Практическое использование развивающих упражнений на уроках в начальных классах
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Использование на уроках в начальных классах развивающих упражнений оказывает своё положительное влияние на развитие творческого мышления и мыслительных процессов вообще.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.doc | 240.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Человека нельзя сделать, произвести, вылепить как
вещь, как продукт, как пассивный результат воз -
действия из вне, но можно только обусловить
его включение в деятельность, вызвать его собст-
венную активность через механизм этой его собст-
венной или совместной с другими людьми дея -
тельности, он формируется в том, чем делает его
эта деятельность».
Г.С. Батищев.
ВВЕДЕНИЕ.
Развитие самостоятельности, любознательности, пытливости, познавательного интереса у школьников – одна из важных задач современной школы. Этому вопросу уделяется большое внимание в педагогической и методической литературе.
У каждого школьника есть способности и таланты. Дети, от природы любознательны и полны желания, учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых.
Интерес к познанию, пробуждающийся под влиянием обучения, - основа развития склонностей, способностей, интересов школьников. Побуждать учащихся к активной и плодотворной мыслительной деятельности, развивать у них познавательный интерес, - значит, создавать благоприятные возможности для развития у школьников самостоятельности и активности.
Одно из важных условий – создание эмоциональной обстановки обучения, которая складывается из различных моментов, относящихся и к содержанию, и к процессу деятельности учащегося и учителя.
Главная проблема, стоящая перед учеными в области педагогики и психологии, связана с поиском эффективных способов организации учебного и воспитательного процессов на основе индивидуализации и включения механизмов личностного развития. Особое внимание на эту
Актуализация темы.
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Мыслить нам приходится всегда: когда невозможно действовать по известному правилу на основе старого опыта; когда надо принимать решение на основе разнообразной информации, отделяя от существенного несущественное.
Современный человек живёт и работает в ситуациях, где реальные процессы и явления представлены ему через многократные отображения свойств объектов в текстах, числах, графиках и т.п. Для того чтобы принимать верные решения, он вынужден оценивать суть дела по его знакам, т.е. действовать на основе теоретически представляемой реальности.
Способность к теоретическому осмыслению действительности есть умение и желание мыслить самостоятельно, действовать ответственно, осознавая предпосылки и возможные последствия своих действий и действий других людей. Она не дана человеку от рождения, а формируется в течение жизни, прежде всего в обучении. «Чтобы мыслить, надо научиться мыслить». Эта древняя мудрость наиболее точно подходит к определению развивающего обучения. Обучение русского языка, литературы, математике даёт мне больше возможности в работе над развитием мышления школьников. Развивая пытливость ума, приучая учащихся к самостоятельному осмыслению нового материала, я стараюсь заложить основы творческой мыслительной деятельности детей.
Поэтому я обратилась к данной методической теме.
Работая по этой теме, я поставила перед собой следующие задачи:
- повысить уровень креативности, т.е. «творческости» мышления учащихся;
- развивать такие важные качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности;
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование развивающего
обучения с позиций современной педагогики.
Исследуя истоки современных педагогических проблем, мы неизбежно приходим к опыту русской дореволюционной школы. В наше время вновь актуальна проблема воспитывающего и развивающего обучения в школе, в частности начальной. Данная проблема возникла не сейчас, она довольно подробно исследовалась педагогами в дореволюционной России. Эти вопросы разрабатывались в трудах выдающихся педагогов второй половины 19-начала 20 века. Большой вклад построение теории и практики начального обучения внесли выдающиеся деятели педагогической науки В.П. Вахтеров, Д.И. Тихомиров, К.Д. Ушинский. В начале 30-х годов выдающийся российский психолог-гуманист Л.С. Выготский обосновал возможность и целостность обучения ориентированного на развитие ребёнка как на свою прямую и непосредственную цель. Понимая необходимость, усвоение знаний, умений и навыков он и его последователи рассматривали их не как самоцель, а как важнейшее средство развития учащихся.
Одна из первых попыток реализовать идеи Л.С. Выготского была предпринята Л.В. Занковым, который в 50-70гг разработал оригинальную систему начального обучения, направленную на развитие учащихся. Отказ от сведения развития ребёнка к развитию его познавательных функций (восприятия, мышления, памяти и т.д.) и выдвижение на первый план процесса его становления как субъекта разнообразных видов и форм деятельности был сформулирован в начале 60-х гг Д.Б. Элькониным, который анализируя учебную деятельность школьников, усматривал её сущность и специфику самоизменении индивидом самого себя как субъекта. Тем самым был заложен фундамент концепции развивающего обучения, в которой ребёнок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения, как учащийся. Развёрнутый вид эта концепция приобрела в итоге ряда исследований, осуществлённых в 60-80 гг под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
В последние годы внимание педагогов всё чаще привлекают идеи развивающего обучения, с которыми связывается возможность принципиальных изменений в школе. Основная концепция системы развивающего обучения - обучение через создание учебной задачи.
Учебная задача в контексте учебной деятельности даётся в определении учебной ситуации, то есть выступает как единица целостного образовательного процесса. Проблемное обучение основано на получении новых знаний обучающимися посредством решения теоретических и практических проблем. Так же проблемных задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях. Проблемная ситуация для младшего школьника возникает если у него есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать задачу при наличии затруднения противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым, условиями и требованиями.
Проблемное обучение основывается на аналитико-синтетической деятельности обучающихся, реализуемой в рассуждении, размышлении. Это исследовательский тип обучения с большим развивающим потенциалом. Решение задачи в учебной проблемной ситуации предполагает несколько этапов.
ПЕРВЫЙ ЭТАП- это понимание задачи, сформулированной в готовом виде учителем или определяемой самим учеником. Последняя зависит от того, на каком уровне проблемности находится задача, и от способности ученика её решить.
ВТОРОЙ ЭТАП- "принятие" задачи учеником, он должен решать её для себя, она должна быть лично значима, а потому и принята к решению.
