образовательная программа социального направления внеурочной деятельности студия «Народные промыслы» Начальное общее образование (1-4 классы), ФГОС
рабочая программа (1 класс) по теме

Похилина Светлана Алексеевна

 

«Народные промыслы» - формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, желание реализовывать свои творческие возможности, повышение культуры и художественного вкуса, развитие внутреннего мира, приобщение учащихся к исторической судьбе народа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОРОД  КРОПОТКИН  КАВКАЗСКИЙ  РАЙОН
КРАСНОДАРСКИЙ  КРАЙ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей №3

                                                                                      Утверждаю

                                                                                       решение педсовета протокол №2

                                                                         от 14 сентября 2011 года

                                                                       Председатель педсовета

                                                                                       и.о. директора            Е.Р.Еремян

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

образовательная программа  спортивно-оздоровительного направления

 внеурочной деятельности

кружок

«Цветок здоровья»

Начальное общее образование (1-4 классы), ФГОС

                                                                                     учитель: Похилина С.А

  1. Пояснительная записка. 

    Программа оздоровительно-развивающего курса  «Цветок здоровья» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учетом межпредметных связей.

    Актуальность программы сохранения и укрепления здоровья объясняется тем, что в целом по стране наблюдается ухудшение состояния здоровья школьников за последние десятилетия. Большую часть времени ребенок проводит в школе. Школа признает, что ответственность за укрепление здоровья лежит не только на самом человеке. Это ответственность, которую разделяют все члены общества, выступающие за укрепление здоровья. Обучение здоровью должно быть направлено на то, чтобы научить детей ответственно относиться к своему здоровью. Это, значит,   анализировать и уточнять свои убеждения, установки и ценности, развивать личные навыки и навыки межличностного общения, а также расширять свои знания и   понимание целого ряда вопросов, связанных со здоровьем.  Единственный результат обучения здоровью – это  «принятие на себя ответственности за свое здоровье».

Цель курса: сохранение и укрепление здоровья учеников начальной школы в процессе образовательной деятельности.

Основные задачи:

  1. Вызвать у учащихся начальных классов интерес к основам здоровья, позволив ощутить красоту и радость движения;
  2. Формировать у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;
  3. Обучить школьников доступным физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам;
  4. Добиваться того, чтобы каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным и общительным;
  5. Воспитывать у детей любознательность, честность, творческую инициативу.

Достижение поставленных задач возможно при выполнении следующих условий:

  1. Формирование у учащихся начальных классов положительной мотивации к двигательной деятельности;
  2. Содействие созданию игровых группировок, позволяющих учащимся различной двигательной активности, разного темперамента, уровня умственных способностей, проявить интерес к усвоению научных знаний;
  3. Учёт готовности учащихся к разным формам сотрудничества;
  4. Эмоционально-стимулирующее общение учителя с учащимися и учащихся друг с другом;
  5. Занимательность процесса обучения;
  6. Установление связей между предметами в процессе обучения для формирования целостных и системных знаний учащихся;
  7. Расширение возможности самостоятельного выбора в решении двигательных заданий;
  8. Высокий уровень движений учителя; целенаправленная работа над основами культуры движений учащихся.

    Человеческая личность – это гармония мысли и движения. Отличительной чертой современного человека является его культура личности, которая выражается не только в умении красиво и правильно излагать свои мысли, но и грамотно, красиво и правильно двигаться. Элементарным критерием культуры движений является техника выполнения движений, которая предусматривает наиболее экономичное и эффективное выполнение движений (ходьба, бег, прыжки и др.)

   Методы и средства, используемые в учебно-воспитательном процессе младших школьников, должны быть адекватны как целям общества, так и целям развития учащихся. Особую актуальность, как доказано фундаментальными исследованиями в области педагогики, методики  обучения и воспитания, представляет подвижная игровая деятельность, создаётся благоприятная атмосфера учебно-воспитательного процесса в начальной школе, активизируются умственные силы ребёнка, необходимые для формирования учебной деятельности.

    Главным методологическим принципом теории здорового образования является принцип нейромышечного согласования в жизнедеятельности организма.

Суть его заключается в том, что информационным образовательным потокам должны соответствовать психоэмоциональные переживания и двигательные нагрузки (по длительности, интенсивности и содержанию). Иными словами, каждое интеллектуальное усилие ребенка в процессе его образовательной деятельности должно быть сопряжено с адекватным физическим усилием.

