ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.
статья по зож на тему
Данная стать раскрывает виды, принципы проведения и особенности минуток физического расслабления на уроках с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizkultminutki.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ.
Хохрякова С.А.,
учитель начальных классов МБОУ «Школа №20 для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» г. Перми
Учебная деятельность требует от учащихся с умственной отсталостью большого нервного напряжения, а это приводит к снижению работоспособности. Значительную нагрузку во время урока испытывают органы зрения и слуха, мышцы спины и шеи, а так же мышцы пишущей руки. Появляется предрасположенность к сутулости, искривлению и нарушению подвижности позвоночника. Ограничение амплитуды движений на уроках приводит к ухудшению подвижности плечевых, тазобедренных, коленных и голеностопных суставов, ограничивается подвижность грудной клетки, изменяет частоту и глубину дыхательных движений. Вследствие этого нарушается поступление кислорода в головной мозг, что приводит к преждевременному утомлению. В начальной фазе утомления происходит увеличение количества отвлечений: учащиеся отключаются, невнимательно слушают учителя. Если учащимся не предложить динамическую нагрузку – наступит процесс торможения, и в результате их активность сменится вялостью. Переключения внимания детей на другие виды деятельности во время урока являются охранительной реакцией организма.
Правильно организованная работа по предупреждению утомления в режиме дня является одной из важных форм активного отдыха и культурного досуга, способствует прочному внедрению занятий физической культурой и спортом в быт учащихся.
Важная роль в приобщении учащихся к ежедневным занятиям физическими упражнениями принадлежит физкультурно-оздоровительной работе в режиме учебного дня. К ней относятся следующие разновидности занятий:
- Утренняя гимнастика до учебных занятий;
- Физкультминутки на общеобразовательных уроках и физкультпаузы на уроках труда;
- Игры и физические упражнения на удлинённых переменах.
Перечисленные формы занятий в режиме дня позволяют учащимся восполнить до 60% требуемого для них суточного числа движений. Остальная же часть среднесуточной потребности в движениях удовлетворяется за счёт уроков физической культуры и бытовых форм двигательной деятельности.
Таким образом, включая в образовательный процесс средства двигательной активности, учебный день становится разнообразным, что приводит к более плодотворным занятиям учащихся на уроках и укреплению их здоровья.
Физкультминутки на общеобразовательных уроках и физкультурные паузы на уроках труда являются активным отдыхом, который проводится, чтобы уменьшить утомление учащихся, снять отрицательные явления статической нагрузки, активизировать их внимание и повысить работоспособность к восприятию учебного материала.
Физкультминутки проводятся систематически с учащимися I-IV классов, по мере необходимости с учащимися старшего школьного возраста. Физкультминутки в I-III классах следует проводить 2 – 3 раза в день, начиная со 2 урока. В IV классе достаточно проводить физкультминутку 1 раз в день, на 3-м или 4-м уроке. В более старшем возрасте это физкультурное мероприятие проводится эпизодически для релаксации. В подготовительном и первом классах физкультминутки проводятся силами учителя, а во втором – третьем классах поручают проведение заранее подготовленным учащимся. В четвёртом классе проведение физкультминутки в классе – это обязанность дежурного.
Чтобы вовремя предупредить резкое снижение работоспособности детей, упражнения необходимо проводить на 15-20-й минуте занятий. В тоже время, следует отметить, что не все уроки требуют проведения физкультминуток, например, уроки пения, рисования не нуждаются в проведении этого мероприятия, так как они не вызывают напряжённой умственной работы и учащиеся могут на них двигаться. При организации этого вида активного отдыха в указанные промежутки времени отмечается благоприятная динамика умственной работоспособности в течение урока, учебного дня. Во время контрольных работ, сочинений и т.п. физкультурную минуту можно не проводить, но выполнить релаксацию.
Виды физкультминуток рассматриваются следующим образом:
- Оздоровительно-гигиенические – их можно выполнять как стоя, так и сидя, расправив плечи, прогнуть спину, потянуться, повернуть голову. К этой же группе физкультминуток относится гимнастика для глаз (часто на уроках использую офтальмотренажёр В.Ф.Базарного).
- Танцевальные – они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Дети выполняют произвольные движения по своему желанию (для этого вида физкультминуток использую «Танец маленьких утят», «В каждом маленьком ребёнке..», «Песенка львёнка и черепахи», «Песня про зарядку» и другие).
3. Физкультурно-спортивные – это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счёт, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определённых групп мышц (сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте).
- Подражательные – зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, животных, людей. Эти физкультминутки позволяют снять эмоциональное напряжение, понизить уровень тревожности. (Например, прыгаем как зайчики, гудим как паровозик, красим забор как маляр, корчим рожицы как обезьяны и др.) .
5. Двигательно-речевые – дети коллективно читают небольшие весёлые стихи и одновременно выполняют движения, как бы инсценируя их.
Например, Белки прыгают по веткам,
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко!
Будем в классики играть,
На одной ноге скакать.
А теперь ещё немножко
На другой поскачем ножке!
