Внеклассное мероприятие "Поход- активный вид отдыха''
план-конспект занятия по зож (4 класс) на тему
Цель занятия вида “обучающие походы” состоит в развитии двигательной, функциональной и познавательной активности учащихся младших классов, в укреплении их здоровья, психическом и физическом оздоровлении организма в процессе туристско-познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_zhizni._vneklassnoe_meropriyatie_shahova_o.s.-na_sayt.docx | 65.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Позиция педагога.
Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В системе общечеловеческих ценностей, которыми должно овладеть подрастающее поколение, первостепенное основополагающее место уделяется здоровью и здоровому образу жизни. Об усилении внимания государства и общества к проблеме здоровья подрастающего поколения можно судить по тем документам, которые приняты правительством или находятся в стадии обсуждения. В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» здоровье школьников выделено в отдельное направление, где говорится о том, что важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям.
Особенности здоровьесберегающих технологий, используемые мною в начальной школе, позволяют решить одну из самых актуальнейших задач современного образования – формирование здорового образа жизни младших школьников. При разработке здоровьесберегающих технологий я опираюсь на приоритетные направления деятельности в данном направлении нашего учреждения – МБОУ “СШ №54”. Это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни: профилактику простудных заболеваний , использование оздоровительной гимнастики, пальцевой, дыхательной, зрительной; привитие детям элементарных гигиенических навыков; чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; через специально организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, своевременное развитие двигательных навыков); через спортивно– оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии. Деятельность классного руководителя в процессе здоровьетворения строю на следующих принципах:
- принцип формирования ценностных установок школьников на здоровый образ жизни, следование которому обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни;
- принцип природосообразности, предполагающий учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на основе изучения их потребностей и интересов и организация в связи с этим их здоровьесберегающей деятельности;
- принцип культуросообразности (включение в культуру посредством специально ориентированной и организованной здоровьетворческой деятельности),
- принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья (признание школьника субъектом процесса здоровьетворческой деятельности),
- принцип здоровьетворческой активности (опора на активную личностную позицию школьников в формировании здорового образа жизни),
- принцип интеграции воспитательного воздействия, следование которому означает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса: учителей, родителей и детей, направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого ребенка.
Считаю, что важнейшим условием формирования здорового образа жизни является насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь. В наше время как никогда приобретает государственное значение проблема двигательной активности школьников. Хорошо, если оздоровление ребёнка тесно интегрируется с какими-либо другими направлениями: игровым, познавательным, досугово-развлекательным, туристско-краеведческим, экологическим и др, желательно, чтобы взаимосвязаны были несколько видов деятельности. Внеклассные мероприятия такого рода, как природоведческие экскурсии и туристические походы в наше время особенно актуальны, а главное имеют положительный отклик у детей, родителей и педагогов, что, конечно же помогает в реализации поставленных целей и задач. . В процессе таких мероприятий решаются следующие задачи:
-формирование бережного отношения к природе;
-развитие у школьников интереса к изучению родного края;
-формирование детского коллектива;
-оздоровление в активной деятельности на природе;
-развитие и совершенствование туристских навыков, необходимых для выживания в экстремальных условиях; - приобщение родителей к воспитанию здорового образа жизни учащихся.
Цель занятий вида “обучающие походы” состоит в развитии двигательной, функциональной и познавательной активности учащихся младших классов, в укреплении их здоровья, психическом и физическом оздоровлении организма в процессе туристско-познавательной деятельности.
Из всего вышесказанного , можно сделать вывод, что современный педагог должен реализовывать задачу сохранения физического и психического здоровья детей как одну из важнейших в организации образовательного процесса (создание благоприятных условий для развития каждого ребенка, для ситуации успеха на уроке и во внеурочной работе).
Тема мероприятия : “Поход- активный вид отдыха”
Цель мероприятия :
- формировать привычку ведения здорового образа жизни через выбор активных видов отдыха ;
- Осуществлять оздоровление в активной деятельности на природе;
- Сформировать первоначальные представления о туристическом походе, правилах безопасного поведения во время похода, развивать и совершенствовать туристские навыки;
- Формировать установку на необходимость соблюдения экологического порядка в окружающем мире, экологическую бережливость, потребность в поддержке чистоты окружающей среды;
- Развивать способность постановки, принятия и сохранения цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- Освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- Научиться строить рассуждения, выполнять логические действия сравнения, анализа, классификации, обобщения;
- Развивать навыки сотрудничества с другими детьми и взрослыми ;
- Учиться высказывать своё мнение, вести диалог, договариваться о распределении функций в совместной деятельности.
Задачи мероприятия :
- оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды;
- формирование координационных функций;
- развитие творческой и исполнительской активности учащихся в процессе похода;
- вовлечение учащихся в природоохранную деятельность средствами туризма.
