«Организация оптимальных условий повышения качества образования: индивидуализация и дифференциация в обучении учащихся школы».
статья по теме
Материал представлен для выступления на педагогическом совете, школьном методическом объединении учителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете:
«Организация оптимальных условий повышения качества образования: индивидуализация и дифференциация в обучении учащихся школы».
Подготовила: Юрченкова Г.Ф.,
учитель начальных классов
Один из наиболее актуальных вопросов сегодняшнего дня - качественное усвоение программного материала всеми учащимися.
Показатели качественного усвоения изучаемого материала - активная работа на уроке всех учащихся класса, умение каждого ученика выполнить задание на уроке под руководством учителя и обосновать свои действия, самостоятельно выполнить аналогичные задания, проявить творчество, смекалку.
На начальном этапе обучения необходимо, чтобы методы и формы работы с младшими школьниками были ориентированы на развитие личности ребенка, его творческих способностей и интереса к учению. Научными исследованиями доказано, что наибольший положительный эффект в учебном процессе оказывает применение дифференцированного подхода, который дает возможность детям с разными познавательными возможностями почувствовать уверенность в своих силах, позволяет развивать интуицию, воображение, логическое мышление каждого ребенка и способствует активизации познавательной деятельности.
Дифференцированный подход предполагает использование на уроках и в домашней работе разноуровневых заданий, которые составляются учителем с учетом знаний и способностей детей.
Как строить процесс дифференцированного обучения в начальной школе?
Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности. Теоретики считают: по степени помощи ученику.
Я провожу дифференциацию по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий:
группа 1 - дети, требующие постоянной дополнительной помощи; группа 2 - дети, способные справляться самостоятельно;
группа 3 - дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказать помощь другим.
Как педагогу - практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы «сильные» учащиеся не скучали, а дети с трудностями обучения и развития понимали его?
Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Работать над ним мы начинаем еще при написании календарно-тематического плана. Важно не просто переписать из методички темы в соответствии с расчасовкой, а продумать место и роль каждого урока в теме, связь между уроками курса, распределить время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов.
Чтобы разнообразить учебные будни, учителя начальных классов часто используют различные формы и жанры урока. В большинстве случаев такие уроки реально повышают эффективность обучения. Учителями других школ разработаны и проводятся уроки математики, которые названы «блицуроки» -это уроки решения задач.
На блицуроке учащимся предлагается весь урок решать задачи. На первый взгляд, затея скучная и малоэффективная. Разнообразие и интерес в это занятие вносит внутренняя и внешняя дифференциация: учитель подбирает
2
3
задачи трех уровней сложности, а право выбора сложности задачи оставляет за учениками. Задачи даны на карточках разного цвета, которые указывают уровень сложности.
Оценивание за урок проводится рейтинговое, в зависимости от сложности и количества решенных задач. Для высокого рейтинга ученик должен решить, например, 3 сложные или 6 простых задач - выбор за ним. «Сильные» учащиеся, быстро набрав нужные баллы, выступают в роли консультантов для более «слабых» товарищей, учатся, обучая (количество «нужных» баллов определяет сам учитель в ходе работы, когда происходит значительный отрыв в баллах у «умников» и «слабеньких»), Даже самые «слабые» ученики ощущают свою успешность, ведь задачи с низким уровнем трудности им по плечу и в случае затруднения всегда можно взяться за другую задачу или воспользоваться помощью товарища. Эта форма урока наиболее эффективна при закреплении решения задач одного вида, обобщение темы или раздела по русскому языку.
Из нестандартных форм уроков мы часто используем уроки - игры. Это могут быть небольшие сюжетные включения в урок; уроки, полностью подчиненные сюжетной линии; ролевые игры.(Демонстрация Букваря, математики, прописи.)
