ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.
статья по зож на тему

Данная стать раскрывает виды, принципы проведения и особенности минуток физического расслабления на уроках с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizkultminutki.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО

ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ.

Хохрякова С.А.,

учитель начальных классов МБОУ «Школа №20 для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья» г. Перми

Учебная деятельность требует от учащихся с умственной отсталостью большого нервного напряжения, а это приводит к снижению работоспособности. Значительную нагрузку во время урока испытывают органы зрения и слуха, мышцы спины и шеи, а так же мышцы пишущей руки. Появляется предрасположенность к сутулости, искривлению и нарушению подвижности позвоночника. Ограничение амплитуды движений на уроках приводит к ухудшению подвижности плечевых, тазобедренных, коленных и голеностопных суставов, ограничивается подвижность грудной клетки, изменяет частоту и глубину дыхательных движений. Вследствие этого нарушается поступление кислорода в головной мозг, что приводит к преждевременному утомлению. В начальной фазе утомления происходит увеличение количества отвлечений: учащиеся отключаются, невнимательно слушают учителя. Если учащимся не предложить динамическую нагрузку – наступит процесс торможения, и в результате их активность сменится вялостью. Переключения внимания детей на другие виды деятельности во время урока являются охранительной реакцией организма.

Правильно организованная работа по предупреждению утомления в режиме дня является одной из важных форм активного отдыха и культурного досуга, способствует прочному внедрению занятий физической культурой и спортом в быт учащихся.

Важная роль в приобщении учащихся к ежедневным занятиям физическими упражнениями принадлежит физкультурно-оздоровительной работе в режиме учебного дня. К ней относятся следующие разновидности занятий:

  1. Утренняя гимнастика до учебных занятий;
  2. Физкультминутки на общеобразовательных уроках и физкультпаузы на уроках труда;
  3. Игры и физические упражнения на удлинённых переменах.

Перечисленные формы занятий в режиме дня позволяют учащимся восполнить до 60% требуемого для них суточного числа движений. Остальная же часть среднесуточной потребности в движениях удовлетворяется за счёт уроков физической культуры и бытовых форм двигательной деятельности.

         Таким образом, включая в образовательный процесс средства двигательной активности, учебный день становится разнообразным, что приводит к более плодотворным занятиям учащихся на уроках и укреплению их здоровья.

Физкультминутки на общеобразовательных уроках и физкультурные паузы на уроках труда являются активным отдыхом, который проводится, чтобы уменьшить утомление учащихся, снять отрицательные явления статической нагрузки, активизировать их внимание и повысить работоспособность к восприятию учебного материала.

Физкультминутки проводятся систематически с учащимися I-IV классов, по мере необходимости с учащимися старшего школьного возраста. Физкультминутки в I-III классах следует проводить 2 – 3 раза в день, начиная со 2 урока. В IV классе достаточно проводить физкультминутку 1 раз в день, на 3-м или 4-м уроке. В более старшем возрасте это физкультурное мероприятие проводится эпизодически для релаксации.  В подготовительном и первом классах  физкультминутки проводятся силами учителя, а во втором – третьем классах поручают проведение заранее подготовленным учащимся. В четвёртом классе проведение физкультминутки в классе – это обязанность дежурного.

Чтобы вовремя предупредить резкое снижение работоспособности детей, упражнения необходимо проводить на 15-20-й минуте занятий. В тоже время, следует отметить, что не все уроки требуют проведения физкультминуток, например, уроки пения, рисования не нуждаются в проведении этого мероприятия, так как они не вызывают напряжённой умственной работы и учащиеся могут на них двигаться. При организации этого вида активного отдыха в указанные промежутки времени отмечается благоприятная динамика умственной работоспособности в течение урока, учебного дня. Во время контрольных работ, сочинений и т.п. физкультурную минуту можно не проводить, но выполнить релаксацию.  

          Виды физкультминуток рассматриваются следующим образом:

  1. Оздоровительно-гигиенические – их можно выполнять как стоя, так и сидя, расправив плечи, прогнуть спину, потянуться, повернуть голову. К этой же группе физкультминуток относится гимнастика для глаз (часто на уроках использую офтальмотренажёр В.Ф.Базарного).
  2. Танцевальные – они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Дети выполняют произвольные движения по своему желанию (для этого вида физкультминуток использую «Танец маленьких утят», «В каждом маленьком ребёнке..», «Песенка львёнка и черепахи», «Песня про зарядку» и другие).                                      
    3.  Физкультурно-спортивные – это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счёт, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определённых групп мышц (сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте).
  1. Подражательные – зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, животных, людей. Эти физкультминутки позволяют снять эмоциональное напряжение, понизить уровень тревожности. (Например, прыгаем как зайчики, гудим как паровозик, красим забор как маляр, корчим рожицы как обезьяны и др.) .
    5. Двигательно-речевые – дети коллективно читают небольшие весёлые стихи и одновременно выполняют движения, как бы инсценируя их.

Например,          Белки прыгают по веткам,

                            Прыг да скок, прыг да скок!

                            Забираются нередко

                            Высоко, высоко!

                            Будем в классики играть,

                            На одной ноге скакать.

