Программа внеурочной деятельности "Игры с мячом" для 1-3 классов
рабочая программа по зож (1, 2, 3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бичуринская средняя общеобразовательная школа »
Рассмотрено:
на заседании МО учителей начальных классов
Протокол №___ от «__»_______20__г.
Согласовано: Утверждаю:
Заместитель директора по ВР Директор______________ Э. М. Исмакаева __________ Ф.Ф.Махмудова____________
«___»_________________ 20__г. «___» ________________ 20__г.
Программа внеклассной работы «Игры с мячом» для учащихся 1-4 классов
Учитель начальных классов
Амирова Файруза Масхаровна
с. Бичурино 2014
Пояснительная записка.
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Известно, что здоровье ребенка формируется под воздействием целого комплекса факторов: биологических, экологических и др. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, большое значение имеет двигательная активность - естественная потребность в движении, которая оказывает благоприятное воздействие на формирование организма. При недостатке ее возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Приобщение к спорту с раннего детства даёт человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, чёткость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство коллективизма. Оптимальный объем развития двигательных качеств — одно из условий сохранения и укрепления здоровья детей младшего школьного возраста. Базовыми двигательными качествами детей являются: ловкость, меткость, точность, подвижность, равновесие, ритмичность, быстрота реакции.
Важное место в системе физического воспитания детей школьного возраста занимают действия с мячом. Мяч - это снаряд, который требует ловкости и повышенного внимания. Упражнения в бросании, катании, ведении мяча способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствует пространственную ориентировку, формируют умения действовать с мячом, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений. Занимаясь с мячами различного веса и объёма, развиваются не только крупные мышцы, но и мелкие. Увеличивается подвижность в суставах пальцев и кистей, голени и стопы, усиливается кровообращение. При систематическом обучении дети без проблем совершают сложные координированные движения, начинают логически осмысливать свои действия, значительно улучшаются навыки владения мячом: свободно держать, передавать, бросать, вести мяч, следить за ним. Кроме того, правильно подобранные упражнения с мячом могут способствовать выработке таких психологических качеств, как внимательность, инициативность, целеустремленность. Особый интерес представляет использование игрового метода и упражнений из арсенала спортивных игр в системе физического воспитания детей старших и подготовительных групп в дошкольных образовательных учреждениях. Физкультурные занятия, построенные на использовании элементов спортивных игр и упражнений, в значительной степени способствуют повышению уровня физической подготовленности, физическому и психическому развитию, вызывают повышенный интерес к занятиям двигательной деятельностью у школьников.
Из вышеизложенного, назрела острая необходимость поиска путей физического и духовного оздоровления школьников, эффективных средств развития двигательной активности ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Решение этой проблемы я вижу в играх и упражнениях с мячом.
С этой целью была разработана программа дополнительного образования «Игры с мячом», которая составлена на основе учебно-методического пособия Н.И.Николаевой «Школа мяча» Издательство «Детство-Пресс»
Направленность программы: работа по улучшению физического развития, физической подготовленности детей, развитию ловкости, координации, глазомера, согласованности движений, воспитанию морально-волевых качеств.
Новизна и актуальность: программа гуманистически ориентирована, так как предлагаемая система разработана с учетом особенностей психомоторного развития школьников, реального уровня их физической подготовленности. Игры и эстафеты, подвижные игры с мячом дают возможность каждому ребенку познакомиться с элементами спорта, почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т.е. приобщают детей к универсальным ценностям человеческой жизни, доброте, коллективизму, взаимопомощи.
Направления работы:
- Теоретическое: знакомство детей с историей возникновения мяча, игры в баскетбол, игры в волейбол, футбол, правила командной игры.
- Практическое: обучение детей техническим навыкам владения мячом.
Цель программы:
Гармоничное развитие личности ребенка в процессе ознакомления с элементами спортивных игр с мячом.
Задачи обучения:
- Заинтересовать детей упражнениями и игрой с мячом.
- Формировать навыки передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину, ворота, умение применять их в игровой ситуации.
- Научить детей передавать, ловить и бросать мяч , сочетать эти действия между собой, а также с другими действиями с мячом и без мяча.
- Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.
- Развивать глазомер, координацию, ритмичность, согласованность движений.