Место мероприятия в системе воспитательной работы класса: здоровьесбережение
Тип (вид) мероприятия: обучающий туристический поход
Ожидаемые результаты:
- у детей появится интерес к активным видам отдыха ;
- учащиеся научатся элементам познавательной деятельности;
- учащиеся приобретут опыт природоохранной деятельности, начальные туристические навыки;
- у детей разовьётся умение работать в коллективе, чувство ответственности;
- воспитанники научатся рефлексии, самооценке своей деятельности.
Используемое оборудование: плакат “Закон похода”, нарисованные на листах ребусы о животных; напечатанные для каждого ребенка “Главные заповеди похода”, эмблемы остановок в лесу, стрелки направления движения, листья из зеленого картона с написанными правилами поведения в природе, листы А4, фломастеры для выполнения схематических рисунков, проигрыватель СD, диск с записанными походными песнями, картинки ядовитых лесных растений, картинки съедобных и ядовитых грибов, мешки для мусора, лопаты, вёдра, глина, пилы, рукавицы, полоски зелёного и красного цвета из цветного картона, ленточки на каждого учащегося для проведения рефлексии ( цвета: красный, синий, белый, зелёный), компьютер с выходом в интернет, “Толковый словарь.С.Ожегова”
Предварительная работа: организовать поход детей в лес, выбрать и назначить помощников организации похода из родителей учащихся, подготовить на выбранном в лесу месте для стоянки “экологический беспорядок’’c целью его устранения детьми, разучить с ребятами стихи.
Содержательная часть.
Конспект мероприятия.
Этап мероприятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент
Актуализация знаний учащихся и активизация заинтересован-ности детей. Обращение к личному опыту учащихся . Практическое задание. Групповая работа. Сопоставление личного мнения с образцом Работа с информацией. Поисковая деятельность. Мотивация Обращение к личному опыту учащихся. Беседа.
Организация этапа определения темы мероприятия. Вхождение в новую тему Целеполагание.
Формулирование детьми темы мероприятия.
Побуждение к активной здоровьесберегаю-щей и природоохранной деятельности . Постановка детьми целей данного мероприятия. Выбор оптимальных действий для достижения поставленных целей. Активизация мыслительной деятельности. Обсуждение в группах.
Сопоставление собственного мнения с образцом. Поисково- творческая деятельность. Создание схем для решения учебно- практических задач. Формирование учебно- практических действий
1.Практичекое групповое задание. Игра “Шаг в шаг” по отработке навыка передвижения в лесной зоне и развитие навыков сотрудничества в команде. 2. Активизация мыслительной деятельности. Загадки о лесных деревьях.
3. Индивидуальная практическая работа каждого участника. Работа с компасом. 4. Активизация мыслительной деятельности. Ребусы о животных леса. 5. Активизация мыслительной деятельности. Формирование умения анализировать. “Ядовитые растения леса.” 6. Формирование умения анализировать. Активизация мыслительных процессов. 7. Развитие умения классификации .
8. Практическая работа. Развитие наблюдательности и формирование учебных навыков определения сторон горизонта по местным признакам.
Формирование УУД, связанных с приобретением туристического опыта и природоохранной деятельности. “1. Санитарные нормы похода.” Практическая работа на месте привала, связанная с приобретением соответствующего походного опыта и экологическим воспитанием детей. 2. “Игра “ Раз, два, три, мусор собери!” Разжигание костра в соответствии с правилами противопожарной безопасности. 3. Игра “ Гори, гори ясно!”
Релаксация “Музыкальная пауза” Аргументирование точки зрения. Межпредметная связь природоведения и литературы.
Обращение к фактам и примерам из статистики о пожарах в России. Практическая деятельность по устранению экологического нарушения. 4.Тушение костра. Практическая деятельность по устранению экологического нарушения. Установка на соблюдение правил безопасности работы с режущим инструментом. Практическая работа. 5.”Пили, пила, пока остра” Закрепление. . Рефлексия. ИТОГ Активный метод по подведению итогов “ Подбери народную мудрость”
| Здравствуйте ребята и родители! Сегодня мы начинаем наше мероприятие, которое будет иметь продолжение не в классе. Хотите узнать, куда мы отправимся ? На нашем мероприятии мы будем выполнять много интересных заданий. Как вам кажется , как будет легче работать, чтобы справиться с ними быстро и правильно: самостоятельно, всем классом или в группе? Правильно, лучше работать в группе. Распределимся на 2 группы : Вспомним правила работы в группе. -Скажите, пожалуйста, какой вид отдыха вы предпочитаете, как проводите свободное время ?
