Здоровьесозидающая деятельность через систему образования
статья по зож на тему

Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесозидающая деятельность через систему образования

Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), наряду с решением образовательных задач, ориентированы на укрепление физического и духовного здоровья обучающихся, становление личностных характеристик выпускника, в том числе, выполняющего правила здорового
и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном условии.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления
и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.

3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности. Различаются, также типы технологий:

  • Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания);
  • Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия);
  • Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла);
  • Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.).

Развитие образовательной системы Красносельского района ориентировано на улучшение условий сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), наряду с решением образовательных задач, ориентированы на укрепление физического и духовного здоровья обучающихся, становление личностных характеристик выпускника и создания комфортной по отношению
к обучающимся и педагогическим работникам развивающей образовательной среды.
В рамках перехода на новые ФГОС образовательными учреждениями созданы комплексные программы «Здоровье», которые осуществляются школьными Службами здоровья.

В районе создана целевая межведомственная районная программа «Быть здоровым»
в рамках Программы РОС-2020, направленная на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. Работа в данном направлении ведется в рамках социально-образовательного кластера и сетевого взаимодействия ГБОУ СОШ №№ 237, 270, 271, 391, ГБДОУ детские сады №№ 18, 24, 26, 60, 68 «Росток», 73.

2017 год указом президента Российской Федерации был объявлен Годом экологии.
Для учащихся 1 классов был организован районный конкурс проектов «Здоровый район», посвященный Году экологии, в рамках которого дети рисовали сначала рисунок, а на втором этапе защищали свой проект. В этом конкурсе приняли участи 24 первоклассника, среди которых были определены победитель и два призера. Победителем конкурса стала ученица школы № 291 Морозова Мария.

Каждый год ОУ принимают участие в различных мероприятиях, как районного,
так и городского уровня. Интересные семинары провели ГБОУ СОШ № 391 «Профессиональная компетентность педагога в области здоровьесозидания как ресурс развития школы»; ГБДОУ детский сад № 54 «Роль современных мероприятий с родителями для формирования физического и психического здоровья воспитанников», а также
ГБОУ СОШ №№ 131, 200, 252 и ГБДОУ №№ 4, 31, 45, 61, 88 «Исток». Интересная работа по данному направлению ведется в детских садах и школах района, а также в рамках международной программы «Эко-школы/Зеленый флаг».

В рамках этого направления развивается конкурсное движение. В 2012 году впервые был проведён городской конкурс «Школа здоровья Санкт-Петербурга». Дипломант конкурса – школа № 391. В 2013 году первый этап конкурсного отбора проходил в районе. Победитель районного этапа – школа № 391, лауреат – школа № 237. Школа № 237 году стала дипломантом городского конкурса «Школа здоровья Санкт-Петербурга». В 2014 году ГБОУ СОШ № 270 стала лауреатом городского конкурса «Школа здоровья Санкт-Петербурга».
В 2015 году школа № 391 стала участником. В 2016 году школа № 391 заняла 2-е место.

В Доме детского творчества организована система работы по пропаганде здорового стиля жизни, включающая конкурсы, соревнования, праздники и поддержку здоровьесозидающей деятельности классных руководителей.

В Красносельском районе успешно работает Центр психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС), который организует работу с ОУ, учащимися и их родителями. Услуги, предоставляемые ЦПМСС, позволяют решать проблемы психологического, социального здоровья учащиеся и способствуют укреплению физического здоровья участников образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебно-воспитательной деятельности Класса Юных Моряков «Фрегат»: «Индивидуально-личностное развитие младших школьников через систему обучения и воспитанияв условиях морского класса».

Программа создана в 2006 году в соавторстве с педагогом дополнительного образования Стариковым С.А. , а также в разработке программы приняла участие в качестве научного консультанта -cтарший преподава...

Работа с одаренными детьми через систему дополнительного образования.

Работа с одаренными детьми должна проходить, как в урочное, так и во внеурочное время. Система дополнительного образования - кружки, студии, секции - помогают рсакрыть творческие способности уча...

"Активизация речевой деятельности учащихся через систему упражнений по развитию творческого воображения"

Материал представляет собой сборник упражнений, представленных в виде презентации, которые действительно развивают речь и творческое воображение учащихся....

Разработка занятия по теме: «Внеурочная деятельность через шахматное образование» КВН для учащихся 2-ых классов «Сражение на шахматной доске»

ЦЕЛЬ:Прививать интерес к шахматной игре.Задачи:• Развивать мышление, воображение, изобретательность, интерес, внимание,дисциплину, выдержку и волю, стремление к победе.• Воспитывать в процес...

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ОБЛАСТИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Статья посвящена анализу профориентации в области инженерно-технического образования среди младших школьников через систему сетевого взаимодействия и социального партнерства. Соавторы подчеркивают важ...