   На основании предложенной матрицы, или модели, здоровой личности можно констатировать, что подтвержденная, или здоровая, личность — это личность физически развитая (движения, дыхание, биоритмичность, иммунитет), глубоко чувствующая, образно мыслящая, ярко индивидуальная, полоидентифицированная, онтогенетически устойчивая, целеустремленная, социально ответственная. Неподтверждение даже одного из этих компонентов неизбежно приводит к отклонениям (девиациям) в развитии и, в конечном счете, к заболеваниям. 

2. Учебно-тематический план

Наименование разделов,блоков,тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

теория

практика

«Знакомимся с Физкультошей»

8

1

Открываем дверь в Школу Здоровья

1

Основы здорового образа жизни (философия цветка).

Осанка. Основные положения головы, рук, туловища, ног. Игровые упражнения: «Будь внимательным», «Затейники», «Сделай фигуру», «Узнай по голосу», «Вершки и корешки»

Ходьба (с сохранением правильной осанки, с мячом,с гимнастической палкой, со скакалкой, на носках, шагая по разметкам, переступая через препятствия, по линии, в колонне по одному, по два, ходьба под музыку)

Упражнения на релаксацию.

Пальчиковые и малоподвижные игры

2

Космонавты

1

3

Разнообразие упражнений.

1

4

Правильная осанка

1

5

Путешествие в город «Угадай-ка!»

1

6

Правила выполнения дыхательных упражнений

1

7

Закаливание организма

1

8

Здоровый образ жизни младшего школьника

1

«Играем с Физкультошей»

8

9

Закаливание в осенний период


1


Строевые упражнения Игровые упражнения «Быстро встать в колонну!», «Два и три», «Построй круг», «Хоровод», «Путешественники», «Мышеловка», «Воротики» и др.

Бег (в медленном, среднем, быстром темпе, с изменением неправления по сигналу, в чередовании с ходьбой, на носках. С подниманием бедра, парами, тройками по диагонали, с ускорением, челночный бег; бег под музыку)

Физические упражнения с предметами ( упражнения для рук, туловища, ног с палкой, мячом, скакалкой, комплекс упражнений утренней гимнастики, выполнение упражнений под музыку). Игровые упражнения с мячом.

Подвижные игры «Мяч в воздухе», «Кого назвали, тот ловит» и др.

Танцевальные упражнения (приставные шаги, шаги галопа в сторону)

Подвижные игры на развитие выносливости («Гуж», «Кто дальше?», «Морской бой», «Салки с мячом», «Поёзд в туннеле»_

10

Танцевальные шаги

1

11

Приставные шаги

1

12

Акробатические упражнения

1

13

Игровые упражнения: «Построй круг»

1

14

Космическое путешествие на марс

1

15

Школа мяча.

1

16

Упражнения в равновесии

1

«Закаляемся с Физкультошей»

9

17

Знакомство с доктором. Чистая вода

Водоемы.

1

Физические упражнения без предметов( упражнения для рук, ног, туловища, упражнения для осанки, в основной стойке, в упоре присев, сидя на полу, комплекс ОРУ, упражнения под музыку)

Дыхание

Равновесие (стойка на носках, сойка на одной ноге, на гимнастической скамейке, ходьба по гимнастической скамейке, по прямой линии). Игровые упражнения: «Разойдись – не упади», «канатоходец», «Шагай через кочки», «донеси мешочек», Ловкий шофёр», «переправа».

Подвижные игры для развития статического и динамического равновесия («Совушка», «с горки через ворота», «Сороконожка»); для развития точности движений рук, координация движений в пространстве: «Хитрая лиса», «Ловкие ребята» и др.

18

Знакомство с доктором. Чистая вода

Состав воды.

1

19

Знакомство с доктором. Физические упражнения

1

20

Знакомство с доктором. Правильная осанка

Упражнения для осанки

1

21

Знакомство с доктором. Правильное питание

Белки, жиры, углеводы.

1

22

Знакомство с доктором. Правильное питание

Витамины

1

23

Знакомство с доктором. Активный отдых

1

24

Сбор витаминок здоровья

1

25

Весенние развлечения

1

«Соревнуемся с Физкультошей»

8

26

Поход по родному краю

1

Лазание, перелазание ( по горизонтальной скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях, подтягивание на горизонтальной скамейке в положении лёжа на животе; перелазание через горку матов, лазание по гимнастической стенке произвольным способом). Игровые упражнения: «переползи – не урони», «котята и щенята», «Не упади!». Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Ловля обезьян», «Белки в лесу», «Кошки и мышки»

 

Прыжки (имитация прыжков птиц, животных; в длину с места толчком с двух ног,прыжок через вертикальное препятствие, прыжки в длину с малого разбега, прыжки через скакалку, с продвижением вперёд0. Игроаве упражнения «Попрыгунчики», «Лягушки в болоте» и др. подвижные игры «Удочка», «Волк во рву», Воробьи и кошка» и др.