1 задание. Распределите карточки с разными видами отдыха на 2 группы. -Обоснуйте свой выбор. Сравните свой выбор с правильным ответом, который находится в конверте у каждой группы. - Кто был прав ,получите фишку и наклейте её на карту активности своей команды. Как бы вы назвали эти 2 группы. Учитель сообщает: Эти виды отдыха имеют названия “ активный” и “ пассивный”. -Как вы думаете, почему такие названия у этих видов отдыха?. Попробуйте объяснить лексическое значение “активного отдыха “ и “пассивного”. Если затрудняетесь, чем можно воспользоваться? Пусть 1 команда обратится к словарю, а 2 группа к викепедии. Проверим ваш поисковый результат. Вы хотите быть здоровыми ? Какую группу отдыха вы выберите, чтобы сохранить и улучшить своё здоровье? Почему? Какие ещё активные виды отдыха вы можете назвать? А какими из них вы занимаетесь сами? - Хотите научиться ещё одному активному виду отдыха? Я приглашаю вас отправиться в лес. Для нашего вида отдыха вы должны были , отгадав дома загадки, приготовить необходимые вещи: “Он с тобою и со мной Шел лесными стежками, Друг походный за спиною На ремнях с застежками.” -Кто знает, для чего нужен рюкзак? -“ Где бы ты ни находился, Если только заблудился, Он укажет тебе , друг, Путь на север и на юг. Для чего нам понадобится компас? -Кто догадался ,куда же мы отправимся? -Кто из вас знает , что такое поход? Учитель обобщает ответы детей: -Поход – это популярный вид отдыха Как называют людей , находящихся в походе? Зачем туристы отправляются в поход, с какой целью ? Учитель обобщает ответы детей. Целью похода может быть экскурсия, приобретение туристского опыта, сбор природоведческих сведений, материалов. К какому виду отдыха вы отнесёте поход? - Почему вы так думаете? Я предлагаю вам доказать на практике, что поход- активный вид отдыха и попробовать себя в роли туристов. Я сфотографировала место стоянки, на котором побывали туристы (показывает фото, на котором виден экологический беспорядок) . Нравится ли вам оно? -Почему? Правильно ли поступили туристы, оставив после себя беспорядок? Как может повлиять на здоровье такая природная обстановка? Почему наше здоровье зависит от внешней среды? - А какое влияние мы- люди- можем оказать на природу? -Какую цель вы поставите сегодня для нашего похода? Сформулируйте в группе. Учитель просит сравнить мнение детей с готовым ответом в конверте:” Наша цель похода- научиться правилам похода , приобрести туристский опыт, самостоятельно устранить после себя “экологический беспорядок в природе “. -Что для этого каждому нужно будет делать? - Сегодня в поход мы возьмем с собой лопату, пилу, мешки для мусора, ведро и глину – они пригодятся нам на месте стоянки. Хотите узнать, для чего они нам будут нужны? Какие у вас предположения? Знания какой науки нам пригодятся? -Почему? - Прежде , чем отправиться в поход, мы должны знать закон похода. Он записан у нас на плакате. Но я предлагаю вам самостоятельно сформулировать его в группах. У вас есть ключевая фраза, дополните её 5 фразами. - А теперь прочтём закон на плакате и сравним с вашими мыслями. Зачитывается закон похода, написанный на плакате. Приложение 1.Оценивает активность и результативность группы. - Кроме закона похода есть еще и главные правила похода- заповеди. Давайте познакомимся с ними и скажем , зачем нужно поступать именно так. Педагог раздает детям напечатанные правила и просит детей объяснить необходимость выполнения данных походных правил и условий. Приложение 2 - Теперь, зная все правила похода, можно смело отправляться в путь и научиться их применять! (Учитель и его помощники – родители детей организуют поездку за город) Прибыв на место, педагог подводит ребят к дереву, на котором заранее развешены подготовленные из картона зеленые листочки. На них записаны правила поведения в лесу. - Давайте вспомним правила поведения в природе. Это правила “Шести “не” “. Попробуйте в команде их сформулировать и зарисовать с помощью условных знаков или в виде схемы.. -Проверим, что у вас получилось и сравним с записью на листочках. Приложение 3 В лесу заранее развешены стрелки направления и значки остановок. - Догадайтесь, зачем здесь развешены стрелки. Учитель сообщает о действиях, которые нужно будет выполнить. -Нам придется сделать несколько остановок и выполнить “ Походные задания”, только тогда мы попадём на место нашего привала . 1 практическое задание похода. Вспомним правило похода о дороге. Поиграем в игру “Шаг в шаг”. Представьте, что вокруг вас болото, задача каждой команды пройти заданное расстояние друг за другом- шаг в шаг, не сходя с тропы. Учитель оценивает правильность выполнения командой задания. 2 остановка- Загадывает загадки о лесных деревьях. Приложение 4. Учитель оценивает правильность выполнения командой задания. 