ТРЕТИЙ ЭТАП - связан с тем, что решение" задачи должно вызывать эмоциональное переживание "лучше удовлетворения, чем досады" неудовлетворения собой и желание поставить и решать собственную задачу и так далее. Здесь существенно отметить роль формулировки задания для правильного понимания задачи. Проблемное обучение может быть разного уровня трудности для ученика в зависимости от того, какие и сколько действий по решению проблемы он осуществляет. А. Крутецкий предложил наглядную схему уровней трудностей в проблемном обучении в сопоставлении с традиционным обучением на основании разделения действий учителя и ученика.
С 1996 года Россия вступила в систему вариативности работы школ. Сейчас существуют три системы: Л. В. Занкова, Эльконина-Давыдова и традиционная.
Я работаю по традиционной программе, по УМК(учебно-методическому комплексу) «Школа России», под редакцией А.А. Плешакова.
ГЛАВА II. Практическое использование развивающих упражнений на уроках естественно-математического цикла.
Развивающие упражнения на уроках русского языка.
Развитие мыслительной деятельности учащихся тесно связано как со знаниями, приобретёнными в ходе обучения, так и со способами их приобретения, то есть степенью мыслительной активности школьников в ходе оперирования знаниями. Мыслительная деятельность учащихся может быть по преимуществу воспроизводящей усвоенные способы деятельности с материалом, или репродуктивной, может быть и творческой, самостоятельной, или продуктивной. Развитие мыслительной деятельности характеризуется мерой увеличения самостоятельности при оперировании знаниями в новых условиях, то есть в условиях непривычной формулировки задания, применения нового материала языкового, необходимости сделать самостоятельный вывод, обобщение.
Чтобы в процессе обучения больше влиять на продвижение учеников в развитии мышления, ввожу более трудные, по сравнению с обычными, вопросы, задания на всех этапах обучения: при введении нового материала, при закреплении и повторении. Это задания, требующие от учащихся на каждом уроке хотя бы небольшого поиска, включающие элементы проблемности, будящие мысль учеников. Регулярное включение в учебный процесс таких заданий приучает к ним учащихся, пусть не сразу, но поднимает их мыслительную активность.
Упражнения, используемые мною
при закреплении изученного учебного материала.
При интенсификации интеллектуального развития младших школьников в процессе закрепления изученного материала выделяется четыре группы приёмов.
Первая группа включает упражнения-комплексы, использовавшиеся в первые годы обучения с одновременным увеличением степени воздействия на интеллектуальные важнейшие качества ребёнка. Предусматриваются следующие способы.
Способ № 1. Увеличение количества признаков, по которым дети должны самостоятельно осуществлять группировку учебного материала, от одного-двух до трёх-пяти признаков одновременно.
Формируемый комплекс: устойчивость, распределение, переключение, объём внимания, умение осуществлять группировку по нескольким признакам. Также аналитико-синтетическое мышление, оперативная память, речь, лингвистическая интуиция.
Н а п р и м е р.
При изучении темы « I и I I спряжения глаголов» даю задание:
Прочитайте фразеологические обороты. Сгруппируйте их по пяти признакам одновременно. Признаки группировки определите самостоятельно. Напишите, вставляя пропущенные буквы.
Пал…чики …ближешь; точим лясы; за уши не …тянешь; травим баланду;
складывает оружие; спускает флаги; р…зводим узоры; п…днимаем руки
кверху; склоняет голову.
Справка: при группировке учитываются значение фразеологических оборотов, время, лицо, число и спряжение глаголов.
Способ № 2. Увеличение количества поисковых объектов в заданиях на исключение лишнего слова.
Формируемый комплекс: аналитико-синтетическое мышление, устойчивость, распределение, переключение, объём внимания, речь, умение строить рассуждение.
Н а п р и м е р.
При изучении темы «Правописание глаголов 2-го лица единственного числа» даётся задание:
Прочитайте; исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось одно слово. Причину исключения обоснуйте.
Разрушаеш… , гладят, поменяеш… , дружба, расшатаеш… , подсчитаеш… ,
накормиш… .
Справка:
дружба – лишнее слово, так как это существительное, а остальные слова – глаголы;
гладят – лишнее слово, так как это глагол во множественном числе, а остальные в единственном;
разрушаешь – лишнее слово, так как это глагол в настоящем времени, а остальные в будущем;
накормишь – этот глагол имеет окончание -ишь, а остальные – -ешь;
поменяешь – в нём приставка оканчивается на гласную букву, а в остальных – на согласную;
подсчитаешь – в нём приставка с гласной о, а в остальных словах – с гласной а;
расшатаешь – имеет безударную гласную в корне, а в слове надпишешь, её нет;
надпишешь – последнее слово в цепочке.
Способ № 3. Введение упражнений с заданиями, предусматривающими группировки по словесному шифру.
Н а п р и м е р.
При изучении темы «Три склонения имён существительных» даю задание:
Прочитайте; сгруппируйте пары слов в соответствии с шифром. Для этого определите смысловую связь каждого из шифров. Подберите к ним из левого столбика другие пары слов с такой же смысловой связью. Составленные группы напишите. Определите склонение существительных.
Исходный материал. Шифр.
холод – жара школа – учитель
лес – степь озеро – река
ложь – правда трусость – храбрость
лес – тигр
трамвай – автобус
море – корабль
яблоко – вишня
голод – сытость
стакан – вода
дуб – берёза
Способ № 4. Введение упражнений с заданиями, предусматривающими группировку слов одновременно по двум критериям, опирающимися на отрицание тех или иных грамматических признаков определённых частей речи.
Н а п р и м е р.
При изучении темы «Местоимения 3-го лица» даю задание:
Прочитайте; объедините в группы пары слов, в которых:
- нет местоимений в женском и среднем роде и глаголов в настоящем и будущем времени;
- нет местоимений в мужском и среднем роде и глаголов в прошедшем и будущем времени;
- нет местоимений в мужском и женском роде и глаголов в прошедшем и настоящем времени;
Он оценил, она готовит, оно подъедет, он заземлил, она ужинает, оно
объявит, она рисует, он залетел, оно объяснит, оно съёжится, он смешал,
она велит, она завтракает, оно объединяет, он списал.
Справка: если задание выполнено правильно, то в каждой группе должно быть одинаковое количество пар слов, содержащих одну и ту же орфограмму.
Способ № 5. Использование упражнений, предусматривающих самостоятельное формулирование учащимися задания, в основе которого лежит группировка слов по двум-трём признакам одновременно.
