Высоко сижу, далеко гляжу
план-конспект занятия по зож (2, 3 класс) по теме

Билялова Елена Петровна

Занятие "Высоко сижу, далеко гляжу" разработано для воспитанников ГПД 2-3-х классов и поможет детям больше узнать об органе зрения, содержит интересную информацию о цвете глаз, гимнастику для глаз и памятку для сохранения здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Высоко сижу, далеко гляжу.

Цели: воспитание бережного отношения к самому себе;

Задачи:

 расширять знания учащихся о зрении, о его значении в жизни человека;                        познакомить со строением глаза;

познакомить детей с причинами появления глазных заболеваний и правилами, которые позволяют сохранить зрение;

разучить упражнения для профилактики глазных заболеваний и утомляемости глаз;

расширять кругозор.

Формировать УУД:

 - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 - Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

 - Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.

Оборудование: плакат «Гимнастика для глаз», презентация, предметы: отрез ткани для закрывания глаз, плакат «Береги зрение, чтобы видеть мир!», рисунки «Строение глаза», презентация «Глаза – зеркало души», карточки к физминутке, карточки для работы в группах (по количеству групп).

  1. Организационный этап.

II. Актуализация знаний (Создание психологического настроя)

- Ребята, не хотите ли поучаствовать в небольших экспериментах? Есть ли желающие?

  • 1-й эксперимент.                                                                                                               Учитель выбирает 2-х ребят. Одному из них завязывают глаза, и обоим предлагает простоять 15 секунд на одной ноге.

- Как вы думаете, кто из ребят, участвующих в эксперименте, чувствовал себя более уверенным?

  • 2-й эксперимент.                                                                                                                Учитель выбирает 2-х ребят. Одному из них завязывают глаза, и обоим предлагает описать предмет (например, пенал).

- Как вы думаете, почему один из ребят дал не полное или неточное описание?

  • 3-й эксперимент.                                                                                                                       Учитель   предлагает детям с закрытыми глазами выбрать из пенала ручку и зелёный карандаш.

- Откройте глаза, проверьте результат.

- О чём можете сказать? (Дети: ручку доставать было легче, потому что она не похожа на карандаш на ощупь, а зеленый карандаш можно было достать только, если знаешь точно, где он лежит, потому что все карандаши на ощупь одинаковые.)

- Какой можно сделать вывод? (Дети: если человек видит, хорошо видит, то он чувствует себя комфортно, уверенно. Без хорошего зрения невозможно увидеть мелкие детали предметов, что-то рассмотреть и т.д.).

III. Постановка цели и задач

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии? (Дети: о глазах, зрении.)

Ученые считают, что больше половины всей информации человек воспринимает с помощью этого органа чувств. Этот орган чувств - … ? (Дети: глаза!)

- А какую же необходимую для нас информацию мы получаем с помощью зрения? (Дети: мы видим, читаем, пишем, можем брать предметы, не падаем и т.д.)

- Какой вывод можно сделать из сказанного? Какова польза зрения? (Дети: без зрения человеку прожить сложно, он не видит ни красоты окружающего мира, не может отличить предметы, разные по цвету и др.)

- Итак, тема нашего занятия «Высоко сижу, далеко гляжу». Известно ли вам, кто из сказочных персонажей пользовался этим выражением? (Машенька из сказки «Маша и Медведь». Девизом нашего занятия станет выражение «Береги зрение, чтобы видеть мир!» (Слайд 2).

IV. Первичное усвоение новых знаний

- Глаза – удивительный дар природы. Ни один из органов чувств не может дать человеку столько впечатлений, сколько дают глаза. С помощью них мы видим предметы, воспринимаем их форму, величину, цвет. Глаза помогают нам устанавливать, движется предмет или он неподвижен. Не зря в народе говорят: лучше один раз увидеть, чем… (Дети: 100 раз услышать). (Слайд 3).