3 остановка. Работа с компасом. Предлагает определить стороны горизонта по компасу. Подводит общий итог правильного выполнения практической работы участников группы и выдаёт фишки. 4 остановка. Предлагает отгадать ребусы о животных леса. Учитель оценивает правильность выполнения командой задания. 5 остановка. Ядовитые растения леса. Учитель раздаёт карточки с изображением ядовитых растений леса. Учитель выдаёт дополнительную фишку команде, если дети назовут, какая часть у данного растения ядовита. 6.остановка. “По описанию назовите лесную птицу”. Приложение 5.Учитель оценивает правильность выполнения командой задания. 7 остановка. “Грибная полянка”. Отделить картинки съедобных грибов от ядовитых. Учитель оценивает правильность выполнения командой задания. 8 остановка. “Местные признаки”. Найти на месте остановки местные признаки ориентирования , определить и доказать , где на данном участке основные стороны горизонта. Примечание : постараться подобрать участок, где есть несколько местных признаков, например, муравейник, пни или деревья, покрытые мхом и т.д. Учитель оценивает правильность выполнения командой задания. - Ребята, мы подошли к месту привала. Зная правила похода и поведения в природе, вспомним о санитарных нормах . Где туристы должны устраивать туалет по санитарным нормам? -Давайте измерим это расстояние. Учитель оценивает правильность выполнения командой задания. Пока дети отмеряют шаги, родители создают “ экологический беспорядок”: разбрасывают по поляне мусор, пакеты, пластиковые бутылки и т.д. -Всё ли в порядке на нашей поляне? - Что нужно сделать, чтобы навести на поляне порядок? Что вам понадобится из спец -предметов, которые мы взяли ? - Какая команда соберёт больше мусора? Учитель оценивает правильность выполнения командой задания. - А теперь правильно разведем костёр ,но вначале вспомним правила и что лучше использовать для разжигания костра? Какая команда наберёт больше хвороста для костра? -А теперь разведем костёр по всем правилам. Учитель оценивает правильность выполнения командой задания. Пока горит костёр , споём походные песни. Учитель раздаёт листы со словами песен и включает песни на СD. Приложение 6. Наш костёр догорает. Можно покинуть место стоянки? - Зачем нужно тушить догорающий костер? – Послушаем стихотворение , которое подготовили наши ребята. Приложение 7 – стих Вл. Шефнера” Лесной пожар”. - Вам предлагается своими силами устранить вредные для леса последствия деятельности человека. Как и что можно для этого сделать? Знаете ли вы к каким последствиям приводят лесные пожары, что вы об этом слышали, читали из СМИ ? Учитель сообщает факты о пожарах. Приложение 8.. Ребята, как же мы потушим костер? Что нам для этого нужно из предметов, которые мы взяли в поход ? -Все ли в порядке с растениями на нашем природном участке? -Что нам понадобится, как мы поступим?. -Подумайте, зачем мы взяли глину. -Кто умеет работать с пилой? Какие правила безопасности нужно соблюдать? -Устраните нарушение. Учитель и родители помогают по мере необходимости. - Оглядитесь вокруг. Как теперь выглядит наша поляна? Нравится ли вам теперь это место? Почему место нашего привала так преобразилось? - Давайте еще раз вспомним экологические правила по соблюдению порядка и чистоты в природе, которые сегодня узнали . -Кто считает, что труд был ненапрасным? Предлагаю сфотографироваться на память на нашей убранной поляне! - Посмотрите на карту активности вашей группы, всё ли удалось выполнить, как часто принимали участие в выполнении заданий. Сосчитайте ваши фишки. -Как бы вы оценили работу вашей группы? -А теперь пусть каждый поделится своим приобретённым опытом. Мы украсим куст ( дерево) на нашей поляне ленточками. Дети проводят рефлексию по индивидуальной карточке “Поход прошёл с пользой, потому что теперь …” -Закончите предложения, если вы можете сказать : “ я знаю …”- и привяжите на веточку красную ленточку; если вы можете высказаться “Я понял…” – синюю ленту, “ Я научился…”- белую ленточку, “Я могу самостоятельно…”- зелёную ленточку. Педагог- Дорогие ребята! Какому активному отдыху мы сегодня научились? -Докажите, что поход был активным видом нашей деятельности. -Какое влияние на здоровье оказал наш поход? У каждой команды карточки с пословицами и поговорками. Из поговорок найдём ту, которая подходит к вашим словам. Приложение 9. Что ещё доброго мы сделали? Обобщает ответы детей: -Правильно! Мы привели часть нашего дома- Земли в порядок, навели необходимую экологическую чистоту, а значит , сделали добро и для самих себя – cделали шаг к здоровью. - Есть ещё одна мудрость, которая подходит к вашим мыслям, найдём её. Приложение 10