Формируемый комплекс: аналитико-синтетическое мышление, гибкость мышления, устойчивость, распределение, переключение, объём внимания, наблюдательность, лингвистическая интуиция, умение находить принцип группировки, речь.
Н а п р и м е р.
При изучении темы «Правописание глаголов в прошедшем времени» даётся задание:
Прочитайте написанные слова; сформулируйте и выполните своё задание, предусматривающее группировку.
Слышал, таяла, встретило, чистило, плавал, сеяло, печатал, готовило, веяло,
ставило, лелеяла, путала, сгладило, вырвал.
Справка:
признаки группировки: род глаголов, гласная перед суффиксом -л, окончание глаголов.
Способ № 6. Введение упражнений с заданиями, предусматривающими осуществление классификации по самостоятельно найденным учащимися признакам (основаниям).
Н а п р и м е р.
При изучении темы «Понятие о местоимении» даю задание:
Прочитайте; осуществите классификацию слов по самостоятельно найденному признаку. Устно существительные замените подходящими местоимениями.
Здание, изба, гнездо, берлога, хата, улей, нора, конура.
Справка: классификация может быть проведена по роду имени существительных и по принадлежности жилища.
Способ № 7. Увеличение количества слов (словосочетаний) в упражнениях, предусматривающих развитие определённых видов памяти. На четвёртом году обучения их количество увеличивается до 12-15 при сохранении одинакового времени предъявления.
Формируемый комплекс: устойчивость и объём внимания, зрительная смысловая память, речь, аналитико-синтетическое мышление.
Н а п р и м е р.
При изучении темы «Правописание глаголов 2-го лица единственного числа» даю задание:
Прочитайте написанные пары слов; постарайтесь их запомнить (1-2 минуты, после чего первое слово каждого словосочетания закрывается). Напишите по памяти первые слова словосочетания. Найдите среди них лишнее. Подчеркните орфограммы.
растрачива…шь силы разъясняеш… задачу
обижа…шь ребёнка меняеш… книгу
жела…шь удачи приветствуеш… друга
Развивающие упражнения на уроках математики.
Для формирования вычислительных навыков у учащихся активизации их мыслительной деятельности использую упражнения, которые учат их находить правильное решение при сопоставлении известных и неизвестных компонентов, устанавливать связи между ними и делать выводы.
Н а п р и м е р.
Сначала дети методом подбора находят пропущенное число в равенстве:
3 + 3 = 5 + ٱ
После того как дети усвоил метод подбора, я показываю другой метод решения заданий такого типа – решение путём компоновки и сравнений:
1 + 1 + 2 + 1 = 4 + ٱ
4
Затем дети, основываясь на знании состава числа, находят неизвестные компоненты этого числа, например:
а) ∆ + ∆ + ∆ + ∆ = 4
- Какие четыре одинаковых числа в сумме дают число 4?
- Какое число спряталось за треугольником?
б) ٱ + ∆ = 4
- Какое число спряталось за квадратом?
в) O + O = 4
- Какое число спряталось за кругом?
После этого детям предлагаются задания – цепочки. Начинаются такие упражнения с решения простейших цепочек, например:
+ 1 + 1
1 → O → O
В таких цепочках дети выполняют задания по стрелке.
Затем учащимся предлагаются более сложные цепочки, в которых требуется найти действие, которое следует произвести, чтобы одно число превратилось в другое, например:
+ 2 ? - 2
3 → O → O ← 9
Выполняя действия по стрелке, дети находят неизвестные числа, сравнивают их и определяют с помощью, какой математической операции одно число превращается в другое.
Теперь можно перейти к решению ещё более сложных цепочек, в которых ребёнок, двигаясь по стрелкам, считает, находя неизвестное число, либо ищет нужную математическую операцию, например:
?
7 → O
? - 2
O O 3
+ 6 + 7 ? +2
+ 5 ?
O → O → O → O
? - 3 - 5
Состав числа 10.
а) 5 + 5 = 9 + ٱ 5 + ٱ = 2 + 8
6 + ٱ = 7 + 3 8 + 2 = 7 + ٱ
ٱ + 2 = 1 + 9 4 + ٱ = 3 + 6
б) 1. ∆ + ∆ = 10 2. O + O = 10
O + O + O + O + O = 10 O - ∆ = 2
O + ∆ + ٱ = 10 10 - ∆ = ∆
O + O + ∆ = 10 3. 3 – 1 = ∆
∆ + O + ٱ = 10 7 - ∆ = ٱ
∆ + ∆ = ٱ
в) O
+ ?
O O
+ ? + ?
+ ? + ?
O O O
+ ? + ?
O O
+ ?
O
Состав числа 20.
а) 2 + 9 + 9 = 7 + 5 + O 6 + 5 + 7 = 3 + 6 + O O + ∆ = 11
6 + 7 + O = 8 + 4 + 8 6 + 6 + 8 = O + 7 + 7 8 + ∆ = O
4 + 7 + 5 = 6 + 2 + O 4 + 9 + 3 = 8 + O + 5 ٱ + 7 = 16
O – ٱ = 5
O O
? ?
? - 5 O ? - 4
O O
O ?
+ 4
O O
O + 3
Вычитание чисел типа 64 – 20; 64 – 2.
а) 36 – 20 = 58 – ∆ 56 – 3 = 57 – ∆ 87 – 2 = 95 – ∆
58 – 30 = 29 – ∆ 67 – 4 = 69 – ∆ 54 – 30 = 26 – ∆
97 – 30 = 65 + ∆ 75 – 3 = 78 – ∆ 68 – 5 = 83 – ∆
88 – 40 = 42 + ∆ 98 – 6 = 99 – ∆ 73 – 1 = 92 – ∆
б) ∆∆ – 30 = OO ⌂⌂ – OO = ∆∆
OO + ∆∆ = 48 ∆∆ – 56 = 20
в) O
+ 20
O - 30
?
O O O
+ 4 + 40
- 2 - 7
O O
?
Для повышения учебной мотивации, интереса учеников к приобретению знаний использую такие упражнения.
1. Как называется сосновый лес?
14 + 3 = ∆ 18 – 5 = ∆ 12 + 4 = ∆
В – 12 А – 14 Р – 16 Ч – 18
О – 13 Щ – 15 Б – 17 К – 19
2. Как называется самая высокая в мире трава?