Упражнения зрительной гимнастики

Спортивная азбука. Праздник «Призы Физкультоши»

Подвижные игры.

27

Путешествие в страну Витаминию

1

28

Витаминный комплекс

1

29

Соревнования и эстафеты

1

30

Метание

Игровые упражнения: «Лягушки в болоте»

1

31

Преодоление полосы препятствий

«Барьеры»

1

32

Преодоление полосы препятствий

«Зигзаги»

1

33

Весёлое многоборье

«Призы физкультоши»

1

3.Содержание программы

   Учащиеся 1 класса требуют к себе особого внимания. Игра, как своеобразная форма обучения в начальных классах, опираясь на дошкольный опыт детей, обеспечивая активность познания, выступает одним из эффективных средств организации учебного процесса в начальных классах, в полной мере отвечая возрастным особенностям младших школьников и естественным механизмам развития их психики. Подвижная игра также является лучшей формой физического воспитания в младшем школьном возрасте, когда кроме развития физических качеств, с её помощью реально можно решить проблему интеллектуального развития, повышая интерес детей к овладению общеучебными умениями и навыками, способствуя более интенсивному усвоению знаний.

Воспитание основ Здоровья невозможно без использования средств подвижной игровой деятельности, поэтому программой предлагаемого курса предусмотрено включение в учебно-воспитательный процесс начальной школы подвижных игр с дидактической направленностью.

Применяя игровой метод, необходимо учитывать, что учащиеся шестилетнего возраста ещё плохо контролируют свои силы. Поэтому важно не допускать переутомления учащихся, направляя их действия, контролируя нагрузку. Занятия курса должны дать не только конкретные сведения по основам  Здоровья, но и формировать у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки при обучении школьников доступным физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам.

В 1 классе работа по курсу «Цветок здоровья» проводится под общей темой «Физкульт-Ура Начинается с утра!» и предполагает помимо знакомства учащихся с основами здорового образа жизни на примере рассмотрения «философии цветка», также формирования представлений у учащихся  о необходимости занятий физкультурой с первых минут после утреннего пробуждения. В этом помогает сказочный персонаж Здоровячёк Физкультоша.

В 1 четверти ученики знакомятся с Физкультошей, который научит детей элементарным упражнениям для формирования правильной осанки, расслабления, покажет пальчиковые малоподвижные игры.

Во 2 четверти  школьники вместе с Физкультошей учатся играть, а также придумывать комплексы утренней гимнастики.

В 3 четверти дети знакомятся с закаливанием.

4 четверть подводит итоги знакомства с Физкультошей, который организовывает соревнования по видам движений на «Призы Физкультоши».

4.Результаты реализации программы

Класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

3. Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.


1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Участвовать  в паре.


2 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

2. Уважение к своему народу, к своей родине.  

3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

4. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5.  Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

6. Использовать в работе простейшие  инструменты и более сложные приборы (циркуль).

6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

2. Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

 4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;  составлять простой план

5. Определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания.

6. Находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях в учебнике.

7. Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы


1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

3 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

4. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.

8. Оценка своего задания по  параметрам, заранее представленным.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

2. Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,

а, иллюстрация и др.)

4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.


1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

6. Критично относиться к своему мнению

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

4 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

2. Уважение  к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

3. Освоение личностного смысла учения;  выбор дальнейшего образовательного маршрута.

4. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

1. Самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать  при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

2. Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

3. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составлять сложный план текста.

7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.  

6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений.

5.Формы и виды контроля

Занятия курса должны дать не только конкретные сведения по основам  Здоровья, но и формировать у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки при обучении школьников доступным физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам.

Игра, как своеобразная форма обучения в начальных классах. Выставки творческих работ, соревнования, подвижные и малоподвижные игры.

6. Методические рекомендации

«Цветок здоровья» реализуется за счет часов школьного компонента, в рамках внеурочной деятельности, как спортивно-оздоровительный курс.  Курс для начальной школы «Цветок здоровья»

  1. предназначен для работы с детьми 1-4 классов
  2.  направлен на формирование у младших школьников элементарных знаний о правилах здорового поведения, навыков здорового образа жизни и повышение резервов здоровья.

Методически он является продолжением курса «Окружающий мир».

«Окружающий мир» решает задачи развития познавательной сферы.

«Цветок здоровья» решает задачи гармоничного психофизического развития ребёнка.