- Давайте будем вести активный образ жизни, следить за чистотой нашей планеты всегда! - В конце нашего похода послушаем стихотворение . | -Да! - В группе Дети вытягивают полоски красного и зеленого цветов и на счёт “3” объединяются в команды . Работать дружно, не кричать, выслушивать друг друга, распределять работу, выбрать ребят, которые будут представлять результат. Дети делятся личным опытом свободного времяпрепровождения. Дети получают карточки, на которых изображены разные виды отдыха и выполняют задание в группах :
- Высказывают свое мнение Сравнивают свою точку зрения с готовым ответом в конверте. За верный ответ команда получает фишку и наклеивает ее на карту активности команды. Высказывают свои предположения. Слушают учителя Высказывают своё мнение –“Толковым словарём” или в интернете – викепедией. Дети используют словарь и работают с интернетом в поиске нужной инфомации. Комментируют найденное значение слов. Да! Участвуют в беседе, опираясь на личный опыт и собственные убеждения. Конечно! Отгадывают загадки - рюкзак -Рюкзак нужен для того, чтобы сложить в него все необходимые в дороге вещи и продукты, он облегчает ношу и высвобождает руки. Компас -Компас помогает ориентироваться на местности. - В поход! Высказывания детей Туристы. Высказывания детей. - это активный вид отдыха Доказывают свою точку зрения. -Нет . -Здесь беспорядок, непотушенный костёр, кругом дым, поломанные деревья. Участвуют в беседе Дети: Если люди не будут беречь окружающий мир, природу, будет грязная вода, воздух, исчезнут растения, животные, погибнут и сами люди. Групповая дискуссия. Сообщают свои предположения. Сопоставляют свои мысли с предложенным ответом. Высказывают свою позицию:”Быть активными, внимательными, стараться выполнять правильно нужные действия, работать дружно, помогать друг другу.” Дети высказывают мнение о том, какое применение может быть в походе этим предметам. -Экологии. -Экология – наука об охране окружающего мира. Дети работают в группах, обсуждают, записывают свои мысли. У детей ключевая фраза, которую они дополняют 5 фразами. “Закон похода гласит:“Я постараюсь в походе сделать все, что в моих силах, для того, чтобы:…” Дети комментируют свои ответы и сравнивают с образцом. За схожий ответ команда получает фишку и наклеивает ее на карту активности команды. Дети комментируют. За каждый обоснованный ответ команда получает фишку, которую наклеивают на карту активности. Дети обсуждают и зарисовывают с помощью условных знаков полученные правила . Дети снимают листочки- правила и зачитывают их. Пробуют догадаться о назначении стрелок.”Мы будем двигаться по направлению стрелок”. -Нельзя сходить с тропы, нужно избегать болотистых мест. Дети встают в строй и стараются выполнить правила игры. За верно выполненные действия команда получает фишку и наклеивает на карту активности. Каждая команда отгадывает по 2 загадки. За верно выполненные действия команда получает фишку и наклеивает на карту активности. Вспоминают правила работы с компасом ,и каждый воспитанник выполняет практическую работу. За верно выполненные действия команда получает фишку и наклеивает на карту активности. Разгадывают в команде по 3 ребуса. За верно выполненные действия команда получает фишку и наклеивает на карту активности Дети должны узнать по иллюстрации ядовитое растение и назвать его. Внимательно слушают и, посовещавшись в группе , дают ответ. За верно выполненные действия команда получает фишку и наклеивает на карту активности. Выполняют поставленную задачу.За верно выполненные действия команда получает фишку и наклеивает на карту активности. Выполняют поставленную задачу. За верно выполненные действия команда получает фишку и наклеивает на карту активности.
Сотрудничая вместе, стараются выполнить поставленную задачу. За верно выполненные действия команда получает фишку и наклеивает на карту активности. -В 75 шагах от места стоянки. Каждая команда строем отсчитывает 75 шагов. За верно выполненные действия команда получает фишку и наклеивает на карту активности. Дети возвращаются на поляну, замечают беспорядок. Нужно собрать весь мусор в специально взятые для данной цели мешки. Выполняют практические действия. За верно выполненные действия команда получает фишку и наклеивает на карту активности. Называют правила: разводи огонь только в предназначенных для этого местах, лучше воспользоваться для этого старым кострищем, чем создавать новое;не сиди близко к огню, используй сухие ветки, валяющиеся на земле. Дети в команде собирают хворост для костра. Выполняют практические действия, при необходимости обращаются за помощью к взрослым. За верно выполненные действия команда получает фишку и наклеивает на карту активности. Дети исполняют вокруг костра походные песни.