12 + 4 = ∆ 19 – 4 = ∆ 18 – 4 = ∆
17 – 5 = ∆ 18 – 2 = ∆ 17 – 4 = ∆
А – 12 У – 14 Б – 16 Л – 18
К – 13 М – 15 В – 17 С – 19
3. Какое животное вьёт гнездо?
43 – 8 = ∆ 34 – 47= ∆ 92 – 8 = ∆ 65 – 8 = ∆
72 – 8 = ∆ 93 – 3 = ∆ 72 – 6 = ∆ 36 – 9 = ∆
91 – 8 = ∆ 42 – 7 = ∆ 33 – 5 = ∆ 91 – 7 = ∆
К – 27 Т – 57 Ы – 64 С – 29 В – 36
М – 35 Ю – 28 Л – 66 А – 84 Ш – 83
Использую так же серии занимательных задач, связанных со знаниями об окружающем мире.
«У осьминога 8 ног, а у муравья на 2 ноги меньше. Сколько ног у муравья?»
«Парные хвоинки сосны живут 3 года, а у ели на 4 года больше. Сколько живут хвоинки?»
«Высота муравейника над землёй 1 метр, а термитника на 8 метров выше. Какова высота термитника? »
«Корона Михаила Фёдоровича весит 2 килограмма, а шапка Мономаха на 1 килограмм легче. Сколько весит шапка Мономаха?»
«Папа пингвин высиживает птенца 8 недель, а колибри высиживает своих птенцов на 5 недель меньше. Сколько недель высиживает своих птенцов колибри?»
«Колибри массой 2 грамма съедает в день 4 грамма пищи. На сколько больше съедает колибри, чем весит сама?»
«Длина игл у ехидны 8 сантиметров, а у ежа на 5 сантиметров короче. Какова длина игл у ежа?»
«Гигантский мохнатый паук имеет длину 10 сантиметров, а самый ядовитый паук – каракурт на 8 сантиметров короче. Какова длина каракурта?»
«Из 7 чудес света до наших дней сохранились лишь египетские пирамиды. Сколько чудес утеряно во времени?»
«У гиппопотама 2 клыка на верхней челюсти и на 2 клыка больше на нижней челюсти, чем на верхней. Сколько всего клыков у гиппопотама?»
«У взрослого человека 32 зуба, а у семилетнего ребёнка на 4 зуба меньше. Сколько зубов у семилетнего ребёнка?»
«На сколько звуков больше, чем букв в словах: ёж? ягода? ель? Юля?»
«На сколько согласных букв больше, чем гласных в словах: снеговик? телепрограмма? километр?»
«На сколько гласных букв больше, согласных в словах: ария? библиотека?»
«В природных условиях опоссум живёт 2 года, а в неволе живёт на 5 лет дольше. Сколько может прожить опоссум в неволе?»
«С изменением климата на Земле много лет назад вымерло тираннозавр, диплодок, анкилозавр, стегозавр. Сколько всего динозавров перечислено? »
«Сын вымыл в речке мотоцикл, в результате чего в реку попало 2 литра масла. Его отец вымыл машину и спустил в реку 5 литров масляных отходов. Сколько литров отходов попало в реку по их вине?»
Современный этап педагогической практики – это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельности развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребёнка. Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных сил и творческого потенциала учащихся.
Многообразие проблем частных методик, в том числе и методики обучения математике в начальных классах, связано с ответом на три вопроса:
С какой целью обучать детей математике?
Каким должно быть содержание математического образования?
Какие способы организации деятельности учащихся целесообразно использовать для достижения конкретных целей?
Решение этих проблем зависит от целого ряда психолого-педагогических проблем, центральной из которых является соотношение обучения и развития с ориентацией на каждого ученика.
Формирование знаний, умений и навыков – не цель, а средство полноценного развития личности. Личностная позиция учителя должна исходить из интересов ребёнка, перспектив его дальнейшего развития. Для этого включаю задания поискового характера, творческого, процесс выполнения которых может быть связан с догадкой, опытом ребёнка, ранее усвоенными знаниями. Например, тема: «Сложение двузначных и однозначных чисел». Детям предлагается: придумать выражения, в которых складываются однозначные и двузначные числа. Кто сможет вычислить? У кого другое мнение?
Использую такие способы общения, как понимание, признание и принятие личности ученика, основанное на способности учитывать точку зрения ребёнка и не игнорировать его чувства и эмоции.
На уроках по теме «Порядок выполнения действий в выражениях» предлагаю следующие задания:
Сравни выражения в каждой паре. Чем они похожи? Чем отличаются?
Чем похожи все вторые выражения в каждой паре? Чем похожи первые
выражения?
72 – 9 – 3 + 6 4 8 – 6 + 7 + 8 27 – 3 + 2 - 7
72 : 9 3 : 6 48 : 6 7 : 8 27 : 3 2 : 6
Догадайся! По какому признаку записаны выражения в каждом столбике:
29 + 8 + 24 72 : 9 3 84 – 9 8
32 + 9 – 7 + 14 48 : 6 7 : 8 84 + 6 3 + 72
Тема «Письменное деление многозначных чисел».
Использую задания:
Попробуй сам объяснить, как выполнено деление:
а) 29:4 б) 296:4
Лера: Я заметила, что, используя запись деления «уголком» легко записать число в виде суммы слагаемых, каждое из которых делится на данный делитель:
296 : 4 = (280 + 16) : 4 = 70 + 4 = 74
3843 : 9 = (3600 + 180 + 63) : 9 = 400 + 20 + 7 = 427
Догадайся! Как рассуждала Лера? Сделай такие же записи для выражений:
275 : 5 2735 : 5 6568 : 8
738 : 9 5047 : 7 2223 : 3
Раздели на группы по какому-либо признаку. Не вычисляя значений выражений, разбей их на две группы:
18144 : 756 19920 : 83 93177 : 609 27744 : 68
10110 : 12 52140 : 395 24660 : 548 11999 : 13
Разгадай правило, по которому составлен первый столбик выражений. Составь по этому же правилу выражения для других столбиков и найди их значения:
а) 9003 : 3 4012 : 4
9006 : 3 ………
9012 : 3 ………
б) 9612 : 12 7515 : 15
9624 : 12 ………..