                            А теперь ещё немножко

                            На другой поскачем ножке!

При составлении комплексов физкультминуток, учитываются требования к их проведению:

- комплексы подбираются в зависимости от вида занятия, его содержания, должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес учащихся к ним, а, следовательно, их результативность;

- физкультминутка проводится на начальном этапе утомления, положительном эмоциональном фоне, так как более позднее их проведение не даёт желаемого результата;

- предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

Комплекс составляется из 3-4 упражнений для различных групп мышц, повторяемых по 4-6 раз. Упражнения подбираются с учётом характера предшествующих учебных занятий и чтобы они не утомляли или чрезмерно не возбуждали детей.

Например, после  письменной работы в физкультминутку включаются упражнения с движениями руками и энергичным сжиманием пальцев, потряхиванием кистями, поднятыми вверх, и др.; после длительного сидения - упражнения с приседаниями, на потягивание с глубоким дыханием, с поворотами туловища. С большой эффективностью используются комбинированные упражнения, например из исходного положения сидя, кисти к плечам, пальцы сжаты в кулаки, встать, потянуться, поднять руки вверх, разжать пальцы, сесть, положить руки на парту. При выполнении таких упражнений в активную работу вовлекаются мышцы-разгибатели позвоночника, устраняется часто наблюдающееся у первоклассников ощущение «онемения» пальцев после письма.

При составлении комплексов физкультурных минут большое значение придаётся последовательности выполнения упражнений. Из опыта работы рекомендуется следующий порядок выполнения:

- одно упражнение в потягивании (выпрямляет позвоночник и растягивает мышцы, находящиеся при сохранении рабочей позы в статическом состоянии, способствует вентиляции лёгких и ликвидации застойных явлений);

- одно упражнение, вовлекающее в работу в различных сочетаниях группы мышц верхнего плечевого пояса (особое внимание уделяется упражнениям на осанку);

- одно упражнение для мышц туловища и ног (повороты, полунаклоны, полувыпады, полуприседания и т.п.) в сочетании с простейшими движениями рук;

- одно упражнение на растягивание и расслабление мышц, несущих основную нагрузку в процессе учебной деятельности;

- одно упражнение на внимание (ассиметричные движения рук, выполнение по словесному описанию и т.п.).

Упражнения проводятся одно за другим без остановок. По окончании выполнения упражнений рекомендуется принять положение правильной осанки и удерживать его в течение 5-6 секунд. Это позволит создать установку на сохранение правильной осанки в процессе учебных занятий, настроиться на продолжение урока.

Если упражнения выполняются в проходах между партами, то амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы учащиеся  не мешали друг другу. Комплексы проводятся с большой интенсивностью и с малыми интервалами для отдыха. Продолжительность выполнения комплекса – 1-2 минуты. Комплекс упражнений должен выполняться на протяжении 2-3 недель, после чего заменяется новым. Разучивание комплексов упражнений проводится на уроках физической культуры, после уроков, или в другое свободное время под руководством учителя физкультуры или классного руководителя. В течение каждой недели применяются два комплекса, поскольку в зависимости от характера работы будет выполняться тот или иной набор упражнений. На следующей неделе используются новые комплексы или старые, но под новую музыку, можно применить прежний комплекс, но с частичной заменой одного-двух упражнений новыми или предложить те же упражнения, но с другими исходными положениями. Это способствует повышению интереса учащихся к данному виду физкультурно-оздоровительной работы.

     

Список используемой литературы:

  1. Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования //Классный руководитель. - 2000. №3.
  2. Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т. 1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С. П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2003.
  3. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных заведений. / Л. П. Матвеев. 4-е изд., стер. СПб.: Издательство «Лань». М.: ООО Издательство «Омега-Л» 2004.
  4. Примерная  адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2015.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по организации физкультурно-оздоровительной работы «Я в мире спорта» для воспитанников 1-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида

Данная программа позволит систематизировать и углубить знания о здоровом образе жизни, заинтересовать учащихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочно...

Использование нетрадиционных форм организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.

Охранение и укрепление здоровья учащихся; cовершенствование процесса физического воспитания и пропаганды здорового образа жизнидополнительное образование детей в области физической культуры...

Зависимость учебного процесса от организации физкультурно-оздоровительной работы.

     Эффективность учебного процесса в школе зависит от умелой организации физкультурно-оздоровительной работы. Среди различных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий особ...

Статья «Специфика организации физкультурно-оздоровительной работы во внеурочное время с младшими школьниками с ослабленным здоровьем»

Программа внеурочной физкультурно - оздоровительной деятельности для младших школьников с ослабленным здоровьем...

Методическая система организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с младшими школьниками, педагогами и родителями.

Основной целью методической системы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с младшими школьниками, педагогами, родителями в рамках проекта «Комплексная спартакиада» являе...

Методика организации физкультурно-оздоровительной работы в группе продленного дня с детьми , имеющими легкую степень умственной отсталости

Дети с ОВЗ - это дети, которые имеют недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Работа в сфере физического воспитания, с такими детьми, должна быть направлена на создание в учреждении специ...