Гимнастика - побудка.
план-конспект по зож на тему
О влиянии бодрящей гимнастики на физическое здоровье детей. Картотека для 2 младшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 141.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ГИМНАСТИКИ-ПОБУДКИ В РЕЖИМЕ ДНЯ.
Подготовила воспитатель МБДОУ №4: Черникова Светлана Анатольевна
«Я не боюсь еще и еще раз повторить:
забота о здоровье – это важнейший труд
воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В.А.Сухомлинский
Проблема физического здоровья детей - одна из наиболее актуальных на сегодняшний день.
Многочисленные исследования показывают: неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается, а напротив, имеет тенденцию к ухудшению.
Поэтому в группе я уделяю большое внимание физическому развитию своих воспитанников. Все комплексы, используемые в своей работе, провожу в игровой сюжетно-ролевой форме, в свободном темпе, без принуждения.
Регулярные занятия оздоровительной гимнастикой и самомассажем позволяют детям полнее узнать свой организм, свои возможности и слабые места, интуитивно прочувствовать основные пути восстановления физиологических функций и прилагать целенаправленные усилия для поддержания на хорошем уровне функционирование всех органов и систем.
Принцип повторяемости, положенный в основу системы комплексов ритмической гимнастики, приучает детей к регулярной работе. С детьми младшего возраста гимнастика - побудка проводится в игровой форме. В гости к детям приходят любимые сказочные персонажи, может быть определенный сюжет.
Главные принципы, по которым я работаю, являются:
-принцип радости - физическая культура должна вызывать у ребенка чувство радости и удовольствия от движений, способствовать эмоциональному и двигательному раскрепощению, желанию заниматься. Веселое настроение, приятные эмоции, смех, радость способствуют общему оздоровлению;
-принцип творческой направленности — ребенок самостоятельно создает новые движения и игры, основанные на использовании его двигательного опыта и наличия мотива, побуждающего к творческой деятельности.
Основные цели занятий:
-гармоничное физическое и духовное развитие детей;
-формирование основ здорового образа жизни;
-творческое развитие личности каждого ребенка.
Гимнастика-побудка проводится с детьми всех возрастных групп ежедневно после дневного сна. Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.
Она необходима для обеспечения детям:
-плавного перехода от сна к бодрствованию,
-подготовке к активной деятельности;
-профилактики плоскостопия;
-формирования правильной осанки;
-закрепления навыков осознанного поведения;
-самомассажа головы, лица, рук, живота, ног, активизируя биологически активные точки.
Комплекс гимнастики после дневного сна длится 12–15 минут, после чего дети переходят к водным процедурам.
Комплекс состоит из нескольких частей:
-разминочные упражнения в постели,
-выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика),
-выполнение общеразвивающих упражнений у кроваток (дыхательная гимнастика),
-упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки (ходьба по "тропе здоровья" - по массажным, ребристым, солевым или мокрым дорожкам)
-игра в подвижные игры в помещении с контрастной температурой воздуха, --выполнение упражнений с тренажерами.
Заканчивается гимнастика обтиранием холодной водой или контрастным обливанием (рук или ног).
Материал: дорожки "Здоровья", физкультурное оборудование: мячи разных размеров и веса, палки, гантели, роллеры.
Время проведения: после дневного сна.
Место проведения: спальня, групповая комната.
Методика проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна.
Пробуждение детей можно организовать под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.
Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Я начинаю проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Главное правило исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.
Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.
Затем с детьми проводится сеанс самомассажа. Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 мин. Каждое движение выполняется 4 — 6 раз. Процедура самомассажа проводится в игровой форме по схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.
Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.
Затем дети выполняют ходьбу (на носках, пятках, с высоким поднятием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по дорожкам) или комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей. Длительность этой части гимнастики 2-3 минуты.
Далее дети выполняют комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей, можно использовать кубики, мячи, обручи, гантели, гимнастические палки. Они выполняются в течение 2-3 минут.
Затем дети выполняют комплекс дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей.
Затем проводятся индивидуальная оздоровительная работа с нуждающимися детьми.
Самомассаж мышц головы и шеи.
«Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.
«Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих
ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной
ямке.
Самомассаж мышц лица.
«Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам.
«Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к
вискам.
«Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.
«Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками
пальцев по лбу.
«Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.
«Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.
«Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки и удержать в течение 3 — 5 с.
«Нарисуем усы» Движение указательными и средними пальцами от
середины верхней губы к углам рта.
«Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от
середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.
«Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами
от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.
«Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.
«Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать
от середины подбородка к ушам.
«Расческа». Поглаживание губ зубами.