9636 : 12 ……….
9648 : 12 ………
Выполняя эти задания, учащиеся получают роль – «исследователей» и открывают для себя знания. Процесс носит частично поисковый и творческий характер обучения. Учащиеся не боятся проявлять инициативу в рассуждениях и доказательствах, чтобы выбрать образец правильного алгоритма учебного действия.
В методической литературе много внимания уделяется формированию умения у младших школьников решать текстовые задачи.
Обучение составлению графического плана-опоры начинается с 1 класса.
Например, при решении задачи: «Петя поймал на 2 рыбы больше, чем Ваня. Сколько поймал Ваня, если Петя поймал их 20?» предлагается выбрать схему, соответствующую задаче:
В •----------------• П •----------------•
П •------------• В •------------•
Предлагаю обозначить на схеме, что известно в задаче, а что неизвестно. Мнения учащихся разделяются. Повторное чтение текста и одновременная демонстрация на схемах одним учащимся помогают убедиться в правильности выбора схемы, а другим – в том, что они первоначально были не правы.
Например, «Курица легче зайца на 4 кг, а заяц легче собаки на 8 кг. На сколько курица легче собаки?»
К. •----------------•
4
З. •-----------------------•
8
С. •-----------------------------•
Использую методический приём диалога.
Лера решила задачу так: 8 + 4 = 12 (кг)
А Коля – так: 8 – 4 = 4 (кг)
Кто прав: Лера или Коля?
Дети рассуждают так: «Отрезок, который надо найти, состоит из двух частей. Одна часть равна 4, а вторая – 8. Значит, надо к 8 + 4. Права Лера».
При решении задач учащиеся активно изображают различные модели и предлагают различные способы решения задач.
Например: «В одном куске было 120 метров ткани, а в другом – в 3 раза больше. Из всей ткани сшили пальто, расходуя по 4 метра на каждое. Сколько пальто было сшито?»
Учащиеся предложили 4 различных способа решения, активно используя схему:
120
•----------------• ?м ?п
•----------------•----------------•----------------•
Расход ткани на 1 вещь | Количество вещей | Расход ткани на все вещи | |
Ι | 4 м | ? | 120 м |
Ι Ι | 4 м | ? | ? в 3 раза больше |
1-й способ
1) 120 • 3 = 360 (м) – во втором куске
2) 120 + 360 = 480 (м) – в двух кусках
3) 480 : 4 = 120 (п.) – всего сшили пальто
2-й способ
1) 120 : 4 = 30 (п.) – из 1-го куска
2) 30 • 4 = 120 (п.) – всего сшили пальто
3-й способ
1) 120 : 4 = 30 (п.) – из 1-го куска
2) 30 • 3 = 90 (п.) – из 2-го куска
3) 30 + 90 = 120 (п.) – всего сшили пальто
4-й способ
1) 120 : 4 = 30 (п.) – из 1-го куска
2) 120 • 3 = 360 (м) – во 2-м куске
3) 360 : 4 = 90 (п.) – из 2-го куска
4) 30 + 90 = 120 (п.) – всего сшили пальто
Таким образом, использование схематического рисунка как одного из методических приёмов обеспечивает более качественный анализ задачи, помогает осознать и обосновать выбор действий, необходимых для её решения. У учащихся уже в начальной школе проявляются самостоятельность и инициативность в целесообразном обосновании правильности любого выбранного решения.
Такой подход не может оставить без внимания контролирующего и оценочную деятельность учащихся. У школьников формируются умения находить свои ошибки, исправлять их, оценивать действия свои и других.
Развивающие упражнения на уроках
литературного чтения.
Значение чтения и книги как средства образования, воспитания и развития человека общеизвестно. Поэтому так важно с детских лет прививать ребенку любовь к чтению, интерес к книге и показать не только ее роль в жизни человека, но и вооружить ребенка умением читать.
Наипервейшей задачей является обучение младших школьников выразительному чтению. Работа над выразительным чтением основывается на принципе искренности переживания.
Чтобы чтец говорил «с чувством», он должен стремиться к словесному действию. К сожалению, нередко школьники механически проговаривают слова. С этим нельзя мириться. Нужно, чтобы говорящий(читающий) целеустремленно общался со слушателями. Для этого он должен точно знать, что именно (тема) и с какой целью (идея) он хочет донести до слушателей. Постановка конкретной задачи общения (хочу поделиться мыслями, убедить, разжалобить, рассмешить и т.д.) позволяет повысить действенность речи. Мобилизовать внимание слушателей можно лишь в том случае, когда читающий стремится направить на аудиторию волевой посыл а не проговаривать текст.
Существенную роль в выразительном чтении играет интонация.
Интонация-это совокупность совместно действующих звуковых элементов речи (устной), которая определяется содержанием и целями высказывания.
В ней выявляются следующие элементы: сила голоса (громкость и логическое ударение), пауза (логическая и психологическая), темп и режим, мелодика, эмоциональный тон, тембр.
С помощью интонации предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения… Интонация позволяет передать эмоционально-смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора (грусть, тревогу, радость), его отношение к описываемому (ирония, уважение, гордость, нежность и т.д.).
Рассмотрим такой компонент интонации, как логическое ударение.
Логическое ударение-это выделение голосом главных по смысловой нагрузке слов.
Причиной ошибок в расстановке логических ударений является недопонимание смысла читаемого или недостаточно хорошее видение того, о чем идет речь. Таким образом, расстановка логических ударений требует предварительного анализа текста.
Провожу следующие тренировочные упражнения
1. Расставь логические ударения, обоснуй их наличие и место в фразах, прочитай выразительно.
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
(И. А. Крылов)
По улицам Слона водили…
(И. А. Крылов)
2. Прочитай стихотворение, вдумываясь в его содержание. Подчеркни слова, на которые падает логическое ударение.
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
(А. К. Толстой)
Послушай, как читает это стихотворение один из ваших товарищей, исправь его ошибки.
3. Прочитай любое стихотворение, обозначь логические ударения, запиши свое чтение на магнитофонную ленту. Прослушай запись. Оцени свое чтение.
