Специальные игры и упражнения для решения коррекционных задач при работе с детьми с ОВЗ на уроках в начальных классах
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Юрастова Наталья Васильевна

Данная презентация будет полезна учителям начальных классов при решениях коррекционных задач на уроках в начальных классах. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Специальные игры и упражнения для решения коррекционных задач при работе с детьми с ОВЗ на уроках в начальных классах Юрастова Наталья Васильевна , учитель начальных классов МБОУ « Рыбаловская СОШ» Томского района Девиз выступления: Незнающие пусть научатся, а знающие - вспомнят ещё раз. (Античный афоризм)

Слайд 2

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении .

Слайд 3

Коррекционно-развивающие упражнения «Буквы заблудились» Цель: развитие операций мышления: анализа и синтеза, развитие фонематического восприятия и слуха, развитие ориентировки в звуковой действительности речи, профилактика нарушения чтения и письма. Предлагается «исправить» слова, в которых перепутались буквы. Игра может проводиться в парах, в группах, а так же со всем классом. ЯБЛОНО БОРОСА БАКЯН ВОКЗАГ ДОРОКА ДОРОЛА

Слайд 4

« Четвёртая лишняя» Цель: развитие операций мышления: сравнения и обобщения, развитие фонематического анализа и синтеза, профилактика нарушения чтения и письма . А М К П Ю С Е Я Ш Ж И Ч

Слайд 5

«Вершки и корешки» Цель : развитие операций мышления: анализа и синтеза, развитие целостного восприятия графической формы, развитие способности логического построения связного предложения. ЛИСА ЦВЕТОК ЗАГАДКА ТОРТ ГОРОД ПОДАРОК

Слайд 6

« Нелепицы» ( Так бывает или нет ?) Цель: развитие операций мышления: анализа, сравнения; формирование умения точного употребления слов, закрепления связей между словами в предложении, развитие эмоционального компонента речи. Тёплая весна сейчас, Любит в речке посидеть. Виноград созрел у нас. А зимой среди ветвей Конь рогатый на лугу «Га-га-га » - пел соловей. Летом прыгает в снегу . Быстро дайте мне ответ – Поздней осенью медведь Это правда или нет? ( К.Чуковский )

Слайд 7

«Продолжи стихотворение » Цель: развитие логического мышления, анализа, обобщения; обогащение и уточнение словаря, развитие познавательной активности. « Му и Му » - одно лишь слово Говорит всегда ….. корова. Он сродни речному раку, Он готов идти в атаку, Повторяя: «Я не слаб!» Как зовут задиру? ….. Краб У папаши и сынишки Фраки, белые манишки. Два серьезных господина - Антарктических ….. пингвина. Отгадай-ка, кто проворно Ищет крошки, ищет зёрна? Говори же, не робей, Это – храбрый ….. воробей.

Слайд 8

« Рифмы » Цель: обогащение словарного запаса, развитие операций мышления: анализа синтеза, развитие фонематического анализа, синтеза и представлений . Придумать как можно больше слов, рифмующихся с заданным словом-стимулом, заданным ведущим. ДОМ – СОМ – ТОМ – КОМ– ГНОМ – ЖДЁМ – ВДВОЁМ ….. ДОЧКА – ПОЧКА – НОЧКА – КОЧКА – СТРОЧКА – СОРОЧКА

Слайд 9

Упражнения на развитие способности точного употребления слов, расширение словарного запаса и уточнение представлений о свойствах и действиях предметов « Угадай слово» Педагог называет несколько свойств, качеств или действий, характерных для какого-либо предмета или явления. (Воет, свистит, дует, срывает, поднимает … ветер. Идёт, льёт, моросит, хлещет … дождь)

Слайд 10

«Подбери слова» Подобрать слова, соответствующие таким явлениям природы, как дождь, ветер, снег, метель . Дождь колючий дует Снег проливной льёт Ветер порывистый кружит Метель сильная сыплет

Слайд 11

«Опиши предмет » Подобрать слова, выражающие свойства или действие предмета, изображённого на картинке: БЕЛКА (по цвету, на ощупь, где живёт, чем питается и т . д.) СНЕЖИНКА

Слайд 12

«Закончи предложение…» Цель: обогащение словарного запаса, закрепление связи между словами в предложении, развитие операций мышления. Закончить предложения, подобрав подходящие по смыслу слова, картинки , предлоги Около дома__________. лыжи У Жени_____________. ножи На столе_____________. лужи В лесу_______________. ежи Наступила ____________________. Выпало много__________________. Катя и Коля лепили_______________. Саша и Маша____________________. Подобрать подходящие по смыслу предлоги Под ________ куста Ваня нашёл гриб. Над ________ кустами сидел ёжик. Около ________ кустами летали осы.

Слайд 13

«Слоговая цепочка» или «Звуковая цепочка» Цель: обогащение словарного запаса, развитие операций мышления: анализа, обобщения, развитие звукослоговой структуры слова. ( например : ок но - но ра- ра кета- та релка- ка рта; например: ви шня- я ма- а кробат- т рава …..)

