Использование на уроках в начальных классах разнообразных приёмов (этап актуализации, проблематизации и целеполагания).
методическая разработка на тему
Использование разнообразных приёмов на этапе актуализации, проблематизации и целеполагания.
Урок – главная составляющая часть образовательного процесса. Как сделать так, чтобы урок был интересен, личностно-значимым для ученика и чтобы каждый учащийся был включен в активную познавательную деятельность на уроке. Одна из главных задач, которую должен решать учитель на первых этапах урока, это сформировать активную позицию учащегося.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование разнообразных приёмов на этапе актуализации, проблематизации и целеполагания.
Урок – главная составляющая часть образовательного процесса. Как сделать так, чтобы урок был интересен, личностно-значимым для ученика и чтобы каждый учащийся был включен в активную познавательную деятельность на уроке. Одна из главных задач, которую должен решать учитель на первых этапах урока, это сформировать активную позицию учащегося.
Урок должен быть ориентирован на формирование универсальных учебных действий. Основные этапы урока:
Моей задачей на сегодняшнем пед.совете, было рассказать и практически показать, как же мы учителя начальной школы работаем по 3 основным этапам.
- На этапе актуализации.
- На этапе проблематизации.
- На этапе целеполагания и планирования.
Я считаю, что этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знания, умения, навыка, необходимы для открытия нового знания - это актуализация знания.
Значение самого слова «актуализация», говорит о том, что надо сделать знания актуальными, нужными в данный момент, на данном уроке, т.е. вспомнить прежние знания, извлечь из личного опыта учащегося, сделать знания личностно- значимыми для ученика. Спектр актуализации знаний очень широк. Они могут быть использованы в разных вариантах, более того, актуализация знаний предполагает и психологическую подготовку ученика, осознание значимости предстоящей темы, проявление интереса к уроку. Актуализация на этом этапе очень тесно связана и с мотивацией. Ведь мотив - побуждение к достижению цели. Учащиеся воспроизводят известные им знания, осознают их, обобщают факты, связывают старые знания с новыми условиями и т. д. Иначе говоря, содержание данного этапа является организация действий школьника, направленных на решение проблемной ситуации достижение целей урока.
Этап проблематизации.
Проблематизация - это начальный этап изучения темы урока, призванный сконцентрировать внимание учеников на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала.
Этап целеполагания.
Целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату. Целеполагание – то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование. Если учитель поставит перед собой цель урока, не посвящая в нее учеников или не согласуя ее с ними, то ученики превратятся в средство ее достижения, в материал, который преобразуют для достижения заранее спланированного учителем результата. Чтобы избежать этого, важно продумывать различные приемы сообщения целей: устно, с помощью записи на доске, в опосредованной ненавязчивой форме в ходе диалога. При этом цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы, «как будто ученик
- сам себе их поставил
- они понятны ему
- очевидны
с интересом и охотой усвояемы».
Я хочу представить вашему вниманию несколько фрагментов уроков.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие | Деятельность | Деятельность учащихся | Формы | Универсальные | Промежу-точный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент II. Актуализация знаний | Эмоциональная, психологическая | Прием « Ложная альтернатива» Тест в тетрадках Взаимопроверка. | Слушают и обсуждают тему урока | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы | Устный опрос |
Мотивация учебной д-ти | – Положите голову на стол, закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Послушайте, куда мы сегодня с вами совершим путешествие?. (Включается запись звуков пчёл на лугу.) | На луг | ||||
Этап проблематизации | Цель: формирование мотивации к поиску решения поставленной проблемы (задачи). Приём «с удивлением» - Ребята, Муравьишка в растерянности. Он нашёл картинки, но это картинки необычные. Они разрезаны. Собрав пазлы мы узнаем тему нашего урока. | Собирают пазл | ||||
Целеполагание и планирование | Разгадывание загадок и беседа по теме «Кто такие насекомые?» | – Наш Муравей Вопросик пригласил Мудрую Черепаху в гости к своим друзьям. Кто же его друзья? Приём дополни понятие. - Мы уже изучали эту тему? Как вы считаете, чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке? | Насекомые. Нет. Называют цели. | Фронтальная | Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о различных насекомых; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) | Устные ответы |
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Этапы урока | Ход урока | |
Орг. момент, | - Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума. - У вас на партах лежат светофорчики - Желтый – прекрасное настроение, зелёный – хорошее, красный – плохое. Какое у вас сейчас настроение? Итог: у всех у вас прекрасное настроение, значит можно начинать работу. | |