4. Познакомьтесь с некоторыми правилами постановки логических ударений. К 3-4 из них подбери примеры из детской литературы.
Ударение принимают:
1.Сравнивающиеся предметы, явления (то как зверь)
2.Противопоставляющиеся слова-понятия (ты грустный а он веселый)
3.Яркие, выразительные языковые средства (звуковые повторы,
метафоры…)
4.Новые понятия, явления, действующие лица, о которых говорится
впервые (Бородино)
5.Обобщающие слова.
6.Слова обозначающие перечисления или счет (лиловый, золотой,
багряный листопад)
7.Обращение, стоящее в начале фразы (Голубушка, как хороша)
8.Слова, передающие вопрос (кто стучится в дверь ко мне…)
(С.Я.Маршак)
5. Определите, какой вариант расстановки логических ударений является верным и почему.
а) Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день…
б) Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день…
(А.С.Пушкин)
6. На первом этапе необходимо проследить насколько ударение на слове меняет смысл фразы, для этого сравниваем ударные слова в одном предложении. Можно организовать знакомство школьников со смыслоразличительной функцией логического ударения следующим образом. Например можно сказать:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный.
(А.С.Пушкин)
И в каждом случае смысл будет разный, в зависимости от того, какое слово мы сделаем ударным. Ударное слово-центр внимания. В нем живет весь смысл фразы.
«Чтобы поставить ударение логическое, нужно понять, что является главным в отрывке (найти важные по смыслу слова), произнести вслух, выделив голосом главные слова, чтобы проверить, верно ли выражен смысл».
7. Распределяю по порядку, от легкого к трудному виды работы над логическим ударением:
-Чтение текста с выделением логических ударений;
-Самостоятельное нахождение слов, которые нужно читать,
выделяя голосом;
-Анализ образца (например: чтение учителя) с точки зрения
правильности постановки логических ударений.
8.Упражнения на первом этапе. Определить конкретную методическую цель каждого задания, распределить их по степени трудности.
1) На доске пишется одно или несколько предложений, в которых я обозначила логическое ударение. Прочитай, определи смысл предложения.
«Я люблю свой город»
(Человек говорит о любви к родной земле, месту, где он родился, к Родине). Значит, какое слово выделим логически?
2) На доске предложение.
Ветер сильно качал березы.
Ветер сильно качал березы.
Прочитай предложение так, чтобы слушатели поняли, что происходит в природе и как происходит действие.
3) На доске: В лесу растут хвойные деревья.
Вызываются двое учащихся. Первый получает задание: поставить к предложению несколько вопросов так, чтобы логическое ударение падало по очереди на разные слова. Например: Какие деревья растут в лесу?...
Второй отвечает на вопросы, правильно определяя слова, на которые падает ударение.
Следующий важный компонент интонации-паузы (логические и психологические), остановки, перерывы в звучании. Их наличие и длительность определяются смыслом. Чем теснее связаны между собой речевые звенья, тем короче пауза. Чем связь меньше, тем длиннее пауза.
Прежде всего, следует проследить, как связаны паузы и знаки препинания.
Например: На доске записан текст из произведения Соколова-Микитова «Осень в лесу» с размеченными паузами:
«Пришел сентябрь.// После знойного лета, / после августовских теплых дней / наступила золотая осень //.»
- Дети читают текст про себя.
- Учитель спрашивает: «Всегда ли паузы совпадают со знаками препинания? Какая пауза не совпадает?»
- Обсуждается длительность пауз.
- Проводятся пробы чтения.
- Вывод: паузы надо делать независимо от читаемого текста. Они могут и не совпадать со знаками препинания.
- Закрепление сведений на новом материале с неразмеченными паузами.
9.Упражнение: Найди ошибки в расстановке пауз, внеси коррективы. Прочитай.
а) День пригреет - возле дома //
Пахнет позднею травой… //
Отошли грибы, / орехи, /
Смотришь, утром со двора //
Скот не вышел. //
(Твардовский)
б) Все прошло: с зимой холодной //
Нужда, голод настает… //
(И.А.Крылов)
В чтении этих текстов кроется дополнительная трудность, обусловленная необходимостью сохранить ритм стиха путем соблюдения построчных (ритмических) пауз, иногда вовсе не совпадающих с логическими.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов…
(А.С.Пушкин)
- Какие ошибки могут возникнуть при чтении этих строк?
- Нужна ли построчная пауза? Для чего?
Вывод: построчные (ритмические) паузы обязательно должны быть, но соблюдать их нужно не механически, а с учетом смысла. Именно смыслом будет продиктована длительность паузы, ее характер.
Нельзя требовать расстановки пауз только в соответствии со знаками препинания. Это ошибка; такое чтение превратит стихи в прозу.
Например: Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу.
(А.С.Пушкин)
(Здесь после слова «караван» нужна пауза, но, во-первых, короткая, а во-вторых, наполненная содержанием определенным, предполагающим продолжение).
Наряду с логической паузой существует психологическая пауза. Это остановка, которая усиливает психологическое значение высказываемой мысли. Психологическая пауза всегда богата внутренним содержанием, красноречива, так как в ней отражено отношение чтеца к тому, что он говорит. Например: из «Руслана и Людмилы» А.Пушкина:
…смотрит храбрый князь-
И чудо видит пред собою. //
Найду ли краски и слова? //
Пред ним // живая голова.
Уже произнося слово «чудо», исполнитель видит «внутренним зрением» потрясающую картину, которая способна вызвать состояние и удивления, и ужаса, что отразиться в мимике чтеца и будет подчеркнуто паузой (на 2 счета) после местоимения «ним».(мимика-чуть приоткрытый в растерянности рот).
Задание. Указать место и назначение психологической паузы в отрывке:
…Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах…а сам с ноготок.
(Некрасов)
Задание: выяснить, почему в рассказе Паустовского «Барсучий нос» после слов «он обожжется» в предложении «Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжется, // но я опоздал – барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос…» нужна длительная остановка.
(Здесь важно задержать внимание детей на фразе «он обожжется», чтобы им понятно стало желание автора отвести беду, его волнение за зверька, приближающегося к раскаленной сковороде. И это достигается с помощью долгой, длительной паузы).