Для уроков обобщения изученного материала можно использовать такую известную форму обучающего контроля, как зачет. На зачете можно пользоваться всем: учебником, тетрадью, памятками. Проводить зачеты рекомендовано со 2-го класса, причем в каждый из уроков-зачетов необходимо добавлять элемент новизны. Про водя зачет впервые, всю подготовку учитель берет на себя: составление вопросов, подбор практического материала, оценивание и организацию работы на уроке. Постепенно можно подключать к работе по подготовке и про ведению зачета учащихся: они готовят вопросы, подбирают материал для практической части, сами выступают в роли консультантов и экспертов, проводят самооценку деятельности на уроке. К окончанию 4-го класса готовят и проводят зачеты сами учащиеся. (Чтобы привлечь к активной работе на зачете «средних» и «слабых» учащихся, можно возложить на «сильных» роли наблюдателей: они должны следить за приемом - сдачей зачета, помогать малоопытному эксперту, направлять его деятельность. Таким образом, на уроке все учащиеся активны, осознают важность и значимость выполняемых ролей, учатся задавать наводящие, провокационные вопросы, оппонировать друг другу. Методика проведения уроков-зачетов дана в журнале «Начальная школа плюс «До» и «После» N21/05 г.,с.55).
Проведя контроль, педагог обязательно должен сделать анализ работ, довести его до учащихся, выполнить работу над ошибками. В связи с этим неизбежно возникает вопрос: в чем состоит эффективность урока, посвященного работе над ошибками, для учащихся, которые их не допустили? Для них подобный урок скорее всего станет пустой тратой времени. Как же этого избежать?
Я предлагаю следующее: проверяя работы учащихся, выписать все допущенные ими ошибки. Несмотря на то, что работы проверены, в тетрадях
детей не должно быть никаких пометок, исправлений и отметок, проставленных учителем. Раздав тетради без исправлений, предложите учащимся откорректировать текст, записанный на доске. В этом тексте соберите все ошибки, допущенные учениками класса. Предложите каждому про верить свою работу и исправить обнаруженные ошибки. Ребенок, обнаружив ошибку, исправляет ее в тетради и у доски, подбирает проверочное слово и другие слова с той же орфограммой. Данный подход позволяет всем ученикам работать на уроке продуктивно, вне зависимости от способностей и обученности, развивает орфографическую зоркость.
Дифференцированный подход возможно осуществлять на различных этапах урока. На этапе введения нового понятия учителю лучше работать со всем классом, а после того, как выполнено несколько упражнений, переходить к дифференцированной самостоятельной работе.
Организация самостоятельной работы - самый трудный момент урока.
Чтобы самостоятельную работу успешно выполнили все дети, и «сильные» и «слабые», необходимо тщательно готовить задания. Они должны быть составлены так, чтобы на всех этапах работы развивали интерес к предмету. Правильная организация и проведение самостоятельной работы повышают качество знаний учащихся, предупреждают неуспеваемость, с первых лет обучения воспитывают у детей привычку не терять ни одной минуты рабочего времени. При самостоятельной работе на уроках письма использую наглядность, игровые моменты, подбираю тексты воспитывающего или поучающего характера. На уроках математики подбираю материал и задания для самостоятельной работы с таким расчетом, чтобы они были посильны детям, служили базой для изучения новой темы и способствовали лучшему ее усвоению, чтобы работа заинтересовала учащихся, приносила пользу. При работе над задачами использую различные виды дифференцированной помощи: чертежи, схемы, рисунки, таблицы, наводящие вопросы и т.д.
Домашние задания должны также учитывать уровень сформированных знаний и умений учащегося. Содержание контрольных работ должно предоставлять учащимся возможность показать то, что они знают, а не то, чего они не знают. Дифференцированный подход в данном случае является средством поддержания у ребенка веры в свои возможности, а оценка должна отражать истинный уровень знаний учащихся.
Опыт учителей и анализ домашних работ, самостоятельных работ в классе, бесед с детьми показали, что при дифференцированном подходе к детям значительно повышается уровень усвоения знаний, достигаются определенные положительные успехи в работе. У всех учащихся появляется уверенность в своих силах, они не испытывают затруднений при решении поставленных задач. Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения.
