Методика организации физкультурно-оздоровительной работы в группе продленного дня с детьми , имеющими легкую степень умственной отсталости
методическая разработка

Дети с ОВЗ - это дети, которые имеют недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Работа в сфере физического воспитания, с такими детьми, должна быть направлена на создание в учреждении специальных условий воспитания, обучения, которые будут позволять учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Процесс физического воспитания должен быть систематизирован и иметь строгую регламентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

 

Методика организации

физкультурно-оздоровительной работы в группе продленного дня  с детьми , имеющими легкую степень умственной отсталости

Ананских А.А., воспитатель, ГБОУ школа № 657 Приморского района г. Санкт-Петербург

Дети с ОВЗ - это дети, которые имеют недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Работа в сфере физического воспитания, с такими детьми, должна быть направлена на создание в учреждении специальных условий воспитания, обучения, которые будут позволять учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Процесс физического воспитания должен быть систематизирован и иметь строгую регламентацию. Физические упражнения оказывают не только местное воздействие на отдельные органы и системы органов, но и на весь организм в целом. Поэтому у человека, занимающегося физическими упражнениями, повышается устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.

В процессе обучения необходимо использовать такие методы обучения, как  словесный и наглядный. В практической части занятий целесообразным является использование различных способов выполнения упражнений (поточный, повторный). Основными формами организации занятий в целом являются: групповая, индивидуальная и фронтальная.  

Физические упражнения - это естественные и специально подобранные движения, применяемые в физическом воспитании. Их отличие от обычных движений заключается в том, что они имеют целевую направленность и специально организованы для укрепления здоровья, восстановления нарушенных функций.

Физические упражнения: стимулируют обмен веществ, тканевой обмен, эндокринную систему; повышая иммунобиологические свойства, ферментативную активность, способствуют устойчивости организма к заболеваниям; положительно влияют на психоэмоциональную сферу, улучшая настроение; оказывают на организм тонизирующее, трофическое, нормализующее влияние и формируют компенсаторные функции.

Нагрузка должна быть оптимальной и соответствовать функциональным возможностям ребёнка. Для дозировки нагрузки, следует принимать во внимание ряд факторов, которые влияют на величину нагрузки, увеличивая или уменьшая ее. Физические упражнения выполняют после их объяснения или показа. У людей с органическим поражением ЦНС следует сочетать показ и словесное объяснение упражнений. Физические упражнения не должны усиливать болевых ощущений, так как боль рефлекторно вызывает спазм сосудов, скованность движений. Музыкальное сопровождение занятий повышает их эффективность.

Показания, противопоказания и факторы риска.

Общие противопоказания: острые инфекционные и воспалительные заболевания с высокой температурой тела и общей интоксикацией; острый период заболевания и его прогрессирующее течение; злокачественные новообразования до их радикального лечения, злокачественные новообразования с метастазами; острые нарушения коронарного и мозгового кровообращения; острые тромбозы и эмболии; нарастание сердечно-сосудистой недостаточности с декомпенсацией кровообращения и дыхания; кровотечения; отрицательная динамика ЭКГ, свидетельствующая об ухудшении коронарного кровообращения.

Временные противопоказания: обострение хронических заболеваний; сопутствующие заболевания инфекционного или воспалительного характера; острые повреждения; сосудистый криз (гипертонический, гипотонический или при нормальном АД); нарушение ритма сердечных сокращений: синусовая тахикардия (свыше 100 уд./мин.), брадикардия (менее 50 уд./мин), приступ пароксизмальной или мерцательной аритмии, экстрасистолы с частотой более чем 1:10.

Физические  упражнения дают результаты только тогда, когда они проводятся систематически, длительно и беспрерывно. Выполнять их необходимо в соответствии с методическими указаниями. Неправильное положение тела или неверное выполнение движений часто переносит нагрузку с мышц, которые необходимо тренировать, на другие мышечные группы.

Общеразвивающие упражнения и упражнения дыхательной гимнастики, упражнения на координацию движений, на выработку навыка правильной осанки применяют независимо от индивидуальных особенностей развития ребенка. Но при проведении таких занятий необходимо учитывать функциональные возможности организма учащихся, потому что в группе могут быть ученики различной физической подготовленности и физического развития. Поэтому с целью правильного дозирования нагрузки следует применять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Для детей с нарушением интеллекта физическое воспитание играет большую роль, потому что им свойственны разнообразные изменения в двигательной сфере. К наиболее характерным и ярко выраженным относятся: недостаточно точная координация и неуверенность в движениях, трудность сохранения статистического и динамического равновесия, относительно низкий уровень развития ориентировки в пространстве.

Такие особенности в развитии этих детей связаны с нарушением работы вестибулярного аппарата. Поэтому полноценное развитие детей с нарушением интеллекта, невозможно без физического воспитания, обеспечивающего не только необходимый уровень физического развития, но и коррекцию отклонений различных сфер деятельности.

Очень популярны сейчас различные направления фитнеса и оздоровительные виды гимнастики: ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, суставная и дыхательная гимнастика, детская йога и многое другое.

Все они направлены на оздоровление организма занимающихся, повышение их функциональных возможностей и удовлетворение потребности ребенка в двигательной активности.

Комплекс упражнений для профилактики и лечения начальных форм плоскостопия.

