Статья " Занятия туризмом как способ организации активного отдыха учащихся"
статья
В статье "Занятия туризмом как способ организации активного отдыха учащихся" раскрываются понятия: "активный отдых", "поход", "экскурсия" и каким образом Станция юных туристов Анжеро-Судженского городского округа организует активный отдых для своих воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya-1.docx | 21.65 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
Анжеро- Судженского городского округа
«Станция Юных Туристов»
статья
Занятия туризмом как способ организации активного отдыха учащихся
Автор:
Кайлова Наталья Харисовна,
педагог дополнительного образования
2019
Занятия туризмом как способ организации активного отдыха учащихся
Отдых – это деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребёнка, поэтому необходимо учить детей распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом. Отдых можно подразделить на активный и пассивный. При пассивном отдыхе напряжение снимается общим мышечным расслаблением, рассматриванием красивых объектов, размышлениями, непринужденной беседой на тему, волнующую ребенка. Активный отдых включает в себя занятия гимнастикой, физкультурой, работу на участке, подвижные игры и т.д.
Ведь само понятие «активный отдых» подразумевает движение, а, как известно всем, движение – это жизнь и в первую очередь – здоровье. Существует великое множество видов активного отдыха для детей, выбор которого для вас может зависеть только от времени года.
Активный отдых - способ проведения свободного времени, разновидность хобби, в процессе которого отдыхающий занимается активными видами деятельности, требующими активной физической работы организма, работы мышц, всего тела.
К формам активного отдыха относят: физкультуру, спорт, физические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение, занятия туризмом.
Детский туризм - является одним из самых доступных и массовых форм активной деятельности. Это не только отдых и оздоровление для детей, но и средство их воспитания, но и одно из самых важных факторов познания окружающего мира.
Туризм является наиболее традиционной и эффективной методикой, приобщающей всех учащихся к спорту и идеям сохранения здоровья и основам безопасности жизнедеятельности.
В туризме основными формами активного отдыха детей являются:
Поход - что мы понимаем под термином «поход»? Известные толковые словари (например, под редакцией С.И. Ожегова, Т.Ф. Ефремовой) определяют поход как «путешествие, переход, совместное движение группы лиц, организованного отряда с какой-нибудь определенной целью».
Поход - передвижение, переход из одной местности в другую для выполнения какой-нибудь задачи.
Поход – групповое или индивидуальное мероприятие, связанное с связанное с перемещением по некому маршруту в спортивных или познавательных целях.
Туристский поход - это путешествие с активным способом передвижения в отдалённые, от места жительства, районы, осуществляемое с образовательной, оздоровительной, спортивной исследовательской целью. По продолжительности различают походы однодневные, двухдневные (походы выходного дня без ночёвки, с ночёвкой) и многодневные.
Пешеходные походы также являются одной из форм активного отдыха. Они создают благоприятные условия для оздоровления детей, познание нового, воспитание любви к природе, дают заряд бодрости, хорошего настроения и оптимизма. Вырабатывают выдержку, настойчивость и выносливость. Каждый поход осуществляется по заранее подготовленному сценарию. Важным средством обучения и воспитания детей, формирования у них чувства ответственности является выполнение ими обязанностей в туристической группе. Каждый участник похода должен быть занят полезным и посильным для него делом. Кроме получения важных жизненных навыков и значительного расширения кругозора, он многократно проходит этапы руководства и подчинения, получает ценнейшие навыки работы в коллективе и делового взаимодействия, непрерывно вступая в различные взаимоотношения с другими учащимися и с педагогами.
Путешествия - это многодневные походы, проводимые обычно в каникулярное время. Походы и путешествия могут быть ближними и дальними, т.е. их маршруты проходить по территории родного края (ближние) или выходить за его пределы, проходить по другим областям и регионам страны (дальние).
Прогулка представляет собой передвижение на местности с познавательной, оздоровительной целью, с целью закаливания организма. В зависимости от времени года и подготовленности человека прогулки могут быть пешие, лыжные, велосипедные, лодочные. Это самая простая и доступная кратковременная форма туризма.