-Нет. Высказывания детей. Ученики читают заранее подготовленное стихотворение Вл. Шефнера” Лесной пожар”,остальные слушают . Дети:- Нужно правильно потушить костер. Дети сообщают сведения , которые им известны. Дети слушают учителя. - Нам понадобится ведро с водой и лопата- нужно засыпать выжженную землю. Дети выполняют на практике все необходимые действия, учитель и родители помогают по мере необходимости. Дети:- Нет! Сломаны нижние ветви деревьев. -Нам надо с помощью пилы аккуратно спилить сломанные ветви. -Если есть возможность, спил нужно замазать глиной, чтобы место спила не загнивало. - Руки должны быть защищены рукавицами, рука, которой не пилят , должна быть на расстоянии от распила, работать внимательно, осторожно, чётко водить инструментом по распилу. Дети выполняют на практике все необходимые действия, если возникают затруднения обращаются за помощью. Дети: Мы старались выполнять все правила, мы работали дружно. Дети называют правила похода. Общее фото
Дети подсчитывают фишки- показатели активности и результативности команды. Комментируют свой комадный результат. Самостоятельно каждый ребёнок анализирует свои достижения во время мероприятия. В итоге дерево украшено ленточками- высказываниями детей о приобретённом опыте. - Мы научились активному отдыху- походу. Высказывают свою точку зрения. - Мы много двигались, были на свежем воздухе, значит укрепили своё здоровье. Из предложенных карточек находят нужную пословицу. Известная поговорка гласит “Движение- жизнь!” -Мы сохранили экологический порядок в природе. Из предложенных поговорок и пословиц выбирают наиболее подходящую.Это- “Чистота- залог здоровья !”.
Заключительное стихотворение читают дети ( заранее выученное). Приложение 11. |
Карта активности и результативности команды.
Этап похода. | Результат активности ( место для фишек) |
Виды отдыха | |
Закон похода | |
Заповеди похода | |
Правила поведения в природе | |
1 остановка- “Шаг в шаг” | |
2 остановка- “Загадки о лесных деревьях” | |
3 остановка- “Работа с компасом” | |
4 остановка- .“Ребусы о животных леса” | |
5 остановка-“Ядовитые растения леса | |
6 остановка- “По описанию назовите птицу” | |
7 остановка- “Грибная полянка” | |
8 остановка-“ Местные признаки” | |
Устранение экологического беспорядка: 1. Санитарные нормы похода. 2. Игра “ Раз, два, три, мусор собери!” 3. Игра”Гори, гори ясно!” 4. Тушение костра. 5.”Пили пила пока остра” |
Индивидуальная карта достижений . “Поход прошёл с пользой, потому что теперь: - Я ЗНАЮ… -Я ПОНЯЛ (А)… -Я НАУЧИЛСЯ (ЛАСЬ)… -Я МОГУ САМОСТОЯТЕЛЬНО… |
Приложение 1.
Закон похода гласит:
“Я постараюсь в походе сделать все, что в моих силах, для того, чтобы:…”
- быть чистоплотным;
-не засорять места, в которых я побываю;
-быть осторожным с огнем;
-быть внимательным и бережным по отношению к природе;
-соблюдать правила безопасности жизни и сбережения здоровья себя и других туристов.”
Приложение 2. “Заповеди похода”:
-Готовясь к путешествию:
-выбери одежду, которая будет сочетаться с природой;
- продукты храни в контейнерах, которые после похода ты принесешь домой;
-возьми с собой пакеты для мусора и используй их в дороге и на стоянке;
В дороге:
-не сходи с тропы, избегай болотистых мест;
На привале:
- для стоянок выбирай места, где нет гнилых или мертвых деревьев
- старайся располагаться чуть в стороне от тропинок, озер и рек
При разведении костра:
-разводи огонь только в предназначенных для этого местах, лучше воспользоваться для этого старым кострищем, чем создавать новое;
- используй сухие ветки, валяющиеся на земле;
- убедись, что костер потушен;
- засыпь землей и листьями кострище, чтобы скрыть выжженную землю.
Санитарные нормы:
-пользуйся мылом и другими моющими средствами на расстоянии не менее 75 шагов от воды;
-выливай воду после мытья посуды в специально отведенное для этого место- яму;
- устраивай туалет не менее чем в 75 шагах от места стоянки, тропы и источника воды;
- перед тем как покинуть место стоянки, засыпь тщательно туалет и мусорную яму;
- мусор, который нельзя сжечь, забери с собой.
Приложение 3.
Правила поведения в природе:
-НЕ оставляй мусор в лесу!
-Не ломай деревья!
