Игровой компонент на уроках в 1 классе с использованием оздоровительной дыхательной гимнастики по методике БОС.
методическая разработка по зож на тему
Практическое применение дыхательной гимнастики на уроках в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upr.na_dyh.doc | 20.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровой компонент на уроках в 1 классе с использованием оздоровительной дыхательной гимнастики по методике БОС.
В 1 классе ребенок учится читать, что требует от него напряжения и большого расходования сил: повышается частота дыхания, повышается частота сердцебиений, повышается давление, что в итоге, несомненно, приводит ко многим не только психологическим, психическим, но и соматическим проблемам. Первоклассник настолько раним и беззащитен перед возникающими на его пути проблемами, что учитель просто обязан позаботиться о его здоровье, о создании для учащегося комфортной обстановки, которая позволит ребенку научиться учиться и справляться со всеми стрессовыми ситуациями, связанными с новой деятельностью – учебной, уже не игровой, как было раньше в детском саду.
Ребенка необходимо познакомить с преимуществами безусильной речи, от которой и зависит его здоровье, подготовить его к сеансам БОС–здоровье. Ведь навык диафрагмально-релаксационного дыхания, который и является результатом курса «БОС-здоровье», выработать у первоклассников достаточно трудно, что подтверждает и оценки результативности в 1 классах. Поэтому в ходе проводимых с первоклассниками занятий и уроков я применяла и советовала коллегам применять релаксационные и дыхательные упражнения для достижения наилучшего результата в ходе подготовительного этапа – освоение принципами диафрагмально-релаксационного дыхания без сигналов обратной связи. Это в дальнейшем облегчает работу по преодолению трудностей (например: повышение пульса, связанное с неправильным выполнением инструкции или тревожностью пациента). Главное – акцент делается на игровом компоненте.
Упражнения на релаксацию.
Расслабление мышц плечевого пояса:
Роняем руки
Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед. По предложению ведущего снимают напряжение в плечах и дают рукам упасть вниз. Повиснув, руки слегка пассивно качаются, пока не остановятся. Упражнение повторяется. Руки не следует раскачивать после их падения. Можно подсказать детям образ: руки – висят, как веревочки.
Трясем кистями
Исходное положение – руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.
Стряхиваем воду с пальцев
И. п. – руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнениями полезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
Поднимаем и опускаем плечи
Дети как можно выше поднимают плечи, затем свободно опускают их в нормальное положение(сбрасывают плечи вниз).
Твердые и мягкие руки
Руки подняты в стороны. Дети до предела выпрямляют все суставы рук (ослабляют напряжение, давая плечам опуститься), и напрягают все мышцы – от плеча до кончиков пальцев. Затем, не опуская рук, ослабляют напряжение, давая плечам опуститься, а локти , кисти и пальцы слегка пассивно согнуть. Руки как бы ложатся на мягкую подушку.
Мельница
Дети описывают руками большие круги, делая маховые движения вперед-вверх. После энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, свободно взлетают, описывают круг и пассивно падают. Движения выполняются несколько раз подряд в довольно быстром темпе. Следите, чтобы у детей в плечах не возникло зажимов, при которых в руках нарушается правильное круговое движение.
Расслабление и напряжение мышц корпуса:
Роняем руки
Дети поднимают руки в стороны и освобождают от напряжения мышцы спины , шеи и плеч. Корпус, голова и руки падают вперед, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение.
Деревянные тряпичные куклы
Движения помогают осознавать напряженное и ненапряженное состояние мышц тела. Изображая деревянных кукол, дети напрягают мышцы ног, корпуса, слегка отведенных в стороны рук и делают резкий поворот всего тела, сохраняя неподвижными шею, руки, плечи. Ступни крепко и неподвижно стоят на полу. Подражая тряпичным куклам, они снимают излишнее напряжение в плечах, корпусе, руки висят пассивно. В таком положении дети быстрым, коротким толчком поворачивают тело то вправо, то влево. При этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса.
Упражнения, направленные на выработку короткого вдоха через нос(1,2) и длительного плавного выдоха(3,4,5,6):
Шарик( с контролем ладони на животе)
Бабочка
И. п. – стоя, руки на пояс.Вдох-1,2- отвести локти назад,прогнуться,выдох-3,4,5,6- и.п. выдох через рот.
Беседа инопланетян
И. п. – сидя. Вдох, на выдохе произносить носовой звук «м-м-м», слегка постукивая пальцами по крыльям носа. Постепенно удлинять выдох.
Ветер
И. п. вдох – ноги шире плеч, руки на поясе, выдох – наклон к правой ноге, левая рука вверх, возвращение в и. п., повторить к другой ноге.
Ветер качает деревья
И. п. –стоя, руки вверху. Поочередные наклоны из стороны в сторону с плавными движениями рук на выдохе.
Шарик сдувается
И. п. –упор-присев. Вдох – встать, через стороны руки вверх поднять, потянуться, выдох возвращение в и. п. плавно.