Курс «Цветок здоровья» предполагает формирование связей с другими предметами: физкультурой, музыкой, чтением и родной речью, математикой, ИЗО и прикладным искусством.

Теоретическое обоснование курса «Цветок здоровья»

1 класс

   Материал представлен в виде модели Цветка здоровья, любой лепесток которого символизирует одну из сфер жизнедеятельности ребенка.

Каждый лепесток является отдельной темой.

2 класс

   Материал изложен в виде психологической игры, предполагающей превращение учителей начальных классов в юных учителей здоровья — героев сказок «Дети-звезды», а самих уроков — в Клубы здоровячков.

3 класс

   В материал заложен психологический механизм взятия учениками социальной ответственности за здоровье как ближайшего социума (семья, школа), так и более широких социальных институтов (детский сад, зоопарк, другие социальные пространства города).

4 класс

   Материал направлен более широкую социализацию оздоровительной деятельности учеников, повышение уровня их социальной ответственности не только за свое здоровье и здоровье окружающих людей, но и за экологическое благополучие окружающего мира.

Занятия представлены как путешествия на материки в поисках исторических корней своих имен и изучения национальных оздоровительных систем.

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

КУРС «ЦВЕТОК ЗДОРОВЬЯ»

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

количество

Примечания

1 . Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1.

Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т.п.).

К

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки

1.2.

Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).

П

 

1.3.

Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).

П

 

1.4.

Стандарт начального образования и документы по его реализации

Д

 

1.5.

Методические пособия для учителя

Д

Рекомендации к организации учебного процесса по "Окружающему миру".

2. Цифровые образовательные ресурсы

2.1.

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

Ф

 

2.2

Музыкальный центр

Д

 

3. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)

3.1.

Видеофильмы по предмету

Д

 

3.2.

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения

Д

Могут, например, быть использованы фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц и др.

         Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

  1. Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
  2. К –  комплект ;
  3. Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);
  4. П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).

Список литературы

Главная задача  УМК «Цветок здоровья» — формирование у учащихся навыков здорового поведения. Книга содержит задания по художественно-прикладной деятельности, фрагменты сказок для совместного чтения детьми и взрослыми, а также для самостоятельного чтения учениками (тесты, упражнения и др).

Оздоровительно-развивающая программа курса «Цветок здоровья».

1—4 классы доктора медицинских наук М. Л. Лазарева

 (Издательство «Мнемозина»)

1 класс

1. Методические рекомендации к курсу «Цветок здоровья». 1 класс.

2. Приключения здоровячков. 1 класс: учебное пособие к курсу «Цветок здоровья».

3. Книга песен к курсу «Цветок здоровья». 1 класс.

2 класс

1. Методические рекомендации к курсу «Цветок здоровья». 2 класс.

2. Школа здоровячков. 2 класс: учебное пособие к курсу «Цветок здоровья».

3. Школа музыкальных волшебников: цветомузыкальное пособие к курсу «Цветок здоровья».

4. Книга песен к курсу «Цветок здоровья». 2 класс.

3 класс

1. Методические рекомендации к курсу «Цветок здоровья». 3 класс.

2. Город здоровячков. 3 класс: учебное пособие к курсу «Цветок здоровья».

3. Книга песен к курсу «Цветок здоровья». 3 класс.

4 класс

1. Методические рекомендации к курсу «Цветок здоровья». 4 класс.

2. Планета здоровячков. 4 класс: учебное пособие к курсу «Цветок здоровья».

3. Книга песен к курсу «Цветок здоровья». 4 класс

Дополнительная литература

  1. Ковалько В.И. Здоровье-сберегающие технологии. М,: ВАКО,.2006
  2. Фролов В.Г. Физкультурные занятия на воздухе с детьми младшего школьного возраста. М.: ВАКО, 2003
  3. Попова Н.М. Шестилетние в школе и дома. М.: Посвещение 1999
  4. Кучма В.Р. и др. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. М. 2001
  5. Пономарёв С.А. Растите малышей здоровыми. М. 1998
  6. Захаров Т.Н., Суровикина Т.Н. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Волгоград. «Учитель» 2003



Предварительный просмотр:

ГОРОД  КРОПОТКИН  КАВКАЗСКИЙ  РАЙОН
КРАСНОДАРСКИЙ  КРАЙ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей №3

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

образовательная программа социального направления

 внеурочной деятельности

студия

«Народные промыслы»

Начальное общее образование (1-4 классы), ФГОС

                                                                                     учитель: Похилина С.А

                                                                                                   

Пояснительная записка

Художественное образование в школе значительны и разнообразны.