-Не разоряй муравейник!
-Не разжигай без особой надобности костры!
-Не рви большие букеты цветов! Любуйся цветами там, где они растут!
-Не шуми в лесу!
Приложение 4.
Загадки о лесных деревьях.
1.Ее всегда в лесу найдешь- Пойдем гулять и встретим. Стоит колючая, как ёж Зимою в платье летнем. ( ель)
2.Этой бабке сто лет, горба у нее нет, Высоконько торчит, далеконько глядит, Придет смерть за старушкой, Станет бабка избушкой. ( сосна)
3. Что за дерево стоит- Ветра нет, а лист дрожит? ( осина)
4.В лесу на поляне Стоит кудрявый Ваня, Богач невелик, А орешками наделит.( лещина, или ореховый куст)
Приложение 5.
По описанию назовите птицу.
1 команде.. Эта птица- пересмешник. В его песне весной можно услышать много звуков, перенятых отовсюду. В природе гнездится в дуплистых деревьях. Легко поселяется в искусственных гнездовьях- скворечниках. ( скворец)
2 команде.Это- вездесущая птица. При встрече с незнакомым человеком или животным в лесу поднимает шумный треск. Она предупреждает многих животных о возможной опасности. Очень хитрая и осторожная птица.( сорока)
1 команде. Это- лесная птица , охотно занимающая дупла деревьев( может и сама долбить их в трухлявых осинах и березах).Любит несоленое сало, семечки. Поедает на протяжении всего года массу насекомых, среди которых преобладают вредные.( синица)
2 команде. Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья, птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват... А вечером или ночью приди сюда – и остановишься, как вкопанный, услышав ее песню... Разливается она на все лады. (Соловей)
Приложение 6.
Походные песни.
- У похода есть начало,
А конца походу нет.
Мы дорог прошли немало,
Но огромен белый свет.
Припев:
Ты нигде, пожалуйста,
На белый свет не жалуйся,
Он переполнен тайнами
Необычайными.
Но не сделаешь ни шагу,
Сразу выбьешься из сил,
Если стойкость и отвагу
Ты с собой не захватил.
Припев.
Пронесем мы через годы
Все, что начато с игры,
Наши дальние походы
И веселые костры.
Припев.
2. Между нами, дикарями, говоря,
Спать в кровати - только тратить время зря!
Нам под крышей плохо спится - душно нам!
Надо, братцы, разбегаться по лесам!
Припев:
И у края пропасти,
И у тигра в пасти
Не теряйте бодрости
И верьте в счастье!
Между нами, дикарями, говоря,
Захотелось антрекота в сухарях.
Жизнь лесная возбуждает аппетит,
Хоть черникой и брусникой рот набит.
Припев.
Не пугают нас не стужа и не зной.
Только летом все же лучше, чем зимой.
И в июне нет метели декабря,
Между нами, дикарями, говоря!
Припев.
Между нами, дикарями, говоря,
Спать в кровати - только тратить время зря!
Нам под крышей плохо спится - душно нам!
Надо, братцы, разбегаться по лесам!
Припев.
3 . А ну-ка песню нам пропой веселый ветер веселый ветер веселый ветер
Моря и горы ты обшарил все на свете и все на свете песенки слыхал
Спой нам ветер про дикие горы про глубокие тайны морей
Про птичьи разговоры про синие просторы про смелых и больших людей
Кто привык за победу бороться с нами вместе пускай запоет
Кто весел тот смеется кто хочет тот добьется кто ищет тот всегда найдет
А ну-ка песню нам пропой веселый ветер веселый ветер веселый ветер
Моря и горы ты обшарил все на свете и все на свете песенки слыхал
Спой нам ветер про чащи лесные про звериный запутанный след
Про шорохи ночные про мускулы стальные про радость боевых побед
Кто привык за победу бороться с нами вместе пускай запоет
Кто весел тот смеется кто хочет тот добьется кто ищет тот всегда найдет
Спой нам ветер про славу и смелость про ученых героев бойцов
Чтоб сердце загорелось чтоб каждому хотелось догнать и перегнать отцов
Кто привык за победу бороться с нами вместе пускай запоет
Кто весел тот смеется кто хочет тот добьется кто ищет тот всегда найдет
4. Сколько раз на привале
Мы картошку пекли,
Пировать-пировали,
Разговоры вели.
Ах, картошка, картошка
В кожуре уголек,
Золотистые искры,
Голубой дымок.
Ах, картошка, картошка
В кожуре уголек,
Золотистые искры,
Голубой дымок.
Очень тонкое дело,
Даже для знатока,
Подрумянить умело
У картошки бока.
Ах, картошка, картошка
В кожуре уголек,
Золотистые искры,
Голубой дымок.