Мотивации | Прозвенел звонок и вот Начинаем наш урок. Быть активными старайтесь, Отвечайте, не стесняйтесь. - Сегодня утром, в почтовом ящике, я обнаружила странный конверт. - Кому: Ребятам 1Б класса, школы № 20 г. Магадана - Откроем? Да здесь приглашение на День Рождения. Здорово! - От кого: Чок, чок, Пятачок. Сзади розовый крючок. Посреди бочонок Голос тонок, звонок. Кто же это, угадай! (Слайд ) Это ……..(поросёнок). - Но наш поросёнок необычный, он является героем книги А.Милна «Винни-Пух и все-все-все». (Слайд ) - Правильно, это Пятачок! (Показываю книгу.) Такая книга есть у нас в библиотеке. Кто-то прочитает ее сам, а кто-то вместе с родителями. - Проводит нас в гости к Пятачку его друг Винни-Пух. (Слайд ) - Ребята! А в письме дано множество различных заданий, выполнив которые, мы доберёмся на день рождение к Пятачку! - Итак, в путь!. | |
Этап актуализации Этап проблематизации Целеполагание | Приём “Лови ошибку” 2. Повторение -По дороге расскажем Винни-Пуху всё, чему научились. (Слайд ) - Вспомните, на какие группы можно разделить все звуки? (гласные и согласные) Гласные тянутся к песенке звонкой. А согласные согласны -Чем отличатся звук от буквы? ( Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим.) Мы не можем звук увидеть, Ребята, а какая буква обозначает 2 звука? Вспомним правило! Приём «Группировки» 3. Задание на группировку букв. у б И в К т П а ы е Е - Мы изучили много букв. А вот кто-то все буквы рассыпал. Посмотрите внимательно, на какие группы можно разделить все эти буквы? (Гласные и согласные). Докажите. - Молодцы! Справились! За каждое выполненное задание, на доске будут появляться кусочки торта. Как только мы соберем весь торт, мы окажемся в гостях у Пятачка. Прикрепляю первый кусочек торта. 4. Работа над новым материалом. * Артикуляционная гимнастика. -Кто из вас смотрел мульфильм «Приключения Винни-Пуха»? Вспомните, пожалуйста, какой подарок больше всего любит Пятачок? (воздушный шарик). Приём «С затруднением» 5. Постановка проблемы - Представьте, что у нас на ладошке лежит воздушный шарик, и мы должны поднять его в воздух, произнося звук [п]. Обратите внимание, как я произношу этот звук. Посмотрите на губы. Произнесем все вместе. Приём «Подводящий диалог» –Как вы думаете, о какой букве идет речь? (Слайд6) Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Чем мы займёмся на сегодняшнем уроке? |
УРОК ПИСЬМА
Этап организации Этап актуализации и мотивации Этап проблематизации Приём «Коллективный поиск» направляемый учителем, который обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников, предварительными домашними заданиями. Этап целеполагания и планирования | Конспект урока письма по теме «Строчная буква т» Описание материала: Предлагаю вам конспект урока письма в 1 классе по теме «Строчная буква т». (УМК «Школа России». В.Г. Горецкий «Пропись №2» к «Азбуке» Т. В.Г. Горецкого). Данный материал будет полезен учителям первых классов. Это конспект урока письма, который проводится сразу после урока обучения грамоте, на котором дети выделяли звуки из слов и научились обозначать их буквами Т, т. Цели: 1. Научить каллиграфически верно писать прописную букву «т». Учить писать слоги-слияния с данной буквой, слова, предложения. 2. Продолжать работу по развитию фонематического слуха детей, памяти внимания, логического мышления. 3. Воспитывать аккуратность, прилежание в работе. Тип урока: открытие новых знаний Форма урока: урок-путешествие Методы урока: проблемный, анализа и синтеза, словесно-наглядный Оборудование: рисунок корзинки, по количеству детей рисунки красных и зелёных яблочек, рисунки 9 осенних листочков, 3 элемента строчной буквы «т» на магнитной основе, изображения 4 гномиков. Ход урока 1. Организационный момент На экран проецируется изображение маленького мальчика. - Сегодня нас один мальчик приглашает на прогулку в осенний сказочный лес. - Мы насобираем полную корзинку знаний. Хотите? 2. Повторение - Ветер вдруг подул! Все дорожки листвой задул. На экран проецируется анимационная картинка листопада. Приём «Яркого пятна» -Расчистим тропинки и узнаем по какой пройдём. (На доске написаны буквы «а, у, н, и, ы». Часть каждой буквы прикрыты осенними листиками) - Первая тропинка. Какие буквы за листочками? - Найдите лишнюю. (н) - Почему? (Все буквы обозначают гласные звуки, а буква н – обозначает согласные звуки) - Посмотрите на вторую тропинку, узнайте какие буквы спрятались здесь? (с, н, о, к) - Какая буква лишняя? (о – т.к. она обозначает гласный звук, а остальные буквы обозначают согласные звуки) - Мальчик нас просит поторопиться и дарит предмет нам в помощь. - Угадайте. - Мы ходим ночью, ходим днем. А всё же с места не сойдём. (часы) Приём «Коллективный поиск» - Какой звук издают часы? (тик-так) - Скажите отдельно «Тик» - Послушайте первый звук, произнесите его. - Какой он? (Согласный) - Почему? - Какой ещё этот звук? (Мягкий, глухой, парный) - Произнесите слово «Так» - Послушайте первый звук, произнесите его. - Какой он? (Согласный, твёрдый, глухой, парный) - Мы с вами вспомнили многие знания и поэтому можем в корзинку положить первый осенний лист. СЛАЙД С КОРЗИНКОЙ И ЛИСТОМ 3. Определение темы и цели урока Приём «Домысливание» - Звуки [т, т] обозначаются буквой. Какой? (т) - Сколько букв «т»? (Четыре. Две печатные, две письменные)
- Кто догадался, какую букву мы будем учиться писать? (т) Предлагаю составить план нашего урока.