Цель «Народные промыслы» - формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, желание реализовывать свои творческие возможности, повышение культуры и художественного вкуса, развитие внутреннего мира, приобщение учащихся к исторической судьбе народа.

Задачи студии:

  1. воспитание интереса к народному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;
  1. развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в  художественной деятельности;
  1. освоение первоначальных знаний о народном искусстве: изобразительных, декоративно прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
  1. овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественнотворческой деятельности;
  2. совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами

-   учить анализировать окружающую  среду,

-   воспитывать интерес и бережное отношение к народному творчеству,

- познакомить учащихся с видами народного творчества,

-  обратить внимание на возможности использования изобразительно – выразительных средств фольклора,

-  создавать свои произведения.

Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы:

- лекции,

- творческие задания,

- практические работы,

- самостоятельный поиск,

- рисование иллюстраций и др.

Формы и методы должны быть такими, чтобы они давали возможность обучающимся самостоятельно искать пути решения возникающих проблем, повышать интерес к предмету, развивать культуру общения.

2. Учебно-тематический план

Наименование разделов,блоков,тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

теория

практика

1 класс

1

Вводное занятие.

Знакомство с народными промыслами

2

2

Познакомить с новым видом декоративно – прикладного искусства.  Учить составлять узор в полоске, украшая его кругами одного цвета, рисовать круги безотрывными движениями руки всем ворсом.

Развивать самостоятельность, аккуратность.

Воспитывать интерес и уважение к мастерам народных промыслов.

Учить составлять узор в круге, выделяя новые элементы узора – кольцо и в середине круг, сочетания цветов, украшения черным цветом.

Развивать цветовое восприятие, самостоятельность.

Прививать интерес к русской культуре.

Познакомить с дымковской игрушкой. Учить составлять узор на бумаге разной формы (квадрат, круг, розета, полоска), используя элементы росписи дымковских игрушек.

Развивать творчество.

Воспитывать интерес к глиняной игрушке.

Учить рисовать сказочный теремок, учить передавать форму дома (квадрат), крыши (треугольник). Учить украшать теремок элементами дымковской игрушки.

Развивать воображение, самостоятельность.

Познакомить с новым видом народно – прикладного искусства – филимоновской игрушкой. Учить рассматривать глиняные игрушки, называть цвета элементов росписи. Учить составлять узор, чередуя вертикальные линии двух цветов, рисовать прямые линии неотрывным движением кисти.

Формировать понятие об особенностях узора: чередовании.

Развивать интерес к народному творчеству.

Познакомить детей с богородскими игрушками. Учить сравнивать дымковские, филимоновские и богородские игрушки, учить находить сходство и различия.

Развивать эстетическое восприятие прекрасного. Формировать умение находить сходства и отличия при сравнении игрушек.

Воспитывать интерес к глиняным и деревянным игрушкам

2

Народное искусство

10

6

4

3

 «Узор в полосе»

6

2

4

4

 «Узор на круге»

6

2

4

5

 «У дымковской барышни новоселье»

4

2

2

6

 «Сказочный теремок»

4

2

2

7

 Узор в полосе «Дорожка»

4

2

2

8

 «Филимоновские цветы»

10

2

8

9

 «Укрась фартук для куклы филимоновским узором»

4

2

2

10

 «Укрась фигурку коровки или коня филимоновским узором»

4

2

2

11

Творческий проект

10

6

4

12

ВЫСТАВКА

1

1

2 класс

13

 «Знакомство с искусством – дымковской игрушкой»

2

2


Продолжать знакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства — дымковской глиняной игрушкой; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; создавать необходимые условия для последующего самостоятельного использования детьми знаний об особенностях дымковской росписи в декоративном рисовании; развивать эстетический вкус.

Воспитывать уважение к труду народных мастеров

Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи (элементы, композиция, цветосочетания), учить выделять характерные особенности.

Формировать у детей представление о произведениях декоративно-прикладного искусства, передающихся от поколения к поколению.

Воспитывать интерес к изделиям народных промыслов

14

 «Дымковский конь»

4

2

2

15

 «Козлики и бараны»

6

2

4

16

 «Роспись дымковской барышни»

6

2

4

«Веселая ярмарка» (коллективная работа)

10

6

4

«Знакомство с искусством – рассматривание предметов с городецкой росписью»

10

2

8

17

 «Узор на полосе из бутонов и листьев»

5

2

3

18

«Кружка, украшенная цветочной гирляндой»

6

2

4

19

 «Узоры на кухонных досках»

4

2

2

20

«Узоры на кухонных досках»

4

2

2

21

 Творческий проект

10

6

4

22

Выставка

1

1

3 класс

«Украсим кукольную мебель городецким узором» (коллективная работа)

10

6

4

Учить детей самостоятельно и творчески применять умения и навыки для украшения городецким узором новых изделий, согласовы-вать композицию и величину узора с формой и величиной частей мебели, пользуясь схемами узора.