Экскурсия - коллективное посещение определённых объектов с познавательной или научной целью. Экскурсия также преследует цель расширения кругозора, общего культурного развития человека.
Туристская экспедиция представляет собой организованное многодневное путешествие в малоисследованный район, который осуществляется со специальными исследовательскими целями.
На протяжении многих лет МБУ ДО «Станция юных туристов» реализуется программа организации летнего отдыха «Каникулы: туризм, спорт, здоровье». Каждый год наши воспитанники участвуют в походах и путешествиях разных категорий и степеней сложности в рамках данной программы. Организуются пешеходные походы первой, второй категории сложности в район Кузнецкого Алатау и Западных Саян.
Учащиеся Станции юных туристов принимают активное участие в водных походах разных степеней и категорий сложности по рекам Золотой Китат, Кия, Томь, Кондома и Мрассу.
Также проводятся туристские путешествия первой, второй и третьей степеней сложности в различные районы озера Байкал и Горного Алтая, с посещением определённых экскурсионных объектов в познавательных целях.
В течении всего учебного года педагогами МБУ ДО «СЮТур» проводятся однодневные экскурсионные поездки в города Кемерово, Мариинск, Томск, на различные экскурсионные объекты и в театры. Ребята узнают много новой информации о ботаническом саде, планетарии, кондитерской фабрике, истории Кемеровской области. Получают представление о работе музеев, редакции газеты, теле-радио центра и о многом другом.
В оздоровительных целях воспитанники совершают прогулки выходного дня, в зависимости от времени года. Зимой – это лыжные, а весной и осенью – пешие или велосипедные. Прогулка – это самая простая и доступная кратковременная форма туризма, которая помогает закаливать детский организм.
При проведении походов, экскурсий, прогулок каждый ребёнок учится ограничивать свои желания, ставить цель и достигать её, а после затраченных усилий – правильно и с пользой отдыхать. Например, составлять фото альбом о совершённом мероприятии, или готовить
Список использованных источников:
- Каргина, З.А. Некоторые аспекты содержания и методики учебно-воспитательной работы с учащимися детского объединения дополнительного образования [Текст] /З.А. Каргина // Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи. – 2006. - №6.- С.18-22.
- Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков [Текст]: сборник нормативных документов / авторы-сост.: И.А Свиридова, Т.Н. Семенкова, Т.М. Борискина и др.;под общей ред. Н.Э. Касаткиной, И.В. Карнаевой. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2006.-339с.
- Поломис, К. Дети в пионерском лагере: Прогулки. Походы. Экскурсии [Текст] / Пер.с чеш. С.Д. Баранниковой; ил. З.Махитки. - М.: Профиздат,1990-144с: ил.
- Таран Ю. Социально-педагогическая деятельность детского оздоровительного лагеря [Текст] / Ю.Таран // Народное образование.– 2004.-№3.- С.22-23.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете по теме: «Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся в начальной школе».
Одним из требований деятельности учителя и условием эффективной организации учебного процесса является обеспечение полного усвоения знаний всеми ...
Доклад "Технология проблемного обучения — важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе"
Доклад на тему: "Технология проблемного обучения — важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе"...
Технология проблемного обучения — важный путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе
Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учить...
Здоровьесбережение в режиме и организации активного отдыха учащихся2-4 классов ГПД.
Здоровьесбережение в режиме и организации активного отдыха учащихся2-4 классов ГПД.В образовательном учреждении большое значение в обеспечении здоровья и воспитания школьников имеет продле...
Технология проблемного обучения - важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе
Технология проблемного обучения - это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их раз...
Проект Кафе как место активного отдыха учащихся
Проект по здоровьесбережению...
Родительское собрание " Организация летнего отдыха учащихся"
В данном файле представлен материал об организации летнего отдыха обучающихся на базе ОУ, памятки для родителей об охране жизни и здоровья детей в летний период....