 - Как вы думаете, кто из животных самый зоркий? (Ответы детей).

 - Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. (Слайд 4).  Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова.  (Слайд 5).Она легко отыщет мышь в темноте.

Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека.

- Посмотрите друг другу в глаза. Какие они у нас красивые!
- Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? 
(Дети называют слова: милые, выразительные, ясные, огромные, веселые…) 

- Каким бывает цвет глаз? ( Cиние, голубые, карие, зеленые, светлые…) Послушайте, это интересно:

Обладатели черных глаз энергетически сильные люди, очень темпераментные и общительные. (Слайд 6). 

Голубоглазые - целеустремленные натуры, склонны помнить обиды. (Слайд 12). 

Кареглазые люди от природы наделены привлекательностью, бывают вспыльчивы, но легко забывают обиды. (Слайд 7). 

Зеленоглазые люди – нежные, надежные и добрые люди. Только 2 человека из 100 являются обладателями зеленых глаз. (Слайд 13). 

Люди со светло-карими глазами застенчивы, склонны к уединению, стремятся к самостоятельности. (Слайд 8). 

У обладателей серо-зеленых глаз сильная воля, настойчивость и упорство. (Слайд 14). 

Желтый - редкий цвет глаз распространен чаще всего среди животных, таких как волки, домашние кошки, совы, орлы, голуби и рыбы. (Слайд 9). 

Владельцы темно-серых глаз упрямы и смелы, обладают сильным характером. (Слайд 15). 

Синеглазые люди – романтики, очень эмоциональные и чувственные, предпочитают всегда говорить правду. (Слайд 10). 

Обладатели серых глаз очень решительны и  умны, им всё интересно и часто везёт.  (Слайд 16). 

Людям с темно-голубыми глазами свойственна настойчивость и упорство. (Слайд 11). 

Красный цвет глаз действительно есть , но встречается он только у альбиносов. Так как у них почти нет меланина, их радужка прозрачная, но выглядит красной из-за кровеносных сосудов. (Слайд 17). 

У 10 человек из 1000 встречаются разноцветные глаза. Такое явление называется гетерохромией. Разные глаза могут передаваться по наследству, а так же после болезней и травм. (Слайд 18). 

V. Физминутка. Игра «Я - зоркий».

 На карточках изображены фигурки человечков (высотой 2см), показывающих различные упражнения. Дети повторяют их.

C:\Users\Игорь\Desktop\i_033.jpg

VI. Строение глаза

- Как же устроен наш глаз? (Дети: радужная оболочка, хрусталик, зрачок)

  • Учитель показывает плакат с изображением частей глаза.

(Слайд 19). 

Глаз — волшебный теремок, 
Круглый маленький домок, 
Хитро он устроен — 
Без гвоздей построен.

Круглый дом со всех сторон 
Белой стенкой окружен, 
Стенку эту белую 
Называют склерою.

Обойдем же дом скорей: 
Ни крылечка, ни дверей, 
Впереди кружочек тонкий — 
Роговица, словно пленка, 
Вся прозрачна, как стекло, — 
В мир чудесное окно, 
Через круглое оконце 
В глаз проходит свет от солнца.

Глаз бывает синий, серый: 
Впереди, пред белой склерой, 
Яркой радужки кружок 
Украшает глаз-домок.

В центре радужки — зрачок, 
Черный маленький кружок.

Лишь стемнеет — наш зрачок 
Станет сразу же широк, 
Коль светло — зрачок поуже, 
Чтобы видел глаз не хуже.

А за радужкой лежит
Маленький хрусталик,
Он такой имеет вид,
Как стеклянный шарик.

Изнутри весь этот дом
Выстлан, будто бы ковром,
Оболочкой гладкой —
Тоненькой сетчаткой.

Что же в домике внутри?
На картинку посмотри —
В домике невидное
Тело стекловидное,
Оно прозрачно, как алмаз..
Ну а как же видит глаз?