Ах, картошка, картошка
В кожуре уголек,
Золотистые искры,
Голубой дымок.
Из ладошки в ладошку
Ты ее покидай,
А посолишь картошку -
Остывать не давай.
Ах, картошка, картошка
В кожуре уголек,
Золотистые искры,
Голубой дымок.
Ах, картошка, картошка
В кожуре уголек,
Золотистые искры,
Голубой дымок.
Ключевою водою
Мы картошку запьем,
И конечно с тобою
У костра запоем.
Ах, картошка, картошка
В кожуре уголек,
Золотистые искры,
Голубой дымок.
Ах, картошка, картошка
В кожуре уголек,
Золотистые искры,
Голубой дымок.
Приложение 7.
Вл. Шефнер” Лесной пожар”
1-й уч. “ Забывчивый охотник на привале
Не разметал, на растоптал костра,
Он в лес ушел , а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…”
2-й уч. А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер ,
И, сыпля искры, посреди поляны
Багровые лохмотья распростер.
3-й уч. Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел,
Как вспыхнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
4-й уч. И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Приложение 8.
Факты о пожарах России.
-Знаете ли вы, что природные пожары, особенно лесные и торфяные, иногда становятся для России настоящим бедствием. Сгорают гигантские площади лесных массивов, уничтожаются уникальные экосистемы. С пожарами в атмосферу выбрасывается огромное количество дыма, содержащего такие опасные загрязнители как углекислый газ, угарный газ и окись азота. В отдельные годы этих выбросов столько же, сколько от сжигания всей перерабатываемой в России нефти. От задымления страдают жители городов и поселков. По оценкам медиков, задымление Москвы в результате лесных и торфяных пожаров летом 2002г. могло привести к гибели более 100 человек. Особенно опасно задымление воздуха для детей первого года жизни и новорожденных. У них под воздействием дыма увеличивается частота врожденных пороков сердца и заболеваний органов дыхания.
На тушение лесных пожаров тратятся огромные по масштабам современной России средства. В самые "горячие" месяцы практически все организации лесной сферы России переключается на борьбу с пожарами, и вынужденно оставляют все остальные дела.
Именно люди - причина подавляющего большинства возгораний в лесах и на торфяниках. Например, на севере Европейской России человек становится причиной 9 из 10 случающихся пожаров. А в центральных регионах вина в возникновении природных пожаров полностью лежит на человеке. Для многих территорий основным источником пожаров являются отдыхающие и туристы, а также человеческая деятельность. В России люди вызывают примерно 90% природных пожаров. От огня чаще страдают наиболее привлекательные, а потому более посещаемые людьми места.
Приложение 9.
Пословицы и поговорки о здоровье.
Движение- жизнь!
Здоровье- золото!
Здоровье за деньги не купишь.
В здоровом теле- здоровый дух!
Приложение 10.
Пословицы и поговорки о чистоте и порядке.
Чистота- залог здоровья.
Кто встал до дня, тот днем здоров.
Нездоровому все немило.
Если хочешь быть здоров - закаляйся.
Приложение 11.
Заключительное стихотворение читают дети ( заранее выученное) .
1-й уч. Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете…
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке и клюкву на болоте.
2-й уч. О, как природа- мать терпима и добра!
Но чтоб ее лихая участь не постигла,
Давайте сохраним на стрежнях – осетра,
Касатку- в небесах, в таежных дебрях- тигра.
3-й уч. Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте же мы все навек объединимся.
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.
( Н.Старшиков).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеклассного мероприятия. Умей трудиться, умей отдыхать
Конспект внеклассного мероприятия. 3 класс. Тема «Умей трудиться, умей отдыхать»...
Активные формы отдыха
Выступление на педсовете...
Внеклассное мероприятие "Вместе читаем, вместе отдыхаем"
Здравствуйте, уважаемые гости нашего традиционного мероприятия! Разрешите поздравить всех вас с замечательным праздником, с днём семьи! Как хорошо, что мы с вами собрались вместе в э...
Здоровьесбережение в режиме и организации активного отдыха учащихся2-4 классов ГПД.
Здоровьесбережение в режиме и организации активного отдыха учащихся2-4 классов ГПД.В образовательном учреждении большое значение в обеспечении здоровья и воспитания школьников имеет продле...
Статья "Методика организации и проведения активного отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья на свежем воздухе в группе продлённого дня"
Статья об организации прогулок в ГПД....
Проект Кафе как место активного отдыха учащихся
Проект по здоровьесбережению...
Статья " Занятия туризмом как способ организации активного отдыха учащихся"
В статье "Занятия туризмом как способ организации активного отдыха учащихся" раскрываются понятия: "активный отдых", "поход", "экскурсия" и каким ...