курса внеурочной деятельности "Весёлые старты" (спортивно-оздоровительное направление) для начального общего образования с 1 по 4 классы
рабочая программа по зож по теме

Сафрейтор Наталья Владимировна

Рабочая прогамма "Весёлые старты" 1-4 классы. Внеурочная деятельность. 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vesyolye_starty_1-4_klass.docx33.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Доволенская средняя  общеобразовательная школа №1

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________/С.А.Штервенская

15.07.2017г.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности  «Весёлые старты» 

(спортивно-оздоровительное направление)

для начального общего  образования

Срок освоения: 4 года

с 1 по 4 классы

                                                                               Составитель:

Сафрейтор Н.В./ старшая вожатая


I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена на основе авторской программы по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 1-4 классов Б.Б. Егорова, Ю.Е. Пересаденой (М.: Баласс, 2012) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373).

   Данная программа служит для организации внеурочной деятельности младших школьников.

             Двигательная активность обучающихся, способствует совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяет характер нормального функционирования детского организма.

            Исследования последних лет показали, что увеличение объема и интенсивности двигательной активности детей в режиме дня способствует совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), физическому и нервно-психическому развитию моторики (Ю.Ю. Рауцкис, О.Т. Аракелян, С.Я. Лайзане, Л.Н. Селиверстова и др.).

            В связи с этим одной из актуальных задач физического воспитания младших школьников является разработка и использование таких методов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, вырабатывали ловкость и координационные способности обучающихся.

          Теория и практика физического воспитания убедительно свидетельствует, что особую значимость имеют упражнения, направленные на развитие качества выносливости (бег, прыжки, подвижные игры, эстафеты), которые как раз и способствуют расширению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем, совершенствованию деятельности центральной нервной системы и тем самым общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма.

           На фоне прогрессирующей гиподинамии, актуальной стала задача формирования у обучающихся интереса к движению. Двигаясь, обучающийся становится более ловким, смелым, уверенным в своих силах. Достигнутый уровень развития физических качеств, психологическая готовность к большей концентрации волевых усилий, обеспечивают новый виток физического развития, дальнейший рост физических возможностей обучающихся, усвоение более сложных двигательных действий, овладение их техникой. Так постепенно совершенствуется уровень физического развития обучающегося, необходимый для определенного возрастного этапа. Одним из видов двигательной деятельности является эстафета.

         Эстафета - это одна из разновидностей подвижных игр командного характера с правилами, которые являются для обучающихся наиболее увлекательной формой двигательной активности, т.к. ориентируют их на достижение определенной цели. В играх-эстафетах команды обучающихся состязаются между собой в преодолении различных препятствий, в быстром и рациональном решении двигательных задач. Эти игры характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на достижение общих целей, подчинением личных интересов интересам всей команды, а также тем, что от действий каждого игрока зависит победа всей команды. Игры-эстафеты приучают младших школьников согласовывать свои действия с действиями своих товарищей.

           Эстафета способствует укреплению здоровья обучающихся и приобретению прочного запаса двигательных умений и навыков. Она помогает вызывать у младших школьников положительное отношение к усвоению техники нового движения, быстрее осмыслить двигательные задания, повышать двигательную, эмоциональную, мыслительную активность обучающихся, а также совершенствовать двигательную память и развивать внимание.

          Коллективные соревнования воспитывают чувство ответственности перед товарищами, вызывают уважение друг к другу, гордость за достигнутые успехи. Для проведения эстафет необходимо, чтобы все младшие школьники умели правильно выполнять элементы техники движения, включенные в задание. Успешное выполнение движений вызовет чувство уверенности в своих силах, желание совершенствовать навыки. Участие в эстафетных соревнованиях способствует появлению у обучающихся критического отношения к успехам и неудачам, умения устанавливать их причины, развивает чувства уважения к  «сопернику».

2. Актуальность данной программы в том, что подвижные игры  являются  важнейшим  средством  развития физической активности младших школьников, одним  из самых любимых и полезных занятий детей данного  возраста. В  основе подвижных игр лежат физические упражнения, движения,  в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания  игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания. Программа актуальна в рамках реализации ФГОС.