Наталия Орлова

Картинки по запросу строение глаза для детей

Строение глаза человека для детей

- Для чего они нужны глазам? (Дети: с глаз мы видим).

- От чего зависит цвет глаз? (Дети: от радужной оболочки).

- Глаза очень нежные. Природа сама позаботилась об охране наших глаз и оберегает их. Знаете ли вы как? (Слайд20)

(Дети: веки и ресницы защищают их от яркого света и пыли, если в глаз попадает соринка, ее смывает слеза, а брови задерживают капельки пота, стекающие со лба, и не дают им попасть в глаза).
-Природной защиты не хватает, чтобы защитить зрение. Каждый человек сам должен заботиться о своих глазах. Как можно это сделать? Обсудим ответ на данный вопрос в группах.

VII. Первичная проверка понимания (Работа в группах)

  1. Прочитать правила
  2. Распределить на 2 группы: «это полезно» знаком «+», «это вредно» знаком «-».

Правила (карточка у каждой группы учащихся):

  • умываться по утрам и вечерам прохладной водой
  • сидеть ближе 3 м от телевизора
  • читать лежа
  • при чтении и письме свет должен освещать страницу слева (для левшей справа)
  • читать в транспорте
  • оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов
  • расстояние от глаз до текста рекомендуется 30-35 см
  • употреблять в пищу морковь, лук, петрушку, помидоры,  сладкий перец
  • делать гимнастику для глаз
  • вытирать глаза грязными руками
  • читать при плохом освещении

- Что делать, если вы почувствовали, что зрение все же у вас ухудшается?
- К кому тогда нужно обращаться? (Дети: окулист, офтальмолог)

- А сейчас послушайте стихи, подготовленные вашими товарищами.

VIII. Читают дети

1.Прислушайся! Когда хотят,
Чтоб вещь служила нам без срока,
Недаром люди говорят:
«Храните как зеницу ока!»
И чтоб глаза твои, дружок,
Могли надолго сохраниться,
Запомни два десятка строк
На заключительной странице:

2. Глаз поранить очень просто —
Не играй предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
Лежа книгу не читай;
На яркий свет смотреть нельзя —
Тоже портятся глаза.

3. Телевизор в доме есть —
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану.
И смотри не все подряд,
А передачи для ребят.


4. Не пиши, склонившись низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра,
От стола до самых глаз
Должно быть сорок сантиметров!


5. Все чтецы хором:

Мы  хотим  предостеречь:

- НУЖНО ВСЕМ ГЛАЗА БЕРЕЧЬ!

(Автор:Н.Орлова «Береги свои глаза»)

- А беречь глаза нам поможет гимнастика для глаз.

IX.Физминутка"Весёлая неделька”

Всю неделю по – порядку,

Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,                            (Поднять глаза вверх; опустить

Глазки солнцу улыбнутся,                                      их книзу, голова неподвижна.)

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

(Повернуть глаза в правую сторону,

 а затем в левую, голова неподвижна.)

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.                                  Жмуримся и открываем                           Так игру мы продолжаем.

 ( Плотно закрыть глаза, досчитать

 да пяти и широко открыть глазки.)

По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

( Смотреть прямо перед собой,

поставить палец на расстояние

 25-30 см. от глаз, перевести взор

на кончик пальца и смотреть на

 него, опустить руку.)

В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

( Поднять глаза вверх, вправо, вниз,

 влево и вверх; и обратно: влево,

вниз, вправо и снова вверх.)

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

( Посмотреть взглядом в верхний

правый угол, затем нижний левый;

перевести взгляд в верхний левый

 угол и нижний правый.)

В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

X. Дополнительно (если позволяет время):

  1. - Объясните, как вы понимаете выражение «Глаза - зеркало души», «глаза разгорелись», «глаза разбегаются», «глаза на лоб лезут», «глаза прячет»?
  • Дети объясняют понимание выражения «Витаминная диета для глаз».