Продолжать формировать навыки совместной работы.

Прививать любовь и уважение к народному творчеству

Познакомить детей с историей промысла. Учить рассматривать гжельскую посуду. Учить рисовать кайму по мотивам гжельской росписи.

Развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий.

Воспитывать художественный вкус, уважение к рукотворному труду.

«Узор на полосе-кайме»

4

2

2

23

 «В гостях у куклы Гжелочки»

6

2

4

24

«Украшение стаканчика гжельским узором»

6

2

4

25

 «Украсим тарелку гжельским цветком»

2

1

1

26

 «Шиповник»

10

2

8

27

«Конь – огонь»

5

2

3

28

 «Укрась матрешку сказочным узором»

29

 «Русская народная игрушка»

4

2

2

30

Русские народные свистульки

4

2

2

31

Творческий проект

10

6

4

32

Выставка

1

1

4 класс

33

 «Знакомство с искусством»

2

1

1

Дать детям общее представление о предметах декоративно-прикладного искусства, изготовляемых серийно на фабриках, о роли художника, о некоторых видах народного искусства: хохломского, жостовского, городецкого, резьбы по дереву, плетения кружев; познакомить с хохломской росписью: ее содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием.

Развивать эстетическое восприятие.

Воспитывать уважение к народному творчеству

Познакомить с изделиями хохломских мастеров. Учить составлять узор из плавно изгибающейся ветки с ягодами, листьев, завитков, «травки», располагать ветку вдоль изделия, рисовать узор в определенной последовательности (кайма, ветка, ягоды, листья, завитки, «травка»), сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, «золотой» (охра).

Развивать интерес к народным промыслам.

Закрепить знания детей о разных видах народного искусства, уметь различать характерные особенности каждого вида росписи.

Закрепить умение расписывать объемные изделия, самостоятельно выбирая вид, узор, композицию

Развивать интерес к многообразию народного искусства.

34

 «Дымковская барыня»

4

2

2

35

 «Роспись глиняных игрушек»

4

2

2

36

 «Ярмарка»

2

1

1

37

 «Узор на миске»

4

2

2

38

«Хохломская ложка для Жихарки»

4

2

2

39

 «Хохломской букет»

6

2

4

40

 «Знакомство с вологодским кружевом»

4

2

2

41

 «Кружевная косынка»

4

2

2

42

 «Кружевные наряды для Снегурочки»

6

2

4

43

 «Знакомство с жостовской росписью. Рисование каймы»

4

2

2

44

 «Цветы для жостовского подноса»

4

2

2

45

 «Рисование жостовских подносов»

4

2

2

46

 «Веточка»

4

2

2

47

 «Цветы Гжели»

4

2

2

48

 «Украсим терем Деду Морозу»

4

2

2

49

 «Знакомство с платками из Павловского Посада. Цветы»

2

1

1

50

 «Уголок павловопосадского платка»

1

1

51

 Итоговое занятие «Ярмарка»

1

1

3.Содержание программы

1-2 класс

        Дымковская игрушка. Познакомить с дымковской игрушкой. Учить выделять материал - глину, выделять элементы узора. Учить составлять узор на бумаге разной формы, используя элементы росписи дымковских игрушек. Учить нарядно, украшать предметы посредством ритма, чередования цвета и симметричного расположения элементов узора. Развивать творчество.

         Филимоновская  игрушка. Познакомить с филимоновской игрушкой. Учить замечать сочетание цветов, расположение элементов узора. Формировать у детей понятие об особенностях узора: повторы, чередование, соблюдение ритма. Развивать воображение.

         Богородская игрушка. Познакомить с богородскими игрушками. Учить сравнивать дымковские, филимоновские и богородские игрушки, учить находить сходство и различия.

        Учить выделять основные элементы росписи, составлять узор, чередуя эти элементы. Учить расписывать силуэты дымковскими узорами.

         Городецкая роспись. Познакомить с городецким промыслом, элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи по дереву. Учить самостоятельно, украшать городецким узором изделия, согласовывать композицию и величину узора с формой и величиной частей предмета.

         Гжельская роспись. Познакомить с промыслом - "гжельская керамика". Учить видеть красоту посуды, скульптуры малой формы, особенности цвета и его оттенка. Учить получать оттенки разных тонов, составлять узор из тонких линий и мазков в разных вариантах.