- Развивать физические качества ребёнка: быстроту, ловкость, выносливость, силу.
Задачи первого года обучения:
- Формировать двигательные навыки у детей, умения работать в команде.
- Развивать точность и координацию движений, пространственную ориентировку, зрительную и слуховую ориентацию.
- Развивать физические качества ребёнка.
- Воспитывать положительные нравственно-волевые черты детей, умение принимать быстрые, разумные решения, соблюдать правила игры и поведение.
Ожидаемый результат
- действовать по сигналу инструктора по физической культуре, быстро реагировать на сигнал;
- играть с мячом, не мешая другим;
- согласовывать свои движения с движениями товарищей, соблюдать правила в командных видах
(эстафета или поточный метод);
• бросать и ловить мяч:
- двумя руками снизу вверх;
- двумя руками снизу вверх с хлопком впереди;
- передача в парах двумя руками снизу;
- передача в парах двумя руками из-за головы;
- передача в парах двумя руками от груди;
- передача мяча друг другу;
- выбрасывание мяча ногой вперед.
• метать мяч:
- с расстояния в обруч, в корзину, расположенную на полу, двумя руками снизу;
- в вертикальную цель;
- в баскетбольный щит с места;
- метать набивной мяч;
- с расстояния в цель (ворота)
Задачи второго года обучения:
1. Формировать умение действовать с мячом
- Развивать основные двигательные качества: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости; учить командным взаимодействиям.
- Развивать точность, координацию, глазомера.
- Воспитывать умение играть с мячом, не мешая другим детям, уступать друг другу мяч; приучать слушать сигнал.
К концу года дети должны уметь:
бросать мяч в кольцо:
- двумя руками из-за головы;
- двумя руками от груди;
• бросать мяч в ворота:
- с ударом по неподвижному мячу;
- с ударом по движущемуся мячу.
• соблюдать правила в командной игре.
Отличительными особенностями данной программы является расширение возможностей физического воспитания на основе планирования и организации процесса развития двигательных способностей в процессе игры с мячом и максимального приближения занятий к игровой деятельности, соответствие их содержания возможностям и подготовленности детей; социально-личностная направленность программных задач.
Возраст детей: программа составлена для детей младшего дошкольного возраста.
Сроки реализации программы: 4 года
Формы работы с детьми и режим занятий: занятия в зале и на спортивной площадке.
Длительность занятий зависит от возраста детей и составляет 35 минут с периодичностью проведения 2 раза в неделю.
Предполагаемые результаты по реализации программы: укрепление здоровья детей, повышение уровня двигательной активности, формирование двигательных умений и навыков, укрепление уверенности детей в своих силах и возможностях, умение чувствовать себя комфортно в большом коллективе, умение владеть мячом на достаточно высоком уровне.
Методика диагностики:
Виды движений: | Средний уровень (1-й год обучения) | Средний уровень (2-й год обучения) | |
Элементы игры в баскетбол |
|
|
|
Броски мяча в корзину 2-мя руками из-за головы | Из 5 бросков 3 попадания | Из 5 бросков 4 попадания | |
Элементы игры в волейбол | Перебрасывания мяча через сетку | Задерживает мяч, перебрасывает через сетку. | Не задерживает мяч, перебрасывает через сетку |
Перебрасывание мяча друг другу | Расстояние 2 метра Не совсем уверенно и точно выполняет действия в заданном темпе. 1-2 раза потерял мяч. | Расстояние 2 метра Технически правильно выполняет действия, проявляет усилия. 1-2 раза потерял мяч. | |
Элементы игры в футбол | Передача мяча друг другу | Расстояние 2 метра Не совсем уверенно и точно выполняет действия в заданном темпе. 1-2 раза потерял мяч. | Расстояние 2 метра Технически правильно выполняет действия, проявляет усилия. 1-2 раза потерял мяч. |
Удар по мячу на точность в цель (ворота) с расстояния 1,5-2,0м. | 2 раза из 10 | 3 раза из 10 | |
«Школа мяча» | Отбивания мяча на месте | Не менее 3 раз одной рукой. 2 раза потерял мяч.
| Не менее 5 раз одной рукой. 1-2 раза потерял мяч. |
Подбрасывания мяча с хлопками в движении | Ловит и бросает мяч, удерживает кистями рук. Не менее 3 раз подряд. 2 раза потерял мяч. | Ловит и бросает мяч, удерживает кистями рук Не менее 5 раз 1-2 раза потерял мяч. | |
| Подбрасывание и ловля мяча двумя руками на месте | 5 раз
2 раза потерял мяч | 5 раз
1 раз потерял мяч |
Броски мяча об пол и ловля 2 руками в движении | Умеет принимать
| Умеет ловко принимать
|
Формы подведения итогов реализации программы: итоговые занятия, спортивные развлечения.
