).

Использование разнообразных приёмов   на этапе актуализации, проблематизации и целеполагания.        Урок – главная составляющая часть образовательно...

Специальные игры и упражнения для решения коррекционных задач при работе с детьми с ОВЗ на уроках в начальных классах

Данная презентация будет полезна учителям начальных классов при решениях коррекционных задач на уроках в начальных классах....

"Тренинг когнитивных способностей младших школьников" (сборник упражнений для развития познавательных процессов)

Очень интересное и доступное пособие по развитию коггнитивных способностей младших школьников....

Здоровье сберегающие упражнения для детей на уроках в начальной школе.

Упражнения для детей с избыточным весом, для профилактики плоскостопия, для улучшения осанки, для мышц рук, упражнения для глаз. Вставки о здоровье на уроках....