Грибки
И. п. – стоя на коленях, на вдохе – руки вверх , прогнуться «выросли», выдох – сесть на пятки наклониться вперед, руки положить на колени, скрестив «спрятались».
Головой кивает слон, он слонихе шлет поклон
Наклоны головы вперед по возможной амплитуде с медленными выдохами.
Запахи цветов
И. п. –стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе, вдох – поворот туловища влево, выдох –возвращение в и. п., повторить в другую сторону.
Каша кипит
И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе, на вдохе прогнуться, выдохнуть со звуком «пф-ф-ф».
Пение
Вдох – руки в стороны, выдох с произнесением гласного(а- а-а…) , руки вперед, след. вдох – руки в стороны, выдох с произнесением другого гласного (у-у-у…), руки поднимаем вверх.
Мы проснулись утром ранним
И. п. – стоя ноги на ширине плеч, руки в замке над головой, вдох – руки в стороны, потянуться, выдох опустить руки вниз.
Нарисуем линию
И. п. – сидя, вдох - поворот головы вправо, медленный поворот головы по возможной амплитуде на выдохе в противоположную сторону, затем тоже в другую сторону.
Незнайка
И. .п.- основная стойка, вдох – поднять плечи, выдох - опустить плечи со словами «эх-х!».
Посмотри на друга
И. п. – стоя, руки на поясе, вдох – повороты головы вправо-влево, выдох – возврат в и. п.
Птички летят
И. п. – основная стойка, вдох- через стороны руки вверх, выдох – опускаем вниз.
Собака берет след
«Принюхивание» кратковременный вдох, длительный выдох.
Спящая красавица
И. п. – сидя ,полулежа, с закрытыми глазами, вдох краткий, выдох длительный, возможен контроль ладонью на животе.
Хохотунчики
И. п. –сидя, контроль ладони на животе, вдох краткий, выдох с произнесением «ха-ха-ха!»
Тик-так
И. п. – вдох- стойка ноги на ширине плеч, махи руками вперед- назад со словами « тик-так!»
Насос
И. п. – вдох –осн. ст. ноги на ширине плеч, выдох – наклон туловища вправо, правая рука скользит по туловищу вниз, а левая наверх со звуками «вжик», затем все повторить в другую сторону.
Паровозик
Ходьба на месте, согнутые руки выполняют круговые, поочередные движения вдоль туловища, приговаривать на выдохе « Чух-чух-чух!».
Рубка дров
И. п. – стоя, изобразить рубку дров. Вдох – поднять руки наверх, выдох – опустить руки со словами «Ух-хх! Ух-хх!»
Маятник
И. п. –стоя, руки на поясе, вдох кратковременный, выдох – наклоны туловища в стороны со звуками «Т-у-у-х-х! Т-у-у-х-х!»
Трубач
Кратковременный вдох, а на выдохе изображаем игру на трубе со звуками «Ту-ту-ту..»
Ловля комара
Краткий вдох, на выдохе направляем звук «з-з-з» в разные стороны, регулируя громкость и темп «комариного писка».
Косарь
И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, вдох – заносим «косу», выдох – «косим траву» со звуком «Ж-ж-у-у-х-х!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Учу здоровью! Драгоценные минуты отдыха и релаксации на уроке". Гимнастика для глаз. Дыхательная гимнастика.
Работа, направленная на сохранение здоровья, во время проведения физминуток на уроках в начальной школе. Гимнастика для глаз по методу У.Г. Бейтса. Дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стр...
Выступление на тему: «Дыхательная гимнастика при коррекции заикания. Методика выработки диафрагмально-релаксационного дыхания с помощью БОС»
Биологическая обратная связь (БОС) - это учебный процесс, в котором люди обучаются улучшать своё здоровье и психологическое состояние, наблюдая сигналы, идущие от собственного тела. Этот метод научно ...
Физкультминутки, пальчиковая и дыхательная гимнастики как фактор здоровьесбережения на уроках в начальной школе.
Выступление на педогогическом совете по теме "Физкультминутки, пальчиковая и дыхательная гимнастики как фактор здоровьесбережения на уроках в начальной школе"....
Разработка дидактического материала к урокам начальных классах с использованием ИКТ
Практические советы по созданию дидактического материала средствами ИКТ...
дыхательная гимнастика на уроках музыки
Упражнения для правильного дыхания, артикуляционные упражнения....
Урок общей физической подготовки в 1 классе для детей с нарушением речи с применением упражнений дыхательной гимнастики по Стрельниковой А. Н.
Применение здоровьесберегающих технологий особенно актуально для детей с нарушениями речи, у которых нередко страдает эмоционально-волевая, познавательная, двигательная сферы. Использование элем...
ИННОВАЦИОННАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОКТЕЛЬНЫХ ТРУБОЧЕК. ПРОЕКТ « ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ -ЭТО НАШЕ ЗДОРОВЬЕ »
В федеральном государственном общеобразовательном стандарте одно из требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования включает создание образовательной среды,...