Тема: «Воспитание культуры поведения младших школьников в рамках реализации курса внеурочной деятельности.
учебно-методический материал
Данный материал раскрывает понятие "культура поведения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
miheeva_sayt.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание культуры поведения младших школьников в рамках реализации курса внеурочной деятельности» .
Так сложилось, что все: родители, учителя, общество хотят видеть ребенка хорошо воспитанным. Но воспитанность не формируется сама по себе. Это важное и ответственное дело нельзя пускать на самотек. Ведь само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и упорной «шлифовки» человека. Как бы ни был ребенок развит, смышлен и внешне привлекателен, но если он вмешивается в разговор взрослых, не умеет вежливо обратиться с вопросом, не знает, как приветствовать старших, то такой ребенок производит неприятное впечатление. Такой ребенок чаще в свой адрес слышит, что он не воспитан. Его ли в этом вина? Конечно же, нет. Степень воспитанности ребенка зависит от той среды, в которой он находиться. Работа по воспитанию начинается с рождения, продолжается в детском саду, но целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Остановимся подробнее: что же такое культура поведения? Какие существуют методы формирования её у младших школьников.
Понятие «культура поведения» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Основываясь на своем опыте, поставила перед собой ряд задач по воспитанию культуры поведения:
1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Работа по воспитанию проходит как на уроках, так и во внеурочное время. На занятиях по внеурочной деятельности легче вовлечь ребенка в работу. Важным средством приучения младших школьников к культуре поведения являются упражнения, которые включаются в повседневную жизнь ребенка и проводятся в процессе систематических занятий. Содержание упражнений и их форма зависят от характера правила, которое отрабатывается. Так, например, возможны занятия, где учитель показывает, как надо вести себя в той или иной ситуации: как пригласить товарища в гости, как вести себя за столом, как выполнять правила вежливости.
Курс внеурочной деятельности «Азбука нравственности» предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы:
∙ беседы;
∙ встречи с интересными людьми;
∙ просмотр и обсуждение видеоматериала;
∙ практические занятия:
∙ творческие конкурсы;
∙ коллективные творческие дела;
∙ обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
∙ творческие проекты, презентации;
∙ проведение выставок семейного художественного творчества.
Хотелось подробнее остановиться на особом разделе данной программы внеурочной деятельности, это «Опасность вокруг тебя». В этом разделе дети изучают, какие опасности могут подстерегать детей в этом большом мире. На занятиях мы рассматриваем опасность и при помощи разнообразных форм работы, выводим правила поведения. Учимся отказываться от пагубных привычек, учимся говорить «нет» всему, что может навредить детскому организму.
К примеру, в 3 классе есть такая тема как «компьютерная игра». Где дети знакомятся с играми и приходят к выводу, что не все игры безопасны. Нами был создан микро проект в рамках нашего класса. Всем детям из класса была предложена анкета, с целью выяснить, в какие игры любят играть ученики и их отношение к компьютерным играм.
Вопросы анкеты | 3а | |
да | нет | |
1.У тебя дома есть компьютер? | 21 | 0 |
2.Часто ты садишься за компьютер, чтобы добыть нужную информацию | 10 | 11 |
3.Играешь ли ты в компьютерные игры | 18 | 3 |
4.Как ты заканчиваешь играть | сам | Прерывают родители |
15 | 6 | |
5. Сколько времени ты тратишь на игру | Менее 30 мин | 2 часа и более |
8 | 13 | |
6.Какие твои любимые игры | 3а | |
а) гонки | 9 | |
б)стрелялки | 3 | |
в)бегалки | 6 | |
г)обучающие | 16 | |
д)стратегии | 5 | |
е)поиск предметов | 15 |
Результаты показали, что почти все опрошенные ребята в классе имеют дома компьютер, умеют им пользоваться, большую часть времени проводят за играми. Немногие задумываются о вреде и пользе этих игр, как и о том, сколько времени можно играть. Мы провели беседу и сравнили человека разумного и человека, играющего в компьютер.