  1. И.П.- стоя, руки на пояс. 1-правая на носок, 2-на пятку,3-на носок, 4-и.п. 5-6-то же с другой ноги.
  2. И.П.- стоя, руки на пояс.1-подняться на носки перекатом, 2-перекатом на пятки.
  3. И.П.- стоя руки на пояс. Правое колено вперед, круговые движения стопой вправо и влево, то же с другой ноги.
  4. Ходьба перекатом с пятки на носок.
  5. Ходьба на носках, на пятках.
  6. Ходьба на наружных сводах стопы.

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики.

  1. И.П.- основная стойка. 1-руки вверх потянуться, подняться на носки – вдох, 2- вернуться в исходное положение – выдох (вдох через нос, выдох через рот).
  2. И.П.- ноги врозь, руки в стороны максимально отведены назад, ладони вперед, пальцы разведены. 1- руки резко скрестить на груди, кисти на лопатки, выдох (резкий); 2- медленно вернуться в исходное положение, вдох.
  3. И.П.- стоя на носках прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки в стороны-вверх. 1-опуститься на стопы, наклон вперед, округлить спину, руки махом через стороны скрестить перед грудью, больно хлестнуть кистями по лопаткам (громкий выдох). 2-3- плавно руки развести в сторны и снова скрестить перед грудью, 2-3 раза хлестнуть кистями по лопаткам, продолжать выдох. 4- вернуться в исходное положение, диафрагмальным выдохом выпячивая круглый живот.
  4. И.П.- стоя на носках прогнувшись, ноги на шириине плеч, руки вверх-назад, пальцы в замок. 1- опуститься на стопы, быстрый наклон вперед, округлив спину, хлыст руками вперед-вниз-назад (выдох); 2- плавно вернуться, диафрагмальным вдохом выпячивая живот.

Комплекс упражнений в положении стоя.

  1. И.П.- стойка ноги врозь, руки вверх в замок, ладонями наружу. Рывки руками над головой.
  2. И.П.- стойка ноги врозь, руки за голову. 1-округлить спину, локти максимально вперед, 2- вернуть в исходное положение, локти максимально в стороны, прогнуться.
  3. И.п.- стойка ноги врозь, руки к плечам. 1-4- круговые движения руками вперед, 5-8- назад.
  4. И.П.- основная стойка. 1- правая рука вверх назад, левая вниз назад, захват кистями рук за спиной, прогнуться, зафиксировать положение, 2- исходное положение, 3-4- поменять положение рук.
  5. И.П.- стойка ноги врозь, руки на пояс. 1- локти вперед, округлить спину, голова вперед-вниз, выдох; 2- локти назад, прогнуться, голова вверх, вдох.
  6. И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. Наклонить туловище вперед, прогибая спину - выдох, и.п. - вдох. При наклоне голову поднимать, локти отводить назад ноги прямые, темп медленный. 3-8 раз.
  7. И.п - стойка ноги врозь, руки за головой. Наклонить туловище влево выдох, и.п. - вдох. То же в другую сторону.

Комплекс ОРУ по музыкальное сопровождение.

«Овощи» 

Раз, два, три, четыре,    (Ходьба на месте)

Дети овощи учили:        (Прыжки на месте)

Лук, редиска, кабачок,   (Наклоны вправо-влево)

Хрен, морковка, чесночок  (Хлопки в ладоши)

 «Три медведя»

Три медведя шли домой: (дети идут как медведи)

Папа был большой-большой, (поднимают руки вверх)

Мама с ним - поменьше ростом, (руки на уровне груди, вытянуты вперед)

А сыночек просто крошка, (садятся на корточки)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил (встают и имитируют игру на погремушках)

«Мы к лесной лужайке вышли»

Мы к лесной лужайке вышли,  (ходьба на месте)

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,  (прыжки на месте)

Через ветви и пенёчки.

Кто высоко так шагал -  (хлопки в ладоши)

Не споткнулся, не упал.

Библиографический список

  1. Артамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура / Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова. - М.: Владос-Пресс, 2010. 928 c.
  2. Коновалов, С. С. 4 комплекса упражнений, которые показаны каждому. В движении - здоровье! / С.С. Коновалов, Д.Е. Чесноков. - М.: Прайм-Еврознак, 2011. - 176 c
  3. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии / Н.Л. Литош. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 140 c
  4. Потапчук, А. А. Лечебная физическая культура в детском возрасте / А.А. Потапчук, С.В. Матвеев, М.Д. Дидур. - М.: Речь, 2007. - 472 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности преодоления ошибок письма, связанных с нарушением языкового анализа и синтеза, у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости»

Оглавление ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………... 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОШИБОК ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ 1.1. Особенности фор...

Комплекс игр и упражнений, направленный на формирование коммуникативных способностей у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости

Игры и упражнения, направленные на формирвоание умения использовать вербальные и невербальные средства общения, развитие эмпатии и умения сотрудничать....

Конспект урока по развитию речи по теме: «В мире профессий» для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 2 класс

Тема урока: развитие речи-рассуждения на материале по теме «Профессии» с опорой на наглядность.Лексическая тема: «В мире профессий»Цель урока: формировать умение давать разверн...

Использование пиктограмм.в работе с детьми с умеренной степенью умственной отсталости.

Использование пиктограмм.в работе с детьми с умеренной степенью умственной отсталости в условиях стационара....

Статья на тему "Методики для определения уровня сформированности коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости."

В статье приведены методики для определения уровня сформированности коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости....

Коррекционная педагогическая работа с детьми, имеющими разные формы умственной отсталости.

Программа переходного возраста от детства к взрослости лиц с умственной отсталостью должна включать в себя: социализацию (личную адаптацию и интеграцию в общество, обучение общению, межличностное взаи...