проект "Берегите зрение"
проект по зож (4 класс) на тему

Умеренкова Лариса Николаевна

данный материал поможет для проведения мероприятия по здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beregite_zrenie.doc500.5 КБ

Предварительный просмотр:

Берегите зрение!

        содержание

Введение

2

  1. Строение глаза

3-4

  1. Причины ухудшения зрения

           

5

  1. Правила бережного отношения к зрению

     

6

Заключение

7

Литература

8

Приложение

9-12

                                       

Наш проект называется «Берегите зрение».

 У нас возник вопрос: отчего снижается острота зрения и как его сохранить?

Появилась необходимость более подробно рассмотреть  данный вопрос.

Цель: изучить вопрос  о том, как сохранить зрение, здоровье глаз.

Для достижения  цели поставлены следующие задачи:

  1. Изучить литературу по теме.
  2. Выяснить  причины ухудшения зрения.
  3. Познакомиться с правилами бережного отношения к зрению.
  4. Создать буклет «Береги зрение!»

Использованы соответствующие методы исследования:

  1. Подбор и анализ литературы.
  2. Беседа.
  3. Практические опыты.
  4. Анкетирование.

Объект исследования: глаза как органы зрения.

Предмет исследования: бережное отношение к своему зрению.

Гипотеза: предположим, если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить хорошее зрение надолго.

Отгадайте загадку  «Два братца через дорогу живут,а друг друга не видят». Да, это глаза. 

Разберемся вместе, дети: 
Для чего глаза на свете?  
Почему у всех у нас 
На лице есть пара глаз?

Глаза у Вари — карие, 
У Васи с Верой — серые, 
У маленькой Аленки 
Зеленые глазенки.

Для чего нужны глаза? 
Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой, 
Посиди совсем немножко —Сразу сделалось темно:  Где кроватка, где окно? 
Странно, скучно и обидно — 
Ничего вокруг не видно.

И чтоб книгу прочитать,
Нужно зреньем обладать.
Если хочешь ты в кино —
Тоже зрение нужно.


Да и в цирке представление
Посмотреть нельзя без зрения.

Значит, каждому из нас
Нужна пара зорких глаз!

Человек общается с окружающей средой с помощью органов чувств.                                                                                   У человека пять главных чувств, позволяющих ему ориентироваться во внешнем мире: для зрения – глаза, для слуха – уши, для обоняния – нос, для вкуса – язык и для осязания - кожа.

Я поподробнее познакомилась с органами зрения.

Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира.

- Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?

Самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и  из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте. Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Ведь они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.

Как устроен глаз? Нас это очень заинтересовало.

Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком

  Глаз волшебный теремок.

Круглый маленький домок,

Хитро он устроен-

Без гвоздей построен.

Круглый дом со всех сторон

Белой стенкой окружен,

Стенку эту белую

Называют склерою.

Обойдем же дом скорей-

Ни крылечка, ни дверей,

Впереди кружочек тонкий-

Роговица словно пленка,

Вся прозрачна, как стекло-

В мир чудесное окно,

Через круглое оконце

В глаз проходит свет от солнца.

Глаз бывает синий, серый:

Впереди, пред белой склерой

Яркой радужки кружок

Украшает глаз- домок.

В центре радужки - зрачок.

Черный маленький кружок.

Лишь стемнеет - наш зрачок,

Станет сразу же широк,

Коль светло – зрачок поуже,

Чтобы видел глаз не хуже.

А за радужкой лежит

Маленький хрусталик,

Он такой имеет вид,

Как стеклянный шарик.

Изнутри весь этот дом

Выстлан, будто бы ковром,

Оболочкой гладкой-

Тоненькой сетчаткой.

Ну, а как же видит глаз?

        Сетчатка – именно та часть глаза, с помощью которой мы видим. Сетчатка покрывает заднюю часть глазного яблока так же плотно, как обои покрывают стены комнаты. Она так же важна, как пленка в фотоаппарате. Если в фотоаппарате нет пленки, то никакой фотографии не получится. То же самое с глазами: если бы в них не было сетчатки, мы бы ничего не видели.

      Когда свет достигает сетчатки, она передает сигнал по особому (зрительному) нерву в специальной отдел мозга. А когда наш мозг получает сигнал, мы, наконец, видим то, на что смотрят наши глаза. На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток.

       Одни похожи на палочки, другие – на колбочки.    Колбочки воспринимают цвет, причем они могут это делать только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. С наступлением сумерек колбочки сменяют палочки, поэтому в темной комнате мы можем различать предметы, но не можем определить цвета.