«Молоточек». Постукивание губ зубами.
«Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней
губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.
«Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам.
«Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.
«Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к
щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по
часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать
круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».
«Пальцевый душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по
ним кончиками пальцев.
«Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам.
«Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
Самомассаж ушных раковин.
«Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.
«Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их
вниз 3 — 5 раз.
«Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2 — 3 с.
ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ
ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
«Мы проснулись».
1. «Веселые ручки» - и. п.: лежа на спине. Поднимать руки в стороны и опускать вниз. (4 раза)
2. «Резвые ножки» - и. п.: то же. Поочередно поднимать то одну, то другую ногу. (4 раза)
3. «Жучки» - и. п.: то же. Перекаты на правый, затем на левый бок. (4-6 раз)
4. «Кошечки» - и. п.: стоя на средних четвереньках. Двигаться вперед-назад, наклоняться вниз, сгибая локти, возвращаясь в и.п. (4 раза)
Ходьба на месте обычная, выходят из спальни на носках.
«Бабочка».
Спал цветок И.п.: сидя на корточках,
вместе под щекой, глаза
закрыты, голова наклонена.
И вдруг проснулся И. п.: то же. Медленно открыть
глаза, опустить руки через
стороны, встать.
Больше спать И. п.: стоя. Повороты головы
не захотел вправо-влево, показать
пальчиком «не захотел».
Потянулся, улыбнулся, Дети выполняют
Взвился вверх и полетел движения по тексту.
(2-3 раза)
«Пробуждение солнышка» первая часть.
1. «Солнышко просыпается» - И. п.: лежа на спине. Поднять голову, повороты головы влево-вправо. (4 раза)
2. «Солнышко купается» - и. п.: то же. Обхватить руками колени, перекатываться с боку на бок. (4 раза)
3. «Солнечная зарядка» - и. п.: то же, руки вытянуты назад. Поднимать одновременно руки и ноги вверх-вперед.
(4 раза)
4. «Солнышко поднимается» - и. п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях. Приподниматься на прямые руки, не отрывая ног от кровати. (4-5 раз)
5. «Солнышко высоко» - и. п.: сидя на коленях, упор руками спереди. Приподняться на руки и прямые ноги.
(4 раза)
6. «Я – большое солнышко» - и. п.: стоя на ногах возле кроватки. Поднять руки вверх через стороны, потянуться, встать на носки. (4 раза)
Обычная ходьба босиком.
«Пробуждение солнышка» вторая часть.
1. «Вот как солнышко встает» - и. п.: сидя на корточках, руки опущены вниз. Медленно вставать, руки вперед-вверх на каждое слово.
2. «Выше, выше, выше» - и. п.: стоя в вверху разведены в стороны. Наклоны туловища вниз, руки на колени, вернуться в и. п.
3. «К ночи солнышко зайдет» - и. п.: то же. Присесть на корточки, руки опустить.
4. «Ниже, ниже, ниже» - и. п.: сидя на корточках, руки опущены вниз. Наклоны головы вниз- вверх-вниз.
5. «Хорошо, хорошо» - и. п.: стоя. Хлопки в ладоши.
6. «Солнышко смеется» - и.п.: стоя, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево.
7. «А под солнышком таким веселей живется» - и. п.: то же. Кружение на месте в одну, а затем в другую сторону.
(Повторить 2 раза)
«Заинька – зайчишка»
1. «Заинька, подбодрись, И. п.: стоя, руки вдоль
серенький, потянись» туловища. Приподняться
на носки, руки через
стороны вверх.
2. «Заинька, повернись, И. п.: стоя, руки на поясе.
серенький, повернись» Повороты туловища
вправо-влево, затем в и. п.
3. «Заинька, попляши, И. п.: то же. Мягкая
серенький, попляши» пружинка.
4. «Заинька, поклонись, И. п.: то же. Наклоны
серенький, поклонись» туловища вперед.
5. «Заинька, походи, И. п.: то же. Ходьба на
серенький, походи» месте.
6. «Пошел зайка Ходьба по ребристой
по мосточку» доске.
7. «Да по кочкам, Ходьба по резиновым
да по кочкам» коврикам. 3 притопа.
«Ветерок»
1. «Ветерок» - и. п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. Повороты головы вправо, опустить правую щеку на подушку, затем тоже влево. Звукоподражание «фу-у-у».
2. «Полет ветерка» - и. п.: то же. Развести руки в стороны.
3. «Ветерок играет» - и. п.: то же, упор руками на локти.
4. «Ветерок гонит тучи» - и. п.: стоя на средних четвереньках. Движения туловища вперед-назад, не отрывая ног и рук от кроватки.