Индивидуальная работа и дифференцированный подход к учащимся мы используем на каждом уроке. Между собой эти два приёма взаимосвязаны. Например, каждый получает карточку с заданием-задачей. Задача у всех одна и та же, но степень помощи в решении для каждого ученика оказывается
4
5
различной. Подготовленным ученикам предлагается решить задачу, составить выражения, слабоуспевающим - решить по действиям или закончить ее решение. При устном счете обязательно включают такие примеры, которые неуспевающие дети наверняка могут решить и, конечно, спрашивать при этом нужно только их.
На уроках чтения эти дети обычно читают не так быстро, как остальные ученики. Поэтому им неинтересно, они не успевают следить за чтением больших текстов. Для совершенствования навыков чтения раздаю красочные книги с небольшими рассказами или сказками с крупным шрифтом. Дети читают эти книги дома, а в школе или на уроке, или после уроков рассказывают об этих книгах остальным детям. Многие дети увлекаются рисованием, лепкой, конструированием. В классе должны постоянно действовать коллективные выставки творческих работ. Причем выставлять нужно все работы, независимо от их качества. Это связано с тем, что в своих работах ребенок еще не столько отражает мир, сколько выражает самого себя, пробует свои возможности. Негативная оценка работ школьника наносит непоправимый ущерб его самооценке, сказывается на становлении его позиции по отношению к себе и к людям.
Я считаю, что все учителя должны на каждом уроке обеспечить организацию оптимальных условий, используя индивидуализацию и дифференциацию для повышения качества обучения.
5
различной. Подготовленным ученикам предлагается решить задачу, составить выражения, слабоуспевающим - решить по действиям или закончить ее решение. При устном счете обязательно включают такие примеры, которые неуспевающие дети наверняка могут решить и, конечно, спрашивать при этом нужно только их.
На уроках чтения эти дети обычно читают не так быстро, как остальные ученики. Поэтому им неинтересно, они не успевают следить за чтением больших текстов. Для совершенствования навыков чтения раздаю красочные книги с небольшими рассказами или сказками с крупным шрифтом. Дети читают эти книги дома, а в школе или на уроке, или после уроков рассказывают об этих книгах остальным детям. Многие дети увлекаются рисованием, лепкой, конструированием. В классе должны постоянно действовать коллективные выставки творческих работ. Причем выставлять нужно все работы, независимо от их качества. Это связано с тем, что в своих работах ребенок еще не столько отражает мир, сколько выражает самого себя, пробует свои возможности. Негативная оценка работ школьника наносит непоправимый ущерб его самооценке, сказывается на становлении его позиции по отношению к себе и к людям.
Я считаю, что все учителя должны на каждом уроке обеспечить организацию оптимальных условий, используя индивидуализацию и дифференциацию для повышения качества обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие дополнительного образования как одного из условий повышения качества образования в свете новых стандартов.
В статье отражена точка зрения на существующие трудности и проблемы взаимодействия образовательных учреждений разных типов в условиях внедрения ФГОСов. ...
Ценностный смысл формирования и развития культуры здоровья как достижения учащихся и одного из условий повышения качества образования
Здоровье ребёнка, его физическое и психологическое состояние в значительной степени определяется условиями его жизни, и прежде всего условиями жизни в школе...... В каждой школе созд...
ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Актуальность умения учиться для современного человека...
«Преемственность детского сада и школы, как условие повышения качества образования при внедрении ФГТ и ФГОС».
Выступление Казань...
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, ба...
«Эффективность урока как условие повышения качества образования в начальной школе »
Выступление на педагогическом совете...
Эффективность урока как условие повышения качества образования в начальной школе
Одной из задач образования на современном этапе является повышение эффективности урока как условия повышения качества образования. При этом очень важно определить основные положения в оценке качества ...