План реализации программы
(первый год обучения)
№ | Раздел | Кол-во | Теор-практич | Практич |
1 | Диагностика | 4 |
| 4 |
2 | История возникновения мяча | 1 | 1 |
|
3 | Броски мяча | 8 |
| 8 |
4 | Подбрасывание мяча | 12 |
| 12 |
5 | Перебрасывание мяча в парах | 13 |
| 13 |
6 | Перебрасывание мяча через сетку | 15 |
| 15 |
7 | Отбивание мяча | 8 |
| 8 |
8 | Забрасывание мяча в корзину | 3 |
| 3 |
9 | Знакомство с мячами – фитболами | 1 | 1 |
|
10 | Упражнения с мячами – фитболами | 4 |
| 4 |
11 | Итоговое | 1 | 1 |
|
| Итого: | 70 | 3 | 67 |
(второй год обучения)
№ | Раздел | Кол-во | Теор-практич | Практич |
1 | Диагностика | 4 |
| 4 |
2 | О многообразии игр с мячом | 1 | 1 |
|
3 | Беседа о спортивной игре «волейбол» | 1 | 1 |
|
4 | Беседа о спортивной игре «баскетбол» | 1 | 1 |
|
5 | Беседа о спортивной игре «футбол» | 1 | 1 |
|
6 | Броски мяча | 4 |
| 4 |
7 | Отбивание мяча | 13 |
| 13 |
8 | Перебрасывание мяча | 14 |
| 14 |
9 | Упражнение с фитболами | 2 |
| 2 |
10 | Забрасывание мяча в цель | 14 | 4 | 10 |
11 | Ведение мяча | 5 |
| 5 |
12 | Перебрасывание мяча через сетку | 10 | 2 | 8 |
| Итого: | 70 | 9 | 61 |
Третий год обучения
№ | Раздел | Кол-во | Теор-практич | Практич |
1 | Диагностика | 4 |
| 4 |
2 | Новые виды игр с мячом | 1 | 1 |
|
3 | Беседа о спортивной игре «волейбол» | 1 | 1 |
|
4 | Беседа о спортивной игре «баскетбол» | 1 | 1 |
|
5 | Беседа о спортивной игре «футбол» | 1 | 1 |
|
6 | Броски мяча | 4 |
| 4 |
7 | Отбивание мяча | 13 |
| 13 |
8 | Перебрасывание мяча | 14 |
| 14 |
9 | Упражнение с фитболами | 2 |
| 2 |
10 | Забрасывание мяча в цель | 14 | 4 | 10 |
11 | Ведение мяча | 5 |
| 5 |
12 | Перебрасывание мяча через сетку | 10 | 2 | 8 |
| Итого: | 70 | 9 | 61 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности начальной ступени образования (2 класс) научно-познавательного направления 2012 г
Значение средств связи в истории человеческой цивилизации. Календарные обычаи и обряды, сохранившиеся у некоторых народов с древнейших времён....
Программа внеурочной деятельности "Мы построим Радугу" 3 класс
Программа внеурочной деятельности "Мы построим Радугу" разработана для учащихся 3 класса (возраст 9-10 лет) Основу программы составляет программа Савенкова А.И. "Я- исследователь". Работа с детьми иде...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
Рабочие программы внеурочной деятельности "Театральная мастерская" 1-4 классы и 5-8 классы
Рабочие программы внеурочной деятельности "Театральная мастерская" 1-4 классы, 5-8 классы...
Программа внеурочной деятельности по самбо 1-4 класс и КТП 1-4 классы
Программа разработана на основе примерной рабочей программы учебного модуля "самбо" для образовательных организаций реализующих проект "Самбо в школу" г. Краснодар 2021г....