3. Практическая значимость программы «Весёлые старты» заключается в том, что занятия по ней  способствуют укреплению здоровья, повышению физической подготовленности и формированию двигательного опыта, здоровьесбережению, снятию психологического напряжения после умственной работы на уроках.  

     

 Цель программы инициирование соревновательной активности у младших школьников, содействие активному отдыху школьников, создание позитивного эмоционального настроя ребенка.

     

Задачи программы

Образовательные:

  • формирование представлений о здоровом образе жизни;
  • формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки;
  • обучение  правилам поведения в процессе коллективных действий.

Оздоровительные:

  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье обучающихся;
  • способствовать развитию опорно-двигательного аппарата;
  • создавать условия для удовлетворения естественной потребности обучающихся  в движении.

Развивающие:

  • развитие активности, самостоятельности, ответственности;
  • развитие статистического и динамического равновесия, развитие глазомера и чувства расстояния;
  • развитие внимательности, как черты характера, свойства личности.

Воспитательные:

  • воспитание чувства коллективизма,  взаимовыручки,   творческого    мышления;
  • воспитание «здорового духа соперничества».

   

      Программа рассчитана для обучающихся 1-4 классов:

1 класс – 33 занятия по 1 занятию в неделю;

2-4 классы – 34 занятия по 1 занятию в неделю.

     Занятия проводятся в спортивном зале школы или спортивной площадке, в зависимости от погодных условий.

Формы занятий:

Ведущей формой организации обучения является   групповая. 

Виды деятельности: игровая, соревновательная.

Материально – техническое обеспечение

  • мячи разных размеров,
  • скакалки,
  • обручи,
  • набивные мячи,
  • гимнастические палки,
  • кегли,
  • ракетки,
  • канат,
  • гимнастические скамейки,
  • стенки,
  • мат гимнастический,
  • воздушные шарики,
  • перекладина гимнастическая,
  • корзины,
  • коврики,
  • флажки стартовые.

II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

К концу 1 года обучения:

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

  • договариваться и приходить к общей согласованности во время проведения игр;
  • формирование представлений об этических идеалах и ценностях;
  • отбирать и выполнять комплексы упражнений в соответствии с изученными правилами.
  • соблюдать санитарно-гигиенические правила, режим дня;
  • понимать необходимость ЗОЖ и соблюдать правила безопасного поведения;
  • демонстрировать уровень физической подготовленности.

  • сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
  • знать различные виды игр;
  • выполнять правила игры.

К концу 2 года обучения:

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

  • определять уровень развития физических качеств;
  • договариваться и приходить к общей согласованности во время проведения игр, учитывая разные точки зрения;
  • проявлять инициативу в выборе и проведение подвижных игр.

  • управлять своими эмоциями;
  • взаимодействовать с коллективом, находить компромисс, слушать и понимать других;
  • раскрывать на примерах личностного опыта положительного влияния подвижных игр на физическое, личностное, социальное развитие.
  • выполнять комплексы физических упражнений для формирования правильной осанки;
  • организовывать и проводить самостоятельные формы занятий;
  • соблюдать режим дня и правила личной гигиены.

К концу 3 года обучения:

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

  • вести наблюдения за показателями частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений;
  • проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных игровых ситуациях;
  • взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий подвижными играми.
  • вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью;
  • управлять своими  эмоциями.

  • знать о разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих и соревновательных;
  • знать и использовать комплексы ритмической  гимнастики;
  • владеть различными формами игровой деятельности.

 К концу 4 года обучения:

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

  • проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
  • готовность к преодолению трудностей;
  • целеустремленность и настойчивость в достижении целей, жизненного оптимизма;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности.

  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • понимать необходимость ЗОЖ и соблюдать правила безопасного поведения;
  • оказание моральной поддержки сверстникам во время соревнований.

  • выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации;
  • играть по упрощенным правилам спортивные игры;
  • самостоятельно организовывать и проводить спортивные соревнования;
  • планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организации отдыха и досуга.

Формы подведения итогов реализации программы

Способы проверки знаний и умений:

Результативность обучения определяется умением играть и проводить игры-эстафеты, в том числе и на различных мероприятиях:

  • участие воспитанников в праздниках, конкурсах, спортивных соревнованиях и мероприятиях школы и района;
  • открытые занятия, внеклассные мероприятия данной направленности.

III. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием

форм организации и видов деятельности

Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающегося автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.

Игры – это не только важное средство воспитания, значение их  шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В «Весёлые старты» вошли: народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д.  Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Направления работы по

формированию здорового

образа жизни

Задачи формирования здорового образа жизни

Виды и формы здоровьесберегающих

мероприятий

1

2

3

Формирование ценностного

отношения к здоровью и

здоровому образу жизни

1. Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье.

2. Обеспечение заинтересованного отношения педагогов, родителей к здоровью детей

Беседа, спортивные секции,

туристический походы, встречи со спортсменами, тренерами, урок физической культуры, подвижные игры, спортивные соревнования, игровые и тренинговые программы

Создание

здоровьесберегающей

инфраструктуры ОУ

1. Организация качественного горячего питания.

2. Оснащение кабинетов, физкультурного зала,

спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем

Укрепление материально-технической базы; включение в штатное расписание

квалифицированных специалистов,

обеспечивающих оздоровительную

работу с обучающимися

Рациональная организация

образовательного процесса

1. Повышение эффективности учебного процесса, снижение чрезмерного функционального

напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

2. Обеспечение возможности обучающихся осуществлять учебную и внеучебную

деятельность в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями

Использование методов и методик

обучения, адекватных возрастным

возможностям и особенностям ;

обучающихся; индивидуализация

обучения; работа по индивидуальным программам начального общего образования

Организация физкультурно-

оздоровительной работы

Обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся,

нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся,

повышение адаптивных возможностей организма,

сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья

Организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, организация работы спортивных секций и создание

условий для их эффективного

функционирования; проведение

спортивно-оздоровительных

мероприятий

Реализация дополнительных

образовательных программ

Включение каждого учащегося в здоровье сберегающую деятельность

Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников, соревнований

Просветительская работа с

родителями

Включение родителей в здоровьесберегающую и

здоровьеукрепляющую деятельность школы

Лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста, развития и здоровья ребенка; фактров положительно

и отрицательно влияющих на здоровье детей; приобретение для родителей необходимой научно-методической литературы

IV. Тематическое планирование

№ п/п

Вид программного материала

Количество часов

Всего

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

История Олимпийских игр

5

7

7

7

26

2

Русские народные игры

5

4

4

4

17

3

Веселые старты

10

10

10

10

40

4

Игры со спортивным инвентарем

9

7

7

7

30

5

Игры с элементами

общеразвивающих упражнений

3

5

5

5

18

6

Итоговый праздник «Малые Олимпийские игры»

1

1

1

1

4

             Всего:

33

34

34

34

135


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательная программа социального направления внеурочной деятельности студия «Народные промыслы» Начальное общее образование (1-4 классы), ФГОС

«Народные промыслы» - формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, желание реализовывать свои творческие возможности, повышение к...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу физическая культура, модуль ОФП, уровень обучения (класс) начальное общее образование, 1-4 классы

Рабочая программа по курсу физическая культура, модуль ОФП,  уровень обучения (класс)    начальное общее образование, 1-4 классы...

Рабочая программа внеурочной деятельности начального общего образования для 2 класса по социально-педагогическому направлению «Мы вместе» (семейный клуб)

Рабочая программа внеурочной деятельностиначального общего образования для 2 классапо социально-педагогическому направлению «Мы вместе» (семейный клуб)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Школа добрых дел» начального общего образования 1-4 классы (социальное направление)

Рабочая программа «Школа добрых дел» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой и...