Подбирая материал в Интернете, мы нашли интересную информацию, в которой были представлены опыты по выявлению некоторых функций глаза. Нам захотелось их провести и поделиться выводами с одноклассниками.

Опыт № 1:

Я посадила на стул свою сестру Яну, направила на нее настольную лампу. При ярком свете зрачки сужаются. Выключаю настольную лампу – зрачки расширяются.

Делаем вывод:

Зрачок регулирует количество света, если света недостаточно он автоматически расширяется, если света вполне достаточно он сужается.

Опыт № 2:

Сделал трубочку из картона. Поднёс ее к левому глазу. Поднял правую руку и держал ее перед правым глазом, ладонью к себе. Смотрел одним глазом в трубу,  не закрывая при этом другой глаз.

Результат:

Мне показалось, что у меня на ладони дырка. Это потому, что глаза видят два разных изображения: ладонь и то, что я вижу через трубу. Но мозг старается совместить оба изображения,  поэтому,  получается обманчивая картина.

Делаем вывод: глаза видят разное изображение, но мозг объединяет и делает единое изображение.

Опыт № 3:

Зашла в темную комнату и попробовала увидеть любимую игрушку, находящуюся в комнате. Первые 2 минуты не видно собственной руки, но уже через 5-10 минут картина прояснилась,  и я смогла разглядеть нужную мне  вещь.

Делаю вывод: связано это с тем, что в темноте колбочки не работают, а палочки начинают работать в 200-400 раз сильнее и лучше воспринимать свет. Поэтому в темноте мы видим облик предмета и не видим его цвет.

Причины ухудшения зрения

Изучив строение глаза, мы поняли, насколько важную функцию выполняют органы зрения при восприятии окружающего мира, насколько необходимо сохранить это чудо природы.

    Но нам хотелось знать причины ухудшения зрения и как его сохранить.

    Мы  отправилась за помощью к нашему фельдшеру Кочетовой Надежде Николаевне

Для начала мы сделали сравнение проверки зрения на начало 1 класса и 2 класса. В первом классе (сентябрь 2013г.)     4 ученика из 5  имели хорошее зрение и  1 человек имел нарушение  зрения.

 Во втором классе (сентябрь 2014г.) уже  3 человека имеют хорошее зрение, а количество детей с нарушением зрения увеличилось до 2 человек. Почему зрение ухудшилось?

 Одна из причин - длящиеся часами мультфильмы, компьютерные игры.

 Мы провели опрос среди учеников начальных классов ,сколько времени они проводят в день за компьютером и телевизором. Мы получили такие данные – 15 % смотрят –менее 1часа, 85%- более 1 часа.

 Главная причина - неправильный режим дня. Дети должны достаточное количество времени гулять (не менее 2-3 часов), хорошо высыпаться не менее 10 часов, очень желательны занятия спортом.

Изучив литературу, побеседовав с врачом, мы поняли, что очень важно бережно относиться к своим глазам, и нам стало интересно: а знают ли об этом ребята начальных классов ? Мы решили провести анкетирование «Как я забочусь о своих глазах».

Анкета «Как я забочусь о своих глазах» принимали участие 24 человека , отвечали на такие вопросы:

Вопросы

ДА

НЕТ

1. Всегда читаю сидя.

24

           0

2. Делаю перерывы во время чтения.

23

1

3. Слежу за посадкой при письме.

13

11

4. Делаю уроки при хорошем освещении.

24

0

5. Делаю гимнастику для глаз.

8

16

6. Часто бываю на свежем воздухе.

19

5

7. Употребляю в пищу растительные продукты.

24

0

8. Смотрю только детские передачи по телевизору.

6

18

9. Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел.

24

0

10. Каждый год проверяю свое зрение у врача

13

11

На основе полученных результатов мы решили, что ребятам начальных  классов необходимо подробно рассказать о причинах, приводящих к потере зрения.

              Одноклассникам было предложено закрыть глаза и посидеть так несколько секунд. Некоторым ребятам было тяжело сидеть и ничего не видеть. А если не видеть вообще ничего никогда?!! Мы проводили классный час на тему « Солнце светит всем одинаково» и на практических примерах представили , как это трудно и страшно ничего не видеть. Это заставило детей более внимательно отнестись к своему зрению.

 В результате мы с одноклассниками и учителем решили выработать  правила, соблюдение которых позволит сохранить зрение.