         Полхов-Майдан        Познакомить с промыслом Полхов-Майдана. Учить узнавать роспись, отличать ее от других. Учить рисовать узор по мотивам Полхов - Майданской росписи.

3-4класс

         Дымковская игрушка. Учить расписывать силуэты игрушек узором, близким по композиции, элементам и цветосочетанию, дымковским игрушкам (птицам, коням, козликам, барышням).

         Хохломская роспись. Дать детям общее представление о предметах декоративно-прикладного искусства, познакомить с хохломской росписью: ее содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием. Учить рисовать узор в определенной последовательности, сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, "золотой" (охра). Учить самостоятельно, составлять узор по мотивам хохломской росписи, согласовывать композицию узора с формой изделия и его частей

         Кружево. Познакомить с кружевами вологодских мастериц. Учить видеть разнообразие узоров на разных формах, различать и называть основные элементы вологодского кружева. Учить составлять узор на бумаге разной формы

         Жостовская роспись. Познакомить с жостовской росписью, ее основным мотивом - букет. Учить составлять узор на любой форме, украшать цветами и каймой. Учить выбирать цвета, использовать оттенки.

         Гжельская роспись. Продолжать знакомить с элементами гжельской росписи. Учить составлять композицию из гжельских цветов, расписывать объемные изделия по мотивам гжельской росписи.

         Павловопосадские платки. Познакомить с платками павловопосадских мастеров. Учить рисовать цветы по мотивам павловопосадских платков, придумывать различные композиции для украшения платков.

4.Результаты реализации программы

Участие в различных видах изобразительной, декоративно прикладной и художественно конструктивной деятельности. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения, народные рисунки).

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека, народные традиции овладение элементарными навыками народного искусства.

Выбор и применение выразительных средств  для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии народного искусства.

Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно прикладном искусстве, художественном конструировании) с помощью цвета,  композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, орнамента.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов:  аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки,  карандаш, фломастеры.

Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в народных промыслах. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств  произведений изобразительного искусства.

Планируемый результат:

- более высокий уровень знаний, умений, навыков,

- участие в различных творческих конкурсах,

-встречи с художниками,

- иллюстрации.

5.Формы и виды контроля

1.лекции, творческие задания, практические работы, самостоятельный поиск, рисование иллюстраций.

2. Занятия по ознакомлению с определенными видами декоративно-прикладного искусства.

3. Занятия по декоративному рисованию.

4. Занятия по замыслу являются показателем развития детского декоративного творчества: яркость образов, сказочность цветов, необычность композиции.

5. Выставки. На них могут быть представлены:

один подлинный предмет (например, дымковский конь);

предметы одного вида (дымковские игрушки, гжель);

предметы одного образа (животные в дымковской игрушке);

сравнение двух-трех видов.

6. Методические рекомендации

Включая во внеурочную деятельность  занятия по декоративному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками в составлении узоров по мотивам определенной росписи необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы.

Ознакомление с разными видами народного декоративно-прикладного искусства осуществляется с 1 по 4 класс. С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, их украшения, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции.

В первом и втором классе необходимо познакомить детей с народными игрушками: дымковскими, филимоновскими, богородскими. В третьем и четвертом  необходимо возвращаться к уже знакомому виду декоративно - прикладного искусства, изучать новые, сравнивая их с уже изученным материалом.

В работе используются изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (городец, хохлома, жостов, гжель, кружево и др.). Задача педагога - показать разнообразие и традиции видов: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.

Вся работа проводится в трех направлениях:

Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.

Обучение декоративному рисованию на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи по мотивам народных промыслов.

Обучение умению выделять особенности каждого вида декоративно-прикладного искусства, находить сходства и различия в изделиях народных мастеров, формировать декоративное творчество, умение создавать узоры на любой форме, развитие творческих способностей ребенка.

Методы и приемы обучения декоративному рисованию.

Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ ("одевание" дымковских игрушек - использование трафаретов с изображением игрушек, "мастерские" народных мастеров, "художественные салоны", "выставки народного искусства" и пр.), что позволяет поддерживать интерес детей к занятиям;

сравнение двух элементов узора, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании образа;

использование движения руки - очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги или предмета;

упражнения в начале занятия с детьми 7-10 лет при изображении новых элементов или сложных после их рассматривания. Впоследствии листок для упражнений дети используют по желанию, если у них появляется в этом потребность;

показ способов изображения новых элементов для детей 7-8 лет и наиболее сложных для детей 9-10 лет;

использование интерактивной доски  для обучения композиции, расположению узора, поискам вариантов построения;

проговаривание последовательности работы, называние элементов узора, действия при его воспроизведении в рисовании ("завиток ведем вверх, потом вниз...");

Обучение технике рисования и приемам кистевого письма народных мастеров помогает выработке легких ритмичных движений, быстроте создания узора. Например, дети при составлении дымковских узоров сначала рисуют все одинаковые элементы одного цвета (кольца), затем другим цветом рисуют второй элемент (круг в каждом кольце), потом украшают все элементы (точки) и т.д.