При составлении комплексов физкультминуток, учитываются требования к их проведению:
- комплексы подбираются в зависимости от вида занятия, его содержания, должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес учащихся к ним, а, следовательно, их результативность;
- физкультминутка проводится на начальном этапе утомления, положительном эмоциональном фоне, так как более позднее их проведение не даёт желаемого результата;
- предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.
Комплекс составляется из 3-4 упражнений для различных групп мышц, повторяемых по 4-6 раз. Упражнения подбираются с учётом характера предшествующих учебных занятий и чтобы они не утомляли или чрезмерно не возбуждали детей.
Например, после письменной работы в физкультминутку включаются упражнения с движениями руками и энергичным сжиманием пальцев, потряхиванием кистями, поднятыми вверх, и др.; после длительного сидения - упражнения с приседаниями, на потягивание с глубоким дыханием, с поворотами туловища. С большой эффективностью используются комбинированные упражнения, например из исходного положения сидя, кисти к плечам, пальцы сжаты в кулаки, встать, потянуться, поднять руки вверх, разжать пальцы, сесть, положить руки на парту. При выполнении таких упражнений в активную работу вовлекаются мышцы-разгибатели позвоночника, устраняется часто наблюдающееся у первоклассников ощущение «онемения» пальцев после письма.
При составлении комплексов физкультурных минут большое значение придаётся последовательности выполнения упражнений. Из опыта работы рекомендуется следующий порядок выполнения:
- одно упражнение в потягивании (выпрямляет позвоночник и растягивает мышцы, находящиеся при сохранении рабочей позы в статическом состоянии, способствует вентиляции лёгких и ликвидации застойных явлений);
- одно упражнение, вовлекающее в работу в различных сочетаниях группы мышц верхнего плечевого пояса (особое внимание уделяется упражнениям на осанку);
- одно упражнение для мышц туловища и ног (повороты, полунаклоны, полувыпады, полуприседания и т.п.) в сочетании с простейшими движениями рук;
- одно упражнение на растягивание и расслабление мышц, несущих основную нагрузку в процессе учебной деятельности;
- одно упражнение на внимание (ассиметричные движения рук, выполнение по словесному описанию и т.п.).
Упражнения проводятся одно за другим без остановок. По окончании выполнения упражнений рекомендуется принять положение правильной осанки и удерживать его в течение 5-6 секунд. Это позволит создать установку на сохранение правильной осанки в процессе учебных занятий, настроиться на продолжение урока.
Если упражнения выполняются в проходах между партами, то амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы учащиеся не мешали друг другу. Комплексы проводятся с большой интенсивностью и с малыми интервалами для отдыха. Продолжительность выполнения комплекса – 1-2 минуты. Комплекс упражнений должен выполняться на протяжении 2-3 недель, после чего заменяется новым. Разучивание комплексов упражнений проводится на уроках физической культуры, после уроков, или в другое свободное время под руководством учителя физкультуры или классного руководителя. В течение каждой недели применяются два комплекса, поскольку в зависимости от характера работы будет выполняться тот или иной набор упражнений. На следующей неделе используются новые комплексы или старые, но под новую музыку, можно применить прежний комплекс, но с частичной заменой одного-двух упражнений новыми или предложить те же упражнения, но с другими исходными положениями. Это способствует повышению интереса учащихся к данному виду физкультурно-оздоровительной работы.
Список используемой литературы:
- Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования //Классный руководитель. - 2000. №3.
- Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т. 1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С. П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2003.
- Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных заведений. / Л. П. Матвеев. 4-е изд., стер. СПб.: Издательство «Лань». М.: ООО Издательство «Омега-Л» 2004.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2015.
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по организации физкультурно-оздоровительной работы «Я в мире спорта» для воспитанников 1-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида
Данная программа позволит систематизировать и углубить знания о здоровом образе жизни, заинтересовать учащихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочно...
Использование нетрадиционных форм организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.
Охранение и укрепление здоровья учащихся; cовершенствование процесса физического воспитания и пропаганды здорового образа жизнидополнительное образование детей в области физической культуры...
Зависимость учебного процесса от организации физкультурно-оздоровительной работы.
Эффективность учебного процесса в школе зависит от умелой организации физкультурно-оздоровительной работы. Среди различных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий особ...
Комплексный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Доклад для педагогического совета....
Статья «Специфика организации физкультурно-оздоровительной работы во внеурочное время с младшими школьниками с ослабленным здоровьем»
Программа внеурочной физкультурно - оздоровительной деятельности для младших школьников с ослабленным здоровьем...
Методическая система организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с младшими школьниками, педагогами и родителями.
Основной целью методической системы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с младшими школьниками, педагогами, родителями в рамках проекта «Комплексная спартакиада» являе...
Методика организации физкультурно-оздоровительной работы в группе продленного дня с детьми , имеющими легкую степень умственной отсталости
Дети с ОВЗ - это дети, которые имеют недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Работа в сфере физического воспитания, с такими детьми, должна быть направлена на создание в учреждении специ...