  1. Необходимо делать физминутки .Давайте вместе сделаем .

    Спал цветок

(закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки)

И вдруг проснулся,

(поморгать глазами)

Больше спать не захотел,

(руки поднять вверх(вдох), посмотреть на руки)

     Встрепенулся,потянулся,

(руки согнуты в стороны(выдох) )

    Взвился вверх и полетел.

(потрясти кистями, посмотреть вправо–влево

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

          (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно,

          (Посмотреть влево – вправо)

Ах, как солнце высоко.

         (Посмотреть вверх)

Мы глаза сейчас закроем,

         (Закрыть глаза ладошками)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдём,

         (Посмотреть вверх  вправо

                         и вверх влево.)

Вправо, влево повернём,

А потом скатимся вниз,

         (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись.

        (Зажмурить глаза, открыть

                      и поморгать ими.)

2.Не забывайте выполнять гимнастику для глаз. Для них не требуется специальных тренажёров и большого количества времени.

 Вращение. Не двигая головой, начинайте вращать глазами сначала по часовой стрелке, потом в обратную сторону. По 10 раз туда и обратно. Получается?

А теперь то же самое, только с закрытыми глазами.

 Во  все стороны. Не поворачивая головы, двигайте глазами вверх-вниз, вправо-влево. По 10- 15 раз.

Моргание. Поморгайте, быстро и сильно сжимая веки. Как можно больше и быстрее.

     Знаете ли что. 

  • Человек может моргать невероятное количество раз в день - до 15000 раз. И от этого наши глаза никогда не устанут.
  • Моргание помогает устранить любой мусор с поверхности глаза, и покрыть глаз свежей слезой.

Чтобы глаза стали лучше видеть, необходимо тренировать глазные мышцы.  Упражнения простые, но довольно эффективные

Мы  создали памятку «Берегите зрение!» и предлагаем вам.

Проведя исследование, мы выяснили причины ухудшения зрения, научились бережно относиться к своим глазам, вовремя помогать им при переутомлении.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить здоровье надолго, полностью подтвердилась. Если долго и усердно помогать своим глазам, то можно сохранить свое зрение. А самое главное, если зрение ухудшилось, то его можно поправить, соблюдая простые правила.

Нам  очень хотелось бы, чтобы наше исследование помогло ребятам сохранить  и укрепить свое зрение на долгие годы. Ведь потерять зрение легко, а сохранить сложно.

 Прислушайся! Когда хотят,

Чтоб вещь служила нам без срока,

Не даром люди говорят:

“Храните, как зеницу ока! “

 

Глаз поранить очень просто-

Не играй предметом острым!

Глаз не три, не засоряй,

Лежа книгу не читай;

 На яркий свет смотреть нельзя-

Тоже портятся глаза.

 Телевизор в доме есть –

Упрекать не стану,

Но, пожалуйста, не лез

К самому экрану.

И смотри не все подряд,

А передачи для ребят.

Не пиши, склонивши низко,

Не держи учебник близко,

И над книгой каждый раз

Не сгибайся , как от ветра-

От стола до самых глаз

Должно быть 40 сантиметров!

Я хочу предостеречь:

Нужно всем глаза беречь!

                                       

 Литература

  1. Большая Детская Энциклопедия. - АСТ  «Астрель», 2015г. – с.140-144  

  1. Детская энциклопедия. Я познаю мир. Медицина. – М.: «АСТ», 2014г.. – с.229-232

  1. http://www.alenushka-ds.ucoz.ru/

  1. http://www.lekron.ru/ 

  1. http://www.medpulse.ru/

  1. http://www.sila-priroda.ru/

  1. http://www.studm.md/ 

  1. http://www.viki.rdf.ru/

  1. http://www.zrenimed.com/

Приложение 1

Результаты проверки зрения

Количество детей

1 класс

начало учебного года

(сентябрь 2013г.)

2 класс

начало учебного года

(сентябрь 2014 г.)

норма

зрения

нарушение

зрения

норма

зрения

нарушение

зрения

5 учеников

4

1

3

2

                                                      Приложение 2

                             Анкета «Как я забочусь о своих глазах»

Вопросы

ДА

НЕТ

1. Всегда читаю сидя.

24

           0

2. Делаю перерывы во время чтения.

23

1

3. Слежу за посадкой при письме.

13

11

4. Делаю уроки при хорошем освещении.

24

0

5. Делаю гимнастику для глаз.

8

16

6. Часто бываю на свежем воздухе.