Организуя работу с детьми по ознакомлению с декоративным искусством, следует предусмотреть ее систематичность и последовательность.

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Аникин В.П. Русский фольклор. – М., 1985г.

Журавлёв В.П. Звук и смысл. – М., 1991г.

Кравцов Н.И, Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество.- М., 1989г.

Мартынова А.Н. Потешки, считалки, небылицы.- М., 1989г.

Орлова Л.Г. Использование элементов фольклора на уроках русского языка.- СПб., 1995г.

Русские народные загадки, пословицы, поговорки /Составитель, автор вступительной статьи Круглов Ю.Г.- М., 1990г.

Русские народные сказки./Составитель Афанасьев А.Н.- М., 1979г.

Степных В.А. Использование пословиц, поговорок в учебном процессе // Н.Ш.1988г., №5.

Ушинский А.Д. Родное слово // Собрание сочинений – М., Л., 1949г.

Энциклопедический словарь юного литературоведа / Составитель Новиков В.И. – М., 1987г.        

  Беспятова, Н.К. Программа педагога дополнительного образования/Н.К. Беспятова. – М.:2003.-171с.

 Буйлова, Л.Н. Организация методической службы/ Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева- М.: Владос, 2001.- 158с.

 Гамезо, М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология/М.В. Гамезо, Е.А.Петрова, Л.М, Орлова- М.: Учебное пособие., 2003.-512с.

 Лукина, И.Н. «Курсовая работа по методике профессионального обучения/И.Н. Лукина.- Новосибирск, 2007.- 55с.

Каргина, З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования/З.А. Каргина. – М.: Школьная пресса, 2007.-95с.

2.Демонстрационный материал

- альбомы по народному творчеству,

- иллюстрации с изображением жостовских подносов,

- иллюстрации с изображением старинных построек,

- таблицы с элементами росписей,

- схемы поэтапного рисования различных видов росписей

-Подлинные народные игрушки - дымковские, богородские, филимоновские, каргопольские и др. (по 1-2 каждого вида)

-Гжельские изделия (посуда, фигурки животных).

-Изделия мастеров Полхов - Майдана (лошадки, матрешки, предметы быта).

-Предметы декоративно прикладного искусства фабричного изготовления и предметы народного искусства: жостовские подносы, хохломская посуда и мебель, деревянные изделия с резьбой, вологодские кружева.

3.Экранно-звуковые пособия.

-презентации.

-аудиозаписи с произведениями русских композиторов для сопровождения занятий.

- видеофильм "Русские промыслы",

- слайды с изображением народных мастеров за работой;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Робототехника» (общеинтеллектуальное направление) (начальное общее образование)

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Робототехника" с использованием конструктора КИКИ....

Приложение к рабочей программе учебного предмета «Русский язык» на уровень начального общего образования 4 «А» класс

Календарно-тематическое планирование  составлено на основе авторской программы "Русский язык" (С.Иванов, М:Вентана-Граф)....

Приложение к рабочей программе учебного предмета «Литературное чтение» на уровень начального общего образования 4 «А» класс

Календаро -тематическое планирование составлено на основе авторской программы "Литературное чтение" (автор Л.А.Ефросинина, М: Вентана-Граф, 2013)...

Приложение к рабочей программе учебного предмета «Окружающий мир» на уровень начального общего образования 4 «А» класс

Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы "Окружающий мир" (автор Н.Ф.Виноградова, М:Вентана -Граф, 2013)...

Рабочая программа по математике («Школа России») на уровень начального общего образования 1 - 4 класс

Рабочая программа содержит планируемые результаты освоения учебного курса, содержание учебного предмета и тематическое планирование по курсу "Математика"...

Рабочая программа внеурочной деятельности начального общего образования для 2 класса по социально-педагогическому направлению «Мы вместе» (семейный клуб)

Рабочая программа внеурочной деятельностиначального общего образования для 2 классапо социально-педагогическому направлению «Мы вместе» (семейный клуб)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Школа добрых дел» начального общего образования 1-4 классы (социальное направление)

Рабочая программа «Школа добрых дел» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой и...