- Чему будем учиться? (Будем учиться правильно писать букву т, слоги с этой буквой, слова.) - Итак, по какой тропинке мы пойдём сегодня? (По тропинке с согласными буквами). |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проектирование урока Цели Содержание Средства Взаимодействие Результат
Урок ориентированный на формирование УУД Этап актуализации Этап проблематизации Этап целеполагания и планирования Этап концептуализации Этап моделирования Этап конструирования Этап рефлексии Этапы урока
Этап актуализации знаний. Актуализация – обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока ( ЗУНы по данному предмету, знания и умения из других предметных областей, личный жизненный опыт)
Этап проблематизации . Проблематизация - это начальный этап изучения темы урока, призванный сконцентрировать внимание учеников на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала.
Этап целеполагания и планирования. целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.
Окружающий мир. С малой удачи начинается большой успех
Прием « Ложная альтернатива»
Соберём пазл . Приём «С удивлением»
Кто такие насекомые? Узнаем Научимся Разовьём Приём дополни понятие .
Урок-путешествие Урок обучения грамоте
На какие группы можно разделить эти буквы? у б И в К т П а ы е Е Пара птиц порхала, порхала, да и выпорхнула. Скороговорки Приём “Лови ошибку” Приём «Группировки»
Звуки [ п ] [ п ] БУКВА П , Приём «С затруднением» Приём «Подводящий диалог»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ.
а, у, н , и, ы н с, н , о, к о Приём «Яркого пятна»
Мы ходим ночью, ходим днем. А всё же с места не сойдём. Приём «Коллективный поиск»
Приём «Домысливание»
Составим план урока.
Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаю Вам, чтоб в вашем классе дети Светились от улыбок и любви, Здоровья Вам и творческих успехов В век инновации и новизны!
Этап актуализации знаний. Игровая цель. Шаг за шагом. Развивающий канон. Вопросительные слова. Ложная альтернатива. Да - нет. Приемы.
Этап проблематизации . С удивлением. С затруднением. Нестандартный вход в урок. Отсроченная отгадка. Ассоциативный ряд. Удивляй! Фантастическая добавка. Необъявленная тема.
Этап целеполагания и планирования . Тема-вопрос Работа над понятием Подводящий диалог Ситуация Яркого пятна Группировка Исключение Домысливание Проблемная ситуация Корзина идей, понятий, имен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности учащихся при использовании нетрадиционных уроков в начальной школе.
Для учителя необходимо формировать интерес к изучению учебного материала, активизации познавательной деятельности учащихся. Для этого используются различные формы и методы работы. Очень интересн...
Здровьесберегающие технологии и их использование на уроках в начальных классах
Данный материал был представлен на ШМО учителей начальных классов...
Практический материал для использования на уроках в начальной школе.
Может быть включен в уроки по любому УМК на всех этапах уроков русского языка и математики в начальной школе....
Как сберечь здоровье младшего школьника. Сборник упражнений для использования на уроках в начальных классах.
Сбережение здоровья детей – одна из острых проблем современной жизни. Задача современного учителя начальных классов - обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельн...
Материал педсовета на тему: "Современный урок.Формирование УУД на уроках в начальной школе на этапе рефлексии .
Выступление на педагогическом совете с использованием видеофрагментов....
Мастер - класс по теме "Использование технологий смыслового чтение на уроках в начальной школе" приём интеллект-карта
Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг. В данной публикации рассматривается новый подход к обучени. чтению...
Мастер - класс по теме "Использование технологий смыслового чтение на уроках в начальной школе" приём интеллект-карта
Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг. В данной публикации рассматривается новый подход к обучени. чтению...