19

5

7. Употребляю в пищу растительные продукты.

24

0

8. Смотрю только детские передачи по телевизору.

6

18

9. Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел.

24

0

10. Каждый год проверяю свое зрение у врача

13

11

                                                 

                                                                       Приложение 3

Памятка

Для учащихся 1-4 классов.

Подготовили обучающиеся 4 класса

Бобравской СОШ (2017 год)

https://i.mycdn.me/image?t=3&bid=839016607931&id=839016607931&plc=WEB&tkn=*zE3Wp2Vnj2sxxgiNxvutZpK9eb0

Способы тренировки глазных мышц.

  • Быстро и легко моргайте 2 минуты.
  • Крепко зажмурьте на 3-5 секунд, а затем откройте глаза на 3-5 секунд. Повторите 7 раз.
  • Перемещайте взгляд в разных направлениях (по кругу — по  часовой стрелке и против, вправо-влево, вверх вниз восьмёркой). Глаза при этом могут быть открыты или закрыты, по желанию.
  • Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век. Повторите 3 раза.
  • Стоя возле окна, сосредоточьтесь на предмете, находящемся близко от глаз (это может быть точка на стекле), а затем переводите взгляд на удалённый объект. Повторите 10 раз.                  

   

"Весёлая неделька”

Всю неделю по – порядку,

Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

 Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна.

Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

 Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна.

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

 Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки. 

По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

 Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку.

 

В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

 Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх.

 

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

 Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый.

В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

Следуйте правилам:

Больше двигаться!

Телевизор - чем меньше, тем лучше.

 Максимум 30-40 минут в день, а за компьютером и того меньше - всего 15 минут.

Чтение книг.

Не читать лёжа, впотьмах, не держать  слишком близко книгу к глазам.  Расстояние от глаз до страницы должно составлять 40 см.

 

Школьник должен как следует высыпаться.

Для детей до 9 лет норма –  не меньше 10 часов сна в сутки.

Глазам нужно давать короткую

"передышку".

Во время выполнения домашних заданий десятиминутный "подвижный" перерыв через каждые 30-40 минут.

Рабочее место должно правильно освещаться.

Днём естественным светом, а вечером – обычной лампой накаливания мощностью около 60 ватт. У правши и окно, и настольная лампа должны быть слева, а у левши - справа, чтобы во время письма не загораживать  свет.

Витаминная диета. 

Для здоровья глаз очень полезны: витамины группы А

(морковь, томаты, листовые овощи, рыбий жир);

витамины группы В

(орехи, большинство фруктов, зерновые, печень, почки,  рыба различных сортов);  

витамины группы С 

(плоды шиповника, цитрусовые, лук, помидоры, шпинат,  яблоки).

Особо востребованные нашими глазами калий и цинк. 

Калий присутствует в мёде, бананах, печёном картофеле, а также в растительном масле.

Высоким содержанием цинка могут гордиться:  креветки, устрицы, сельдь, печень, мясо, грибы.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения "Точка зрения. Смотрим в лужу, в окно, в бинокль"

Урок чтения для 2 класса "Точка зрения. Смотрим в лужу, в окно, в бинокль" (УМК  "Перспективная начальная школа")...

Таблица "Ухудшение зрения и заболевания органа зрения"

С чем связано ухудшение зрения и заболевания органа зрения...

Разработка праздника " Бережем свое зрение" приуроченного к Всемирному дню зрения 11 октября.

Актуальной проблемой современных детей является нагрузка на глаза. Наша современность диктует  свои правила и нам следует знать, как обезопасить себя и  как беречь свое зрение. В данной разр...

Классный час на тему: «Здоровый образ жизни. Причины нарушения зрения у школьников. Профилактические меры по сбережению зрения у обучающихся».

Пояснительная записка.  По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно фиксируется потеря зрения у более, чем двух миллиардов людей. Все чаще, диагностирование показывает снижение зрени...

Классный час на тему «Здоровый образ жизни. Причины нарушения зрения у школьников. Профилактические меры по сбережению зрения у обучающихся».

Авторы: Полищук О.К., учитель МБОУ "Баскаковская средняя школа", Липко К.А., учитель МБОУ "Серго-Ивановская основная школа", Гагаринского района Смоленской области.Классный час на ...

Органы чувств: зрение. Гигиена зрения.

Сценарий, представленный в данной работе можно использовать при проведении классного часа, а так же на уроке окружающего мира. Целевая аудитория 1-4 класс. Большое значение в работе уделяется игровым ...