5. «Большие серые тучи» - и. п.: то же. Подняться на высокие четвереньки.
6. «Ветер дует на полями, над лесами и садами» - обычная ходьба переходящая в легкий бег.
«Лесные приключения» часть первая.
1. «Медведь в берлоге» - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Перекаты с боку на бок.
2. «Зайчики – побегайчики» - и. п.: то же. Поочередное поднимание ног в быстром темпе.
3. «Зайчишки – трусишки» - и. п.: то же. Ноги согнуть в коленях, обхватить их руками – «спрятались»; вернуться в и. п., отвести руки назад – «показались».
4. «Любопытные вороны» - и. п.: сидя на коленях. Встать на колени, руки развести в стороны и делать взмахи, сказать «кар-р».
5. «Белочки на веточках» - и. п.: стоя возле кровати, руки на поясе. Повороты с пружинкой.
6. «Благородные олени» - и. п.: то же. Ходьба на месте высоко поднимая колени.
«Лесные приключения» часть вторая
1. «Медведь в берлоге» - и.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Перекаты с боку на бок.
2. «Зайчишки-трусишки» - и. п.: то же. Ноги согнуть в коленях, обхватить их руками – «спрятались», вернуться в и. п., отвести руки назад – «показались».
3. «Волчек-серый бочок» - и. п.: стоя на средних четвереньках. Поочередное вытягивание ног вверх.
4. «Лисички-сестрички» - и. п.: стоя возле кровати. Имитация движений лисички на месте.
5. «Елочки большие и маленькие» - и. п.: то же, руки на поясе. Присесть, обхватить руками колени, опустить голову; затем выпрямиться, встать на носки, потянуться, руки вверх.
«Путешествие снежинки» часть первая.
1. «Снежинки просыпаются» - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы влево-вправо.
2. «Снежинки-пушинки» - и. п.: то же. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и.п.
3. «Снежинки-балеринки» - и. п.: стоя возле кроватки, руки в стороны. Повороты туловища с вращением кистей.
4. «Снегопад» - и. п.: то же. Медленные приседания с опусканием рук вниз.
5. «Танец снежинок» - и. п. то же. Кружение на месте на носках.
«Путешествие снежинки» часть вторая.
1. «Снежинки просыпаются» - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы влево вправо.
2. «Снежинки-пушинки» - и. п.: то же. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и. п.
3. «Клубок снежинок» - и. п.: сидя на кроватке. Колени согнуть и обхватить руками, голову опустить; затем выпрямиться, руки назад, ноги вытянуть, голову вверх.
4. «Снежинки-самолетики» - и. п.: сидя на коленях, руки опущены. Приподняться на коленях, руки в стороны.
5. «Метель заметает снежинки» - и. п.: стоя возле кровати. Наклоны туловища вперед, взмахи руками – «метель».
6. «Снегопад» - и. п.: стоя возле кроватки, руки в стороны. Мелкие приседания с опусканием рук вниз.
Ходьба по ворсистому коврику с притопом и поглаживанием ступни о коврик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Учу здоровью! Драгоценные минуты отдыха и релаксации на уроке". Гимнастика для глаз. Дыхательная гимнастика.
Работа, направленная на сохранение здоровья, во время проведения физминуток на уроках в начальной школе. Гимнастика для глаз по методу У.Г. Бейтса. Дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стр...
Методические рекомендации по организации обучения гимнастике учащихся начальных классов «Техника и методика основных упражнений по гимнастике»
Данный материал могут использовать учителя физической культуры при изучении раздела "Гимнастика"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по лечебной гимнастике на фитболах "Фитбол - гимнастика" (1-4 классы)
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохран...

Авторская программа внеурочной деятельности по лечебной гимнастике на фитболах «Фитбол-гимнастика» по ФГОС.
Современная школа стоит на пороге внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельнос...

Технологическая карта урока гимнастика. Тема: "Обучение технике выполнения упражнений с элементами акробатики и аэробики на уроке гимнастики".
Опыт работы, представленный в технологической карте урока физическая культура по разделу программы - гимнастика.Тема урока: " "Обучение технике выполнения упражнений с элеме...

Конспект занятия по гимнастике для учащихся 2 классов Гимнастика: Упражнения в лазаньи и перелезании
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Главную роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание...

Гимнастика. Виды гимнастики.
Представленный материал может быть использован на вводном занятии раздела учебной программы "Гимнастика с элементами акробатики" для начальной школы. Материал могут использовать учителя, инструкторы, ...