Затем из найденного материала мы составили памятку по безопасному пользованию компьютерными играми. Важным моментом сохранения здоровья, является правильная организация рабочего места, соблюдение времени при пользовании компьютером. На заключительном занятии каждому однокласснику подарили памятку.
В продолжение темы о безопасном интернете, во втором классе проводим занятия на тему «Информация вокруг нас». Здесь мы раскрываем детям, что в интернете полно опасностей: начиная от сбора денег и заканчивая «ненужными» знакомствами. Это занятие проходит в форме круглого стола. К нам приходит психолог и социальный педагог. С учениками проводят беседы, разбирая определенные ситуации. По окончанию круглого стола, всеми участниками создается памятка «О безопасном поведении в интернете».
Опасность подстерегает детей не только в интернете, поэтому уже в первом классе встречается такая тема, как «Что такое хорошо, что такое плохо». На этих занятиях дети знакомятся с понятием что такое «привычка». При помощи рассказов таких поэтов как Чуковский, Остер, дети приходят к выводу, что не все привычки полезны. На заключительном занятии дети разделились на группы и создали свое «Дерево привычек». Где при помощи цвета показали, что будет с теми, кто выбирает вредные привычки. Зелеными листочками на дереве изобразили полезные привычки (на каждом листочке, ученик написал ту привычку, которую посчитал «полезной»), а коричневый листок, который уже опал с дерева и лежал возле него – «вредная привычка» (дети, тем самым показали что «вредная» привычка только «тянет в низ» и приносит большой вред организмам). К вредным привычкам дети отнесли: курение, алкоголь, непослушание родителей.
В рамках темы «вредные привычки» дети на разных этапах обучения, создавали листовки и раздавали их прохожим, так же в 4 классе дети, работая по подгруппам, уже самостоятельно смогли создать свои лэпбуки с призывом здорового образа жизни. Эти лепбуки были расположены по этажам нашей школы.
Для наглядного примера о вреде курения, в 4 классе проводим практическое занятие на улице «легкие курильщика». Дети выступают в роли зрителей. Их вниманию представлены 2 бутылки с шариками ваты, символизирующие легкие человека. В крышке бутылки проделываем маленькое отверстие и вставляем в одну из них сигарету. Затем легкими нажатиями на бутылку, символизируя «курение». После «выкуривания» сигареты, дети открывают бутылку и видят, результат опыта: вата стала черной. Дети наглядно видят, что происходит с легкими « курильщика».
Одна не маловажная тема для детей это «опасные знакомства». Важно детям рассказать о том что, есть «опасные» люди. Они, притворяясь хорошими, вовлекают детей в «маленькие преступления». На эти занятия мы приглашали сотрудника по делам несовершеннолетних. С детьми проводили беседу, показывали документальный фильм.
В рамках реализации программы внеурочной деятельности, раз в месяц, дети изготавливают стенгазету, посвященную разным тематикам: «мой интернет», «я и мои друзья», «люди вокруг нас» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание толерантного поведения младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.
Статья о воспитании толерантности у младших школьников....
«Воспитание культуры поведения младших школьников».
Лекторий для родителей начальных классов....
Методы и средства воспитания культуры поведения младших школьников
В работе над выбором темы по воспитанию культуры поведения педагог замечает, что некоторые правила повторяются. Это закономерно. Учитель всегда имеет в виду конкретную ситуацию. Но ситуации меня...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках школьной программы внеурочной деятельности
Направления программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности...
Конкурсная работа "Развитие интереса к анимализму у младших школьников"(в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Мы- твои друзья!»)
Презентации к конкурсной работе "Описание системы работы по формированию у учащихся интереса к различным видам искусства в рамках программы "Мы-твои лрузья!"...
Конкурсная работа "Развитие интереса к анимализму у младших школьников"(в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Мы- твои друзья!»)
Описание системы работы по формированию у учащихся интереса к различным видам искусства в рамках программы "Мы-твои друзья"...