Здоровьезатратные факторы в учебно-воспитательном процессе
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Здоровьезатратные факторы
в учебно-воспитательном процессе
1) объективная сложность и большой объём учебного материала;
2) несоответствие методики обучения уровню способностей, подготовленности, личностным особенностям учащихся;
3) «клиповое» построение расписания уроков (5–7 уроков в день, все по разным предметам);
4) трафаретность построения годового учебного плана и распределения в нём учебных предметов, например по одному-двум урокам в неделю в течение всего года;
5) традиционно жёсткая схема урока (например, 8 этапов и всегда в одном и том же порядке);
6) недостаточное знание учителем динамики работоспособности учащихся в ходе учебного процесса;
7) недостаточное знание учителем физиологической и психологической сущности обучения и учения, а также «цены» усвоения материала;
8) влияние климатографических и других внешних факторов, ухудшающих самочувствие, снижающих работоспособность и затрудняющих учебную деятельность;
9) боязнь проверки, контроля, страх допустить ошибку, услышать грубое замечание, получить плохую оценку;
10)ориентация учеников, родителей, учителей, руководителей преимущественно на оценки (отметки) в журнале, дневнике;
11) обсуждение промахов и ошибок ученика при всём классе;
12) сообщение о домашнем задании в конце урока, «под звонок», когда нет времени проинструктировать о его выполнении и ученики уже не воспринимают слова учителя;
13) монотонность учебного процесса;
14) ежедневно повторяющаяся многочасовая статическая поза;
15) очень большая зрительная нагрузка;
16) неблагоприятные отношения ученика и учителя;
17)повышение среднего возраста учителей и снижение уровня их здоровья.
К здоровьесберегающим технологиям, выполнимым в существующих условиях, можно отнести:
1) разнообразие и адекватность приёмов установления и поддержания контакта и педагогического общения;
2) использование привлекательной мотивации (кроме оценок), способствующей активной самореализации учеников;
3) выявление «зоны ближайшего развития» по теме, что послужит настройкой и позволит уточнить ориентированность учащихся в материале;
4) формулирование цели урока вместе с учащимися, определение ими задач, которые следует решить для достижения цели;
5) проверка домашнего задания в начале урока, сочетание её с выявлением «зон ближайшего развития»;
6) сообщение о домашнем задании перед изложением нового материала, либо в ходе обобщения, либо перед практическим материалом;
7)использование работы в парах постоянного и переменного состава и в малых группах (по 2–4 человека); для всех групп может быть одно задание либо разные, дополняющие друг друга; результаты работы представляет один ученик из группы, остальные отвечают на вопросы или дополняют;
8) разрешение в некоторых случаях при выполнении заданий, ответах на вопросы, контрольных работах пользоваться вспомогательными средствами, например конспектом;
9) гибкость структуры уроков в соответствии не только с целью урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса;
10) подведение итогов урока на последних 4–5-й минутах, и лучше всего – вместе с учениками;
11)кратковременное напоминание учителем перед началом контрольной работы, какому разделу или теме посвящена работа, порядка её выполнения; оказание тихой индивидуальной поддержки в ходе её выполнения; при сообщении о результатах работы – указание на общие итоги, разделы материала, в которых выявились недоработки, без обсуждения персональных оценок и ошибок;
12) при появлении признаков утомления у учащихся на уроке – изменение интонации и громкости речи, привлечение внимания учеников (например, неожиданным примером, проведением физкультминутки);
13) во избежание гиподинамии у детей обеспечение хотя бы небольшой организованной двигательной активности, например, физкультминутки на 20–25-й минуте урока, во второй половине урока – указание работать в парах переменного состава, разрешение поворачиваться к ученикам, сидящим сзади, даже подсказывать с помощью жестов (рисование в воздухе буквы или цифры);
14) для профилактики дефектов зрения и их прогрессирования использование мер: улучшение освещения, функциональная окраска помещения, гимнастика для глаз и шеи и др.;
15) в начале урока полезно проведение небольшой (10–15 секунд) разминки:
– для зрения – поисковые движения для глаз, различение цвета, размера;
– для слуха – различение слов, акцентов, тихой речи;
– для речевого аппарата – произнесение слов, слогов, скороговорок, тихо и громко, с разной акцентировкой;
– для кистей и пальцев рук – сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевом суставах.
Рекомендации по использованию комнатных растений
в озеленении помещений
Комнатные растения:
- способствуют звукопоглощению;
- увлажняют воздух;
- насыщают воздух кислородом;
- очищают от вредных примесей и патогенных микроорганизмов;
- улучшают психо-эмоциональное состояние человека;
- биогенные вещества, выделяемые растениями:
– повышают работоспособность;
– нормализуют сон;
– увеличивают адаптивные способности человека.
Группы растений по их практическому действию | Названия растений | Место размещения |
Растения, снижающие содержание микробных клеток в воздухе помещений | Бегония, пеларгония, диффенбахия, молочай, сансевьера, традесканция, гибискус, каланхоэ, цитрусовые | Комната отдыха, учебные кабинеты, рекреации |
Растения, очищающие воздух от токсичных химических веществ (формальдегид, бензол, трихлорэтилен, окислы углерода и азота и др.) | Алоэ, хлорофитум, филодендрон, плющ, спатифиллум, сциндапсус, драцена, сингониум | Кабинет химии, лаборатория, кабинет трудового обучения и все помещения после ремонта |
Растения, способствующие удалению пыли из воздуха | Все опушенные, а также растения с большой площадью листовой пластинки (диффенбахия, монстера, фикусы, пальмы, филодендроны и др.) | Рекреации, учебные кабинеты |
Растения, выделяющие биологически активные вещества, улучшающие общее самочувствие | Розы, жасмин, мята, лаванда, пеларгония /герань/ душистая, алоэ | Комната отдыха |
Растения, воспоняющие нехватку отрицательно заряженных ионов кислорода | Все растения, особенно хвойные, цереусы, кротоны | Учебные кабинеты |
Растения, нейтрализующие электромагнитное излучение | Кактусы, папоротники | Кабинеты информатики |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Учебно - воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса»
Дааная работа использовалась на педагогическом совете....
Использование мультимедийных средств в учебно-воспитательном процессе как фактор развития мотивации обучения и воспитания младших школьников
«Надо предпочесть того учителя, ...
Искусство сотрудничества. Факторы, способствующие сотрудничеству в учебно- воспитательном процессе.
В этой статье я описываю основные направления моей педагогической деятельности. Это- преемственность между детским садом и начальной школой, формирование педагогического сознания родителей, сохр...
Традиционные и нетрадиционные формы организации учебно-воспитательного процесса как главный фактор решения проблем сотрудничества педагога и ребенка на первой ступени обучения
Урок - это не только основная форма организации учебного процесса, но и место встречи с личностью ребенка....
Диагностико-аналитическая деятельность в воспитательном процессе как возможность анализировать учебно-воспитательный процесс.
Анкеты для детей и для родителей...
Статья по теме "Здоровьесберегающие факторы учебно-воспитательного процесса"
Каждый новый учебный год требует от учащихся большой затраты физических и моральных сил. Нередко мы в походе за знаниями забываем успешно и основательно их смогут усвоить лишь физически крепкие и здо...
Доклад : « Обучение преемственности и непрерывности в учебно – воспитательном процессе, как фактор повышения качества образования в условиях школы – интерната для детей с ОВЗ».
Доклад о механизме развития, воспитания, а также социализации подрастающего поколения....