Слайд 14

Минутка чистописания Задание: Прочитайте слова. Определите букву, которую мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится? Нос, лак, лён

Слайд 15

Задание 2: Прочитайте слова. Определите букву, которую мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нём непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится? лампа , ветка, отлетел

Слайд 16

Задание 3: Определите правило, по которому составлен столбик пар слов и определите букву для минутки чистописания большой – маленький сухой - ? война - ? глубокий - ? старый - ? гладить - ? твёрдый - ?

Слайд 17

Словарно-орфографическая работа Задание1: Уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке ПФ Б КТХ Е ШС Р Ч Ё Щ З Ц А

Слайд 18

Задание 2: Внимательно посмотрите на данную запись и определите 2 слова, с которыми мы познакомимся на уроке О ЗА Б ВТ Е РА Д К

Слайд 19

Задание 3: Чтобы узнать слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы должны выполнить несколько заданий по определению каждой буквы этого слова Задание 1. Первая буква слова является первой согласной в слове к омната. Задание 2. Вторая буква – является гласной, стоящей под ударением в слове сол о ма. Задание 3 . Третья буква – последняя согласная в корне слова севе р Задание 4. Четвёртая буква – первая непроверяемая безударная гласная в слове м о локо. Задание 5. С пятой буквы начинается второй слог в слове о в ёс. Задание 6. Шестая буква обозначает последний гласный в слове малин а .

Слайд 20

Упражнения для развития логического мышления Задание 1. Составьте и запишите сложное существительное: туго + думать = …… Задание 2. Выпишите группу однокоренных слов. Выделите корень. Дача, дачка, дачница, дата, дачный. Задание 3. Запишите слова в 3 столбика. Укажите падеж: Из палатки, о стрекозе, к весне, от школы, по траве, о воде, без кошки, к шубке, в машине. Задание 4. Разгадайте шараду Коль меня напишешь через букву О, Лягу я под дверью дома твоего. Коль меня напишешь через букву И, На тарелку лягу в праздничные дни. (Порог – пирог)

Слайд 21

Задание 5. Добавьте к нотам буквы, чтобы получились новые слова: до- - - - ре - - ми - - - - фа - - соль - - ля - - си - - ( Чудо, море, домино, арфа, фасоль, воля, лисица ) Задание 6. Превратите муху в моржа. (Ответ: муха – мука – рука – пика – пион – слон .)

Слайд 22

Подберите ответы на букву М Что ты любишь из еды? Куда ты любишь ходить? Куда вы собираетесь поехать летом? Какой вид транспорта предпочитаешь? Какие вывески магазинов можно увидеть в городе? Какие знаешь профессии? Какие знаешь города?

Слайд 23

Общие методические рекомендации для педагогов проведение занятий в непринуждённой форме с установкой на успех каждого ученика; учёт психофизических, личностных особенностей; опора на компенсаторные возможности и зону ближайшего развития; смена видов деятельности с целью предупреждения утомления и охранительного торможения; соблюдение принципа «от простого к сложному»; переход к следующему изучению материала только после усвоения предыдущего; поощрение малейших успехов детей, тактичная помощь, развитие веры в собственные силы и возможности; снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам и контрольных работ по русскому языку; освобождение обучающихся от контрольных срезов по выполнению норм техники чтения.

Слайд 24

Коррекция – процесс творческий. Я предложили лишь небольшой комплекс специальных игр и упражнений, направленных на решение коррекционных задач при работе детьми с ОВЗ на уроках в начальных классах. А Вам желаю творческих успехов и новых открытий на благо Ваших учеников.

Слайд 25

Используемая литература Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка – Москва, Владос , 1999г. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие .-М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. Волина В.В. Праздник букваря – М.: АСТ-ПРЕСС, 1995г. Волковой Л.С.- 5-е изд., перераб . и доп.- М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007. Годовникова Л.В. Интегрированное обучение в массовой школе: психолого –педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие.- Белгород: Изд-во БелГУ , 2006. Логопедия: учебник для студ. дефектол . фак. пед . высш . учеб. заведений/ под ред. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2003.

Слайд 26

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

преемственность в работе логопеда ДОУ и школы в решении коррекционных задач школы

Ни у кого не вызывает сомнения необходимость преемственности в работе детского сада и школы, а значит и в работе логопеда дошкольного учреждения и логопеда школьного логопедического пункта. Ни у кого ...

Из опыта работы по использованию мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах

Высокотехнологичный мир стремительно меняется день ото дня. У детей ХХIвека мы обязаны воспитать привычку к переменам, нововведениям. Характерно, что тяга к новизне, исследовательской деятельности сво...

Урок математики в 3 классе по теме «Упражнение в решении арифметических задач»

Урок структуирован по новым требованиям ФГОС НОО,  содержит основные этапы, формирование предметных умений и универсальных учебных действий  на каждом этапе урока. На уроке используется сист...

Нейропсихологические игры и упражнения в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной и письменной речи младших школьников с ОВЗ

В статье рассматриваются нейропсихологические приемы, как способы коррекции письменной речи и развития межполушарного взаимодействия обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровь...

Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах.

В последние годы растет число детей с отклонениями здоровья, поступающих в общеобразовательную школу. Среди них часто болеющие дети, дети с плохой памятью, дети с гипер возбудимостью и повышенной утом...