Урок здоровья "Мозг наш главный командир"
методическая разработка по зож (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок здоровья. Тема: Мозг – наш главный командир.
Цель: 1.Познакомить учащихся с основной функцией мозга;
2.Развивать зрительную, слуховую память, связную речь;
3.Воспитывать бережное отношение к своему организму.
Оборудование: плакаты «Строение мозга», «Нервная система», музыкальные инструменты (ложки, бубен, погремушка), свеча, запись музыки «Утята», салфетки с запахом духов; яблоки, огурцы, морковь, сыр или другие продукты схожей плотности.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация.
На доске вывешивается плакат «Мозг». Запись ответов учащихся на доске.
Учитель. Сегодня на уроке мы поговорим о внутреннем органе человека. Догадайтесь, о чём пойдёт речь.
-Внутренний орган человека.
-Находится в голове.
-Его защищает череп.
-Что это такое? (мозг).
-Как вы думаете, какую работу выполняет наш мозг?
3.Тема урока.
Учитель. Кто догадался, какой будет тема нашего урока? (Мозг, работа мозга.)
Вывешивается плакат: «Нервная система».
Мозг- это большой центр управления всем нашим телом. В мозг по нервам , как по проводам, поступают сигналы от разных частей тела.
Мозг всё запоминает, перерабатывает информацию и посылает команды все органам. Мозг – наш главный командир. Давайте проведём небольшой эксперимент.
Эксперимент 1 «Горящая свеча».
Я держу палец над горящей свечой.
-Почему не могу долго держать?
-Что же произошло?(В мозг по нервам поступил сигнал. Мозг принял сигнал и послал команду к мышцам рук. Это произошло очень быстро).
Проведём ещё один эксперимент, который покажет как работает наш мозг.
Эксперимент 2.
Положите руки ладонью на стол. А теперь начните думать о том, как поднимаете руки, думайте, но рукой пока не двигайте. Как только вы увидите цифры 1-2-3, поднимите руки. Итак, приготовились: 1-2-3.
-Что произошло?
Клетки мозга сообщили нервам, идущим к руке, что по ним скоро будет послан сигнал.
В этот момент, когда вы поднимали руки, большой мозг послал сигнал к мышцам рук.
Информация по плакату «Мозг».
Поверхность коры головного мозга вся покрыта извилинами и разделена на специальные участки (Зоны). Каждая зона отвечает за свою работу: движение, разговор, память ,зрение, способность различать запахи и звуки, способность писать.
Зона зрения.
Проведём эксперимент. Я показываю рисунок. Смотрите и запоминайте, потом нарисуете то, что запомнили.
Работа проводится в группах
-Какая группа сделала точный рисунок?
-Чтобы нарисовать этот рисунок, что мы сделали?
-Откуда сигнал поступил в мозг? (Поверхность коры головного мозга имеет зону зрения, которая запоминает всё, что видят наши глаза.)
Зона слуха.
Я играю на инструментах. Запоминайте звук каждого инструмента (бубен, ложки, погремушка) . Теперь ,закрыв глаза, по звуку вы должны определить инструмент: первая группа-ложки; вторая-бубен; третья- ложки; четвёртая-погремушки.
-Откуда поступил сигнал в мозг? (Находящаяся в коре головного мозга зона слуха позволяет нам узнавать и запоминать звуки. Благодаря ей мы можем заниматься музыкой.)
Зона движения.
Учитель. Запоминайте мои движения. (Показывает движения танца «Утят».)
- А теперь повторяйте вместе со мной.
- Откуда поступил сигнал в мозг? (Мозжечок и зона движения контролируют работу мышц, помогают нам запоминать сложные движения.)
Зона речи.
Учитель. У вас на столах листочки с текстом. Возьмите и прочитайте про себя. На листочках правила, которые нужно соблюдать.
1.Всегда хорошо высыпайся. Уставший мозг не может хорошо работать.
2.Регулярно и полноценно питайся. Если мозг « голодает», он плохо соображает.
3.Сдерживай свой гнев, не давай воли нервам. Замечено, что раздражительные, несдержанные дети, которые со всеми ссорятся и дерутся, сами мешают своему мозгу развиваться.
4.Не пропускай мимо ушей то, что говорят тебе родители и учителя. Кто умеет внимательно слушать, тот может хорошо учиться, и мозг получает тренировку.
5.Читай много хороших книг.
6.Полезны для мозга такие передачи, из которых ты узнаешь что-то новое.
7.Старайся завести как можно больше друзей. У кого много друзей, тот много знает.
8.Почаще улыбайся!
Учитель. Что узнали из прочитанного? (Зона речи разбирает то , что мы читаем и слышим. Отдаёт приказы губам, языку и управляет голосом.)
Гипоталамус.
Гипоталамус – это часть мозга , которая отвечает за аппетит, страх, гнев, поддерживает температуру тела.
Зона вкусового ощущения.
Учитель. Проведём эксперимент. Проверим, сможем ли мы определить вкус с закрытыми глазами.
На тарелках яблоки, огурцы, морковь, сыр. Первой группе дать яблоки, второй огурцы, третьей – сыр, четвёртой – морковь.
- Узнали ли вы предмет на вкус?
- Как узнали? (Зона вкусового ощущения. Сюда приходят сигналы от языка, и мы узнаём, что едим – сладкое, солёное, кислое или горькое.)
Зона обоняния.
Каждой группе раздаётся по две салфетки разного цвета с запахом одеколона и пирога.
Учитель. Определите запах салфеток.
-Как узнали?
-Откуда поступил сигнал в ваш мозг? (Зона обоняния позволяет распознавать запахи и запоминать их. Мы можем узнавать по запаху, что готовит на кухне мама.)
Память.
Учитель .Кто вспомнит, как встречал Новый год, когда ему было 5 лет?
-Кто вспомнит , что делал вчера после уроков?
-Что нам помогает вспомнить? (Память.)
-Есть две зоны в мозге: одна охраняет давние воспоминания , другая –недавние. Работа памяти – это очень сложный процесс.
4.Итог урока.
Учитель. Что нового узнали?
- Какую работу выполняет наш мозг?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Главные и второстепенные члены предложения"
Цель:организовать деятельность уч-ся по обобщению и систематизации знаний о главных и второстепенных членах предложения, их видах; совершенствовать умение находить главные и второстепенные...
Урок русского языка "Главные члены предложения" 2 класс
Урок русского языка во 2 классе Тема: « Главные члены предложени...
Проект на тему "Мозг - наш главный командир"
Проект защищен на школьной научно-практической конференции...
Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок" ( УМК "Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок» Цели де...
Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин "Собирай по ягодке - наберешь кузовок""
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»Цели деятельн...
Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением Б. Шергина «Собирай по ягодке - наберешь кузовок», развитие умения определять главную мысль произведения.Планируемые ...
Технологическая карта урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»" 3 класс.
Тема урока «Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Тип урока: открытие нового зн...