Искусство сотрудничества. Факторы, способствующие сотрудничеству в учебно- воспитательном процессе.
статья по теме
В этой статье я описываю основные направления моей педагогической деятельности. Это- преемственность между детским садом и начальной школой, формирование педагогического сознания родителей, сохранение здоровья детей, формирование у ребёнка самостоятельности и ответственности в учёбе и жизни, умение и желание читать, решать свои жизненные задачи, формирование коммуникативной культуры.Максимально реализовать эти направления мне помогает педагогика сотрудничества.Подробно описываю принципы педагогики сотрудничества, которые способствуют активизации учебно-воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo_sotrudnichestva.docx | 15.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Искусство сотрудничества.
Факторы, способствующие сотрудничеству в учебно-воспитательном процессе.
Подготовила учитель
начальных классов
Зиновьева Т.А.
г. Магнитогорск
Основными направлениями моей педагогической деятельности являются следующие идеи:
- - установление реальной преемственности между детским садом и начальной школой ,средним звеном;
- формирование педагогического сознания родителей;
- сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей;
- формирование у ребёнка самостоятельности и ответственности в учёбе и в жизни;
- формирование у младших школьников умений и желаний читать;
- формирование коммуникативной культуры у учащихся;
- обучение младших школьников решению своих жизненных задач;
Максимально реализовать эти направления мне помогает педагогика сотрудничества. Принцип сотрудничества выдвигали ещё А.Я. Каменский, И.Г.Песталоцци, его разрабатывали Н.К.Крупская, А.С.Макаренко. В настоящее время принципы сотрудничества разрабатывают Ш.А.Амонашвили, А.С.Валявский, И.В.Крупинина, Т.В.Кружилина.
Факторы успеха педагогики сотрудничества:
- проникновение в духовный мир ребёнка;
- искусство построения коллективных отношений; самоуправление;
- уважение к личности ребёнка;
- искусство развития самооценки;
- свободный выбор;
- интеллектуальный фон класса;
- искусство стимулирования познавательной деятельности;
- искусство общения;
Подробнее я хотела бы остановиться на принципах педагогики сотрудничества, которые способствуют активизации учебно- воспитательного процесса, помогают создать благоприятную, положительную обстановку на учебных и внеклассных занятиях.
Принципы педагогики сотрудничества- это рабочее содружество соратников в общей борьбе за обновление себя, основанное на деловой доброжелательной атмосфере, на уважении к личности ребёнка, на внимании не только к результатам его деятельности, но и его внутреннему миру, переживаниям, которые он испытывает в учении, -так определяет их Ш.А.Амонашвили.
В каждом ребёнке рассмотри хорошее и строй процесс воспитания на этом хорошем, помни: основной трагедией воспитания является противоборство учителя и ученика. В книге «Здравствуйте дети!» Ш.А.Амоношвили призывает учителей: «Давайте доставлять детям радость общения с нами.» Заостряй внимание ребёнка не на том, как не надо делать, а на том, как надо. Развитию ребёнка способствует не горечь неудач, а радость успеха. «Для того чтобы ребёнок успевал, хорошо учился, надо, чтобы он не отставал, учился хорошо. Но в этом кажущемся парадоксе и заключена вся сложность педагогического дела. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха,»-писал В.А.Сухомлинский.
Для того чтобы, увлечь ученика, встань на его место, пойми, чем он живёт, что его волнует, радует, огорчает. В своей книге «Потребность человека в человеке»В.А.Сухомлинский советует: «Главная задача учителя: ребёнок должен сердцем чувствовать другого человека». Эту потребность важно воспитать. Познание ребёнка мира начинается с познания человека, а человек открывается в облике матери, отца и учителя. Каждое наше слово должно нести добро, справедливость, красоту. Здесь нет мелочей. «Одно ваше слово,- пишет В.А.Сухомлинский,- может разрушить в ребёнке веру в вас как воспитателя, внести смятение в детскую душу.»
Не сваливай на детей свои собственные ошибки.
Прежде чем оценивать интеллект ребёнка, определи сначала ту сферу его интересов, где он максимально раскрывает свои способности. Не можешь пробиться в эту сферу, не спеши с оценкой, повремени… Способности ребёнка не эквивалентны его успеваемости, даже «двоечник» может быть яркой личностью(пример биографии великих людей, например А.С.Пушкин)
Учитель! Будь добрым, общительным. Имей такт.
Вовлекай ученика в общий труд, вызывай у него радостное чувство движения вперёд. Иди не с предметом к детям, а вместе с детьми иди к предмету.
Если ребёнку трудно учиться, дайте ему почувствовать, что он тоже может, как все, дайте ему почувствовать силу маленького успеха.
Уметь надо слушать ребёнка, вести с ним диалог, помочь понять себя, выразить себя.
Уважай человеческие достоинства ребёнка. Не принимай решений за него.
Не старайся видеть в ребёнке взрослого, себе подобного. Не удивляйся, как он не догадлив, не благодарен. Не забывай, что перед тобой ребёнок. Януш Корчак писал: «Мы играем с детьми кроплёными картами, слабости детского возраста бьём тузами взрослого мышления»
Люби ребёнка, без этого не возможно воспитать гуманную душу в человеке.
Очеловечь среду, в которой живёт ребёнок, обеспечь ему комфорт и равновесие.
Не только приращивай знания, умения и навыки, но и превращай их в способности и возможности свободной деятельности.
Будь требовательным. Требовательность, если она не имеет ничего общего с придирчивостью, предубеждённостью, мелочностью есть высшая мера уважения к человеку. К человеку надо подходить с оптимистической гипотезой пусть даже с некоторым риском ошибиться. Проектируя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог тем самым приводит в движение готовность человека заниматься самовоспитанием. (А.С. Макаренко)
Литература: Ш.А.Амонашвили «Здравствуйте дети», С.Соловейчик «Учение с увлечением», ж. Начальная школа №2,2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сотрудничество в учебно-воспитательном процессе как условие формирование коммуникативных УУД
. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся , обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшая задача современной с-мы об...
Сотрудничество в учебно-воспитательном процессе как условие формирование коммуникативных УУД
. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся , обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшая задача современной с-мы об...
Сотрудничество в учебно-воспитательном процессе как условие формирования коммуникативных УУД .Презентация
Данный материал можно использовать с 1 по 4 класс, где учитель работает по ФГОС НОО, с ним можно выступить на педагогичеком совете, на родительском собрании, на методическом объединении...
Использование мультимедийных средств в учебно-воспитательном процессе как фактор развития мотивации обучения и воспитания младших школьников
«Надо предпочесть того учителя, ...
Традиционные и нетрадиционные формы организации учебно-воспитательного процесса как главный фактор решения проблем сотрудничества педагога и ребенка на первой ступени обучения
Урок - это не только основная форма организации учебного процесса, но и место встречи с личностью ребенка....
Организация учебно-воспитательного процесса, способствующего сохранению здоровья детей
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны зан...