Для полного восприятия художественной литературы ребенок должен овладеть рядом умений: замечать и распознавать художественные средства выразительности, и прежде всего – языка произведения, определять жанровые особенности произведения (отличать прозу от стиха, сказку от рассказа), видеть компоненты произведения (образ, поступок), образное изображение природы (пейзаж), их функциональное назначение в тексте; уметь воссоздать в своем воображении читаемое, проникнуть в эмоциональную направленность произведения, видеть позицию автора и определять свою позицию, воспринимать произведение адекватно авторскому замыслу.
С целью развития этих умений использую разнообразные задания на разных этапах урока.
До начала работы с текстом даю тренировочные упражнения на технику чтения (чтение трудных слов отдельно и в словосочетаниях, чтение скороговорок, чистоговорок).
Задание.
Собери и прочитай скороговорку.
летит по копыт полю от
пыль топота
Задание:
Научись читать скороговорку.
Полосатые паласы
Полоскала дочка Власа.
Полоскала, полоскала –
Полосатой речка стала.
Задание:
Прочитай предложение.
Скоросказкасказываетсяданескороделоделкется.
В ходе работы с текстом предлагаю найти толкование слов по словарю или выбрать нужное толкование лексического значения слов из ряда данных.
Задание:
Соедини устаревшее слово – архаизм с его современной «парой».
соглядать глаза
сызнова город
очи говорить, рассказывать
(стольный) град увидеть
сказывать снова, опять
(П.Ершов «Конек-Горбунок»)
Задание:
Подбери к устаревшим словам современную «пару».
Дарован-…
Надобно-…
Испить-…
Схоронился-…
Стольный град-…
(Былины про Илью Муромца)
Предлагаю систему заданий, обучающих озаглавливанию частей текста и составлению плана. Сначала предлагаю выбрать наиболее удачное заглавие из ряда данных.
Задание.
Выбери наиболее точное заглавие для всего отрывка.
Незнайка учится писать стихи.
Горе – поэт.
Друзья не оценили талант Незнайки.
Затем предлагаю восстановить последовательность частей.
Задание.
Восстанови последовательность частей в отрывке. Пронумеруй части.
Торопыжка и Авоська возмущаются.
Незнайка решил, что поэтом быть легко.
Незнайка решил не ссориться с друзьями.
Знайке не понравились стихи про него.
(Н.Носов. Приключения Незнайки)
Затем даю задания вида:
Допиши план текста по образцу.
- Туча и заяц.
- Туча и …
- Туча и …
- Туча и …
- Потому-то ноябрь и пегий.
(Н.Сладков. Почему ноябрь пегий?)
Задание:
Закончи цитатный план сказки.
- «Жили две девочки – Рукодельница да Ленивица».
- «Будешь умна, тебе же лучше; будешь ленива, тебе же хуже».
- _____________________________________________________
- ______________________________________________________
- ______________________________________________________
(Одоевский. Мороз Иванович)
После этого даю задания по самостоятельному составлению плана.
В ходе работы над текстом даю задания, обучающие давать характеристику героям произведений, сравнивать их характеры.
Задание:
Как ты думаешь, что общего в характерах Никиты и папы? Соедини.
веселые
любят животных
Никита и папа серьезные
наблюдательные
фантазеры
(Е.Чарушин. Томкины сны)
Задание:
Сравни Рукодельницу и Ленивицу: их отношение к работе, их характеры. Заполни таблицу.
Рукодельница (какова?) | Ленивица (какова?) |
трудолюбива | |
неуважительна, груба | |
послушна | |
(Одоевский. Мороз Иванович.)
Задание:
Составить цитатную характеристику дедушки Мазая.
- «Старый Мазай любит до страсти свой низменный край»
- «Вдов он, бездетен, имеет лишь внука».
- _______________________________________________________
- _______________________________________________________
- «Дня не проводит Мазай без охоты».
- _______________________________________________________
- _______________________________________________________
- «Знает он много рассказов забавных».
Определи одним словом характер Мазая.
(Н.Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы)
Задание:
Подготовь устный рассказ об одном из героев произведения по плану.
План рассказа.
- Где живет герой, чем занимается.
- Какие поступки совершает, почему.
- Какой характер у этого героя.
- Что думает о нем автор.
- Как ты относишься к этому герою.
Следующая система заданий направлена на обучение умению формулировать тему и основную мысль текста.
Задание:
Определи тему рассказа. Обведи самую точную формулировку.
Рассказ «Лесной голосок» о том, как
а) рассказчик наблюдает за птицами;
б) рассказчик подражает голосу кукушки;
в) рассказчику впервые удалось увидеть, как выглядит кукушка.
Задание:
Какую самую главную мысль ты прочитал «между строк» в этом рассказе? Обведи наиболее точный ответ.
а) Если быть настойчивым, обязательно добьешься своей цели.
б) Любознательному и настойчивому человеку природа обязательно откроет свои тайны.
(Г.Скребицкий. Лесной голосок)
Задание:
Что хотел сказать автор этой сказкой? Выбери наиболее точную формулировку.
- Как здорово поймать волшебную золотую рыбку!
- Как плохо быть сварливым и жадным.
- Если ты сварливый и жадный, ты потеряешь свое счастье.
(А.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.)
Задание:
Прочитай пословицы. Объясни их смысл и связь со смыслом сказки.
а) Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
б) Цыплят по осени считают.
в) Хорошей хозяйкой дом стоит.
г) У ленивой пряхи нет для себя рубахи.
Уроки литературного чтения играют большую роль в развитии творческого мышления учащихся. Одним из эффективных методов в его развитии является постановка проблемного вопроса.
Задаю вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли…)
Например:
1. Сказка Ш.Перро «Кот в сапогах». А если бы людоед не захотел превратиться в мышку, как бы Кот оказался победителем? Как иначе можно было бы избавиться от Людоеда.
Учащиеся начинают искать свои варианты, т.е. решать поставленную проблему.
2. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»-сказка.
- А если бы слуга не пошел за козленочком? Что еще можно было бы придумать, чтобы спасти Аленушку?
3. Сказка « Гуси – лебеди»:
- А если бы ни печка, ни яблонька, ни речка не стали бы помогать девочке?