Витаминная диета.

Для здоровья глаз очень полезны: витамины группы А(морковь, томаты, листовые овощи, рыбий жир);

витамины группы В(орехи, большинство фруктов, зерновые, печень, почки, рыба различных сортов);

витамины группы С(плоды шиповника, цитрусовые, лук, помидоры, шпинат, яблоки).

Особо востребованные нашими глазами калий и цинк. Калий присутствует в мёде, бананах, печёном картофеле, а также в растительном масле. Высоким содержанием цинка могут гордиться: креветки, устрицы, сельдь, печень, мясо, грибы.


XI. Памятки

 (Учитель раздаёт памятки всем детям).

Следуйте правилам:

- Больше двигаться!

- Телевизор - чем меньше, тем лучше.

- Максимум 30-40 минут в день, а за компьютером и того меньше - всего 15 минут.

- При чтении книг не читать лёжа, впотьмах, не держать слишком близко книгу к глазам. Расстояние от глаз до страницы должно составлять 40 см.

- Школьник должен как следует высыпаться. Для детей до 9 лет норма – не меньше 10 часов сна в сутки.

- Глазам нужно давать короткую "передышку". Во время выполнения домашних заданий десятиминутный "подвижный" перерыв через каждые 30-40 минут.

- Рабочее место должно правильно освещаться. Днём естественным светом, а вечером – обычной лампой накаливания мощностью около 60 ватт. У правши и окно, и настольная лампа должны быть слева, а у левши - справа, чтобы во время письма не загораживать свет.

XII. Рефлексия

- Как можно сберечь здоровье, и в частности, зрение?
- Доскажите предложение, написанное на доске:

  • Теперь я могу ...
  • Теперь я знаю ...


Список используемой литературы:

  1. Стихи о глазах и зрении для детей-дошкольников и младших школьников http://gllaza.ru/stihi-dlya-detej-o-glazah-i-zrenii/
  2. Органы чувств. Глаза и зрение. http://www.poznovatelno.ru/child/man/senses/11864.html
  3. САЙТ учителя МИФ Кузьмичевой А.Н. Плакат «Береги зрение!» http://mif-info.ucoz.ru/load/plakat_quot_beregi_zrenie_quot/1-1-0-24
  4. Рисунок «Пляшущие человечки» http://fb2.booksgid.com/content/72/elena-boyko-luchshie-podvizhnye-i-logicheskie-igry-dlya-malyshey-ot-3-do-6-let/55.html
  5. Read more: http://ya-zorkaya.ru/for-and-about-kids/stroenie-glaza-dlya-detey#ixzz4nO3FmiTg
  6. Строение глаза: http://club-dle.ru/myhealth/stroenie-glaza-cheloveka-dlja-detej.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Глаза – зеркало души Презентация к уроку «Высоко сижу, далеко гляжу»

Слайд 2

«Береги зрение, чтобы видеть мир !»

Слайд 3

Поговорка Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать.

Слайд 4

Самое острое зрение у орла.

Слайд 5

Ночью лучше всех видит сова.

Слайд 6

Это интересно! Обладатели черных глаз энергетически сильные люди, очень темпераментные и общительные.

Слайд 7

Это интересно! Кареглазые люди от природы наделены привлекательностью, бывают вспыльчивы, но легко забывают обиды.

Слайд 8

Это интересно! Люди со светло-карими глазами застенчивы, склонны к уединению, стремятся к самостоятельности.

Слайд 9

Это интересно! Люди с тигровыми глазами – большая редкость. У них сильно развита интуиция, они творческие натуры.

Слайд 10

Это интересно! Синеглазые люди – романтики, очень эмоциональные и чувственные, предпочитают всегда говорить правду.

Слайд 11

Это интересно! Людям с темно-голубыми глазами свойственна настойчивость и упорство.

Слайд 12

Это интересно! Голубоглазые - целеустремленные натуры, склонны помнить обиды.