Мои учащиеся любят такой вид работы, который мы называем «Сказки с новым концом». С большим интересом придумывали новый конец сказке «Девочка Снегурочка». Снегурочка у нас превратилась и в ромашки на лугу у дома бабушки и дедушки; и в дождик, и ручейком возвращалась домой. Конец нанайской сказки «Айога» мы тоже сделали счастливым. Жалко стало девочку, несмотря на то, что она была жестокой и самовлюблённой.
При работе с малыми жанрами фольклора используем приём « пантомима»:
- изобразите, т.е. покажите жестами и мимикой пословицы:
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Не всё золото, что блестит.
Мал золотник да дорог.
Работая над поэтическими произведениями, я часто предлагаю учащимся упражнения в словесном творчестве.
Например, А.Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад».
- Выбери «осенние» слова. Составь с ними «осеннюю сказку».
Аналогичные творческие работы я проводила и по стихотворению С. Есенина «Зима» и Тютчева «Зима недаром злится…» Вот какую «Зимнюю сказку» написала Ларионова Ксения.
Путешествие маленькой снежинки
«Летит пушистая,
снежинка смелая.
Какая чистая,
какая белая!»
(К.Бальмонт)
Маленькая пушистая снежинка Звездочка легко летела из дома – Хрустального дворца. Она летела много дней и ночей, была капелькой в море, частичкой облака. Звездочка видела леса, города, людей, дома. Но больше всего ей везде нравились дети, которые играли, катались на коньках и на санках. А один раз она видела, как какая то девочка летела со снежной горы. Снежинка приземлилась ей на шапочку и скатилась вместе с девочкой с огромной горы. Это ей так понравилось, что пока девочка каталась, Звездочка лежала на ее шапке и, как только девочка начинала ехать, замирала от удовольствия. Но, наконец снежинку подхватил ветер, и она полетела дальше.
Звездочка прилетела к Новому Году в огромный город – Москву. Там на улицах и в домах горели гирлянды, свечи, лампы. В некоторых окнах было очень много света. Там уже дарили подарки, поздравляли друг друга. Дети бегали по квартирам с игрушками, книгами и другими подарками.
В общем, было так весело, что Звездочка не выдержала и опустилась на один подоконник. В этой квартире царило особое веселье. Был ужасный беспорядок. Дети перевернули весь дом в поисках подарков. Которые родители специально спрятали подальше. Но, наконец – то подарки нашлись. Это были: чудесная кукла, которая говорила: «Мама», огромный дракон и большая игра. Дети так обрадовались подаркам, что сразу стали с ними играть.
А под конец все вышли на улицу и стали пускать фейерверки. После Нового года Звездочка опустилась на землю и лежала так до конца зимы.
Нравится детям такое упражнение «Изменение ситуации в знакомых сказках»
1. «Лев и собачка» Л.Н.Толстой.
-собачка не заболела.
2. «Сказка о рыбаке и рыбке». А.Пушкин.
- Старуха сама пришла к морю…
3. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.Пушкин.
- Сочини сказку: о наливном яблочке,
о могучем ветре,
о ясном месяце.
Систематическое применение перечисленных видов упражнений и заданий позволяет мне развивать мышление учащихся с помощью слова.
Заключение.
«Не мыслям надобно учить, а учить мыслить».
Э.Кант
Таким образом, можно сделать вывод, что использование на уроках естественно-математического цикла развивающих упражнений оказывает своё положительное влияние на развитие творческого мышления и мыслительных процессов вообще. Итак, можно сказать, что работа по данной методической теме в течение четырёх лет дала ожидаемые результаты и поэтому я продолжу работу по этой теме на содержании других предметов, применяя при этом информационные технологии.
Содержание.
Введение ……………………………………………………….…
Актуализация темы ………………………………………………
Глава первая
Теоретическое обоснование развивающего
обучения с позиций современной педагогики.
……………………………………………………….……………
Глава вторая
Практическое использование развивающих упражнений на уроках естественно-математического цикла.
……………………………………………………….……………
Развивающие упражнения на уроках русского языка
……………………………………………………….……………
Развивающие упражнения на уроках математики
……………………………………………………….……………
Развивающие упражнения на уроках литературного чтения
……………………………………………………….……………
Заключение ……………………………………………………………...
Приложения ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- А. З. Зак. Развитие умственных способностей школьников.
- Г.А. Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.
- И.И. Агафонова. Учимся думать.
- Л.Ф. Тихомирова. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников.
- М.В. Бетенькова, Д.С. Фонин. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка.
- Г. В. Панскова. Интеллектуальные задания для учащихся младшего школьного возраста.
- В.В. Репкин, Н.В. Репкина. Развивающее обучение: теория и практика.
- Л.В. Занков. Усвоение знаний и развитие младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в практической деятельности учителя начальных классов"
В помощь учителю начальных классов для использования здоровьесберегающих технологий в своей работе....
Использование здоровьесберегающих технологий в практической деятельности учителя начальных классов.
В помощь учителю начальных классов....
Здоровьесберегающие технологии в практической деятельности учителя начальных классов.
Здоровьесберегающие технологии, основанные на двигательной активности детей, музыкотерапии, сказкотерапии....
Научно-практический семинар по обмену опытом работы учителей начальных классов ГБОУ РТ Школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Кызыла и Тоджинского кожууна в условиях ФГОС
Что такое работать в современной сельской школе в отдаленном кожууне (районе)? Требования для всех едины, но информация запаздывает. Интернет работает плохо, если не сказать что его нет совсем, период...
МО начальных классов "Формирование УУД средствами саморазвития личности". Практические типовые задачи для формирования и реализации 7-10 лет
ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ: - ПРОБА НА ВНИМАНИЕ Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля. Возраст: 8 – 9 лет - УРОВЕНЬ МОРАЛЬНОЙ ДЕЦЕНТРАЦИИ Оцениваемые универсальные учеб...
Практические рекомендации учителя-логопеда учителю начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС
Практический материал для учителей начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов...
Тема Школьного Методического Объединения учителей начальных классов: «Практические пути использования игры как средства формирования положительной мотивации к обучению обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальной школе»
Тема Школьного Методического Объединения учителей начальных классов: «Практические пути использования игры как средства формирования положительной мотивации к обучению обучающихся с интеллектуал...