Слайд 13

Это интересно! Зеленоглазые люди –нежные, надежные и добрые.

Слайд 14

Это интересно! У обладателей серо-зеленых глаз сильная воля настойчивость и упорство.

Слайд 15

Это интересно! Владельцы темно-серых глаз упрямы и смелы, обладают сильным характером.

Слайд 16

Это интересно! Обладатели серых глаз очень решительны и умны, им всё интересно и часто везёт.

Слайд 17

Это интересно! Красный цвет глаз действительно есть , но встречается он только у альбиносов.

Слайд 18

Это интересно! У 10 человек из 1000 встречаются разноцветные глаза. Разные глаза могут передаваться по наследству.

Слайд 19

Строение глаза

Слайд 20

Строение глаза

Слайд 21

Берегите зрение!

Слайд 22

Источники http://oprezi.ru/fl/fon/temnye-nochi-57.html http://www.radionetplus.ru/izobrazhenija/krasivye_kartinki/37529-krasivye-kartinki-na-rabochiy-stol-krasota-prirody-38-foto.html https://www.pinterest.se/pin/360639882638021570/ http://www.porjati.ru/pictures_photo/35824-nezhnye-i-krasivye-foto.html http://katyaburg.ru/razdely/krasota-prirody/osennyaya-priroda-kartinki-foto-video http://club-dle.ru/myhealth/stroenie-glaza-cheloveka-dlja-detej.html http://fashiony.ru/page.php?id_n=104893 http://womanadvice.ru/gimnastika-dlya-glaz-dlya-shkolnikov http://wtalks.com/kakoy-cvet-glaz-budet-u-rebenka-zakony-genetiki https://subscribe.ru/group/rossiya-evropa-amerika-dalee-vezde/12297873/ https://posobie.info/readtext_articles.php?mode=articles&t=21512#close http://xn--80aapkipfwsf8c8b.xn--p1ai/fotogalereya/pticy/orel/ http://givotnie.com/wp-content/uploads/2011/08/sova_1.jpg https://ru.depositphotos.com/29639157/stock-photo-two-kids-and-two-cupcakes.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

не сижу на месте...

Что можно посоветовать родителям, если их ребенок не может «усидеть» за уроками?Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в нача...

Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обучения. Как добиться высокого показателя в начальной школе

Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обуче...

Конспект урока по литературному чтению на тему: В. Берестов. «За игрой», «Гляжу с высоты», Э.Мошковская , «Я ушёл в свою обиду» (УМК "Школа России") 2 класс

Конспект урока по литературному чтению  на тему: В. Берестов. «За игрой», «Гляжу с высоты»,  Э.Мошковская , «Я ушёл в свою обиду»   (УМК "Школа России") 2 класс...

Тема: В. Берестов "Гляжу с высоты на обиду", Э. Мошковская "Я ушёл в свою обиду". 2 класс. Программа: Школа России.

Предмет: литературное чтениеКласс: 2еТема урока: В. Берестов «Гляжу с высоты на обиду», Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду».Цели урока:  ознакомить учащихся со стихами о друзьях, о друж­бе.Планир...

Учебно-методический комплект 2 класс ШР "В.Берестов "За игрой", "Гляжу с высоты", Э.Мошковская "Я ушел в свою обиду"

Конспект урока по литературному чтениюТема: В.Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты», Э.Мошковская «Я ушёл в свою обиду» Цели деятельности учителя: познакомить учащихся со стихами о дружбе, д...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:Я и мои друзья. В. Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты» Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду»

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Я и мои друзья. В. Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты» Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду»Цели урока: ввести учащихся в новый раздел; познакомить с п...

Презентацияк уроку литературного чтения В. Берестов. "Гляжу с высоты на обиду...".Школа России. 2 класс.

Презентацияк уроку литературного чтения  В Берестов. "Гляжу с высоты на обиду...".Школа России. 2 класс....